Вопрос № 112. Трагическое ощущение надвигающейся ломки в жизни деревни. Предельная искренность и глубокий лиризм стихотворений
I. Основные особенности творчества Есенина.
1. Тема Родины, родной природы («Русь», «Крайлюбимый! Сердцу снятся...», «Нивы сжаты, рощи голы...», «Неуютная жидкая лунность...», «Каждый труд благослови, удача!..», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Я иду долиной. На затылке кепи...», цикл стихотворений «Персидские мотивы»).
Идеализация крестьянской Руси; мотивы грусти в стихотворениях, посвященных «уходящей» Руси (сборники «Голубень», «Преображение», «Сельский часослов»).
Поворот в творчестве поэта, совершившийся под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции. Поэт был всецело на стороне Октября, но принимал революцию, по его словам, «с крестьянским уклоном»:
революция помогла Есенину освободиться от патриархальных иллюзий, от религиозно-мистических настроений: а) в стихотворении «Товарищ» поэт сочувственно изобразил революционную борьбу рабочих; б) в стихотворениях «Небесный барабанщик», «Иорданская голубица» поэт с любовью говорит о том новом, что несет революция; в) поэма «Пугачев» свидетельствует о правильном понимании поэтом социальных сил истории, роли и прав трудового крестьянства;
«крестьянский уклон» в восприятии революции выразился в том, что Есенин не понимал путей развития Советской России: «...в развороченном бурей быте с того и мучаюсь, что не пойму — куда несет нас рок событий», — скажет он позднее.
4. Творческий кризис; представление о будущем как царстве машинной техники, подавляющей все живое; усиление богемных настроений (сборник «Стихи»).
5. Новый подъем творчества Есенина:
средствами реалистического искусства поэт выражает идеи коммунистического строительства («Русь советская», сборник «О России и Революции»);
лирическими средствами поэт пытается воссоздать образ Ленина («Стансы», «Ленин» — отрывок из поэмы «Гуляй-поле»), поэма «Анна Снегина»;
в лучших произведениях 1924—1925 гг. Есенин передает эпический размах революционных событий, создает образы борцов, участников революции, воспевает их подвиги («Возвращение на родину», «Русь уходящая», «Письмо к женщине», «Письмо от матери»,
«Ответ», «Русь советская», «Баллада о двадцати шести», «Песнь о великом походе», «Анна Снегина»).
6. Противоречивость чувств в последних произведениях поэта («Черный человек»).
Россия в творчестве С. Есенина — это прежде всего Россия избяная, деревянная, полевая. Это «потом пропахшая выть», которую нельзя «не ласкать, не любить», «низкий дом с голубыми ставнями», «поле, луга и лес, принакрытые сереньким ситцем... северных бедных небес». «Русь моя, деревенская Русь! Я один твой певец и глашатай... — писал поэт и добавлял: — Вот оно, мое стадо рыжее! Кто ж воспеть его лучше мог?»![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/08/06/s_5d49233832747/1189183_1.jpeg)
Лучшее в надеждах самого Сергея Есенина было связано с революцией. В «Небесном барабанщике» он восклицает: «Да здравствует революция на земле и на небесах!», и ритм стихов напоминает ликующую барабанную дробь. Это уже новый Есенин, подхваченный ветром перемен и в чем-то изменивший себе. «Я иное узрел пришествие» (не Иисуса, а революции, Ленина). «Я иное постиг учение прободающих вечность звезд»,— говорит о себе лирический герой в стихотворении «Инония», содержащем утопическую мечту об иной стране, где крестьянам на земле откроется сытный рай. «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном», — скажет о себе Есенин. «Крестьянский уклон» заключался в том, что Есенин, как и другие поэты, писавшие о крестьянстве (Н. Клюев, П. Орешин, С. Клычков), ожидал от революции освобождения крестьян, превращения России в великую Крестьянскую Республику — благословенную страну Хлеба и Молока. В 1917-1919 гг. Есенин, почти перестав писать лирику, создает цикл революционных поэм: «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик», «Инония» и др. — «Новый Завет новой мужицкой эры».
