СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вопрос 65. «Кому на Руси жить хорошо». Проблемы счастья, долга, смысла жизни

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План: 1. Проблемы счастья, долга, смысла жизни. 2. Образ Гриши Добросклонова. 3. Легенда «О двух великих грешниках». 4. Символизм финальной «Бабьей притчи».

Просмотр содержимого документа
«Вопрос 65. «Кому на Руси жить хорошо». Проблемы счастья, долга, смысла жизни»

Вопрос № 65. «Кому на Руси жить хорошо».

Проблемы счастья, долга, смысла жизни

Поэма "Кому на Руси жить хорошо" - итог раздумий автора о судьбах страны и народа. Кому на Руси жить хорошо? - с этого вопроса начинается поэма. Сюжет ее, подобно сюжету народных сказок, построен как путешествие крестьян-стариков в поисках счастливого человека. Странники ищут его среди всех сословий тогдашней Руси, но главная цель их - найти "счастье мужицкое". В поэме решается самый главный вопрос о современности: "Народ освобожден, но счастлив ли народ?" Возникает и другой вопрос: каковы пути, ведущие к народному счастью. С глубокой симпатией автор относится к тем крестьянам, которые не пресмыкаются перед господами, не смиряются со своим рабским положением. Это и Савелий, и Матрена Тимофеевна, и Гриша Добросклонов, и Ермил Гирин.

Чтобы ответить на вопрос "кому на Руси жить хорошо?", Некрасов оглядывает всю Русь и вначале не находит положительного ответа на этот вопрос, т.к. поэма была начата в 1863 году, сразу после отмены крепостного права. Но позже, уже в 70-х годах, когда передовая молодежь шла "в народ", обретая счастье в служении ему, поэт пришел к выводу: служить народу - и есть счастье. Образом "народного заступника" Гриши Добросклонова поэт отвечает на поставленный в поэме вопрос. О нем рассказывается в последней части, названной "Пир на весь мир". Тяжел жизненный путь семинариста Гриши. Сын полунищего дьячка и "батрачки безответной", он прожил голодное детство и суровую юность. В семинарии "их недокармливал хапуга-эконом", а во время каникул Гриша батрачил у себя на Вахлачине. Он был отзывчивым и любящим сыном, и "в сердце мальчика с любовью к бедной матери, любовь ко всей вахлачине слилась". Он решил посвятить свою жизнь борьбе за освобождение народа: "...И лет пятнадцати Григорий твердо знал уже, Что будет жить для счастия Убогого и темного Родного уголка". Сильный духом, свободолюбивый, чуждый личным интересам, Гриша Добросклонов идет не по проторенной дороге, а выбирает трудный путь в борьбе за угнетенных. Народ, видя в нем своего посланца, благославляет его на борьбу: "Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь". Гриша - поэт, он создаст песню "Русь", в которой воспевает пробудившуюся Россию: "Рать подымается - Неисчислимая. Сила в ней скажется Несокрушимая".

Образ Гриши Добросклонова

1) Гриша Добросклонов — выходец из народа, семинарист;

  1. по своим общественно-политическим взглядам Гриша До­бросклонов — революционер-демократ;

  2. любовь к родине и народу — основной мотив его песен и подвигов, к которым он готовит себя;

4) Гриша — тот самый счастливый, которого искали мужики:

Быть бы нашим странникам под родною крышею,

Если б знать могли они, что творилось с Гришею.

Слышал он в груди своей силы необъятные,

Услаждали слух его звуки благодатные,

Звуки лучезарные гимна благородного —

Пел он воплощение счастия народного!..

  1. счастлив тот, кто отдаёт жизнь свою борьбе за освобождение народа, - вот мысль, которую вызывает у читателей образ Гриши Добросклонова.


Проблема народного счастья, вынесенная в заглавие поэмы, наполнена у Некрасова глубо­ким нравственно-философским смыслом. Ответ на вопрос «Кому на Руси жить хорошо?» скла­дывается не сразу. Автор использует «принцип спирали», где на каждом новом «витке» появля­ется новый персонаж со своим пониманием счас­тья. Поэма строится по линии нарастания усло­вий для счастья, каждый «виток спирали» ведет к более полному пониманию его (либо снимает какой-либо уже ранее выдвинутый критерий счастья).

