Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Итатский детско-юношеский центр»
Тяжинского муниципального района Кемеровской области
ВОЛШЕБНЫЙ КАРАНДАШ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности базового уровня освоения образовательных результатов
Итатский
2016
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Итатский детско-юношеский центр»
Тяжинского муниципального района Кемеровской области
Согласована с педагогическим советом
(протокол № __ от «___» ___________ 2016г.)
Утверждена приказом№ __ от «__» _________2016г.
Директор центра ___________ Н.Е. Воронов
ВОЛШЕБНЫЙ КАРАНДАШ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности базового уровня освоения образовательных результатов
Педагог дополнительного образования
Юрчишина Марина Валерьевна
Возраст учащихся: с 10 до 13 лет
Срок реализации: 1год
Итатский
2016
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Задачи
Формируемые предметные знания, учебные уменияи универсальные учебные действия
Ожидаемые результаты
Учебно-тематический план
Содержание образования
Методическое обеспечение
Материально-техническое оснащение
Литература
Пояснительная записка
Программа «Волшебный карандаш» (далее – программа) составлена в соответствии с основной образовательной программой центра и является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой художественной направленности базового уровня освоения образовательных результатов.
Актуальность программы заключается в востребованности услуг поразвитию художественных творческих способностей учащихся, их нравственных и эстетических качеств.
Назначение программы:
дать учащимся общие сведения об интересующем их виде деятельности, помочь им составить представление о выбранной деятельности и оценить свои возможности в её освоении;
сформировать у учащихся следующие обобщённые умения уровня элементарной грамотности:
рассказать о конкретном виде деятельности;
выполнять основные действия;
объяснить причины выбора данного вида деятельности.
Целью программы являетсяобучение техникерисования простым карандашом дляразвитияхудожественных творческих способностей учащихся.
Программа является модифицированной. В её основу заложены основные положения программы «Весёлый карандаш» Лукьяновой А.Д., адаптированные к запросам учащихся и потенциалу образовательного учреждения и педагога.
По структуре программа является сквозной, соизмеряющей учебный материал с возрастными особенностями учащихся, их количеством в группах и оценкой физического состояния.
По содержанию деятельности программа является познавательной исодержит элементы развивающей творческие способности деятельности.
По уровню формирования и развития личности программа является развивающей личность – информирующей о виде деятельности, нацеленной на получение сведений по предусмотренному виду деятельности и формирование предметных учебных умений в этом виде деятельности, на совместную и самостоятельную деятельность в процессе обучения.
По уровню освоения программа являетсябазовой, дающей основы знаний и формирующей учебные умения в предусмотренном ею виде деятельности.
Программа, несмотря на то, что дополнительное образование не стандартизировано, но является составной частью образовательной системы и тесно связано с общим образованием, предусматривает работу по формированию у учащихся универсальных учебных действий.
Исходной теоретической основой программы являются положения о
предоставленииучащимся возможности выбора сферы деятельности в соответствии с их возрастными особенностями и диапазоном интересов и потребностей;
особой роли изобразительного искусства в системе эстетического воспитания и творческого развития личности человека.
Главная идея программы заключается в личностно-ориентированном подходе, позволяющем более полно приблизить формирование знаний и умений в области изобразительного искусства к индивидуальным физиологическим, психологическим и интеллектуальным особенностям каждого учащегося, приобщение к художественной культуре.
Программа построена на технологии дифференцированного подхода, учитывающего возможности, способности и склонности каждого учащегося.
Срок реализации программы:
Режим занятий:
занятия проводятся1 раз по 30 минут;
принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
Возраст учащихся:с 10до 13лет.
Количество учащихся в группе: количество детей, выбравших курс по освоению данной программы, но не более 15 человек.
Организационные формы обучения – групповые аудиторные занятия с индивидуальным подходом и созданием творческой атмосферы, стимулирующей повышенную работоспособность и возможность активизации индивидуального участия.
Формы занятий:практические занятия с изучением основ теоретических знаний.
Программа реализуется по безоценочной системе в очной форме обучения.
Формы подведения итогов реализации программы:
текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование учебных умений;
промежуточный контроль в ходе первого года обучения без специально отведённого для него времени в форме мониторинга участия учащихся в конкурсах и выставках;
итоговый контроль в концевторого года обучения без специально отведённого для него времени в форме мониторинга участия учащихся в выставках в течение всего периода освоения программы.
