СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вопрос 107. Основные темы и мотивы лирики В. В. Маяковского

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План: Основные темы и мотивы лирики В. В. Маяковского.

Просмотр содержимого документа
«Вопрос 107. Основные темы и мотивы лирики В. В. Маяковского»

Вопрос № 107. Основные темы и мотивы лирики

В. В. Маяковского


Несмотря на полемический пафос по отношению к традициям XIX в., у Маяковского легко найти многообразные переклички с важнейшими ключевыми темами литера­туры «золотого века».

Традиции «байронического» романтизма можно увидеть в ранней поэзии Маяковского. Пафос ранней поэзии Маяков­ского — конфликт поэта и толпы («А вы могли бы?», «Вам!», «Ничего не понимают»), опоэтизированное «бе­зумие» («Я и Наполеон», «Вот так я сделался собакой»), ирония по отношению к общественному вкусу («Нате!», «Скрипка и немножко нервно», «Кофта фата»), тема трагической неразделенной любви («Ко всему»), своеоб­разный эгоцентризм лирического героя («Себе, любимому, посвящает эти строки автор»; поэма «Облако в штанах»).

Послере­волюционную поэзию Маяковского сравнивали с клас­сицизмом (поэт выполняет «социальный заказ»; часто появляется сатира; поэт воспевает государст­во, общественные ценности выше личностных).

Многое роднит Маяковского с реалист. традицией русской литературы XIX в. (интерес к воссозданию образа эпохи в поэме «Хорошо!»; социальная типизация характеров в пьесах «Клоп», «Баня»; огромный интерес к теме быта; углубленное психологическое исследование внутреннего мира человека в лирических поэмах, напри­мер «Про это»).


Две ипостаси лирического героя Маяковского:

1) трагическая, страдающая личность (ранние стихи и поэмы, из поздних — «Про это», «Во весь голос»).

2) оптимистически настроенный герой великой эпохи (поэма «Хорошо!»).

В ранний период преобладают тра­гические, а в более поздний — оптимистические моти­вы, но это не очень точно, тем более что сама жизнь Маяковского закончилась трагедией.

Лирический герой раннего Маяковского

Это

- сильная бунтующая личность, протестующая против начавшейся мировой войны и социальных несправедливостей

-личность, противопоставляющая себя обывателям

- одинокий герой

- автором создается образ, который несет на себе печать трагизма.

- одинокий лирический героя ранней лирики Маяковского окружен антиподами

- временами автор одевает на своего маску циника и пошляка от великого от­чаяния, устав бороться с «громадиной зла»

Почему автор создает образ такого лирического героя?

• чтобы быть услышанным, чтобы обратили внимание

• из-за стремления шокировать окружающих грубыми выпадами, пойти вразрез с общественной моралью, бросить вызов общественности

• но поэт отказывается от такой позы, раскрывая душу, полную сострадания и любви к людям

 

Почти в каждом стихотворении из ранней мучительную любовь и веру в человека:

Знаете что, скрипка?

Мы ужасно похожи:

я вот тоже

ору –

а доказать ничего не умею!

Скрипка и немножко нервно»)

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают

- значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - кто-то хочет, чтобы они были?

Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

Послушайте!»)




В.В. Маяковский начал свою творческую деятельность в сложную историческую эпоху, эпоху войн и революций, эпоху разрушения старого строя и созидания нового. Эти бурные исторические события не могли не отразиться в творчестве поэта.

Творчество поэта можно разделить на два этапа: дореволюционный (до 1917 года) и послереволюционный (после 1917 года). 

Творческая судьба Маяковского сложна и противоречива. Он принял рожденную октябрьскую революцию 1917 г., более того – своим поэтическим творчеством самозабвенно служил ее укреплению. Тем не менее, к концу жизни у него обозначился конфликт с правящей идеологической системой, отнюдь не в последнюю очередь подтолкнувший его к выстрелу в себя.


Темы ранней лирики

Маяковский продолжает важнейшие традиции рус­ской любовной и гражданско-публицистической ли­рики. Пейзажная лирика представлена в основном го­родским пейзажем индустриальной эпохи.

Основной конфликт лирическо­го героя раннего Маяковского — противостояние «я» и мира (отсюда и появление сатиры). Вот некоторые при­меры символических мотивов, выражающих этот кон­фликт: утрата человеческого языка («Вот так я сделался собакой»); похороны смеха («Чудовищные похороны»).


1. Тема города.