Сначала мужикам кажется, что для счастья достаточно быть просто сытым, но появление пеночки со скатертью-самобранкой убеждает в том, что не хлебом единым жив человек. На следующем «витке» - поп со своей трактовкой счастья: «покой, богатство, честь». Помещик Оболт-Оболдуев добавляет еще одно условие счастья: власть нужна («Кого хочу — помилую, кого хочу - казню. Закон - мое желание! Ку­лак - моя полиция»). На сельской ярмарке выявляется еще один непременный атрибут счастья – здоровье и сила. С появлением Яки­ма Нагого, напротив, снимается критерий бо­гатства: есть ценности, несоизмеримые с мате­риальными благами (иконы и «картиночки» спасает из горящей избы семья Якима). На сле­дующем «витке» - Ермила Гирин, с его появле­нием намечается схематичный пока еще образ народного заступника и появляется еще одно ус­ловие счастья – уважение народное. Савелий «дополняет» этот образ: он народный мститель и богатырь, но слишком противоречива его могу­чая личность, чтобы признать его счастливым. Матрена Тимофеевна – на следующем «витке»: она своеобразный женский вариант «счастливо­го» со своим толкованием проблемы: «Не дело между бабами счастливого искать». Что в итоге? Читатель должен согласиться с тем, что счас­тье – это и достаток, и здоровье, и сила, и само­уважение, и уважение других, и красота, и се­мейное благополучие и т.д.

Но главное, по мнению автора, в другом: «До­ля народа, счастье его, свет и свобода прежде всего!». Поэтому в финале поэмы появляется об­раз бесспорного счастливца – Гриши Добросклонова, который «лет пятнадцать... твердо знал уже, что будет жить для счастья убогого и тем­ного родного уголка». И он готов отдать жизнь во имя торжества «честного дела», чтоб «земля­кам его и каждому крестьянину жилось воль­готно, весело на всей святой Руси».

Так два вопроса слились в один: личное счастье невозможно без счастья народного. Но и служение народу – счастье. Только ждет сча­стливого «путь славный, имя громкое народ­ного заступника, чахотка и Сибирь». Знает ли об этом Гриша? Несомненно. И его социаль­ный оптимизм разделяет автор.


  1. Какова главная проблема поэмы?

Уже в прологе Некрасов обозначает главную проблему поэмы: «кому живется весело, вольготно на Руси». Это веко­вечный для народной жизни и народного сознания вопрос о правде и кривде, о горе и счастье.

  1. Кто, по мнению крестьян, может быть счастлив на Руси?

По мнению крестьян, счастливыми могут быть помещик, чиновник, поп, купец, министр государев, царь. Ни один из них не называет в качестве счастливого ни крестьянина, ни мастеро­вого, ни солдата, ни других представителей трудового народа.

  1. Каковы критерии счастья, по мнению мужиков-правдоискателей?

В главе «Поп» устанавливаются критерии счастья. Поп говорит:

В чем счастие, по-вашему?

Покой, богатство, честь —

Не так ли, други милые?

Они сказали: так...

«Покой, богатство, честь» были уделом множества людей в верхних слоях общества.

  1. Случайно ли, что в пореформенной России даже и не упомина­ется о счастье «освобожденных» крестьян?

Крестьянская реформа 1861 г. не принесла счастья народу:

В жизни крестьянина, ныне свободного Бедность, невежество, мрак...

  1. Какова авторская концепция счастья? Кто ее воплощает в поэме?

Некрасов положил в основу поэмы мысль о том, что сильные мира сего, включая самого царя, — совсем не счастливые люди, ибо не может быть счастья там, где несчастен народ. Вот почему изображение народного горя органически входит в замысел поэмы. Счастью фальшивому, призрачному противопоставляется подлинное счастье — «возлелеять в душе «человеческие стремления», с которыми каждый «рожден природою»:

Братством, равенством, свободою

Называются они... Но такое понимание счастья — пока что удел умов благо­родных. Авторскую концепцию счастья в поэме воплощает Гри­ша Добросклонов:

..лет пятнадцати

Григорий твердо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и темного

Родного уголка.

  1. Как решается в поэме проблема положительного героя?

В финале поэмы возникает образ интеллигента — разно­чинца Григория Добросклонова:

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь. Песни, написанные Григорием Добросклоновым, оптими­стичны, устремлены в будущее. В них чувствуется огромная ; вера в русский народ, который «учится быть гражданином» «сбирается с силами»:

Рать подымается —

Неисчислимая!

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Представления о счастье семи поспо­ривших крестьян не остаются неиз­менными: сначала странники считали счастливыми только господ и спорили лишь о том, кто из них счастливее, за­тем появился интерес к поискам счаст­ливого среди мужиков. Изменяется и определение цели странствий: «Мы ищем, дядя Влас, Непоротой губернии...»

