Вопрос № 65. «Кому на Руси жить хорошо».
Проблемы счастья, долга, смысла жизни
Поэма "Кому на Руси жить хорошо" - итог раздумий автора о судьбах страны и народа. Кому на Руси жить хорошо? - с этого вопроса начинается поэма. Сюжет ее, подобно сюжету народных сказок, построен как путешествие крестьян-стариков в поисках счастливого человека. Странники ищут его среди всех сословий тогдашней Руси, но главная цель их - найти "счастье мужицкое". В поэме решается самый главный вопрос о современности: "Народ освобожден, но счастлив ли народ?" Возникает и другой вопрос: каковы пути, ведущие к народному счастью. С глубокой симпатией автор относится к тем крестьянам, которые не пресмыкаются перед господами, не смиряются со своим рабским положением. Это и Савелий, и Матрена Тимофеевна, и Гриша Добросклонов, и Ермил Гирин.
Чтобы ответить на вопрос "кому на Руси жить хорошо?", Некрасов оглядывает всю Русь и вначале не находит положительного ответа на этот вопрос, т.к. поэма была начата в 1863 году, сразу после отмены крепостного права. Но позже, уже в 70-х годах, когда передовая молодежь шла "в народ", обретая счастье в служении ему, поэт пришел к выводу: служить народу - и есть счастье. Образом "народного заступника" Гриши Добросклонова поэт отвечает на поставленный в поэме вопрос. О нем рассказывается в последней части, названной "Пир на весь мир". Тяжел жизненный путь семинариста Гриши. Сын полунищего дьячка и "батрачки безответной", он прожил голодное детство и суровую юность. В семинарии "их недокармливал хапуга-эконом", а во время каникул Гриша батрачил у себя на Вахлачине. Он был отзывчивым и любящим сыном, и "в сердце мальчика с любовью к бедной матери, любовь ко всей вахлачине слилась". Он решил посвятить свою жизнь борьбе за освобождение народа: "...И лет пятнадцати Григорий твердо знал уже, Что будет жить для счастия Убогого и темного Родного уголка". Сильный духом, свободолюбивый, чуждый личным интересам, Гриша Добросклонов идет не по проторенной дороге, а выбирает трудный путь в борьбе за угнетенных. Народ, видя в нем своего посланца, благославляет его на борьбу: "Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь". Гриша - поэт, он создаст песню "Русь", в которой воспевает пробудившуюся Россию: "Рать подымается - Неисчислимая. Сила в ней скажется Несокрушимая".
Образ Гриши Добросклонова
1) Гриша Добросклонов — выходец из народа, семинарист;
по своим общественно-политическим взглядам Гриша Добросклонов — революционер-демократ;
любовь к родине и народу — основной мотив его песен и подвигов, к которым он готовит себя;
4) Гриша — тот самый счастливый, которого искали мужики:
Быть бы нашим странникам под родною крышею,
Если б знать могли они, что творилось с Гришею.
Слышал он в груди своей силы необъятные,
Услаждали слух его звуки благодатные,
Звуки лучезарные гимна благородного —
Пел он воплощение счастия народного!..
счастлив тот, кто отдаёт жизнь свою борьбе за освобождение народа, - вот мысль, которую вызывает у читателей образ Гриши Добросклонова.
Проблема народного счастья, вынесенная в заглавие поэмы, наполнена у Некрасова глубоким нравственно-философским смыслом. Ответ на вопрос «Кому на Руси жить хорошо?» складывается не сразу. Автор использует «принцип спирали», где на каждом новом «витке» появляется новый персонаж со своим пониманием счастья. Поэма строится по линии нарастания условий для счастья, каждый «виток спирали» ведет к более полному пониманию его (либо снимает какой-либо уже ранее выдвинутый критерий счастья).