Организация обучения детей с умственной отсталостью осуществляется с предоставлением следующих специальных условий:
учёт нарушений в сфере отношений, отклонений в познавательной сфере (низкий уровень развития познавательных интересов, волевых проявлений, трудовой культуры, неразвитость потребностей), патологического развития характера;
использование коррекционно-развивающих методов и приёмов обучения;
привлечение при необходимости специалистов в области коррекционной педагогики;
создание других условий, без которых невозможно или затруднено освоение данной программы.
Задачи программы
Для реализации поставленной цели решаются следующиезадачи:
расширить и углубить знания учащихся об изобразительном искусстве;
познакомить учащихся с правилами рисования (композицией, техникой изображения, техникой рисования карандашом, светотеневой разработкой, пропорционированием);
развивать:
творческое воображение и изобразительные способности;
художественный вкус и интерес к рисованию;
способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира;
планировать и выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
под руководством педагога разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в рисунке;
способствовать воспитанию:
ценностного отношения к прекрасному в действительности, труде, общественной жизни;
общей культуры, целеустремленности, усидчивости, аккуратности в работе.
Формируемые предметные знания, учебные умения
и универсальные учебные действия
Содержание программы обеспечивает формирование у учащихся следующих предметных знаний:
понятия «рисунок», «эскиз», «набросок»;
многообразиеобразцов для создания рисунка простым карандашом;
основы композиции: компоновка, композиция, первичная геометрия;
инструкционная карта и практическая работа с ней;
техники поэтапного рисования и рисования с натуры;
силуэт и форма;
стили и техники;
свет и тень;
блики;
предметы натюрморта: фрукты, овощи, ягоды, цветы;
изображение насекомых, птиц, животных;
виды штриховки, динамика штриха;
технологическая последовательность реализации замысла;
художественные технологии, их комбинированиев соответствии с задачей;
предметных учебных умений:
умение планировать и выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
умение рисовать отдельные предметы и композиции;
умение передавать в изображении основные свойства предметов: форма, величина, характерные детали;
умение передавать в изображении соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга;
умение создавать мысленный образ рисунка и самостоятельно воплощать этот образ на материале;
умение отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного педагогом замысла;
умение рисовать по образцу, по представлению, по памяти;
умение эстетически воспринимать предметы и явления окружающей действительности;
умение выражать свое отношение к увиденному и пережитому через рисунок;
умение прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно использовать художественные технологии в соответствии с художественной задачей;
умение вносить в работу элементы фантазии, разнообразие;
умение сотрудничать в художественной деятельности.
Программа предусматривает дальнейшее формирование у учащихся следующих универсальных учебных действий:
личностных универсальных учебных действий,обеспечивающих ценностносмысловую ориентацию учащихся:
умение соотносить поступки с принятыми этическими принципами;
знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения;
умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
регулятивных универсальных учебных действий,обеспечивающих учащимся организацию своей учебной деятельности:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено ими, и того, что ещё неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временны´х характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим учащимся, педагогом, товарищами;
оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
познавательных универсальных учебных действий,включающих:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
извлечение необходимой информации из текстов различных жанров, определение основной и второстепенной информации, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
коммуникативных универсальных учебных действий,обеспечивающих социальную компетентность:
учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности;
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
способность интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми:
планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Ожидаемые результаты
В ходе освоения программы учащиеся будут:
иметь представление:
об изобразительном искусстве как средстве эстетического восприятия окружающего мира;
о разнообразии приемов и техник изображения предметов и явлений окружающего мира;
о художественных средствах и материалах и их творческом использовании.
знать:
понятия «рисунок», «эскиз», «набросок»;
содержание понятий «силуэт», «форма», «стиль»«техника», «свет и тень», «блики»;
основы композиции: компоновку, композицию, первичную геометрию;
инструкционные карты и порядок практической работе с ними;
технологии поэтапного рисовании, рисования с натуры;
понятие «натюрморт» и его предметы: цветы, овощи, ягоды, фрукты;
правила изображения насекомых, птиц, животных;
правила композиции изображаемых предметов;
правила элементарной светотеневой разработки изображаемых предметов;
виды штриховки, динамики штриха;
технологическую последовательность реализации замысла;
художественные технологии и их комбинирование в соответствии с задачей;
уметь:
передавать в изображении основные свойства предметов: форму, величину, характерные детали;
передавать в изображении соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга;
применять правила элементарной светотеневой разработки изображаемых предметов;
делать зарисовки с образцов;
рисовать овощи, фрукты, ягоды, цветы, животных;
сотрудничать в художественной деятельности.
