СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вопрос 95. Лирика И. А. Бунина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План: 1. Исповедальный характер лирики И. А. Бунина. 2. Философские мотивы. 3. Тема Родины и русской природы.

Просмотр содержимого документа
«Вопрос 95. Лирика И. А. Бунина»

Вопрос № 95. Исповедальный характер лирики И. А. Бунина. Философские мотивы. Тема Родины и русской природы

Философские мотивы

Обращение к философской лирике происходит после первой русской революции (1906-1911 гг.) Важнейшим мотивом лирики поэта является превосходство естественного бытия над общественной жизнью. В своих стихотворениях Бунин выступает великим жизнелюбом. Вечность, единая гармония, красота, Бог – неизменные ценности для Бунина.

Особая атмосфера философских стихотворений Бунина – атмосфера тишины. Шум, суета отвлекают от главного – от духовной жизни. Лир. герой Бунина тяжело переживает свое одиночество; он пытается осмыслить быстротечность человеческой жизни и времени. 

Одним из направлений философской лирики И. Бунина стали стихотворения, посвященные Богу. Бог явлен как Любовь – тепло, свежесть, свет. Атмосфера тишины – возможность слышать Бога.

Используются мотивы: смерти, скорби, одиночества, тишины, тяжести пути к истине, библейские мотивы и др.


Социальные аспекты жизни его интересовали меньше, чем проблемы вечные: тайны бытия, человек и космос, любовь и смерть, беспощадно уходящее время, память как преодоление смерти.

Особое место в его творчестве занимала философская тема. Философия жизни выражалась у него в любовной, пейзажной лирике.

Многие исследователи отмечали связь его поэзии с символизмом. Но философская лирика И. Бунина имеет ряд существенных отличий. Мотив дисгармонии любви и смерти сочетался со стремлением осознать общую гармонию мира, мотив бренности бытия стал этапом к утверждению вечности природы – источника вечной гармонии и красоты. Человеческий жизнь в этом плане всегда соотносится с общим потоком мирового бытия. Символист – создатель своего пейзажа, который всегда расположен вокруг него. Бунин прилагал все усилия к тому, чтобы воспроизвести действительность наиболее объективно. Бунинский пейзаж правдивый, точный, живой.

Чувство обозначается в мимолетном замечании, намеке, чаще всего – в лирической концовке. Но иногда не бывает концовки. Из свой философской лирики поэт изгнал вычурный лиризм. Это и есть причина того, что Бунина называют холодным. В действительности он не холоден.

Самобытный стиль Бунина отражают его философские стихотворения: «Одиночество»(1903) и «Детство» (1903-1906), «Ночь»(1901).


В стихотворении «Детство» многие исследователи утверждает, что он всего лишь рисует картину за картиной.

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!


Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок - как шёлк... Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол - гигант, тяжёлый, величавый.


Кора груба, морщиниста, красна,

Но как тепла, как солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного лета.

Но в его стихотворении поражает точность и наблюдательность. Главная мысль этого стихотворения – «счастьем дорожить умейте». Это значит, не выдумывая несуществующей жизни, видеть, понимать, чувствовать красоту, которая щедро разлита в самой природе. Могучие сосны – символ жизни, вечности, мудрости. Эта красота естественна, неисчерпаема. Она – источник культуры многих поколений. Живописность картины в этом стихотворении поражает воображение с первых строк:

    Чем жарче день, тем сладостней в бору 

    Дышать сухим, смолистым ароматом… 

    Природа в этом произведении описана подробно. Она исполнена мощи, великолепия. Поэтому лирический герой все видит, все запоминает, все бережет в сердце. В природе продолжается жизнь человеческая. Бунин создает удивительно поэтические образы: 

    И кажется, что пахнет не сосна, 

    А зной и сухость солнечного света. 

    Эти строчки о солнечном свете в сосновом бору. Свет словно смешался со смоляным ароматом. Сам солнечный луч будто приобрел запах. С такой поэтической точностью, глубокой философией и лиризмом читатель встречается в этом стихотворении.

Почему оно называется «Детство»? Ведь ясно, что написано оно взрослым человеком. Он даже не вспоминает о детстве. Он сейчас, в именно эту пору, оказался в лесу. «И чувствую: мне только десять лет» - это нынешнее его ощущение. Но представленный в стихотворении пейзаж – это еще и картина его душевной жизни. Главная мысль стихотворения заключена в следующем: тесное общение с природой делает человека молодым, даже юным. Над ним теряет власть время. Он становится современником и прошедшего, и будущего, потому что отражает в себе красоту вечной природы. Так, лирический герой становится молодым и мудрым одновременно.


Основа бунинской философии жизни заключается в признании временного, земного бытия лишь частью вечной космической истории, в которой растворена жизнь человека. При этом в лирике Бунина этих лет обостряется ощущение одиночества человека в мире.

