СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Волшебное электричество.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети очень любят проводить различные опыты и эксперименты. В данной разработке описаны опыты со статическим электричеством и знакомство с электрическим током.

Просмотр содержимого документа
«Волшебное электричество.»

Конспект занятия для старшей группы

«Волшебное электричество»

Цель: обобщать знания детей об электричестве.

Задачи:
- расширять представления о том, где "живет" электричество и как оно помогает человеку, закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту;
- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности,
развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира, воспитывать умение работать в коллективе.



Оборудование:

-фрагменты из мультфильма «Золушка»;
-картинки с изображением электроприборов;

-слайды с изображением электростанции, электрической линии, солнечной батареи;

- воздушные шары, пластмассовые линейки, футляры от термометров, шерстяные варежки, бумажные кораблики, лейка с водой, таз с водой;

- плакат о безопасном обращении с электричеством, плакат с алгоритмом проведения опыта «Молния»;

- «электрический» театр;

- телевизор.

Предварительная работа: беседа о различных бытовых электроприборах, дидактическая игра «Раньше и теперь», просмотр мультфильма «Уроки тётушки Совы: электричество»







- Какое у вас сегодня настроение? Вам любите, когда к вам приходят гости?

- К нам пришла гостья. А кто она вы узнаете, если отгадаете загадку:

Она не боится работы,

Красива она и мила.

Всё время в трудах и заботах

У мачехи злобной жила…. (Золушка)

(Показать фрагмент из мультфильма, где Золушка грустная )

- Какое настроение у Золушки? (Грустное, печальное). Как вы думаете, почему? Чем можно помочь Золушке?

-К сожалению, у Золушки нет таких помощников, как у современных хозяек. Давайте подарим ей их. Но Золушка их никогда не видела и ничего о них не знает, поэтому нам нужно так рассказать об этих приборах, чтобы Золушка нам поверила и захотела их использовать (как в рекламе).

(Дети показывают картинки с изображением электроприборов: утюга, стиральной машины, пылесоса, посудомоечной машины, плиты, швейной машины, фена и рассказывают, для чего они нужны)

-Как одним словом назвать все эти предметы? (Электроприборы)

-Вы всё хорошо объяснили. Сможет ли Золушка использовать эти предметы? Почему? (У Золушки нет электрического тока) - А вы знаете, что такое электрической ток? Электрический ток – это очень маленькие заряженные частицы – электроны, которые очень быстро движутся по проводам. Электрический ток похож на реку. Только в реке течёт вода, а по проводам движутся электроны. И само слово «ток» образовалось от слова «течь». Электрический ток вырабатывают большие и мощные электростанции (показать картинку). Мы не можем подарить Золушке электростанцию, она огромная. Но учёные придумали солнечную батарею, которая вырабатывает электрический ток. Её можно установить на доме (показать слайд). Подарим Золушке такую батарею. – Нужно научить Золушку правилам безопасного обращения с электричеством.

– Нельзя прикасаться к электропроводам и приборам мокрыми руками. – Провод из розетки можно вынимать только за вилку. – Нельзя вставлять в розетку посторонние предметы. – Нельзя оставлять работающие приборы без присмотра.

Теперь Золушка сможет быстро выполнить всю работу и поехать на бал. (Показать фрагмент из мультфильма, где Золушка весёлая)

Вам, ребята хочу напомнить, что электроприборы очень опасны. Включать их можно только с разрешения и в присутствии взрослых. Но есть и безопасное электричество, которое даже дети используют в своих играх для того, чтобы двигались игрушки. Оно спрятано в шкатулке. Догадались, что это? (Батарейка)

-Мы сами можем получить безопасное электричество. (Дети подходят к столам)

-Перед вами лежат линейки и конфетти. Прикоснитесь линейкой к конфетти. Что произошло? А теперь натрите линейку варежкой. Как вы думаете, что произойдёт, если мы теперь прикоснёмся к конфетти? (Прикасаются, конфетти притягиваются)

-Так получилось, потому что линейка наэлектризовалась. У варежки и у линейки есть положительные и отрицательные заряды. Когда мы натирали линейку, варежка отдала ей свои отрицательные заряды – электроны, линейка наэлектризовалась. На ней стало больше отрицательных зарядов. Это статическое электричество, оно не движется. Конфетти тоже имеют заряд, но другой. Разные заряды притягиваются.

–На что похоже взаимодействие линейки и конфетти? (На магниты) - У магнитов разные полюса притягиваются, а одинаковые отталкиваются. Давайте проверим, с электричеством то же происходит или нет. В этом нам помогут воздушные шары.

  1. Наэлектризуйте один шар с помощью варежки и возьмите за середину нити. Что произошло? (Притянулись, потому что один шар наэлектризован, а другой нет). Что произойдёт, если мы наэлектризуем и второй шар?

  2. Наэлектризуйте второй шар, и снова возьмите за середину нити. (Отталкиваются, оба с одинаковым зарядом) .

  3. Вставьте между шарами лист бумаги. (Шары притянулись к бумаге, потому что она не наэлектризована)

  4. Я наэлектризую линейку и по очереди вставлю между вашими шарами. Что произойдёт? (Шары ещё дальше оттолкнулись).

  5. Проверим, действует ли статическое электричество на воду. Наэлектризуйте пластмассовые футляры от термометров и медленно подносите их к струе воды. ( Струя притягивается к футляру.) Чтобы снять статическое электричество, нужно протереть футляр мокрой салфеткой.

Пока мы стоим у воды, я предлагаю вам с помощью статического электричества стать флотоводцами. Спускайте на воду корабли. Наэлектризуйте свои волшебные палочки и прикоснитесь к корабликам. Что происходит? Почему?

-Как мы получали статическое электричество? (Трением)

Мы с вами часто встречаемся со статическим электричеством в жизни. Когда мы расчёсываемся, волосы электризуются и притягиваются к расчёске. Когда снимаем одежду, раздаётся треск, касаясь друг друга, ощущаем удар тока. В природе тоже встречается статическое электричество. Чтобы узнать, где оно встречается, отгадайте загадку:

Стучит без рук, горит без огня. Это гром и ….(молния)

Сделаем макет молнии по алгоритму. (Укрепляем скрепку в пластилин, наэлектризовываем линейку, медленно подносим её к скрепке. Раздаётся треск. Объяснить детям, что внутри грозового облака дождевые капли и ледяные градины сталкиваются между собой и создают мощный электрический заряд. Эти заряды перескакивают на другое облако или на землю, возникает мощная искра. Это и есть молния)

Со статическим электричеством можно поиграть. У нас в группе есть разные виды театра. Какие? (кукольный, пальчиковый, настольный). Сегодня мы сделаем электрический театр. Я уже приготовила сцену. Теперь наэлектризую линейку и поднесу к артистам. Что произошло? (Бумажные «артисты» поднялись и начали двигаться).

-Теперь сами сделайте себе артистов и пусть они потанцуют.

Итог. Что нового вы узнали об электричестве? Какой опыт понравился? Что вызвало затруднение? Какие заряды притягиваются? Какие отталкиваются?

Давайте украсим нашу группу: наэлектризуем шарики и прикрепим их к стене.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!