Однако очень скоро стало ясно, что ожидания Есенина не оправдались. Весной 1920 г. в Константинове (поездки на родину обычно бывали «урожайными» на лирику) Есенин пишет единственное стихотворение — «Я последний поэт деревни...»:![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/08/06/s_5d49233832747/1189183_2.jpeg)
Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.
Если бы мы не знали наверняка, что стихотворение написано ранней весной, когда лист на деревьях едва проклевывается, если бы не было доподлинно известно, что написано оно в Константинове, где нет никаких мостов, — его вполне можно было бы принять за зарисовку с натуры. Но это не пейзаж, а созданный средствами пейзажной живописи образ прощания и с вымирающей — деревянной — деревней, и с ее последним поэтом — еще живым, но уже почувствовавшим, что время его миновало:
Не живые, чужие ладони,
Этим песням при вас не жить!
Только будут колосья-кони
О хозяине старом тужить.
Будет ветер сосать их ржанье,
Панихидный справляя пляс.
Скоро, скоро часы деревянные
Прохрипят мой последний час!
В этом стихотворении появляется образ «старого клена на одной ноге», который соединяет в себе и словно постаревшую, искалеченную гражданской смутой «голубую» прежде Русь и поэта (он во многих стихах уподоблял себя клену). Есенин ревниво стерег «золотой» и «синий» мир детства, понимая, что прежней деревни уже не будет.
Что оплакивал поэт? Наступление на деревню цивилизации, технического прогресса: «На тропу голубого поля// Скоро выйдет железный гость» (трактор, комбайн), который не может любить «злак овсяный», колосья ржи, не может, подобно человеку, согревать в ладонях зерно. Между крестьянином и природой-кормилицей встанет некто третий, скрежещущий металлом, пышащий зловонием отработанного горючего.
Оптимизм очень скоро уступил место печали, задумчивости, скорби:
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
Роковой 1919 год становится переломным в сознании поэта и его творчестве. Гражданская война, голод, разруха, страшные реалии послереволюционных будней порождают чувство неуверенности, сомнения, состояние идейной смятенности. В стихотворениях 1919 года начинают звучать трагические мотивы («Я последний поэт деревни»). Есенин полон самых мрачных предчувствий («Кобыльи корабли»).
Год 1920-й — переломный в творчестве Есенина. Мотивы покинутого дома осложняются у него конфликтом «Русь Советская» — «Русь уходящая». Сам поэт — в «узком промежутке» между ними: «Язык сограждан стал мне как чужой. В своей стране я словно иностранец».
Лирика 1920-1923 годов свидетельствует о разочаровании Есенина в советской власти. Утопические мечты о социализме – мужицком рае и революции оказались величайшей иллюзией. Трагические темы гибели старого мира, противопоставления города и деревни, конфликта власти и крестьянства становятся ведущими в творчестве этих лет.
Романтический протест против наступления «железного века», печаль о «соломенной», «избяной» России выражены в стихотворении «Сорокоуст» (1920). Чугунный поезд и красногривый жеребенок – образы-символы. В проигранной жеребенком гонке поэт увидел не только победу города над деревней. Железное, мёртвое, олицетворённое в образе «скверного гостя», победило живую, трепетную жизнь, а это уже победа Дьявольского над Живым.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/08/06/s_5d49233832747/1189183_4.jpeg)
Есенин ощущал себя не только лучшим, но и последним поэтом деревни, и оттого в его стихах чувствуется щемящая нежность и боль. России исконной, отцовской и дедовской, степной противостояла Россия городская, стальная, которая наступала на дорогие есенинскому сердцу поля и нивы. И он встал на их защиту. Однако силы были неравные. В поэме «Сорокоуст» Есенин с болью писал о равнинах, «к глоткам которых» «тянул пятерню» «страшный вестник», о дворовом «молчальнике быке», который «почуял беду над полем», о мельнице, которая «навострила» в горьком предчувствии «свой мукомольный нюх». Наиболее трогательным получился образ красногривого жеребенка, наивно пытавшегося соревноваться с поездом.