Сначала мужикам кажется, что для счастья достаточно быть просто сытым, но появление пеночки со скатертью-самобранкой убеждает в том, что не хлебом единым жив человек. На следующем «витке» - поп со своей трактовкой счастья: «покой, богатство, честь». Помещик Оболт-Оболдуев добавляет еще одно условие счастья: власть нужна («Кого хочу — помилую, кого хочу - казню. Закон - мое желание! Кулак - моя полиция»). На сельской ярмарке выявляется еще один непременный атрибут счастья – здоровье и сила. С появлением Якима Нагого, напротив, снимается критерий богатства: есть ценности, несоизмеримые с материальными благами (иконы и «картиночки» спасает из горящей избы семья Якима). На следующем «витке» - Ермила Гирин, с его появлением намечается схематичный пока еще образ народного заступника и появляется еще одно условие счастья – уважение народное. Савелий «дополняет» этот образ: он народный мститель и богатырь, но слишком противоречива его могучая личность, чтобы признать его счастливым. Матрена Тимофеевна – на следующем «витке»: она своеобразный женский вариант «счастливого» со своим толкованием проблемы: «Не дело между бабами счастливого искать». Что в итоге? Читатель должен согласиться с тем, что счастье – это и достаток, и здоровье, и сила, и самоуважение, и уважение других, и красота, и семейное благополучие и т.д.
Но главное, по мнению автора, в другом: «Доля народа, счастье его, свет и свобода прежде всего!». Поэтому в финале поэмы появляется образ бесспорного счастливца – Гриши Добросклонова, который «лет пятнадцать... твердо знал уже, что будет жить для счастья убогого и темного родного уголка». И он готов отдать жизнь во имя торжества «честного дела», чтоб «землякам его и каждому крестьянину жилось вольготно, весело на всей святой Руси».
Так два вопроса слились в один: личное счастье невозможно без счастья народного. Но и служение народу – счастье. Только ждет счастливого «путь славный, имя громкое народного заступника, чахотка и Сибирь». Знает ли об этом Гриша? Несомненно. И его социальный оптимизм разделяет автор.
Какова главная проблема поэмы?
Уже в прологе Некрасов обозначает главную проблему поэмы: «кому живется весело, вольготно на Руси». Это вековечный для народной жизни и народного сознания вопрос о правде и кривде, о горе и счастье.
Кто, по мнению крестьян, может быть счастлив на Руси?
По мнению крестьян, счастливыми могут быть помещик, чиновник, поп, купец, министр государев, царь. Ни один из них не называет в качестве счастливого ни крестьянина, ни мастерового, ни солдата, ни других представителей трудового народа.
Каковы критерии счастья, по мнению мужиков-правдоискателей?
В главе «Поп» устанавливаются критерии счастья. Поп говорит:
В чем счастие, по-вашему?
Покой, богатство, честь —
Не так ли, други милые?
Они сказали: так...
«Покой, богатство, честь» были уделом множества людей в верхних слоях общества.
Случайно ли, что в пореформенной России даже и не упоминается о счастье «освобожденных» крестьян?
Крестьянская реформа 1861 г. не принесла счастья народу:
В жизни крестьянина, ныне свободного Бедность, невежество, мрак...
Какова авторская концепция счастья? Кто ее воплощает в поэме?
Некрасов положил в основу поэмы мысль о том, что сильные мира сего, включая самого царя, — совсем не счастливые люди, ибо не может быть счастья там, где несчастен народ. Вот почему изображение народного горя органически входит в замысел поэмы. Счастью фальшивому, призрачному противопоставляется подлинное счастье — «возлелеять в душе «человеческие стремления», с которыми каждый «рожден природою»:
Братством, равенством, свободою
Называются они... Но такое понимание счастья — пока что удел умов благородных. Авторскую концепцию счастья в поэме воплощает Гриша Добросклонов:
..лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убогого и темного
Родного уголка.
Как решается в поэме проблема положительного героя?
В финале поэмы возникает образ интеллигента — разночинца Григория Добросклонова:
Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь. Песни, написанные Григорием Добросклоновым, оптимистичны, устремлены в будущее. В них чувствуется огромная ; вера в русский народ, который «учится быть гражданином» «сбирается с силами»:
Рать подымается —
Неисчислимая!
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
Представления о счастье семи поспоривших крестьян не остаются неизменными: сначала странники считали счастливыми только господ и спорили лишь о том, кто из них счастливее, затем появился интерес к поискам счастливого среди мужиков. Изменяется и определение цели странствий: «Мы ищем, дядя Влас, Непоротой губернии...»