Некоторые события, встре­чи в пути способствовали росту са­мосознания крестьян (история с Ермилом Гириным, живущим по законам этических народных норм). Судьба этого героя с особой силой заставляет почувствовать неразделимость понятий счастливо и вольготно, счастье и воля, свобода. Вопрос о счастье из этического пере­водится в социальный план, приобре­тает острое политическое звучание. Поиски счастливого заставили кресть­ян задуматься о невозможности сча­стья без коренных изменений условий жизни народа, о том, что делать, чтоб счастье стало возможным.


Легенда «О двух великих грешниках» имеет народную основу. Она соеди­няет два фольклорных сюжета — о раскаявшемся грешнике и о разбойни­ке Кудеяре.

Опираясь на народную мысль, Не­красов стремится выразить наиболее сильные стороны крестьянского миро­воззрения, выявить заложенные в на­родном сознании революционные тен­денции. Идея легенды служит делу формирования крестьянского созна­ния. Леген­дой о Кудеяре поэт призывает кресть­ян к смелой и решительной борьбе, ут­верждает, что активная борьба с на­сильниками и угнетателями — единственный путь спасения от векового гнета и получения свободы.


Наша задача — раскрыть, как отве­тил Некрасов на вопрос, поставленный в названии поэмы. В главе «Пир на весь мир» автор­ское повествование становится основ­ным, автор-повествователь отделяется от героев-крестьян. По-прежнему в его поле зрения вся пришедшая в движе­ние Русь, и близость к народу сохра­няется; но в этой части он сосредото­чивает мысль читателя на том, что остается за пределами понимания мужиков. В «Пире на весь мир» много песен. Сопоставляя их с песнями из части «Крестьянка», можно понять, что здесь песни иные, автор­ские, литературные и обращены они не только к крестьянам, но и к молодому поколению демократической ин­теллигенции.

В песнях «Доля народа...» и «Средь мира дольного...» Не­красов поставил перед молодым поко­лением 70-х годов XIX века вопросы о смысле жизни, об истинных и лож­ных путях в ней, о выборе жизненно­го пути, о долге, о назначении и сча­стье человека. Проблемы эти не утра­тили своей важности, остроты, акту­альности для молодого поколения и нашего времени. Стихи обращены к молодости, с ее потребностью разобраться в окружающем мире и в самом себе.

«Песнь призывная» поется «над русским юно­шей». Образ Гриши Добросклонова кровно связан с народной массой. В его образе раскрывается мысль поэта о воз­можности революционной проповеди, ее действенности при условии подлин­ной близости революционера и кресть­янской массы. Разъяснения Гриши о том, кто виноват в грехе Глеба-ста­росты, большинство крестьян слушают пристально и радостно. Пров «сказал победным голосом: «Мотайте-ка на ус!», «Клим радостно кричал...», вся толпа подхватила «слово верное». Вновь вернулись радость и вера: «Все ладно, все по-нашему». Крестьяне вос­принимают Гришу как «своего», как выразителя и толкователя их надежд, стремлений, интересов. Он помог крестьянской массе осмыслить ранее возникшие представления и стремле­ния, не до конца ею осознанные.

И крестьяне вновь поднимаются, преодолевая настроения подавленнос­ти и отчаяния, вновь рождается энер­гия и вера в торжество светлых надежд. Некрасов увидел и показал внутреннюю связь революционных иде­алов с нараставшим протестом народ­ных масс. Эта мысль звучит и в гла­ве «Странники и богомольцы». Идея революционной борьбы в рассказе Ионушки раскрывается в привычной для крестьянского сознания религи­озной форме. И сразу возникают кон­такт и взаимопонимание.


Анализируя песни и думы Гриши «В минуту унынья», «Бурлак», «Русь», мы понимаем, что ведущей в них является мысль о росте крестьянско­го самосознания: «сбирается с сила­ми русский народ и учится быть граж­данином», «...измученный бурлак! по­ходкой праздничной идет...», «в наро­де загорелась искра сокрытая».


Это настроение передается и через пейзаж. Ночная тьма сменяется светлыми красками просыпающегося утра с «ласковым» солнцем, свежестью, аро­матами трав. В поэме открывается перспектива победы светлых начал добра и справедливости над темными силами зла и угнетения, звучит вера в торжество народного счастья.


Вопрос, по­ставленный в названии поэмы, — это вопрос о счастье народном, о «пире на весь мир». Художественное иссле­дование в поэме основ народной жиз­ни, ее живых сил убеждает, что все­народное счастье немыслимо без из­менения жизни России силой самого народа, внутренние возможности на­рода позволят ему стать решающей силой будущих революц. преобразований. С особой остротой звучит эта мысль в песне «Русь».

