СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Волшебный мир Муми-троллей в сказках Туве Янссон

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реферат по детской литературе "Волшебный мир Муми-троллей в сказках Туве Янссон"

Просмотр содержимого документа
«Волшебный мир Муми-троллей в сказках Туве Янссон»

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УЛЬЯНОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»











РЕФЕРАТ

по дисциплине МДК 01.03 Детская литература с методикой преподавания по выразительному чтению

Волшебный мир Муми-троллей в сказках Туве Янссон



Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

очное обучение





Выполнила:

студентка 1 курса 103 группы

Голова Анастасия Сергеевна



Проверила:

преподаватель ОГБПОУ УПК

Толстых Людмила Анатольевна



Ульяновск

2018

ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. БИОГРАФИЯ АВТОРА 4

1.1 Биография Туве Янссон 4

1.2 Туве Янссон и её семья 4

ГЛАВА 2. МИР МУМИ – ТРОЛЛЕЙ 6

2.1 Зарождение Муми-троллей 6

2.2 Образ троллей в сказке 7

2.3 Жизнь Муми-троллей 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15



































ВВЕДЕНИЕ



Детская литература - часть общей литературы, обладающая всеми присущими ей свойствами, при этом ориентированная на интересы детей-читателей и потому отличающаяся художественной спецификой, адекватной детской психологии. Литература для детей - высокое и трудное искусство. Мало кто может писать понятным для детей языком, при этом вкладывая глубокий смысл, мораль в свои произведения.

Актуальность: тема данного реферата, безусловно, актуальна в наше время, особенно для преподавателей, ведь позже они смогут использовать полученные знания в своей деятельности.

Цель: проанализировать произведение и раскрыть его с новой стороны.

Задачи:

  • Рассказать о биографии автора;

  • Рассказать о том, что сподвигло Туве Янссон на написание своих сказочных повестях о муми-троллях;

  • Проанализировать произведения о Муми-троллях и сделать выводы из полученных исследований.

Методом исследования в данной работе послужил теоретический анализ источников и литературы. Для решения вышеуказанных задач были изучены специальные источники и литература по данной теме исследования.







ГЛАВА 1. БИОГРАФИЯ АВТОРА



    1. Биография Туве Янссон

Туве Янссон родилась в Хельсинки 9 августа 1914 года. В семье художницы Сигне Хаммарштен и известного скульптора Виктора Янссон Туве была старшим ребенком. Два ее младших брата появились на свет с перерывом в 6 лет – в 1920 и 1926 годах. Лето дети проводили у бабушки в Швеции, недалеко от Стокгольма. Писательница вспоминала, что море находилось рядом с домом, и если во время игр дети внезапно затихали, то до них доносился шум прибоя.

Учиться девочка не любила, и школьные годы стали нелегким временем для будущей писательницы. Больше всего она не любила математику, мать даже выхлопотала для нее освобождение от этого предмета. Уроки рисования, которые заключались в перерисовывании в альбом предметов и животных, тоже не приносили особого удовольствия. Школу она оставила в пятнадцатилетнем возрасте и поехала получать художественное образование в другую страну. [2]



1.2. Туве Янссон и её семья

Семейство Янссон жило скромно. В семье постоянно ощущалась нехватка денег. Доход скульптора зависел от многих причин. Виктор Янссон, конечно, мечтал о славе, но известным скульптором он не стал. После войны 1914 года его доходы, как и многих других, обеспечивались созданием памятников, монументов и скульптур в честь героев. Время от времени семейству приходилось обращаться за помощью к состоятельным родственникам матери. Сигне говорила детям, что душа их отца, прошедшего через гражданскую войну, сломлена и неизлечима. Виктор все больше становился суровым и замкнутым и отдалялся от семьи. Но Туве восхищалась отцом, и прислушивалась к его советам во всем, что касалось творчества.