Одним из лучших стихотворений в русской философской лирике является стих-е «Одиночество».

И ветер, и дождик, и мгла

Над холодной пустыней воды.

Здесь жизнь до весны умерла,

До весны опустели сады.

Я на даче один. Мне темно

За мольбертом, и дует в окно.

Вчера ты была у меня,

Но тебе уж тоскливо со мной.

Под вечер ненастного дня

Ты мне стала казаться женой...

Что ж, прощай! Как-нибудь до весны

Проживу и один — без жены...

Сегодня идут без конца

Те же тучи — гряда за грядой.

Твой след под дождем у крыльца

Расплылся, налился водой.

И мне больно глядеть одному

В предвечернюю серую тьму.

Мне крикнуть хотелось вослед:

«Воротись, я сроднился с тобой!»

Но для женщины прошлого нет:

Разлюбила — и стал ей чужой.

Что ж! Камин затоплю, буду пить...

Хорошо бы собаку купить. 1903 год

Перед нами тоскующий образ лир. героя – художника. Ощущение тоски создает череда картин природы: мгла, ветер, дождик, «холодная пустыня воды», «предвечерняя серая тьма», ненастный день, серая тьма, тучи – гряда за грядой. Расставанье происходит не до весны, а навсегда. А след любимой у крыльца уже почти смыт дождевой водой. Его видит только чуткий глаз художника. Ему хотелось крикнуть ей вслед, однако лирический герой удержался. «Но для женщины прошлого нет:/ разлюбила – и стал ей чужой». Безжалостные аналитические слова. Мотив легкости, с которой женщина может разлюбить и сделаться совершенно равнодушной, постоянен у Бунина. Конец стихотворения афористичен: «Что ж! Камин затоплю, буду пить…/Хорошо бы собаку купить». Строй предложений прост, выразителен. Гнетущую атмосферу создает метонимия («и ветер, и дождик, и мгла»).


Важным с точки зрения философской концепции автора является стихотворение «Ночь» (1901). Первые строки заявляют о заветном стремлении лирического героя: «Ищу я в этом мире сочетанья прекрасного и вечного». Возникает мотив удивительной звездной ночи. Вселенная находится в благоговении, спокойствии, молчании. Свет звезд здесь контрастирует с сумраком земли. Перед лирическим героем сияют звезды-плеяды: Вега, Марс, Орион. Они мерно восходят над пустыней. А лирический герой очарован звучанием их царственных имен. Они светят много тысячелетий, за это время исчезли, занесены песком были сотни цивилизаций. Песок здесь – своеобразный символ времени. Но на протяжении всех этих веков над миром царила любовь: человеческое находится в неразрывной связи с вечным. Сказочный стеклянный столп воды до горизонта волшебно озаряет небеса. Символические образы, торжественная лексика, мифология создает атмосферу тайны, ожидания откровения. И лирический герой открывает для себя главную истину. Он вспоминает о такой же волшебной ночи, когда он пришел на берег вместе с любимой девушкой. Пусть это лишь мечта, воспоминание, но именно в те мгновения лирический герой любил весь мир для нее одной.

Рефрен («Ищу я в этом мире сочетанья прекрасного и тайного») акцентирует внимание читателя на главной мысли стихотворения. В итоге, его любовь к земной девушке органично сливается с вселенской любовью, любовью всех времен. В этом величайшая радость и величайшая мудрость: 

    Люблю ее за счастие слиянья 

   В одной любви с любовью всех времен! 

   Таким образом, философская лирика занимает центральное место в творчестве И. Бунина. Он по-новому, глубоко раскрывает вечные вопросы, всегда волновавшие человечество. Одиночество, неприкаянность человека во времени и пространстве лирический герой преодолевает счастливыми воспоминаниями о гармонии детства, искренней любовью, которая и связывает нас с вечностью.


Стихотворение И.А. Бунина «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...».


И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной...

Срок настанет — Господь сына блудного спросит:

Был ли счастлив ты в жизни земной?”

И забуду я всё — вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав —

И от сладостных слёз не успею ответить,

К милосердным коленам припав. (14.07.18)

Как решается философская проблема человеческого счастья в этом стихотворении И.А. Бунина?

Счастье, по Бунину, в общении с природой, в гармонии с ней, в наслаждении видеть лазурное небо, полевые цветы, изумрудную траву, золотые колосья...

Счастье — это просто шагать по полевым тропинкам “меж колосьев и трав”.

Счастье — в благостной полевой тишине, в аромате спелых колосьев и сенокоса, в полуденном зное, в шёпоте ветерка...

Что слышите вы в полисиндетоне начала стихотворения?

Многосоюзие передаёт половодье чувств лирического героя. Кажется, он без остановки, взахлёб будет перечислять всё, что приносит радость, даёт наслаждение, душевный покой, дарит счастье.

