Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочного курса «Волшебный мир сказки» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения, а также в соответствии с запросом учащихся и их родителей (законных представителей).
Актуальность программы определена тем, что позволяет осознать значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам. Начало формирования потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника; получить возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями.
Новизна программы заключена в подборе материала для формирования личностных результатов, сказок, на смыслах которых дети получают возможность усвоения нравственных общечеловеческих ценностей, учатся различать добро и зло, ценить доброту, трудолюбие, верность и настойчивость, получать первые представления о справедливости, упорстве, мужестве.
Цели и задачи программы:
Цель:
помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность;
формировать первоклассников как квалифицированных читателей, формировать интерес к сказкам и книгам, в которых их можно найти;
расширять читательский кругозор первоклассников.
Задачи:
открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни;
развивать умение слушать.
используя сказки о животных вселять уверенность в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра;
развитие эмоционально – чувственной сферы;
обучение чтению – рассматриванию;
развивать умение слушать;
формирование навыка чтения.
Сроки реализации программы:
Программа кружка рассчитана на проведение занятий во внеурочное время с детьми 7 - 10 лет (начальная школа). Занятия, продолжительностью 35-40 мин, проводятся 1 раз в неделю.
Курс внеурочной деятельности «Волшебный мир сказки» представляет собой вариант рабочей программы по организации внеурочной деятельности школьников и предназначен для реализации общеинтеллектуального направления деятельности обучающихся 1 класса.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 33 часа в 1 классе , 1час занятий в неделю по 35 мин. Во 2 классе - 34 часа, в 3 классе -34 часа, в 4 классе - 34 часа.
Программа «В гостях у сказки»- это интегрированный курс, включающий в себя литературное чтение и слушание, изобразительное и театральное искусство.
Принципы курса:
- интеграция;
- систематичность;
- наглядность;
- деятельностный подход;
- личностно-ориентированный подход.
Интегрированный курс кружка предусматривает такие виды деятельности:
- чтение,
-слушание,
- рисование,
-лепка,
-конструирование,
-ролевая игра,
-инсценировка с учётом возрастных особенностей обучающихся.
Структура занятий:
Беседа, рассказ учителя.
Слушание.
Различные виды чтения.
Озвучивание героев, пантомима, инсценировка.
Устный журнал, театрализация.
Лепка из пластилина.
Иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций.
Конкурсы, викторины.
Творческая работа: составление сказок, загадок, ребусов, создание книжек-малышек.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ, беседа с детьми, рассказы детей, чтение, слушание, так и практические виды занятий - рисование, лепка сказочных героев, ролевые игры, инсценировки, презентации, праздники.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Личностными результатами являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Содержание программы
Содержание программы курса «В гостях у сказки» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран.
Раздел 1.Русские народные сказки- 10ч
Обучающиеся познакомятся с русскими народными сказками. Прослушивание и сравнение русских народных сказок, обыгрывание по ролям, аппликация, прослушивание сказок в грамзаписи, инсценировки. Завершается раздел праздником русской народной сказки.
Раздел 2.Народные сказки – 7ч
Обучающиеся знакомятся со сказками народов других стран, анализируют содержание, сравнивают сюжеты сказки «Теремок» в разных обработках, лепят героев сказок, инсценируют сказки: «Пых», «Рукавичка», «Теремок».
Раздел 3.Авторские сказки- 10ч
Обучающиеся знакомятся с авторскими сказками, выявляют отличительные признаки народных и авторских сказок, составляют вопросы по содержанию сказки, выборочно пересказывают, иллюстрируют эпизоды сказок. Тема заканчивается итоговым спектаклем.
Раздел 4.Сказки в мультфильмах – 5ч
Обучающиеся знакомятся со сказками в мультфильмах, учатся делать декорации, подбирать музыкальное и световое оформление, разучивают роли с применением голосовых модуляций. Всё заканчивается литературным праздником «В гостях у сказки».
Раздел 5.Итоговое занятие -1ч
Проводится конкурс сценических постановок.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Русские народные сказки | 10 | 5 | 5 |
2 | Народные сказки | 7 | 3,5 | 3,5 |
3 | Авторские сказки | 10 7 7 | 5 | 5 |
4 | Сказки в мультфильмах | 5 6 6 | 2,5 | 2,5 |
5 | Итоговое занятие | 1 6 6 6 | | 1 |
| Всего часов: | 33 34 | 16 | 17 |
Календарно - тематическое планирование
1 класс
№ | Тема | Всего | Теория | Практика | Дата проведения |
Тема «Русские народные сказки» - 10 ч |
1 | Русская народная сказка «Репка». | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2 | Русская народная сказка «Колобок». | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3 | Русская народная сказка «Заячья избушка». | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4 | Русская народная сказка «Зимовье зверей». | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5 | Русская народная сказка «Каша из топора» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
6 | Русская народная сказка «У страха глаза велики» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
7 | Русская народная сказка «Бобовое зёрнышко» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
8 | Русская народная сказка «Хаврошечка» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
9 | Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
10 | Праздник русской народной сказки | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Тема: «Народные сказки» - 7ч |
11 | Украинская народная сказка «Колосок» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
12 | Белорусская народная сказка «Пых» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
13 | Латвийская народная сказка «Заячий домик» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
14 | Украинская народная сказка «Рукавичка» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
15 | Белорусская сказка « Сынок-с-кулачок» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
16 | Сказка «Теремок» в разных обработках | 1 | 0,5 | 0,5 | |
17 | Моя любимая сказка. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Тема: «Авторские сказки» - 10 ч |
18,19 | В. Катаев «Дудочка и кувшинчик» | 2 | 1 | 1 | |
20 | Е Чарушин «Теремок» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
21 | В.Сутеев "Палочка-выручалочка" | 1 | 0,5 | 0,5 | |
22 | А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне...» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
23,24 | В. Катаев «Цветик-семицветик» | 2 | 1 | 1 | |
25 | Моя любимая сказка. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
26 | Работа над детским театральным представлением | 1 | 0,5 | 0,5 | |
27 | Итоговый спектакль. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Тема: «Сказки в мультфильмах»- 5ч |
28 | Русская народная сказка «Лиса и Дрозд» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
29 | В.Сутеев « Грибок теремок» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
30 | Г. Андерсен «Гадкий утенок» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
31 | Праздник «В гостях у сказки» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
32 | Любимый герой сказки. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Итоговое занятие -1ч |
33 | Итоговое занятие | 1 | | 1 | |
| Всего: | 33ч | 16ч | 17ч | |
Литература для учителя.
Белоусенко А.В. Волшебный мир сказок. – Волгоград: учитель, 2009
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя.
Тумина Л.Е. Кружок «Сочини сказку». - Москва, Перспектива. 1995
Восточнославянские волшебные сказки. – Москва: Просвещение, 1992
«Родничок». Книга для внеклассного чтения в 1 классе. – Тула: «Родничок», 1998
«Русские народные сказки». - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005
Сказки народов мира. – М.: Детская литература, 1985.
8. «Советские мультфильмы».