«Ночь», «Утро», «Уличное», «Адище города»

В целом поэт любит город, признает его научно-технические достижения, но порой город пугает поэта, вызывая в его воображении страшные образы. Так, уже одно название стихотворения “Адище города” шокирует читателя:

    Адище города окна разбили 

    на крохотные, сосущие адки. 

    Рыжие дьяволы, вздымались автомобили, 

    над самым ухом взрывая гудки.

Ранние стихотворения вводят в мир, где города «повешены», где «распяты городовые», где «у раненого солнца вытекает глаз», где мир «с перекошенной мордой». Главным здесь является ощущение боли, бесцельности существования:

 По эхам города проносят шумы

На шепоте подошв и на громах колес,

А люди и лошади – это только грумы,

Следящие линии убегающих кос… («Шумики, шумы и шумищи»)

«Адище города» — единственная среда, в которой его лирический герой может существовать. Он ищет красоту и гармонию, но вокруг себя, в городской суете. Эти поиски перекликаются с темой трагического одиночества поэта в мнре «мещан». Поэт беседует с тем, что его окружает: домами, улицами, трамваями, скрипкой. Все вещи в его поэзии двигаются, говорят, дышат, страдают, сочувствуют: «корчится улица безъязыкая», «смеялся Кузнецкий». Поэт, отринутый миром тех, кто не может увидеть красоту в том, что нельзя «съесть, выпить или продать», находит других собеседников.

Город Маяковского населён не только враждебными людьми, в нём живут несчастные и обездоленные, защитником которых он себя ощущает. Причём Маяковский пишет о социальном «дне» жизни, в его стихотворениях появляются «бульварные проститутки», «сифилитики», «сбитый старикашка». Поэт «кричит» о них, считая свою поэзию их голосом.


2. Тема неприятия действительности, поэт и толпа.

«Нате!», «Скрипка и немножко нервно», «Послушайте!», «А вы могли бы?», поэмы «Человек» и «Облако в штанах».

     С темой города перекликается и даже вытекает из нее тема одиночества. Лирический герой ранней лирики Маяковского одинок в этом городе, его никто не слышит, не понимает, над ним смеются, его осуждают. В дореволюционных произведениях изображён заблудившийся в лабиринтах современного города человек, одинокий, страдающий. В «Нате!»,«А вы могли бы?» (1913) – мотив разъединённости лирического “я” поэта и толпы. Предельная резкость лексики выражает возмущение, негодование поэта, передаёт его ненависть, презрение к душевно опустошённым людям, не понимающим искусства, сделавшим из него предмет праздного любопытства. Ему хочется встряхнуть этих людей, пробудить их от спячки своим дерзким вызовом: “…я захочу и радостно плюну, // плюну в лицо вам // я — бесценных слов транжир и мот”. При разборе стихотворения необходимо обратить внимание на колоритность, смелость метафор Маяковского: “бабочка поэтиного сердца”, толпа — “обрюзгший жир”, “стоголовая вошь”.

Если в стихотворении «Нате!» главное — разоблачение мещан, их пошлости, мёртвой закоснелости (ничтожные людишки торжествуют, хохочут; “грязные, в калошах и без калош” — они готовы взгромоздиться “на бабочку поэтиного сердца”), то в «Скрипке и немножко нервно» поэт воспринимается окружающими как чудак и неудачник, его благородные поступки вызывают смех и глумление. Объединяет эти два стихотворения, — ужас одиночества.

Поэт любит людей, стремится к ним. Но он одинок, и это мучительно страшно. Гиперболы: в стихотворении «Скрипка и немножко нервно» люди потеряли всё человеческое и одеревенели, превратились в предметы, говорящие, но бездушные (о ней — “глупая тарелка вылязгивала”).

Но рядом с холодным злобным чувством в герое живет и иное. Лирический герой Маяковского мечтает о любви, он хочет отдать все «за одно только слово ласковое, человечье» («Дешевая распродажа»). Герой раннего Маяковского выражает «громаду-любовь» и «громаду-ненависть», отвергает пошлость, цинизм, глупость. В ранних стихах Маяковского возникает сложный, подчас противоречивый образ лирического героя.

Своеобразной формой защиты для поэта все чаще становятся эпатаж, грубые выпады против «желудка в панаме», «сытой» публики, привыкшей воспринимать искусство исключительно как забаву. В стихотворении «Нате!» автор пишет об отношениях творческой личности и толпы, которая сравнивается со «стоглавой вошью». Призвание поэта не в том, чтобы развлекать «озверевшего» мещанина. Поэт-художник способен сыграть ноктюрн даже на флейте водосточных труб», увидеть «косые скулы океана» «на блюде студня». В стихотворении «А вы могли бы?» (1913) поэт утверждает, что искусство должно преображать будничную жизнь, расцвечивая ее яркими красками.

