Волонтёрские акции образовательных организаций
с социальными партнёрами (из опыта начальной школы)
Головатенко Ю.В., учитель начальных классов высшей категории
МБОУ «Школа № 110», г. Нижний Новгород
Саранцева Г.С., учитель начальных классов высшей категории
МБОУ «Школа № 110», г. Нижний Новгород
Аннотация. Статья посвящена организации волонтерского движения в начальной школе путем реализации проекта «Ступеньки Добра». Авторами освещаются эффективные формы работы с младшими школьниками, направленные на социализацию и воспитание у учащихся активной гражданской позиции, формирование нравственно-этических качеств, позитивных установок на добровольческую социально-значимую деятельность и преемственности между звеньями образовательного пространства.
Ключевые слова: добровольческая социально-значимая деятельность младших школьников, социальные партнеры, волонтерские акции
Волонтѐрская деятельность в школе – это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, при которой младший школьник становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов. Детское движение, объединяет детей и является важным фактором развития личности, ее социализации, истоком гражданственности, развития творческого потенциала в обществе.
В МБОУ «Школа № 110» Канавинского района города Нижнего Новгорода в 2017 году из числа учащихся среднего и старшего возраста создана группа волонтеров «Новое Поколение». В целях социализации и воспитания у учащихся активной гражданской позиции, формирования нравственно-этических качеств, позитивных установок на добровольческую социально-значимую деятельность и преемственности между звеньями образовательного пространства с 2018 года на базе учащихся 2 «В», 3 «В», 4 «В» классов ведется работа над проектом «Ступеньки Добра».
Активными участниками проекта являются ученики, педагоги и родители. Учащиеся под руководством учителей на добровольной основе с разрешения родителей принимают участие в социальных акциях и проектах в течение всего учебного года.
Социальными партнерами проекта «Ступеньки Добра» являются Совет ветеранов микрорайона Мещерское озеро, приют для бездомных животных «Сострадание НН», приют для бездомных животных «Такс-Альянс», библиотека имени А. Грина, экологическая некоммерческая организация «Волшебная крышечка», эко-пункты приёма вторсырья города Нижнего Новгорода, правление села Рубское Княгининского района Нижегородской области.
Проект «Ступеньки Добра» включает в себя четыре раздела:
I раздел – История волонтерского движения
Ребята знакомятся с историей волонтерского движения, узнают, кто такие волонтеры, почему люди ими становятся. Учащиеся приобщаются к школьным традициям, знакомятся с достижениями, работой действующего волонтерского отряда старшеклассников «Новое Поколение» МБОУ «Школа № 110».
Проводятся экскурсии по школе и музею, встречи с семьями-волонтерами, игры с волонтерским отрядом «Новое Поколение», праздники.
Проводятся встречи с интересными людьми. Так, волонтер отряда «Новое поколение» МБОУ «Школа № 110» Золотов Сергей на встрече с ребятами рассказал о вкладе ребят-волонтеров в оказании помощи пожилым людям в организации подключения населения к цифровому телевидению на территории города Нижнего Новгорода в декабре 2019 года, что было отмечено благодарственным письмом администрации города Нижнего Новгорода.
II раздел – Сила в здоровье
У учащихся формируется потребность в выполнении норм личной гигиены и формирования ЗОЖ, умение сдерживать эмоции, анализировать ситуацию, делать выбор в сложной экстремальной ситуации, противостоять вредным привычкам.
Проводятся фотоконкурсы, игры с волонтерским отрядом, «подвижные перемены», спортивные праздники, написание и защита проекта «Я за ЗОЖ», защита плакатов по теме в других классах, викторины, мини-проекты.
III раздел – Чистая Планета
У учащихся младших классов формируется стойкая гражданская позиция в деле охраны природы родного края, научно - познавательный интерес к природе, способность правильно оценивать ситуацию в окружающей среде.
Дети участвуют в озеленении и уборке территории, подкормке птиц, изготовлении скворечников и кормушек, в акциях по сбору макулатуры, батареек, участвуют в благотворительной акции «Волшебная крышечка», в сборе корма для животных, в уходе за животными в приютах «Сострадание НН», «Такс-Альянс».
Проведена встреча с интересными людьми, семьями Кузнецовых и Комляковых, которые оказывают регулярную безвозмездную помощь приютам животных, помогают в передержке собак и пристраивании брошенных животных в добрые руки.
IV раздел – Прошлое, настоящее и будущее
Ведется работа над формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника путем изучения понятий «дружба», «добро», «зло», «коллектив», «милосердие», «сострадание», «толерантность», «альтруизм». Прививаются правила общения со взрослыми и сверстниками, навыки работы в команде. Ребята учатся проявлять заботу и оказывать помощь нуждающимся, находить выход из конфликтных ситуаций. Занятия направлены на развитие патриотических чувств, проявление интереса к истории страны, края, семьи. Силами детей под руководством наставников составляются сценарии и проводятся семейные праздники. Дети участвуют в написании и защите проектов «Моя семья в истории страны», «Моя родословная», в литературно-музыкальных гостиных. Участвуют в конкурсах «Мой Нижний Новгород», «С чего начинается Родина», «Мир моего дома».
В 2018 году состоялась встреча с семьей волонтеров Сальниковых, которые рассказали о своей деятельности и предложили поучаствовать в благотворительных акциях. Участниками проекта «Ступеньки Добра» собраны книги и сувениры для нуждающихся ребят, а также проведена акция «Игрушки своими руками». Подарки были переданы с семьей волонтеров Сальниковых в село Рубское Княгининского района Нижегородской области.
Адресная помощь регулярно оказывается ребенку с онкологическим заболеванием, ученику нашей школы (сбор канцтоваров, книг, игрушек).
На базе МБОУ «Школа № 110» расположен исторический «Музей Боевой Славы жителей микрорайона Мещерское озеро». Традицией школы стали встречи с ветеранами, детьми войны. Для них юные волонтеры проводят в музее экскурсии и литературно-музыкальные гостиные. Изготавливают своими руками поделки и открытки к значимым датам.
Добровольческая деятельность воспитанников проекта «Ступеньки Добра» находится пока в начале своего доброго пути. Участие ребят в акциях добровольчества и милосердия формирует у них осознанную потребность делать добро, позволяет почувствовать свою значимость, увидеть результаты своего труда, развивает социальное творчество и личный позитивный опыт. Дети постигают главное – делать добро не только полезно, но и приятно.
Надеемся, что и в дальнейшем ребята продолжат заниматься волонтерской деятельностью. А родители, активно принимавшие участие в волонтерской работе, будут своих детей поддерживать и помогать им.
Список литературы
1.Акимова Е. В. Педагогическое волонтерство в деятельности детско-молодежных объединений: дис. канд. пед. наук / Е. В. Акимова. –Рязань, 2016. – 177 с.
2.Железная Т.С., Елягина Л.Н. Программа воспитания и социализация обучающихся детей в контексте ФГОС нового поколения: Методические рекомендации по разработке программы. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2011. 3.Приятелева М.К. Актуальность волонтерского движения в современном обществе // Инновационные компетенции и креативность в психологии и педагогике: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Волгоград, 17 марта 2018 г.) – Волгоград: Стерлитамак: АМИ, 2018. – С. 188-189 4.Приятелева М.К. Семейный воспитательный потенциал как условие социального партнерства школы и семьи // Нижегородское образование. 2012. №1. С. 153 -156
А. С. Федоров, В. А. Зотова
Методическое пособие «