Конспект урока «Волшебная Песочная страна»
Подготовил: педагог-психолог Дагбаева В.С.
Для обеспечения гармонизации психоэмоционального состояния ребенка в целом, я в своей работе использую песочную технику. Она положительно влияет на развитие ребенка в целом: ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира, в игровой форме происходит отражение различных эмоций — обиды, восхищения, страхов, радости, злости, тревоги, напряжения. Ребенок по-настоящему разрешает свои внутренние конфликты, решая, играя проблемы на песке.
Цели:
Гармонизация психоэмоционального состояния детей с помощью песочной техники.
Коррекция негативных эмоциональных проявлений (тревога, страх, повышенный уровень агрессии).
Развитие тактильно-кинетической чувствительности и мелкой моторики рук, воображения.
Активизация словарного запаса.
Способствовать эмоциональному контакту между детьми и взрослым.
Место проведения: кабинет педагога-психолога.
Оборудование: стол с песком с подсветкой, столы и стулья на каждого ребенка, мелкие игрушки, кинетический цветной песок, шариковые ручки для поощрения.
Предварительная работа: знакомство с песочницей, с кинетическим песком. (5-7 минут)
Педагог-психолог: Я очень рада вас видеть ребята, проходите. Давайте вместе встанем в круг и поприветствуем друг друга.
Ритуал входа (5 минут)
Ритуал начала занятия "Доброе солнышко" Для хорошего настроения подарим друг другу самую добрую, солнечную улыбку.
Проснулось солнышко и сладко зевнуло, (Поднять руки вверх)
Солнышко лучик тебе протянуло, (Протянуть руки в центр круга)
Солнышко щечку тебе полоскало, (Погладить ладонями щечки)
Доброго утра всем пожелало! (Прижать ладони к груди)
Ребята, я знаю такую Волшебную страну, где круглый год лето, светит солнышко и согревает все кругом своими лучиками.
Это удивительная страна! В этой стране совсем нет снега, там много песка, даже встречается разноцветный, которым можно играть, из которого можно строить!
Закройте глаза и произносите вместе со мной: Раз, два, повернись, в стране волшебной очутись!
Вот мы и очутились в волшебной стране - страна непростая Песочная!
Дети подходят к столу с песком, садятся.
Прежде, чем мы начнём играть с песком, вспомним правила игры с ним:
Дети проговаривают правила работы с кинетическим песком.
1. Песок должен находиться в песочнице.
2. Шалить и кидаться песком здесь нельзя.
3. После игры верни игрушки на свои места.
4. После игры нужно мыть руки.
Давайте поздороваемся с нашим другом-песком. Упражнение "Здравствуй, песочек".
Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок? (сухой, шершавый, мягкий).
Давайте с ним поздороваемся: "Здравствуй, песочек!".
Послушайте… Он с вами здоровается. Вы все слышите? …Плохо слышите, потому что ему грустно и одиноко. Он говорит тихим голосом.
А давайте его развеселим! Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками.
Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками.
Вы слышите, как он смеется?...
Основная часть (10-15 минут)
Упражнение "Необыкновенные следы"
"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком, руками друг с другом "жучки здороваются").
Упражнение "Одновременно" Предложить ребенку рисовать одновременно двумя руками. Сначала нарисовать двух улиток - один правой, другой - левой рукой. Движения рук должны быть синхронными. Затем нарисовать 2 круга, 2 квадрата, 2 треугольника.
Послушайте одну интересную сказку!
В одной сказочной стране жила прекрасная Принцесса. Она была доброй и умной. Но этого мало. Она обладала даром всех вокруг делать добрыми и умными, поэтому жители этой страны чувствовали себя счастливыми. Это совсем не нравилось Дракону, который жил по соседству. Однажды задумал он похитить Принцессу и отнять у неё сказочный дар. Так и случилось... Чтобы Принцесса никогда не смогла дарить радость людям, Дракон заколдовал её, превратив в страшную жабу, потом закрыл в своем подземном замке. Мало того, тот, кто придёт спасать Принцессу, своим прикосновением погубит ее, и она на веки останется заколдованной. Можем ли мы помочь принцессе и жителям этой волшебной страны? Как поможем? Давайте попробуем!.. Нам надо придумать невиданное жабу, и этим расколдовать принцессу. Дети создают их кинетического песка изображения, дополняют их мелкими игрушками.
Педагог-психолог: Молодцы ребята, отлично справились, и наша принцесса вновь стала прекрасной и доброй! А сейчас я вас приглашаю за стол поиграть с цветным песком. Может быть, поделки из этого песка помогут нам превратить в этой волшебной стране Дракона в доброго. Что мы можем для этого сделать? Давайте спросим у Дракона, что же ему надо для того, чтобы он стал добрым? Ответ дракона очень удивил детей. Оказалось, что ему надо всего лишь красивую лягушку.
Деятельность детей с кинетическим песком за столами. Сделанные поделки из песка дети переносят в песочницу.
Ритуал выхода (5 минут)
Ритуал "выхода" из Песочной страны:
В ладошки каждый посмотри — мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок, ты всем нам добрыми стать помог!
Игра «Дождь в лесу»
Дети становятся в круг друг за другом – они «превращаются» в деревья в лесу. Учитель читает текст, дети выполняют действия.
«В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко- высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся, (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются, (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит всё сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».
Ритуал окончания занятия "Солнечные лучики" Давайте протянем руки вперёд и соединим их в центре круга. Тихо постоим, попытайтесь почувствовать себя тёплыми солнечными лучиками.
Рефлексия:
Понравилось ли вам сегодняшнее занятие?
А что понравилось больше всего?
Поощрения для детей - ручки.