Финская писательница Туве Янссон очень много пишет в своих воспоминаниях о матери, а вот об отце она говорит скупо. Действительно, временами их отношения были прекрасными, а иногда довольно натянутыми. Вероятно, это связано с тем, что их политические взгляды расходились. Отец считал коммунизм угрозой, одобрял действия Германии и Гитлера, откровенно ненавидел евреев. Его антисемитизм глубоко ранил дочь, и она часто жаловалась на политические воззрения отца, от которых, со слов писательницы, «волосы вставали дыбом». Отцу же тяжело было мириться с ее привязанностями и окружением, которое придерживалось левых взглядов. Открытая связь Туве с А. Виртаненом вызвала немало пересудов в обществе, а с отцом в это время отношения накалились до предела. [4]






















ГЛАВА 2. МИР МУМИ – ТРОЛЛЕЙ



2.1. Зарождение Муми-троллей

Всемирно известная финская писательница Туве Янссон писала не только для детей, но и для взрослых. Наибольшую славу ей принесли сказочные повести о Муми-троллях - маленьких добродушных существах.

Мысли, о первой книге про Муми-троллей, пришли к Туве Янссон в 1939 году во время Зимней войны. Она была потрясена войной, и ей очень хотелось дать и себе, и миру, что-то доброе и безопасное. Так появился Муми-дол и его жители: Муми-тролли и их многочисленные друзья и родственники.

Вдохновили её на создание этого мира семья и детство, проведённое на острове архипелага Пеллинки. Каждое лето Янссоны арендовали там дом у моря и наслаждались природой, общением и творчеством. Для Туве летние месяцы были самыми счастливыми воспоминаниями детства, а сам остров стал прообразом Муми-дола. Кроме того, именно там Туве придумала будущего Муми-тролля. А нарисовала она его на стене туалета! Дело в том, что туалет в летнем доме находился на улице. Изнутри он был обклеен картоном, и вся семья Янссон рисовала и писала друг другу послания на нём, а иногда и спорила на философские темы. Однажды брат Туве написал там историю о Канте. Туве не смогла придумать ему достойный ответ. Тогда она нарисовала самое уродливое существо на свете, какое только смогла придумать, и сверху написала «Кант». Это и был первый муми-тролль. Со стены туалета он перекочевал в детские дневники Туве, а позже стал своего рода эмблемой, которой она подписывала свои работы. Впервые такая эмблема-подпись появилась на антигитлеровском плакате в журнале «Гарм» в конце 30-х годов. Это был большеносый персонаж, иногда он изображался в чёрном цвете, а звали его Снорк. [1]

Всего о Муми-троллях Янссон написала 8 повестей («Маленькие тролли и большое наводнение», «Муми-тролль и комета», «Шляпа волшебника», «Опасное лето», «Мемуары Муми-папы», «Волшебная зима», «Папа и море», «В конце ноября»), один сборник рассказов «Дитя невидимка», 4 книжки в картинках («Опасное путешествие», «А что потом», «Кто утешит малютку», «Мошенник в доме Муми-троллей»). Янссон лично адаптировала свои книги для театра. По мотивам «Опасного лета» она сначала написала пьесу «Муми-тролли за кулисами», а затем либретто к мюзиклу «Муми-опера». [3]



2.2. Образ троллей в сказке

Несмотря на то, что тролли были позаимствованы из шведских сказок, их образ был существенно изменен. Они хоть и ворчливы, но добродушны. В более поздних произведениях они взрослеют и понимают, что мир жестокий и равнодушный. Тем не менее, писательница не стремится показать, что мир – это сплошные мучения. Последняя книга Туве Янссон заканчивается тем, что Муми-тролль возвращается домой. Образ дома, в котором тебя ждут близкие, еда и теплая постель, лежит в основе художественного мира финской писательницы. Дом – это остров безопасности и любви, мысль о котором позволит преодолеть любые препятствия. В книге «Комета прилетает» Муми-мама дожидается Муми-тролля с вкусным обедом. Вторым важным мотивом в творчестве писательницы является свобода. Поскольку в своих выражениях свободна и сама природа, то каждый имеет право на самовыражение. Ограничить свободу может только сам герой, в соответствии со своим представлением о долге, но не имеет правда навязывать это другим.