Герой Маяковского (нередко поэт, художник) не может жить в мире «беззвездном», поэтому, презрев все условности, он обращается к Богу и просит его зажечь звезды, чтобы осветить жизнь людей («Послушайте!», 1914). Звезда образ метафорический, означающий мечту, любовь, добро, к чему всегда стремятся люди. Используя ряд ключевых слов-образов в стихотворении «Послушайте!» («плевочки», «жемчужины», «звезды», «мука»), автор формулирует важнейшие вопросы бытия (смысла жизни, творчества). Не случайно выбрана форма прямого обращения – герой стремится вместе с читателем найти ответы на важнейшие вопросы жизни.


Поэма «Облако в штанах». Мотив неразделенной любви является ведущим. (“Завтра ты забудешь, что я тебя короновал”, “Дай же последней нежностью выстлать твой уходящий шаг”). Лирический герой предстает нежным и очень ранимым человеком, не мужчиной, а “облаком в штанах”. Но его отвергают, и он превращается в проснувшийся вулкан. В поэме “Облако в штанах” показано превращение громады-любви в громаду-ненависть ко всем и вся. Разочаровавшись в любви, герой испускает четыре крика “долой”: «долой вашу любовь», «долой ваш строй», «долой ваше искусство», «долой вашу религию».

Первая часть: герой ждет возлюбленную в замкнутом, давящем пространстве гостиницы. Она при­ходит и говорит, что собирается выйти замуж. Поэт пе­реживает метафорический «пожар сердца», который изо­бражается посредством метафоры горящего здания.

Вторая часть: в го­роде волнения, улица сначала томится без «языка», а по­том начинается что-то вроде бунта. Поэт говорит о сво­ем желании дать «улице» язык, выразить мысли, чувства, устремления толпы.

Третья часть: герой мечется по ули­цам в поисках аудитории, но никто не отвечает ему, все оставили его так же, как и возлюбленная.

Четвертая часть: герой обращается к Богу с угрозами, но никто не отвечает ему: должно быть, Бога нет; «вселенная спит, положив на лапу с клещами звезд огромное ухо» (по­следняя фраза поэмы).

В поэме проникновенный ли­ризм совмещается с публицистическим пафосом и соци­альной сатирой, в ней много емких мета­фор и эпитетов, необычных запоминающихся образов и выражений. Мысль героя развивается ассоциативно (сердце — дом — улица — Россия — планета — вселенная).

Один из настойчиво повторяющихся у Маяковского мотивов — «пожар сердца».

Какую же любовь отрицает поэт? Любовь, которую можно купить деньгами или роскошью. Вывод: любовь вообще невозможна в этом страшном мире, где всё продаётся и покупается. Рассматривая художественные особенности второй главы поэмы, следует обратить внимание на сравнение любви с пожаром: “Мама! Ваш сын прекрасно болен! Мама! У него пожар сердца”. Сопоставление любви и пожара не ново в литературе, но у Маяковского оно приобретает особый характер. Образ горящего сердца постепенно теряет условность, превращается в величественную и страшную картину пожара.

Поэт не только обличает несправедливость, ложь, лицемерие существующего строя, но и зовёт к его уничтожению: “Долой ваш строй!” Как лозунг восстания против “жирных” — хозяев жизни — звучат слова: “Выше вздымайте, фонарные столбы, окровавленные туши лабазников!” Написанная накануне революции поэма предвосхищает её: “…в терновом венце революций грядёт шестнадцатый год”.


Основная характеристика этого образного ряда — сравнение небесного, космического, вселенского с мате­риально-телесным, животным (ср.: «Облако в штанах», «Вселенная спит, положив на лапу с клещами звезд ог­ромное ухо»). Часто один и тот же сквозной мотив относит­ся то к лирическому герою, то к миру. Иногда фраза строится так, что не сразу понятно, говорится о лириче­ском герое или о целом мире-универсуме: «Чтоб жить не в жертву дома дырам, // чтоб мог в родне отныне стать // отец, по крайней мере, миром, // землей, по крайней мере, мать» («Про это»). Часто используется олицетворение неодушевленных, абстрактных предметов или явлений природы, как явное, так и косвенно выра­женное в грамматических формах («уткнув­шись дождю лицом в его лицо рябое», «как у каждого порядочного праздника»). Это как бы диалог с материей, попытка включить кате­гории личного «я» в разговор о мире вещей или абст­рактных понятий.