Создавая «книгу народную», имен­но эту правду хотел донести поэт до крестьянина. Он трезво оценивал те­кущий момент, понимал, что кресть­янской массе, забитой, неорганизован­ной, политически незрелой, предстоит пройти длинный и трудный путь до желанной поры свободы и счастья на­родного. Создавая поэму, Некрасов включался в борьбу за духовное воз­рождение народа. Он был не только другом, но и учителем, «сеятелем», бросающим в народную почву семена революционного сознания.


«Доброе время — добрые песни» — заключительная глава «Пира...», мно­гое в которой объясняет ее устремлен­ность в будущее. Она не случайно наз­вана «песнями» — в них суть. Есть здесь и человек, эти песни сочиняю­щий и поющий,— Гриша Добросклонов.

Образ Гриши одновременно и реаль­ный, и обобщенный, даже условный. С одной стороны, он человек совер­шенно определенного быта и образа жизни: сын бедного дьячка, семина­рист, простой и добрый парень, любя­щий деревню, мужика, народ, желаю­щий ему счастья и готовый бороться за него. Но Гриша — это и более обоб­щенный образ молодости, устремлен­ной вперед.

Некрасов всегда верил в молодежь и неизменно обращался к ней с «доб­рыми» песнями. Вот почему и в завер­шающих стихах «Кому на Руси жить хорошо» поэт доверил свои последние песни юноше. Пять таких «добрых» пе­сен образуют нечто, вроде особой поэ­мы со своим внутренним сюжетом.

В известном смысле эти песни про­петы не столько русским юношей, сколько «над русским юношей». Соб­ственно, они образуют тот идейно-ху­дожественный сгусток, в котором и за­ключено решение поставленного воп­роса «Кому на Руси жить хорошо?». Умирающий поэт спешил. Поэма оста­лась неоконченной, но без итога она не оставлена.

Уже первая из песен на вопрос-фор­мулу «Кому на Руси жить хорошо?» дает ответ-формулу:

Доля народа, Счастье его, Свет и свобода Прежде всего.

Песня «Средь мира дольного...» призывает к борьбе за народное сча­стье, за свет и свободу. Итоговые стихи поэмы действитель­но заключают призыв к борьбе за на­родное счастье, но смысл всей поэмы шире — показать: такой народ заслу­живает счастья и стоит того, чтобы за него бороться:

В минуты унынья, о родина-мать! Я мыслью вперед улетаю. Еще суждено тебе много страдать, Но ты не погибнешь, я знаю.

Поэт, создавший эпопею народной жизни, знал это и всем содержанием поэмы представил тому доказательст­ва. Сам по себе образ Гриши — не ответ ни на вопрос о счастье, ни на вопрос о счастливце. Счастье одного человека (чьим бы оно ни было и что бы под ним ни понимать, пусть даже и борьбу за всеобщее счастье) — еще не разрешение вопроса. Поэма выво­дит к думам о «воплощении счастья народного», о счастье всех, о «пире на весь мир». Последние стихи поэмы — «песни» — стихи лирические, но они могли возникнуть лишь с опорой на могучий народный поэтический эпос. Многое в них идет от надежды, от по­желания, от мечты, которая тем не менее находит реальную опору в жиз­ни, в народе, в стране — России.

«Кому на Руси жить хорошо?» — поэт задал в поэме великий вопрос. И дал великий ответ в последней ее песне «Русь»:

Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь!

В рабстве спасенное Сердце свободное — Золото, золото Сердце народное!..

Встали — небужены, Вышли — непрошены, Жита по зернышку Горы наношены!

Рать подымается — Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая.

Символична финальная «Бабья притча»: в ней гово­рится о том, что, несмотря на преждевременное ликова­ние народных заступников, «ключи» от народного «сча­стья» до сих пор не найдены. На этой печальной ноте заканчивается написанный текст поэмы.

Представляется, что в таком виде текст звучит гораз­до «революционнее», чем с заключительной песней Гри­ши Добросклонова. На первый взгляд, это кажется па­радоксальным: ведь именно Гриша Добросклонов, а не Матрена, больше всего ассоциируется с революционной идеологией демократически-разночинной интеллиген­ции. Но при внимательном чтении мы замечаем, что Гриша верит в окончательное торжество свободы после 1861 г., а судьба Матрены свидетельствует об обратном: народу не следует ждать помощи сверху, свободу еще придется отвоевывать самостоятельно, направляя на это волю и энергию.

4