применять:
иметь опыт творческого использования изобразительных средств для создания собственных уникальных рисунков.
Учебно-тематический план
| Наименование темы | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
| 1 год обучения | | | |
-
| Вводное занятие | 1 | 1 | - |
-
| Пропорции | 1 | - | 1 |
-
| Перспектива | 1 | - | 1 |
-
| Построение геометрических фигур | 2 | - | 2 |
-
| Передача объема светотенью. Способы тонирования и штриховки. | 2 | - | 2 |
-
| Рисование овощей | 3 | - | 3 |
-
| Рисование цветов | 3 | - | 3 |
-
| Рисование фруктов | 2 | - | 2 |
-
| Рисование ягод | 2 | - | 2 |
-
| Натюрморт | 2 | - | 2 |
-
| Рисование птиц | 3 | - | 3 |
-
| Рисование животных | 3 | - | 3 |
-
| Рисование насекомых | 3 | - | 3 |
-
| Рисование морских и речных обитателей | 3 | - | 3 |
-
| Рисование растений | 3 | - | 3 |
-
| Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
| Итого: | 35 | 1 | 34 |
Содержание образования
Вводное занятие (1час). Знакомство с планом работы объединения. Инструменты и материалы для работ. Инструктаж по ТБ.
Пропорции(1час).Определение пропорций предметов на рисунке.
Перспектива (1час).Законы перспективы и их использование на практике. Линейная перспектива, перспектива с одной точкой и с двумя точками схода.
Построение геометрических фигур(2часа).Техника рисования геометрических фигур: круги и линии.Техника рисования объемных геометрических фигур: шар.
Передача объема светотенью. Способы тонирования и штриховки(2часа).Создание объема формы при помощи света и тени.Создание тона, штриховка. Методы штриховки.
Рисование овощей (3 часа). Беседа об овощах. Техника рисования моркови, огурца и перца.
Рисование цветов (3 часа).Беседа о цветах. Техника рисования тюльпана. Изображение нарцисса. Рисование гвоздики.
Рисование фруктов (2 часа).Беседа о фруктах. Техника рисования банана. Рисование груши.
Рисование ягод (2 часа).Беседа о ягодах. Техника рисования клубники. Рисование вишни.
Натюрморт (2 часа). Рисование натюрморта из овощей, фруктов, ягод, цветов по собственному замыслу.
Рисование птиц (3 часа).Беседа о птицах. Техника рисования гуся. Рисование курицы. Изображение чайки в полете.
Рисование животных (3 часа). Беседа о домашних животных. Техника рисования кролика. Рисование свиньи. Изображение кошки.
Рисование насекомых (3 часа).Беседа о насекомых. Техника рисования бабочки, муравья, стрекозы.
Рисование морских и речных обитателей (3 часа).Беседа о морских и речных обитателях. Рисование улитки, дельфина, кита.
Рисование растений (3 часа). Техника рисования травы и деревьев. Рисование пейзажа.
Итоговое занятие (1 ч). Оформление и проведение выставки работ учащихся объединения. Подведение итогов работы объединения.
Методическое обеспечение
Чтобы освоение программы учащимися было успешным, необходимо правильно организовать процесс обучения.
Наиболее оптимальными методами обучения являются наглядно-слуховой (показ приемов рисования с объяснением), словесный (образный рассказ педагога о новом предмете, который предстоит изобразить), практический (последовательное выполнение действий для получения рисунка с индивидуальным консультированием педагога).
Использование предусмотренных программой таких достаточно разнообразных видов занятий, как рисование с натуры, рисование на заданные темы по представлению и по памяти, показ с сопутствующим обсуждением слайдов с репродукциями картин известных художников, не только позволит учащимся овладеть учебными умениями, но и расширит их способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.
Занятия будут иметь большую эффективность, если в его ходе для информационного ознакомления будут проводиться беседы или рассказ, для художественного восприятия – рассматривание, демонстрация, экскурсия. Основная часть занятия должна быть посвящена индивидуально-групповой или коллективной изобразительной деятельности. А завершаться они будут художественной коммуникацией в форме обсуждения, высказывания, слушания музыки, чтения литературных произведений и других.