3. Тема любви

«Письмо товарищу Кострову о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой»

Любовная лирика Маяковского приоткрывает нам ранимую, нежную душу поэта. Лиле Брик, своей поэтической музе, он посвятил большую часть стихотворений о любви. Эта любовь трагична. «Лиличка!» (1916): «...любовь моя — / тяжкая гиря ведь — / висит на тебе, / куда ни бежала б». Но «Кроме любви твоей, / мне / нету моря», «Кроме любви твоей, / мне / нету солнца...».


Слова поэта о любви: “…Любовь — это жизнь, это главное… От неё разворачиваются и стихи, и дела, и всё прочее. Любовь — это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным”. Стихотворение «Письмо товарищу Кострову…» — одно из произведений, сосредоточивших в себе размышления поэта о любви и творчестве. Адресованное редактору «Комсомольской правды», в которой сотрудничал Маяковский, стихотворение это представляло собой лирический монолог, где шутка соседствует с серьёзной мыслью, разговорная речь — с высоким поэтическим словом, бытовая зарисовка — с подчёркнутой гиперболой. Для поэта любовь — это чувство, вселяющее активность, делающее человека способным на творчество, на подвиг, на деятельность во имя человечества. Лирический герой Маяковского — это человек, сумевший выразить силу, глубину и благородство человеческой души.

«Письмо Татьяне Яковлевой». Маяковский раздвинул рамки лирики, потому что говорит не только о личных переживаниях, а о единстве своей жизни и жизни страны, голос сердца и зов долга объединились. Правильно подобранные цитаты помогают показать и силу чувства поэта, и глубину его переживаний, и благородство его намерений. Тема любви представлена с иной, драматической, стороны. Трудно разобраться в том, почему взаимная любовь не смогла принести счастья влюбленным. По-видимому, ему помешало чувство ревности, которое поэт обещает усмирить. И здесь тема любви не может получить счастливого разрешения. Оно переносится в неопределенное будущее, связывается с грядущим торжеством революции во всемирном масштабе:

Я все равно

тебя

когда-нибудь возьму –

одну

или вдвоем с Парижем.


4. Тема революции, единения лирического героя с массами.

«Наш марш», «Левый марш», «150.000.000», «Поэт рабочий», «Рассказ о Кузнецкстрое»

Тему революции можно раскрыть: со­ветский патриотизм, героика социалисти­ческого строительства, превосходство со­циалистического строя над капиталисти­ческим, борьба за мир, укрепление обо­ронной мощи страны, место поэта и поэзии в рабочем строю, борьба с пережитками прошлого.

«Ода революции», «Левый марш», поэмы «Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо». Каждое из этих произведений даёт возможность проследить стремительность и драматизм событий революционной эпохи, основные периоды в развитии революции, мирный созидательный труд советских людей в 20–30-е годы.


Для Маяковского не было вопроса “принимать или не принимать революцию”. В своей автобиографии он писал: “Моя революция. Пошёл в Смольный. Работал. Всё, что приходилось”.

В Октябрьской революции Маяковский видит своеобразный выход из трагического тупика. Появляется тема единения лирического героя (поэта) с массами — в стихотворениях «Наш марш», «Левый марш», «150.000.000», «Поэт рабочий» («лишь вместе вселенную мы разукрасим»). Часто встречается мотив марша («В наши дни писатель тот, кто напишет марш и лозунг»; «Приспособил к маршу такт ноги»; «Звенящая марша вода»).

Тема единения с массами остается и в более позднем творчестве: «Я счастлив, что я этой силы частица, // что общие даже слезы из глаз. // Сильнее и чище нельзя причаститься // великому чувст­ву по имени — класс» («Владимир Ильич Ленин»).

Трагически-двойственный образ революции (наси­лие и жестокость, но при этом гуманистическая пер­спектива) появляется, например, в стихотворениях 1917—1918 гг. «Революция. Поэтохроника» («Последние пушки грохочут в кровавых спорах, // последний штык заводы гранят. // Мы всех заставим рассыпать порох. // Мы детям раздарим мячи гранат. // Не трусость вопит под шинелью серою, // не крики тех, кому есть нечего; // это народа огромное громовое: — Верую // величию сердца человечьего!») и «Ода революции» («Тебе обыва­тельское // — о, будь ты проклята трижды! — // и мое, поэтово // — о, четырежды славься, благословенная!»), а впоследствии развивается в «октябрьской поэме» «Хо­рошо!».

