ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 8
ПУШКИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
План-конспект
совместной деятельности с детьми подготовительной группы
Тема: «Волшебное путешествие в эпоху гусар»
Воспитатель первой квалификационной категории
Эрфан Анжела Валерьевна.
Санкт- Петербург
2016
Цель: Вызвать познавательный интерес к городу, осознание ценности памятников истории и культуры.
Задачи:
Образовательные:
- актуализировать знания детей о достопримечательностях своего города (г. Пушкин)
- формировать умение ставить цели, планировать свою деятельность, делать простейшие умозаключения;
Развивающие:
- развивать способность детей мыслить, рассуждать;
- развивать коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость, толерантность в ходе деятельности;
Воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к своему городу, чувство гордости за свой город
- воспитывать бережное отношение к историческим памятникам архитектуры
- воспитывать уважение и интерес к защитникам России, желание быть похожими на них.
Педагогические технологии:
Здоровье сберегающие технологии (музыкально-ритмическая разминка);
Технологии проектирования (работа в парах, беседы, метод сравнения);
Технологии исследовательской деятельности (постановка и решение вопросов проблемного характера, дидактические игры, творчески развивающие ситуации);
Информационно-коммуникативные технологии (интерактивная доска Mimio- studio или интерактивный стол);
Личностно ориентированные технологии ;
Социоигровые технологии (коллективные дела, игры с правилами, метод создания проблемной ситуации с элементами самооценки)
Материал и оборудование:
интерактивная доска Mimio- studio или интерактивный стол;
магнитофон (аудиозапись минусовая «Бравые солдаты» муз.
А. Филлипенко);
аудиозапись минусовая из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию»);
видеофильм о гусарах (отрывок из к/ф «О бедном гусаре замолвите слово», отрывок из док. фильма «Парад Победы»;
костюм гусара, накидка;
песочные часы;
машина времени;
игры «Одень гусара», собери пазлы «Софийский собор», «Найди пару»;
4 детских стола, 8 стульев;
Заготовки для макета, клеёнка, скатерти на столах, клей, краски: темно-серебристая, белая и чёрная, малярные кисти;
сувенирные памятные медали по количеству детей.
Содержание деятельности
I. Педагог встречает детей в группе. Дети заходят и становятся полукругом около стола.
- Здравствуйте! Вы любите путешествовать? (ответы детей)
- А на чём можно путешествовать? (на машине, на самолете, на поезде…)
- Молодцы, правильно. Но это для путешествия в реальном времени, а какие волшебные средства передвижения вы знаете?
Предполагаемые ответы детей: ковер-самолет, сапоги-скороходы и т.д.
- Ребята, я так рада, что вы назвали много сказочных средств передвижения, и вижу, что вы любите и хорошо знаете сказки.
- Снимаю накидку и предлагаю детям рассмотреть и назвать предмет.
- Это Машина Времени! Ребята, а хотели бы вы попасть в другое время и посмотреть, как жили люди раньше? (ответы детей)
Я предлагаю отправиться в путешествие на машине времени. А чтобы отправиться в путешествие нужно хором сказать следующие слова:
Раз, два, три машина времени лети
Всё вертись и кружись,
Прошлое время появись.
- А сейчас давайте закроем глаза и хором повторим выученные слова и глаза откроем только после того, когда закончится музыка:
Раз, два, три машина времени лети
Всё вертись и кружись,
Прошлое время появись.
Во время произнесения слов детьми с закрытыми глазами, я
включаю музыку, снимаю накидку (под ней костюм гусара) и надеваю кивер (головной убор).
- Здравствуйте ребята! Какие замечательные гости ко мне пожаловали. Как вы думаете, кто я? Почему?
- Вы попали в прошлое. Я гусар. А хотите сегодня, я познакомлю вас с гусарами? Предлагаю детям сесть на ковёр (по-турецки)
II. Показ слайдов и рассказ о Софийском соборе и гусарах.
- При царе Михаиле Романове в России появились гусарские эскадроны.
Это были самые надёжные и преданные царю войска. Гусары смело бросались в бой на своих быстрых конях, отлично владели шпагой, саблей. Побеждали врага не количеством народа, а умением.
Гусары часто повторяли такие слова: «Пусть покинет меня всё, только бы не покинуло меня мужество»
Посмотрите на доску, какими были гусары? Правда, ребята, нарядная форма у гусаров? Какая стройная осанка. Недаром говорили: «Хочешь быть красивым - поступай в гусары». Обратите внимание на высокую цилиндрическую шапку с козырьком- это кивер. Короткий мундир называется доломан, меховая накидка- ментик. Есть и рейтузы, и высокие чёрные сапоги (закрываю картинку).
- Сейчас я вам предлагаю поиграть - одеть гусара, (предлагаю одному ребёнку выйти к доске, остальные ребята подходят к столам. Кому удобно работают стоя, а кто хочет присесть – есть стул.
Дети работают с заданием индивидуально за 4-х местными столами настольная игра «Одень гусара».)
Задание на доске: «Одень гусара» (Из предложенной одежды разных эпох, выбрать одежду для гусара и одеть его).
-А теперь проверьте, правильно ли вы справились с заданием. Сравните с гусаром на доске.
-Присаживайтесь на ковёр.