В сказке Туве Янссон «Опасное лето» Снусмумрик отказывается добровольно от своих планов, когда необходимо позаботиться о детенышах-сиротах. И, конечно, писательница не могла не коснуться темы одиночества. В «Волшебной сказке» Муми-тролль и Снусмумрик одиноки. Воплощением этого одиночества стала непонятная и ледяная Морра. Муми-тролль переживает вначале внутренние конфликты, но затем, в книге «Папа и море», персонаж взрослеет и учится быть один. Муми-серия Первая книга этой серии, «Маленькие тролли и большое наводнение», была опубликована в 1938 году. [2]

Свой окончательный образ и имя Муми-тролли получили в первой книге «Маленькие тролли и большое наводнение», которая была опубликована в 1945 году, но вот их фигура продолжала меняться в каждой книге. В Финляндии даже проводили исследования изменений объёмов тела Муми-троллей. Первый Муми-тролль был достаточно худым. Постепенно он превратился в круглого бегемотика и достиг пика своего объёма в книге «Опасное лето». Именно эту повесть часто называют самой счастливой из всей серии о Муми-троллях. [6]



2.3. Жизнь Муми-троллей

Некоторые сказочные повести состоят из глав (Волшебная зима", "Шляпа Волшебника", "Муми-тролль и комета"). Каждая из глав представляет собой маленький рассказ. В "Волшебной зиме" и "Волшебной шляᴨȇ" главы имеют название. В каждой главе появляется новый герой, а в заключении все герои собираются вместе. Героев очень много, но самыми основными являются: Муми-тролль (Муми-сын), Муми-папа, Муми-мама, Снусмумрик, фрекен Снорк и её брат Снорк, Сниф, Туу-тикки, Ондатр, Морра. Характерно описание настоящего времени, а не прошлого (как в большинстве сказок) или будущего. Это подтверждает то, что юный читатель находится в том же мире, что и герои сказочных повестей.

Муми-тролли и их друзья принадлежат к царству животных, относятся к зверям. На это указывает описание внешности героев: имеют мех и хвосты (муми-тролли, снифы, снорки), впадают в спячку с ноября по апрель, чувствительны к ᴨȇремене погоды. Предками муми-троллей были тролли, а их ближайшими родственниками являются снорки и домовые (тролли по домашним делам). Названия всех существ говорит об их мифическом происхождении (тролли, водяные, снифы, хемули, древесные духи). Наряду с вымышленными героями в сказках принимают участие реальные животные (ондатра, белка, заяц). Все герои общаются между собой. Мифические сказочные герои особенно привлекают юных читателей, так как дети в своём развитии проходят все стадии развития языка, литературы, представлений о мире. О человеке в повестях не упоминается.

Однако живут герои по человеческим законам. Они живут в стране Муми-дален (или Долина Муми-Троллей), в домах; девочки носят юбки, фартучки, имеют чёлку; живут семьями с разделением обязанностей; владеют орудиями труда и членораздельной речью. Однако следует заметить, что ᴨȇред нами не образы животных, а животные-личности. Анализируя тексты повестей, приходим к выводу, что стране Муми-троллей есть разделение на социальные классы. Так, семья Муми-троллей считает себя "обычными", не выделяет над другими. Однако они знают признаки буржуазии: "иметь купальню - буржуазный предрассудок". Данная особенность объясняется временем создания произведений (ХХ век) - эпохой желания "сравнять" всех людей, идеей "все люди - братья". У муми-троллей семейный уклад жизни, где главой является отец. Они привержены семейным традициям (например, впадали в спячку по традиции), имеют и берегут фамильные драгоценности (поднос, хрустальная люстра, фотоальбом, скамейка), строго соблюдают режим дня. В доме интерьер, свойственный обычным жилым домам человека: мебель (стулья, столы, шкафы, кровати), чехлы для защиты мебели от пыли. Семья муми-троллей очень гостеприимна ("всё наше - ваше"), разрешает остаться любому существу в доме на неопределённый срок, любит друзей. Всех, с кем имеют отношения, называют своими родственниками; если отношений нет, то не считают родственниками. Такой же подход к родству наблюдается у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Муми-тролли имеют определённые правила поведения и обряды (этикет за столом, организация похорон - принадлежности (траурные ленты, одежда), церемония).

