СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Волшебница-зима

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная деятельность в старшей группе "Волшебница-зима". На занятии дети расширяют свои представления о  зиме, ее признаках.

Просмотр содержимого документа
«Волшебница-зима»

МБДОУ «Детский сад №3 “Солнышко”»

Технологическая карта образовательной деятельности

«Волшебница - зима»

Составитель: музыкальный руководитель Данилова Елена Юрьевна

Возрастная группа: старший дошкольный возраст

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель. Формирование эстетического восприятия детьми окружающего мира.

Задачи.

  1. Расширить представления детей о зиме, ее признаках.

  2. Учить чувствовать настроение музыкального произведения, анализировать музыкальные средства выразительности.

  3. Обогащать словарный запас детей.

  4. Учить двигаться в соответствии с характером музыки, менять движения в соответствии со сменой частей, ориентироваться в пространстве.

  5. Учить выразительно исполнять музыкальные произведения – в пении, музыкально – ритмических движениях.

  6. Развивать тембровый слух, чувство ритма, воображение.



Предварительная работа: разучивание музыкального материала.

Материал и оборудование. Музыкальный центр. Аудиозаписи: Э. Вальдтейфель «Вальс»; А. Вивальди «Зима» (1 ч. Концерта «Времена года»); музыка неизвестного автора «Полька»; песенка - попевка «Кружимся в танце» (Снежинки, польская народная мелодия). Ноутбук, колонки. Презентация (Слайд- шоу «Зима» А. Вивальди). Электронные портреты композиторов Э. Вальдтейфеля, А. Вивальди. Музыкальные инструменты: колокольчики по количеству мальчиков, барабан 1 шт,. ложки 1 пара. Атрибуты: снежинки по количеству девочек.

Дети заходят в зал под музыку Эмиля Вальдтейфеля «Вальс», проходят по залу, садятся.

Ход деятельности

Этапы

задачи

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Презентация

Слайды



Мотивационный

Создать эмоциональный настрой, вызвать интерес детей к деятельности.









- Ребята, какая волшебная музыка сейчас прозвучала!


- Вы узнали эту музыку? (Ответы детей: да).

- Как она называется? (Ответы детей).


- Какое время года изобразил композитор? (Ответы детей: изобразил зиму, забавы детей – катание на коньках, санках).

- Правильно, картину зимы с морозами, вьюгами, белым снегом и зимними забавами.

- А вам нравится зима?

- Ребята, как бы вы рассказали о зиме человеку, который никогда её не видел? (Ответы детей исполнили зимнюю песню, показали зимний танец, прочитали стихотворение о зиме)

- Тогда давайте вспомним с вами песни, танцы, игры, стихи. Вы согласны?



Музыкальный руководитель встречает, приветствует детей.





Организует, включает детей в образовательную деятельность.


Показывает портрет композитора.


Побуждает детей к ответам, включает в групповую деятельность







Создает проблемную ситуацию.







Под музыку заходят в зал, садятся на места, исполняют приветствие: «Доброе утро, улыбнись скорее, и сегодня весь день будет веселее!»


Дети рассуждают, отвечают на вопросы
















Дети отвечают на вопросы













Слайд 1

Портрет композитора

Э. Вальдтейфеля






















Основной


Расширить знания детей о временах года, дать возможность детям при помощи взрослого узнать, что такое зима, какая она бывает и чем можно заняться в это время года.

- Я хочу показать вам зимнюю картину. Посмотрите, как красива природа зимой.

-Какой вы видите цвет снега, неба, деревьев? (Ответы детей).

- Какая зима за окном? (Ответы детей: спокойная, морозная, ясная).

А вот как поэт А. Пушкин описывал такую погоду:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит…


А сейчас давайте поиграем. Я буду рассказывать о зиме стихами, а вы движениями рук и пальцев.

Весело зимой! Не хочется домой!

(Хлопают в ладоши)

Но ветер приближается

(Разводят руки в стороны)

Вьюга начинается
(Качают над головой руками)

Крепчает мороз –

(Сжимают с усилием кулаки)

Щиплет щеки, щиплет нос

(Пощипывают пальчиками слегка щеки и нос)

Руки стали замерзать,

(Трут ладони)

Надо их согревать.

(Дышат на ладони)

Вечер приближается

(Разводят руки в стороны)

Темнота сгущается.

(Закрывают руками глаза)

Нам домой идти пора.

(Пальцы «шагают»)

До свидания! До утра!

(Машут руками)

Педагог подводит детей к окну, задает вопросы, побуждает детей к ответам.

Педагог использует наводящие вопросы, если дети затрудняются с ответом (ветряная или спокойная, ясная или пасмурная.)















Педагог проводит пальчиковую игру «Здравствуй, зимушка – зима!»

Обращает внимание при выполнении на правильность и выразительность движений.




















Дети встают полукругом, рассматривают картину за окном,

отвечают на вопросы.






















Дети выполняют движения по показу педагога.





























- Ребята, а что вам нравится делать зимой, во что играть? (Ответы детей: играть в снежки, кататься на санках, лыжах и коньках, лепить снеговика)

Правильно, зимой у детей много разных забав. Давайте их изобразим. А поможет нам музыка, вальс Эмиля Вальдтейфеля. Покажите, как вы катаетесь на коньках и санках, играете в снежки.