- В часы отдыха гусары любили петь песни под гитару, посещали театры. В гусарскую эпоху часто устраивали балы. До сих пор в России помнят славную гусарскую эпоху (показ фото бала на экране).
- Гусары защищали нашу страну от врагов. После сражений их торжественно встречали в городах, устраивали парады.
- Посмотрите, как это было. (показ фрагмента к/ф «О бедном гусаре…»)
К сожалению, в наше время гусаров нет. Но на страже нашей Родины стоят современные войска. Давайте посмотрим парад войск в наше время. (Показ фрагмента д/ф «Парад победы на Дворцовой площади») Сравнение двух эпох.
- Сейчас я предлагаю вам встать в шеренгу и вместе со мной сделать гусарскую разминку. Я буду показывать вам движения, а вы повторяйте за мной (аудиозапись «Бравые солдаты»):
Зарядка для гусара
(музыкально – ритмическая композиция)
1.Я зарядкой по утрам
Заниматься рад,
Потому, что сильным быть
Должен наш солдат!
Припев:
Эх, левой, левой!
Смотрите на ребят.
Как шагает дружно в ряд,
Гусара смелого отряд!
3. Буду в Армии служить,
Как служил мой дед,
И Россию охранять
От войны и бед!
Припев:
Эх, левой, левой!
Смотрите на ребят.
Как шагает дружно в ряд,
Гусара смелого отряд!
- Молодцы, садитесь на места.
Рассказ о Софийском соборе
- По приказу царицы Екатерины II был построен храм-памятник в честь русских побед в русско-турецких войнах. Этим храмом стал- Софийский собор. Он находится в нашем городе Пушкине. Заботиться о Софийском соборе было поручено гусарам.
Так он выглядел при правлении Екатерины II. (показ фото на интерактивной доске)
А сейчас перед вами другое фото. В годы Великой Отечественной войны собор был частично разрушен и выглядел вот так.
После войны собор восстановили и в наши дни он выглядит вот так.
Предлагаю детям подойти к столам и собрать картинку Софийского собора из пазлов:
5 комплектов пазлов (Софийский собор в разное время года).
Для этого предлагаю разбиться на пары с помощью игрового приема:
Игра «Найди пару»
- На столах у вас лежат разрезанные флажки, вам нужно найти свою пару, с кем вы будете собирать пазлы.
- А теперь, посмотрите на доску и проверьте, правильно ли вы собрали пазлы.
III. Конструктивная деятельность.
Предлагаю детям подойти к доске.
- Посмотрите на фотографию, собор белого цвета, он квадратной формы, вокруг собора установлены колонны, их по четыре с каждой стороны. У собора пять серых куполов, четыре маленьких на углах и один большой в центре. Чёрные двери. Собор со всех четырёх сторон выглядит одинаково.
На Mimio доске рассматриваем фото собора подетально.
- Как вы думаете из каких материалов можно изготовить макет Софийского собора? А что такое макет? (это уменьшенная объемная копия, то что мы строим из кубиков)
- Ребята, а можно построить макет Софийского собора из коробок?
- Как мы можем это проверить? (построить)
- Мы можем построить собор из коробок. Подходите ко мне, будем подбирать необходимые коробки и строить собор.
-Ребята, а вы бы хотели построить макет собора? А что такое макет? (это уменьшенная объемная копия, то что мы строим из кубиков)
-Подходите ко мне, будем подбирать необходимые детали и строить с вами собор.
(Сравниваем с фото на Mimio доске)
IV. Художественно-продуктивная деятельность.
- Ребята, наш собор построен. Только не хватает чего-то.
-Да, собор надо покрасить в белый цвет, его купола необходимо покрасить в серый цвет, а двери в чёрный.
Для этого разобьёмся на группы. (1 ребёнок красит двери, 5 детей красят купола, остальные красят собор)
На полу расстилаю большую клеёнку, на ней дети красят собор.
Остальным предлагаю пройти к подготовленным столам для рисования, которые стоят у окна. ( 2 прямоугольных стола)
- Гусары очень организованные, все задания выполняют быстро. Попробуем сегодня быть похожими на них? Нам могут помочь часы, песочные часы. Эти песочные часы отмеряют пять минут времени.
- Ребята, какой вывод мы можем сделать: можно из коробок построить макет Софийского собора? (ответы детей)
Совместная деятельность детей и Гусара по постройке Софийского собора с опорой на фото на экране (5 минут).
- Ребята, какой красивый Собор мы вместе построили. Мальчишки очень сообразительные, быстро разобрались с конструкцией. А девочки очень старались при раскрашивании собора.
А сейчас вам пора возвращаться обратно, в ваше время. Я очень рад встрече с вами. До свиданья. Для того, чтобы вернуться назад, нужно закрыть глаза и хором проговорить:
Раз, два, три - машина времени лети.
Всё крутись и вертись
Настоящее время появись.
(включаю музыку, снимаю головной убор и надеваю накидку) и встречаю детей со словами:
- Вот вы и вернулись обратно из необычного путешествия.
- Что нового вы узнали сегодня?
- Что вам понравилось делать?
- На память о нашем знакомстве я вам подарю медали-сувениры.
- Что изображено на медали? Правильно, Софийский собор и гусар.
- Ваши друзья в группе, мамы и папы могут не всё знать о Софийском соборе и гусарах. Я оставляю вам фотографии, игры и видеофильм для того, чтобы вы смогли рассказать им.