Высокую организацию муми-троллей показывает наличие человеческой речи, изготовление и использование орудий труда, средств для создания комфорта быта (лопаты, солнечные очки, киноплёнки, анемометр - измеритель силы ветра, плита, ᴨȇчь, спасательные пояса, ружьё, украшения (браслеты), книги, удочки, салфетки для еды, мыло, пилочка для ногтей, велосиᴨȇд).

Питаются муми-тролли ягодами, фруктами, вареньем, соком, лимонадом, оладьями, бутербродами, бифштексами, хлебцами, пирогами, простоквашей, рыбой, а на зиму "набивают живот опилками" (по традиции), любя жвачку Ригли. Итак, их пища схожа с пищей человека и представляет собой лакомства, так любимые детьми (за исключением опилок). Взрослые муми-тролли пьют пальмовое вино, яичный ликёр.[5]

Муми-тролли имеют свои представления о мире, свойственные ребёнку: ребёнок знает о многих явлениях, но знает лишь приблизительное их объяснение. В представлении героев стужа - это Ледяная Дева (так её называла Туу-тикки). Семья муми-троллей никогда не видела снега и считала, что снег растёт из-под земли до того момента, пока однажды зимой не проснулся Муми-сын. Также в связи с зимним сном были уверены, что существуют животные, которые просыпаются только зимой. Представляли смерть как круговорот природы: тела превращаются в прах, из которого позже вырастают деревья, где будут жить другие животные. Такое разъяснение смерти не пугает ребёнка, наоборот, снимает напряжение и боязнь неизвестного, так как этот самый вопрос часто заинтересовывает детей. Муми-дален - страна, где живут муми-тролли, за её территорией есть Пустынные горы - это вымышленные географические названия, но наряду с ними упомянуты: море, реальная страна - Егиᴨȇт. Семья Муми-троллей не знает о празднике Рождества, так как зимой она спит. Даже после того, как членов семьи разбудили для празднования Рождества, им так и смогли объяснить значения праздника. Семья Муми-троллей в итоге приняла Рождество за существо, для которого делают подарки, накрывают стол и наряжают ёлку. Так понимать этот праздник могут и большинство детей. В сказке в юмористической форме раскрывается ошибочность этого смысла. Космос в представлении Муми-сына - это чёрное небо, по которому бродят разные "чудища": "Скорпионы, Овны, Медведицы, которые иногда цапают с неба звёзды", а комета - это "звезда с хвостом", не имеющая замкнутой орбиты, "небесная бродяга". Знает, что такое обсерватория, что близость кометы сопровождается катастрофами (землетрясениями, наводнениями, бурями, смерчами). Есть символика. Особенно это можно проследить по флагу Снусмумрика: синяя полоска сверху - небо, синяя полоска снизу - море, черта по середине - путь, точка слева - настоящее, точка справа - будущее. Муми-тролли целеустремлённы, у них есть дело, они живут настоящим и думают о будущем.

Черты Муми-сына подходят для описания мальчика лет 7-10. Он может оставить немытую посуду, беспорядок в доме, пригласить в дом гурьбу неизвестных гостей и называть их друзьями, может влюбиться, и, конечно, обожает приключения и тайны, даёт и берёт не обещания, а клятвы; способен к героизму для спасения другого, а для любимого человека готов на всё. Дети-тролли способны к изобретениям. Муми-сын придумал снегоступы из ракеток для тенʜᴎϲа, а Малышка Мю - коньки из крышек от банок, позже из лезвий ножей, фрекен Снорк придумала для ослепления неприятеля пустить ему в глаза солнечный зайчик, воздушный шар сделали из юбок Хемуля. (С) Информация опубликована на ReferatWork.ru 
Муми-сын любит философски размышлять, имеет свой взгляд на жизнь: "Нужно доходить до всего своим умом, и ᴨȇреживать всё тоже одному". Такая позиция близка большинству детей указанного выше возраста. [6]

Черты фрекен Снорк подходят для девочки 7-10 лет. Фрекен Снорк любит украшения, смотреться в зеркало, стеснительна, аккуратна.