- Вам понравилось?

Ребята, а можно сказать про зиму что она веселая?

Спасибо моему помощнику и вам дети. А сейчас предлагаю всем присесть и отдохнуть.

Педагог побуждает детей к ответам, задает наводящие вопросы.




Педагог предлагает детям изобразить зимние забавы, выбирает ребенка – помощника, при выполнении задания следит за правильностью и точностью выполнения движений.









Педагог анализирует деятельность детей, задает вопросы

Дети рассуждают, отвечают на вопросы.





Дети встают парами по кругу, самостоятельно выполняют перестроения и различные фигуры под музыку («катаются парами», «катаются на коньках и санках», «играют в снежки», выполняют вальсовые движения – «покачивания», «кружение в парах»).

После выполнения задания садятся на места.


Дети отвечают на вопросы.




-Ребята, а какой ещё бывает зима? (Ответы детей).

Послушайте музыку, в которой изображена картина другой зимы.

- Какая в музыке зима?

- Название? Композитор?


-Какую зиму вы увидели, слушая эту музыку? (Ответы детей: холодную, ветряную, тревожную, темную).

- Как называется, кто написал музыку?

Правильно, музыка Антонио Вивальди и картины русских художников изобразили холодную зиму с вьюгами и метелями.



Давайте голосом на звуке «у» изобразим завывание зимнего ветра.







- Ой, ребята, что это? (Ответы детей: «падает снег», «блестит снег», «переливается снег»)

Педагог задает вопросы, настраивает детей на слушание музыки.





Во время слушания музыки педагог читает стихотворение

А. Пушкина:

- Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Показывает портрет композитора.



Педагог рукой «рисует» в воздухе линии, моделируя условно высоту и динамику «бури». Обращает внимание детей на эмоциональную окраску звука.

Педагог включает крутящуюся лампу, на стенах возникает эффект снегопада.

Дети отвечают на вопросы.







Дети слушают музыку и смотрят видеоряд картин русских художников о зиме.



Дети отвечают на вопросы.







Дети голосом изображают завывание ветра.







Дети дают предполагаемые ответы.









Слайд 2 «Зима» («Времена года» А. Вивальди)







Слайд 3

Портрет композитора

А. Вивальди


Давайте исполним знакомую песенку - попевку «Снежинки».

- Как будем исполнять песню? (Ответы детей: радостно, звонко)




-Ребята, вам понравилось ваше исполнение?

Педагог при исполнении песни обращает внимание на интонацию, выразительность исполнения, дикцию.





Педагог анализирует исполнение.

Дети встают, исполняют подгруппами (мальчики начинают – девочки, как эхо повторяют песню или наоборот), стараются петь чисто, четко проговаривая слова.


Дети оценивают исполнение.



Ветер снежинки гонит и гонит…

Кто там поёт за стеной?

Это Морозец – маленький гномик,

Дует в рожок ледяной.

Музыка ветра, зимняя песня

Слышится снова чуть свет.

Кружат снежинки, словно танцуют

Зимний метельный балет.




- Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Льдинки – снежинки», автор Т.Тютюнникова.

- Какой музыкальный инструмент из предложенных может звенеть, как льдинки?

Я предлагаю девочкам взять снежинки, мальчикам - колокольчики.

















- Ребята, вам понравилась игра?

Педагог читает стихотворение М. Байнихатиса.







Педагог проводит игру «Льдинки – снежинки», автор Т.Тютюнникова.


Предлагает детям выбрать инструмент (барабан, ложки, колокольчик).




Педагог встает вместе с детьми в круг, берет снежинки, воспитатель - колокольчик, показывает под музыку движения для девочек, воспитатель для мальчиков.


Во время игры следит за правильностью выполнения движений под музыку.





Дети слушают стихотворение.













Дети выбирают инструмент, объясняют свой выбор.




Дети берут атрибуты, встают в круг, чередуясь: снежинка-колокольчик.

Девочки в 1 части музыки вращают кистями рук, вытянув их в круг, затем мальчики, вытянув руку в круг, звенят колокольчиками.

Во 2 части музыки выполняют танцевальные движения.

Дети внимательно слушают музыку, выполняют движения по показу педагога.


Дети отвечают на вопрос.


Заключительный этап

Рефлексия




Анализ и оценка результатов деятельности

- Ребята, зима – настоящая волшебница! Вы согласны?

- Вам сегодня на занятии было интересно?

-Сегодня я узнал (а) что зима бывает… (волшебной, холодной, морозной, снежной, веселой, метельной).

- Я могу рассказать, что можно делать зимой.

меня получилось показать руками, как падает снег, голосом, как завывает вьюга.

- Теперь я умею…

- Ребята, мы с вами разучили зимние песни, изобразили движениями под музыку зимние забавы.

А ещё послушали и рассказали стихи, посмотрели зимние картины художников.

- Смогли бы вы теперь сами рассказать о волшебнице- зиме, например, с помощью рисунков?

Педагог использует в анализе деятельности метод «Незаконченное предложение».

















Задает вопросы, оценивает работу детей.


























Дети отвечают на вопросы педагога, оценивают свою работу.

















Дети выходят из зала под музыку «Вальса» Э. Вальдтейфеля.















2