Некоторые события, встречи в пути способствовали росту самосознания крестьян (история с Ермилом Гириным, живущим по законам этических народных норм). Судьба этого героя с особой силой заставляет почувствовать неразделимость понятий счастливо и вольготно, счастье и воля, свобода. Вопрос о счастье из этического переводится в социальный план, приобретает острое политическое звучание. Поиски счастливого заставили крестьян задуматься о невозможности счастья без коренных изменений условий жизни народа, о том, что делать, чтоб счастье стало возможным.
Легенда «О двух великих грешниках» имеет народную основу. Она соединяет два фольклорных сюжета — о раскаявшемся грешнике и о разбойнике Кудеяре.
Опираясь на народную мысль, Некрасов стремится выразить наиболее сильные стороны крестьянского мировоззрения, выявить заложенные в народном сознании революционные тенденции. Идея легенды служит делу формирования крестьянского сознания. Легендой о Кудеяре поэт призывает крестьян к смелой и решительной борьбе, утверждает, что активная борьба с насильниками и угнетателями — единственный путь спасения от векового гнета и получения свободы.
Наша задача — раскрыть, как ответил Некрасов на вопрос, поставленный в названии поэмы. В главе «Пир на весь мир» авторское повествование становится основным, автор-повествователь отделяется от героев-крестьян. По-прежнему в его поле зрения вся пришедшая в движение Русь, и близость к народу сохраняется; но в этой части он сосредоточивает мысль читателя на том, что остается за пределами понимания мужиков. В «Пире на весь мир» много песен. Сопоставляя их с песнями из части «Крестьянка», можно понять, что здесь песни иные, авторские, литературные и обращены они не только к крестьянам, но и к молодому поколению демократической интеллигенции.
В песнях «Доля народа...» и «Средь мира дольного...» Некрасов поставил перед молодым поколением 70-х годов XIX века вопросы о смысле жизни, об истинных и ложных путях в ней, о выборе жизненного пути, о долге, о назначении и счастье человека. Проблемы эти не утратили своей важности, остроты, актуальности для молодого поколения и нашего времени. Стихи обращены к молодости, с ее потребностью разобраться в окружающем мире и в самом себе.
«Песнь призывная» поется «над русским юношей». Образ Гриши Добросклонова кровно связан с народной массой. В его образе раскрывается мысль поэта о возможности революционной проповеди, ее действенности при условии подлинной близости революционера и крестьянской массы. Разъяснения Гриши о том, кто виноват в грехе Глеба-старосты, большинство крестьян слушают пристально и радостно. Пров «сказал победным голосом: «Мотайте-ка на ус!», «Клим радостно кричал...», вся толпа подхватила «слово верное». Вновь вернулись радость и вера: «Все ладно, все по-нашему». Крестьяне воспринимают Гришу как «своего», как выразителя и толкователя их надежд, стремлений, интересов. Он помог крестьянской массе осмыслить ранее возникшие представления и стремления, не до конца ею осознанные.
И крестьяне вновь поднимаются, преодолевая настроения подавленности и отчаяния, вновь рождается энергия и вера в торжество светлых надежд. Некрасов увидел и показал внутреннюю связь революционных идеалов с нараставшим протестом народных масс. Эта мысль звучит и в главе «Странники и богомольцы». Идея революционной борьбы в рассказе Ионушки раскрывается в привычной для крестьянского сознания религиозной форме. И сразу возникают контакт и взаимопонимание.
Анализируя песни и думы Гриши «В минуту унынья», «Бурлак», «Русь», мы понимаем, что ведущей в них является мысль о росте крестьянского самосознания: «сбирается с силами русский народ и учится быть гражданином», «...измученный бурлак! походкой праздничной идет...», «в народе загорелась искра сокрытая».
Это настроение передается и через пейзаж. Ночная тьма сменяется светлыми красками просыпающегося утра с «ласковым» солнцем, свежестью, ароматами трав. В поэме открывается перспектива победы светлых начал добра и справедливости над темными силами зла и угнетения, звучит вера в торжество народного счастья.
Вопрос, поставленный в названии поэмы, — это вопрос о счастье народном, о «пире на весь мир». Художественное исследование в поэме основ народной жизни, ее живых сил убеждает, что всенародное счастье немыслимо без изменения жизни России силой самого народа, внутренние возможности народа позволят ему стать решающей силой будущих революц. преобразований. С особой остротой звучит эта мысль в песне «Русь».