Лирический герой Маяковского – борец за всеобщее счастье. И на какое бы важнейшее событие современности не откликнулся поэт, он всегда оставался глубоко лирическим поэтом и утверждал новое понимание лирики, в котором настроения советского человека сливаются с чувствами всего советского народа. Герои Маяковского - обычные, но в то же время удивительные люди ("Рассказ о Кузнецкстрое"). Во время строительства города мужественные люди живут под открытым небом, мерзнут, голодают, впереди у них большие трудности, но губы упрямо шепчут в лад: ...через четыре года здесь будет город-сад!.

5. Тема поэта и поэзии.

Вступление «Во весь голос», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Сергею Есенину», «Необычайное приключение…», статья «Как делать стихи».

Частая тема послереволюционной лирики Маяковско­го — тема участия поэта в социальном строительстве. В стихо­творениях на тему «поэт и поэзия» используются но­ваторские, нетипичные для русской поэзии метафоры: поэзия сравнивается с производством: «Поэзия — та же добыча радия...» («Разговор с фининспектором о поэзии»), стихи — с войсками: «Я обхожу стихов своих войска» («Во весь голос»), поэт — с чернорабочим: «Я — ассени­затор и водовоз» («Во весь голос»).

    Маяковский дает оценку своему творчеству, называя себя поэтом-горланом (“Во весь голос”), пишет, что работа поэта трудна и труд поэта родствен любому другому труду. Поэзия – это “острое и грозное оружие”. Она способна агитировать, поднимать на борьбу, заставлять трудиться. Но такая позиция поэта-главаря зачастую мешала поэту-лирику. Маяковский часто должен был “наступать на горло собственной песне”, и дар тонкого поэта-лирика все реже и реже звучал в его творчестве (“Неоконченное”, “Письмо Татьяне Яковлевой”)....

Все творчество поэта Маяковского было посвящено одной цели: служению людям. Именно любовь к людям называет поэт движущей силой своего творчества (“Письмо товарищу Кострову...”), поэтому поэт уверен, что “мой стих трудом громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо…»


6. Гражданская тема.

«Блек энд уайт», «Парижанка», «Бруклинский мост», «Сергею Есенину» 

Стихи о Париже и Америке. После двух поездок за границу Маяковский написал парижский и американ­ский циклы стихотворений (1924—1925, 1928—1929). Ос­новные две темы этих стихотворений — лирическая, философская (осознание поэтом своего места в мире: «Прощание», «Город») и эпическая, гражданско-публицистическая (негативный образ капита­листического мира: «Блек энд уайт», «Парижанка», «Бруклинский мост»). Прослеживается плакатность сти­ля (разделение на черное и белое), функциональность пейзажа (он тоже передает социальную тему).


Стихотворение «Сергею Есенину» было написано В. Маяковским в связи со смертью С.А. Есенина, покончившего жизнь самоубийством 27 декабря 1925 года. Маяковский глубоко переживает факт трагической гибели замечательного русского поэта: “У народа // у языкотворца, // умер // звонкий // забулдыга подмастерье”. Вступая в полемику с безвременно ушедшим поэтом, Маяковский воспевает активную жизненную позицию: “Надо жизнь сначала переделать, переделав, можно воспевать”, “В этой жизни помереть не трудно, сделать жизнь значительно трудней”.


Поэма «Во весь голос» (1929—1930). Поэма задумана как наиболее откровенная исповедь поэта. Звучит тема посмертной славы поэта; она появлялась у Маяковского и раньше, в стихотворениях «Я» («Время, хоть ты, хро­мой богомаз, // Лик намалюй мой в божницу уродца-ве­ка!»), «Юбилейное» («Мне бы памятник при жизни по­лагается по чину. // Заложил бы динамиту — ну-ка, дрызнь! // Ненавижу всяческую мертвечину! // Обожаю всяческую жизнь!»). (У кого еще из известных вам. по­этов встречается «поэтическое завещание», мотив «па­мятника»?)

Поэма «Во весь голос» — тоже своего рода поэтиче­ский «памятник», но не лирическому «я», а эпическому «мы»: «Пускай нам общим памятником будет // постро­енный в боях социализм».

Выясняется, что в жизни поэт не такой, как в стихах. Если стихи проникнуты оптимистическим настроением, он — вместе с народом, строящим коммунизм («Мы от­крывали Маркса каждый том, // как в доме собственном мы открываем ставни»), то в прозе (жизни) он одинок и не находит места в «сплошной лихорадке буден».