Милый, милый, смешной дуралей,
Но куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
Так обозначен конфликт: железного гостя и жеребенка, электрического восхода и вечерней зари, страшного вестника с ремнями и трубами и трясущихся, как в лихорадке, изб. Образ поезда выписан с удивительной выразительностью и силой.
Есенин угадал самое страшное «колебание» XX в. — разрушение человеческого в человеке. Не «белыми березками под окном» он вошел в нашу культуру, а трагическим взглядом на перспективы развития цивилизации и вопросом: куда несет нас рок событий?
Поэт пытается понять и принять новую, «каменную» Россию, идущую на смену старой, «дедовской» Руси, пробует воспеть ее в стихотворении «Неуютная жидкая лунность...», но, поняв безуспешность и ненужность этих попыток, признается:
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
Из знаменитого стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая...» мы узнаем, как мучительно отозвались в есенинском сердце произошедшие перемены:
По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.
Советская Россия предстает в стихотворении в образах «сильного врага», «чужой юности», брызжущих «новью» на есенинские «поляны и луга». Эта страшная коммунистическая новь тревожит поэта, и он просит об одном: о возможности «на родине любимой, все любя, спокойно умереть!».
Образ любимой, но не любящей поэта родины возникает вновь в стихотворении «Русь Советская». Посетив после длительной разлуки родные края, лирик чувствует себя здесь иностранцем, никому не нужным пилигримом «бог весть с какой далекой стороны», поэзию которого молодежь променяла — смешно сказать! — на «агитки Бедного Демьяна». Ему не с кем поговорить, поделиться «той грустной радостью», что он «остался жив».
Жизнь села в 1924 году не восхищает и не восторгает поэта, а, наоборот, наводит его на тягостные и горькие размышления. Революционный «ураган прошел», унеся с собой многих близких людей. Все это до неузнаваемости изменило деревенскую жизнь. Она такова, что лучше бы ее не видеть вовсе. «Даже мельница — бревенчатая птица / С крылом единственным — стоит, глаза смежив». Этот же мотив встречается и в других произведениях Есенина.
Нет, уж лучше мне не смотреть.
Чтобы вдруг не увидеть худшего.
Я на всю эту ржавую мреть
Буду щурить глаза и суживать... «Сторона ль ты моя, сторона!..»
В «Руси Советской» не только мельница, но и деревья недовольны переменами: «Клены морщатся ушами длинных веток», слушая напыщенный рассказ «хромого красноармейца» о взятии Перекопа.
В начале 1919 года Есенин решил вступить в РКП(б). Однако в партию его не приняли. Для доверчивого Есенина это был сильнейший удар: его, певца и глашатая революции, большевики не пожелали признать «своим». До этого времени он считал чуждыми революции пролеткультовцев, а выяснилось, что чужд ей он, Есенин. Прозревший поэт вдруг осознает, насколько велики расхождения во взглядах на цели и задачи революции между ним и теми, кто стоит у власти. В результате в поэме «Кобыльи корабли» он пересматривает свою концепцию революции: «Видно, в смех над самим собой / Пел я песнь о чудесной гостье». Звучит жесткий, но справедливый укор большевикам:
Веслами отрубленных рук
Вы гребетесь в страну грядущего.
Меняется символика цвета. Например, береза, которая символизировала Россию, неожиданно приобретает другой колорит: «Злой октябрь осыпает перстни с коричневых рук берез». Нарастают апокалипсические мотивы моральной деградации общества, угрозы его самоуничтожения.
