Программа “Волшебные краски” направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с техниками и оформительской деятельности (графический дизайн), формирует чувство гармонии и эстетического вкуса.
Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. Предлагаемые занятия основной упор делают на работу с различными материалами, в том числе и с природными, а также на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ. В основе формирования способности к оформительской деятельности лежат два главных вида деятельности учащихся: это творческая практика и изучение теории. Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью.
Практические знания способствуют развитию у детей творческих способностей, умение воплощать свои фантазии, как и умение выражать свои мысли. Дети 11-13 лет способны на эмоционально-образном уровне выполнять предлагаемые задания .
Программа рассчитана на 1 час в неделю. Набор в кружок свободный. Состав группы постоянный. Количество - 16 человек.
Основной формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является периодическая организация выставок, что дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы.
5) воздушную и линейную перспективу.
4) творчески подходить к выполнению работы.
№п/п | Дата | Тема | Кол-во час | Содержание контроля знаний и умений |
план | факт |
1 | | | Вводное занятие “Как стать художником? | 1 | Знать технику безопасности при работе с различными материалами. |
2,3 | | | “В гостях у сказки” - иллюстрирование любимой сказки. | 2 | Знать, что такое композиция, правила её составления. Уметь выбирать сюжет из любимой сказки для составления иллюстрации, составлять индивидуальный рисунок , выполнять его в цвете акварелью. |
4 | | | Использование карандашей в рисовании цветов. | 1 | Знать виды акварельных карандашей. Правила нанесения акварельных карандашей, их смешение. Свойства акварельных карандашей. Уметь применять способы тонировки при рисовании цветов. |
5,6 | | | Художественный приём “заливка”. Рисование неба. | 2 | Знать понятие техники “заливка”, способы нанесения линий, движение кисти при рисовании неба. |
7,8 | | | Рисование по - сырому. Пейзаж. | 2 | Уметь выполнять пейзаж по влажному листу альбома. |
9,10 | | | Многослойная живопись на тему: “Африка”. | 2 | Знать понятие многослойной живописи, этапы выполнения техники. Уметь выполнять быстрое наложение слоёв друг на друга после полного высыхания. |
11 | | | Кляксография обычная. Рисование природы. | 1 | Знать понятие техники рисования “Кляксография обычная”,способы рисования кляксами. Уметь выполнять рисование птиц, облаков средствами выразительности: пятном. |
12 | | | Кляксография трубочкой. | 1 |
13,14 | | | Техника рисования “Свеча + акварель”. | 2 | Уметь выполнять нанесение свечой рисунка и покрытие его акварелью средствами выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. |
15 | | | Рисование пальчиками (творческая работа). | 1 | Уметь разрабатывать идеи творческой работы средствами выразительности: пятном, точкой, короткой линией. |
16-18 | | | Линейная и воздушная перспектива. Рисование улицы, просёлочной дороги. Пейзаж. | 3 | Знать понятие линейной и воздушной перспективы, правила линейной и воздушной перспективы, использования точки схода при рисовании. Уметь рисовать улицу с учётом правил перспективы. |
19,20 | | | Узор и орнамент. Роспись посуды хохломской росписью. | 2 | Знакомить с Хохломской росписью. Знать основы росписи, её элементы. Уметь выполнять рисование элементов росписи (ягод, листьев, травки и т.д.), рисование сосуда и его роспись. |
21,22 | | | “Подводное царство” - рисование пейзажа на тему | 2 | Знать правила рисования рыб. Уметь выполнять рисование рыб разного вида. |
23,24 | | | Морской пейзаж. | 2 | Знать этапы рисунка рыб, кораллов, морских животных. Уметь строить композицию, подбирать колорит. |
25,26 | | | Многослойная живопись на тему: “Морская сказка” | 2 | Знать понятие многослойной живописи, этапы выполнения техники. Уметь выполнять быстрое наложение слоёв друг на друга после полного высыхания. Уметь выполнять морской пейзаж. |
27 | | | Составление коллективного панно техникой “рваная бумага”. | 1 | Знать понятие коллаж, аппликация. Уметь составлять фрагменты панно и гармонично сочетать элементы при составлении законченной работы. |
28,29 | | | Городецкая роспись. Роспись тарелочки, разделочной доски. | 2 | Знать историю возникновения промысла, элементы городецкой росписи. Уметь расписывать предметы в стиле “городца”. |
30,31 | | | Техника ала-прима. Натюрморт. | 2 | Знать отличия техники от других живописных приемов, уметь составлять композицию натюрморта. |
32 | | | Живопись на картоне, камне. | 1 | Уметь использовать нетрадиционные материалы в живописи, создавать неповторимые сюжеты. |
33 | | | “Я – юный художник” - самостоятельный выбор техники рисования и составление рисунка. | 1 | Уметь осознанно делать выбор техники и материалов для реализации задуманного. |
34 | | | Творческий отчёт. Выставка работ. Подведение итогов работы в кружке. | 1 | Уметь анализировать, сравнивать, видеть преимущества и недостатки в своих и чужих работах. |
Е.М. Аллекова. Живопись. – М.: Слово, 2007
Г. Беда Живопись и ее изобразительные средства. – М., 2008
А.Л. Гаптилл Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2010
Н.А Горяева Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2007.
Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД “Корифей”, 2007
В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2010
С.В. Кульневич “Не совсем обычный урок”, Издат. программа “Педагогика нового времени”, “Воронеж”, 2006 год.
Сборник нормативных документов образовательной области “Искусство”. – М.: Дрофа, 2007
А.А.Павлова, Е.И .Корзинова Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2006
В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр “Владос”, 2009