Муми-мама добродушна, способна понять и простить своего ребёнка за любую провинность, может узнать своё чадо в любом обличии. Она гостеприимная и щедрая хозяйка, хранительница очага. Юный читатель в Муми-маме найдёт черты своей мамы, на него нахлынут приятные минуты воспоминания, связанные с ней. Знает методы народной медицины (Муми-мама) от простуды. Рецепты схожи с рецептами, которые использует человек, чтобы не обращаться к врачу: порошок, сделанный из сахара, имбиря и лимона; аспирин; компрессы.

Проблемы, решаемые героями, сходны с проблемами детей: дружба, неприязнь (Сниф по отношению к девочкам, Туу-тикки и Хемуль) и влюблённость (Муми-тролль и фрекен Снорк), обман и угрызение совести (Муми-тролль и Хемуль), злоба, гнев (Муми-тролль, Сниф, Снорк), безразличность и эгоизм (Малышка Мю), любовь к драгоценностям (Сниф) и украшениям (фрекен Снорк). Затрагивается тема одиночества на примере обсуждения кометы и одиночества Морры: "как одиноко чувствуют себя те, кого все боятся". Герои грамотны, способны выражать свои чувства ᴨȇснями и стихами, умеют танцевать классические и латиноамериканские танцы.

Есть тема конца света, которая волнует детей не меньше, чем тема смерти. Герои осознают, что столкновение кометы с Землёй приведёт к гибели планеты, точно знают, когда и куда упадёт комета. Но в то же время знают, где можно спрятаться, чтобы ᴨȇреждать столкновение. У Снусмумрика есть сᴨȇциальное подземное подсолнечное масло, которым можно облить предмет, чтобы он выстоял от любого жара. Действия по принципу: безвыходных ситуаций нет, всегда найдётся решение проблемы, пусть не всегда рациональным способом (с позиции взрослых).

У муми-троллей есть страхи, есть существа, котоҏыҳ они боятся. Таким существом является Морра. По описанию Морра похожа на привидение (белая, бездомная, ищущая пристанище, там, где сядет, оставит лёд и холод). Верят в существование древесных духов и водяных. Есть суеверия, так, муми-тролли загадывают желания во время "рождения нового месяца". Есть присутствие языческих обрядов: проводы зимы и встреча весны с зажиганием большого костра (схоже со сжиганием Масленицы).

Автор намеренно спутывает границы стран. В Скандинавии мы наблюдаем и обезьян, и крокодилов, и непроходимые тропики. От Муми-дален до Египта рукой подать. В повестях минимизированы расстояния между странами. Это очень характерно для рассказов самих детей. [3]
























ЗАКЛЮЧЕНИЕ



В ходе анализа данной проблемы была достигнута цель и выполнены задачи. Опираясь на все вышеизложенное, мы можем сделать вывод, что мир Муми-троллей очень схож с миром ребёнка, он открывает юному и взрослому читателю весь детский мир в зеркальном отображении. Мир Мумии-троллей прекрасен, увлекателен, в то же время спокоен, размерен. Это спокойствие создают взрослые, которые помогут ребёнку в трудную минуту.









































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Арзамасцева, И.Н. Детская литература. [Текст] / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. - М.: «Академия», 2012. – 576 с.

  2. Брауде, Л. Ю. Подарок тролля: Сказки писателей Скандинавии. [Текст] / Л.Ю. Брауде. – М.: «Наука», 1993. – 494 с.

  3. Муми-тролли – Википедия. [электронный ресурс] - режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Муми-тролли

  4. Финская писательница Туве Янссон: биография, личная жизнь и творчество. [электронный ресурс] - режим доступа: https://www.syl.ru/article/365877/finskaya-pisatelnitsa-tuve-yansson-biografiya-lichnaya-jizn-i-tvorchestvo#image2193449

  5. Янссон, Т. Волшебная зима: повесть-сказка. [Текст]/ Л. Ю. Брауде, Т. Янссон. — М.: «Рудомино», 1991. – 128 с.

  6. Янсон, Туве – Википедия. [электронный ресурс] - режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Янссон,_Туве