Каждое занятие необходимо сопровождать подробным алгоритмом последовательности действий. В качестве наглядности на занятии обязательно используется рисунок – заготовка, над которой будет трудиться юный художник. В каждом виде работы приведен конечный результат, к которому следует стремиться. Однако это не означает, что это единственно возможный вариант. У учащегося, безусловно, получится иначе, но тоже хорошо, так как при использовании предложенных программой приемов рисования хорошие результаты получатся даже у того, кто вообще не умеет рисовать.
Важно поддерживать у учащихся устойчивый интерес к изобразительному творчеству. Это возможно в случае, если учащийся в конце каждого занятия унесет с собой законченный рисунок, чтобы показать его родителям, учителям и получить в ответ слова восхищения.
Кроме того рекомендуется использовать такие методические приемы, обращенные сразу ко всей группе учащихся или направленные на активизацию деятельности каждого учащегося в отдельности, как:
индивидуальная оценка уровня усвоенных навыков рисования, развития художественных способностей путем проверок, а также путем наблюдения за поведением учащегося, его успехами;
использование в процессе занятий приемов, обращенных к каждому учащемуся;
создание обстановки, вызывающей у неуверенных в себе учащихся желание действовать;
индивидуальные указания для некоторых учащихся наряду с общим указанием для всей группы.
Материально-техническое оснащение
Для реализации программы необходимы:
Бумага для рисования: альбомы, ватманы и пр.
Простые карандаши различной твердости и мягкости.
Меловой карандаш.
Кисти для рисования, ватные диски (для растушевки).
Ластики.
Точилки для карандашей.
Планшеты или мольберты.
Репродукции произведений изобразительного искусства.
Наглядные пособия, раздаточный материал.
Доступ к фондам районной и поселковой библиотек.
Доступ к информационно-коммуникационным сетям.
Литература
для педагога и учащихся
Лукьянова А.Д. Весёлый карандаш: программа дополнительного образования.
Барбер Б. Как нарисовать все что угодно. [Текст]: / пер. с англ. Шульга Е. – М.: РИПОЛ классик, 2012. – 320.: ил.
Баттершилл Н. Учитесь рисовать пейзаж. [Текст]: / пер. с англ. Кремко Н. В. – 2-е изд. – Минск: «Попурри», 2009. – 48 с.: ил. – (Серия «Учитесь рисовать»).
Браун Д. Учитесь рисовать кошек. [Текст]: / пер. с англ. Швед А. Д. – 2-е изд. – Минск: «Попурри», 2009. – 48 с.: ил. – (Серия «Учитесь рисовать»).
Браун Д. Учитесь рисовать птиц. [Текст]: / пер. с англ. Кремко Н.В. – 2-е изд. – Минск: «Попурри», 2009. – 48 с.: ил. – (Серия «Учитесь рисовать»).
Винсер К. Учитесь рисовать ваш сад [Текст]: / пер. с англ. Кремко Н.В.; худ.обл. Драко М.В. – Минск: «Попурри», 2002. – 48 с.: ил. – (Серия «Учитесь рисовать»).
Мазовецкая В.В. Пошаговые уроки рисования. [Текст]: СПб.: Питер, 2016. - 160 с.: ил.
Мазовецкая В.В. Простые уроки рисования для начинающих. [Текст]: СПб.: Питер, 2016. - 96 с. : ил.
Морган Дж. Учитесь рисовать собак. [Текст]: / пер. с англ. Швед А. Д. – 2-е изд. – Минск: «Попурри», 2009. – 48 с. : ил. – (Серия «Учитесь рисовать»)
Рубба Б. Учитесь рисовать портреты. [Текст]: /пер. с англ. Кремко Н.В. – 2-е изд. – Минск: «Попурри», 2009. – 48 с. : ил. – (Серия «Учитесь рисовать»).
Тимохин А. И. Самоучитель по рисованию. Шаг за шагом (+СD с видеокурсом). [Текст]: СПб.: Питер, 2012. - 96 с.: ил.
Фостер В., Лучшие уроки. Рисуем карандашом портреты, натюрморты, пейзажи. [Текст]: / пер. с англ. Степановой А. – Москва: Издательство АСТ, 2015. – 128 с.: ил. – (Искусство рисования).
Фостер В., Полный курс рисования. [Текст]: / пер. с англ. Степановой А. – Москва: Издательство АСТ, 2015. – 128 с.: ил. – (Искусство рисования).
Интернет-ресурсы:
http://www.lesyadraw.ru/Уроки рисования карандашом