С хвостом годов

я становлюсь подобием чудовищ

ископаемо-хвостатых. Товарищ жизнь,

давай

быстрей протопаем, протопаем

по пятилетке

дней остаток.

Внутреннее мироощущение поэта предельно трагич­но, и эту завесу он приоткрывает перед читателем в по­эме «Во весь голос», наброски второй части которой частично совпадают с предсмертным стихотворением Маяковского:

море уходит вспять

море уходит спать

Как говорят инцидент испорчен

любовная лодка разбилась о быт

С тобой мы в расчете

И не к чему перечень

взаимных болей бед и обид.


7. Антимещанская и антибюрократическая тема.

«О дряни», «Прозаседавшиеся», «Клоп», «Баня»

Основной мише­нью сатиры становится образ врага — внешнего, «классового» (зарубежные политики в стихотворениях об Антанте; социально-политические типажи дооктябрьской России — поэма «Хорошо!») или внутреннего (те, кто мешает строитель­ству социализма: «лодырь», обыватель-«мещанин», бю­рократы и другие типы: «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Клоп», «Баня»). Поэтому можно условно сравнить раннюю сатиру Маяковского с романтической, а позднюю — с классицистической.

К новой жизни Маяковский предъявляет максималистские требования, поэтому многие его стихи сатирически показывают ее пороки. Стихотворение “Прозаседавшиеся” рисует гротескную картину того, как новые чиновники бесконечно заседают, хотя на фоне того, что мы теперь знаем о деятельности тогдашних властей в России, эта их слабость выглядит довольно безобидно. В “Прозаседавшихся” читатель встречает “людей половины”, видит, как люди разрываются пополам, чтобы все успеть...

В стихотворении “О дряни” достаточно безобидные детали быта, вроде канарейки или самовара, приобретают звучание зловещих символов нового мещанства. В финале появляется традиционный для литературы образ оживающего портрета, на этот раз портрета Маркса, который выступает с довольно странным призывом свернуть головы канарейкам. Понятен этот призыв только в контексте всего стихотворения, в котором канарейки приобрели столь обобщенное значение. 


8. Тема сочувствия и доброты.

«Хорошее отношение к лошадям», «Блэнк энд уайт», «Бруклинский мост»

Эти темы дают возможность показать личность Маяковского с новой стороны. Многими Маяковский воспринимается только как поэт-трибун, “агитатор”, “горлан-главарь”. Такие читатели не видят или не хотят видеть под этой внешней оболочкой нежнейшее сердце гуманиста, человека с открытой душой. Они не замечают чувства тончайшего лирика, поэта, страстно отстаивающего добро, справедливость, честь, творчество, любовь. Как завещание звучат строки поэта, адресованные будущим поколениям: “Грядущие люди! Кто вы? Вот — я весь боль и ушиб. Вам завещаю я сад фруктовый моей души!”


9. Тема будущего

«Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и людях Кузнецка», «Рассказ рабочего Павла Катушкина о приобретении нового чемодана», поэма «Хорошо»

Хорошо проследить эволюцию этой темы на протяжении всего творчества Маяковского. В предреволюционные годы поэт отдаёт дань футуризму, он приветствует “великую ломку… во всех областях красоты во имя искусства будущего”. Восторженное восприятие революции Маяковским объясняется прежде всего тем, что он видит в ней путь к осуществлению вековой мечты человечества, к обновлению всей жизни и воплощению гуманистического идеала. В первые годы революции текущие события поэт оценивает с позиций грядущего: “Отечество славлю, которое есть, но трижды, которое будет”. Поэт погружается в стремительный водоворот жизни и подгоняет время, стремясь ускорить его движение вперёд. Чувством оптимизма проникнуты такие стихотворения, как «Рассказ о вселении литейщика Козырева в новую квартиру», «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и людях Кузнецка», «Рассказ рабочего Павла Катушкина о приобретении нового чемодана», поэма «Хорошо» и другие. В годы нэпа Маяковский борется с мещанством, пошлостью, бюрократизмом во имя будущего: «О дряни», «Прозаседавшиеся», сатирические пьесы «Клоп» и «Баня». С раздумьями о будущем связана у Маяковского и тема бессмертия: «Юбилейное», вступление к поэме «Во весь голос». Таким образом, страстная устремлённость в будущее, мечта о преображении жизни — основной мотив всей поэзии Маяковского.

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!