Лирический герой воспринимает отношения между городом и деревней как вековечную борьбу, насилие над природой: «вот сдавили за шею деревню каменные руки шоссе», «стынет поле в тоске волоокой, телеграфными столбами давясь». С чем воевал поэт — с тем, что должно облегчить труд и быт мужика? Нет! С жестокостью и безнравственностью нового человека, с его неумным хозяйствованием (прокладывая дороги, вырубать леса и загрязнять водоемы), с его небрежением к сеятелю и пахарю (город «окрестил нас как падаль и мразь»). Есенин знал, что именно город, железный зверь, не пощадит сельского человека, научит его стяжательству, пьянству, зависти, разврату, лени, и тот разлюбит землю, коней, «меньших братьев».
Образ города-дьявола стихотворении «Мир таинственный, мир мой древний...» Наиболее ярко оппозиционные настроения Есенина этих лет выразили в поэме «Страна негодяев».
В лирике 1920-х годов усиливаются темы бесприютности, духовного изгнанничества, трагической обречённости личной судьбы поэта. Цикл «Москва кабацкая» (1924), в который вошли стихи начала 1920-х годов, отразил и духовный кризис Есенина, и его духовный взлет. В стихотворениях сборника поэт выразил и свою общественную позицию – неприятие большевизма, советской власти, и свою личную – он, неудавшийся пророк иллюзорной Инонии, изгой в своей собственной стране.
Мотивы «утраченной свежести», увядания, угасания, смерти звучат во многих стихотворениях цикла («Не жалею, не зову, не плачу...», // «Сторона ль, ты моя сторона!», «Да, теперь решено. Без возврата...») и других, но, несмотря на драматизм общей тональности сборника, Есенин готов мудро принять и благословить естественный ход событий: «Будь же ты на век благословенно, что пришло процвесть и умереть».
1924-1925 годы – наиболее плодотворные в творчестве Есенина. В это время поэт создает такие известные произведения, как «Возвращение на Родину», «Русь советская», «Стансы», замечательный поэтический цикл «Персидские мотивы», «зимний цикл» стихотворений 1825 года, поэмы «Анна Онегина» и «Черный человек».
Литературовед Алла Марченко назвала героя лирики Есенина последних лет «разговаривающим Есениным». Стихи 1924-1925 гг. удивительно многоголосы. Сам поэт не знает ответа на вопрос «куда несет нас рок событий?», поэтому он дает право голоса многим своим героям — матери, деду, сестрам, землякам:
Я слушаю. Я в памяти смотрю, О чем крестьянская судачит голь.
«С Советской властью жить нам по нутрю... Теперь бы ситцу... Да гвоздей немного...»
Как мало надо этим брадачам, Чья жизнь в сплошном картофеле и хлебе.
(« Русь уходящая »).![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/08/06/s_5d49233832747/1189183_5.jpeg)
В стихотворениях этого периода поэт пытается преодолеть идейные противоречия, обратиться к злободневным темам времени, принять «коммуной вздыбленную» Россию советскую, заявить о том, что теперь он «самый яростный попутчик», настоящий, а не сводный сын «в великих штатах СССР». Он делает попытку создать произведения, созвучные настроениям эпохи («Ленин», «Баллада о двадцати шести»), он хочет четко определить свое место в новой жизни:
Я не знаю, что будет со мною,
Может, в новую жизнь не гожусь,
Но и все же хочу я стальною
Видеть бедную, нищую Русь.
Но трагический разлад оказался непреодолимым. Советская действительность – чужой для поэта мир, и даже родная деревня отвергает его: поющая «агитки Бедного Демьяна», читающая, «как Библию, пузатый «Капитал», она видит в Есенине лишь угрюмого пилигрима. Поэтому грусть о собственной невостребованной жизни, об уходящей в прошлое родине становится одной из основных тем этого периода («Русь уходящая», «Неуютная жидкая лунность...», «Отговорила роща золотая...» и другие).
4