Создавая «книгу народную», именно эту правду хотел донести поэт до крестьянина. Он трезво оценивал текущий момент, понимал, что крестьянской массе, забитой, неорганизованной, политически незрелой, предстоит пройти длинный и трудный путь до желанной поры свободы и счастья народного. Создавая поэму, Некрасов включался в борьбу за духовное возрождение народа. Он был не только другом, но и учителем, «сеятелем», бросающим в народную почву семена революционного сознания.
«Доброе время — добрые песни» — заключительная глава «Пира...», многое в которой объясняет ее устремленность в будущее. Она не случайно названа «песнями» — в них суть. Есть здесь и человек, эти песни сочиняющий и поющий,— Гриша Добросклонов.
Образ Гриши одновременно и реальный, и обобщенный, даже условный. С одной стороны, он человек совершенно определенного быта и образа жизни: сын бедного дьячка, семинарист, простой и добрый парень, любящий деревню, мужика, народ, желающий ему счастья и готовый бороться за него. Но Гриша — это и более обобщенный образ молодости, устремленной вперед.
Некрасов всегда верил в молодежь и неизменно обращался к ней с «добрыми» песнями. Вот почему и в завершающих стихах «Кому на Руси жить хорошо» поэт доверил свои последние песни юноше. Пять таких «добрых» песен образуют нечто, вроде особой поэмы со своим внутренним сюжетом.
В известном смысле эти песни пропеты не столько русским юношей, сколько «над русским юношей». Собственно, они образуют тот идейно-художественный сгусток, в котором и заключено решение поставленного вопроса «Кому на Руси жить хорошо?». Умирающий поэт спешил. Поэма осталась неоконченной, но без итога она не оставлена.
Уже первая из песен на вопрос-формулу «Кому на Руси жить хорошо?» дает ответ-формулу:
Доля народа, Счастье его, Свет и свобода Прежде всего.
Песня «Средь мира дольного...» призывает к борьбе за народное счастье, за свет и свободу. Итоговые стихи поэмы действительно заключают призыв к борьбе за народное счастье, но смысл всей поэмы шире — показать: такой народ заслуживает счастья и стоит того, чтобы за него бороться:
В минуты унынья, о родина-мать! Я мыслью вперед улетаю. Еще суждено тебе много страдать, Но ты не погибнешь, я знаю.
Поэт, создавший эпопею народной жизни, знал это и всем содержанием поэмы представил тому доказательства. Сам по себе образ Гриши — не ответ ни на вопрос о счастье, ни на вопрос о счастливце. Счастье одного человека (чьим бы оно ни было и что бы под ним ни понимать, пусть даже и борьбу за всеобщее счастье) — еще не разрешение вопроса. Поэма выводит к думам о «воплощении счастья народного», о счастье всех, о «пире на весь мир». Последние стихи поэмы — «песни» — стихи лирические, но они могли возникнуть лишь с опорой на могучий народный поэтический эпос. Многое в них идет от надежды, от пожелания, от мечты, которая тем не менее находит реальную опору в жизни, в народе, в стране — России.
«Кому на Руси жить хорошо?» — поэт задал в поэме великий вопрос. И дал великий ответ в последней ее песне «Русь»:
Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь!
В рабстве спасенное Сердце свободное — Золото, золото Сердце народное!..
Встали — небужены, Вышли — непрошены, Жита по зернышку Горы наношены!
Рать подымается — Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая.
Символична финальная «Бабья притча»: в ней говорится о том, что, несмотря на преждевременное ликование народных заступников, «ключи» от народного «счастья» до сих пор не найдены. На этой печальной ноте заканчивается написанный текст поэмы.
Представляется, что в таком виде текст звучит гораздо «революционнее», чем с заключительной песней Гриши Добросклонова. На первый взгляд, это кажется парадоксальным: ведь именно Гриша Добросклонов, а не Матрена, больше всего ассоциируется с революционной идеологией демократически-разночинной интеллигенции. Но при внимательном чтении мы замечаем, что Гриша верит в окончательное торжество свободы после 1861 г., а судьба Матрены свидетельствует об обратном: народу не следует ждать помощи сверху, свободу еще придется отвоевывать самостоятельно, направляя на это волю и энергию.
4