Вы верите, что лирический герой был счастлив в “жизни земной”? Почему?

Искренность его чувств передаётся не словами, чувства переполняют его:

И от сладостных слов не успею ответить,

К милосердным коленам припав.

Стихотворение пронизывает чувство прекрасного, чувство счастья... О каком ещё чувстве мы не сказали?

О чувстве благодарности Творцу. Когда в жизни человека много проблем, страданий, когда нет ни покоя, ни богатства, ни взаимной любви, когда ты одинок и тебе кажется, что ты самый несчастный человек на земле, ты начинаешь роптать или ещё хуже — проклинать эту трудную земную жизнь... Вспомни, что у тебя есть бесценные богатства — воздух, земля, вода, небо, леса, озёра, море, степь, поле, речка... Вспомни, какой душевный покой и умиротворение приносят шум морского прибоя, птичье пение, свет земляничной поляны, шелест золотых колосьев. Человек, любящий природу, понимающий её красоту, — счастливый человек.


Философское стихотворение «Вечер».

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.


В бездонном небе лёгким белым краем

Встаёт, сияет облако. Давно

Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.


Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка. И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг.


День вечереет, небо опустело.

Гул молотилки слышен на гумне...

Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне. (14.08.09)


Как вы понимаете это последнее — “Всё во мне”?

Всё в человеке: доброта и злоба, любовь и открытия, рай и ад. “Всё во мне” поистине говорит само за себя. Какая бездна мудрости заключена в этой фразе! Объёмность и глубина смысла роднит с библейской мудростью: “Царство Божие внутри вас”.

Стихотворение относится, на первый взгляд, к пейзажной лирике. Здесь автор описывает прекрасный осенний вечер, наполненный последним солнечным теплом: бездонное небо, белые облака, чистый воздух… Но не это главное в произведении - вечер лишь повод для внутренних размышлений лирического героя.

В стихотворении есть элементы сюжета – мы понимаем, что герой (очень близкий самому автору) находится у себя в поместье. Он работает в своем кабинете, видимо, погружен, в свои мысли, проблемы и тут…взор его обращается в окно. И поток мыслей героя принимает другое направление.

Стихотворение начинается с антитезы: "О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду". Далее весь строй произведения призван развить и доказать эту мысль лирического героя. И прекрасный осенний пейзаж помогает в этом герою, направляет и подталкивает его мысль, вдохновляет как нечто, что выше человека, как Божественное начало.

Композиционно стихотворение можно разделить, следующим образом: антитезис, тезис, три части и заключительный вывод. Герой пытается доказать, что "счастье всюду". Это значит, что оно рядом. Не нужно его искать где-то в "заморских странах" - подними глаза к небу, и ты увидишь счастье, говорит Бунин:

Может быть, оно -

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

Лирический герой переводит глаза на небо, наблюдает за легким белым облаком. Это наблюдение наводит его другую мысль:

«Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

Как это понять - счастлив только тот, кто знает? Знает что? Мне кажется, что ответ на этот вопрос будет дан в конце стихотворения.

Далее внимание героя отвлекает птичка, севшая на подоконник кабинета. Герой замечает: "И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг". Он отходит от грустных размышлений и суетных занятий и растворяется в природе:

День вечереет, небо опустело.

Гул молотилки слышен на гумне...





















Все это наполняет лирического героя истинным умиротворением и покоем. Он приходит к выводу, главному во всем стихотворении, - "Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне".

Итак, по мысли героя, счастье дается лишь знающим, тем, кто знает секрет - "все во мне", все внутри самого человека. Его внутренний мир настолько богат и многогранен, что содержит в себе все источники счастья. Человек может видеть, слышать, он сам часть Божественной силы и существует рядом с ней. Что еще нужно? А все остальное – прах, суета, пустые выдумки слабого человека, не желающего просто остановиться, заглянуть внутрь себя и увидеть Истину.

Помочь выразить эту мысль помогают средства художественной выразительности в стихотворении. Стихотворение написано простым лаконичным языком, в нем содержится достаточно небольшое количество тропов. Передать прелесть осеннего вечера и состояние героя помогают эпитеты ("чистый воздух", "бездонное небо", "усталый взгляд"), метафоры ("воздух, льющийся в окно", "встает, сияет облако"), сравнения ("легким белым краем встает").

Автор чередует инверсию ("Пискнула и села На подоконник птичка", "легким белым краем Встает, сияет облако") с прямым порядком слов, что создает интересный ритм, передающий неровное течение мысли главного героя: то плавное, то сбивающееся на учащение. Этому же способствует чередование длинных и коротких строк в стихотворении.

Произведение написано пятистопным ямбом с пиррихиями, что также придает ему плавность. Здесь Бунин использовал традиционную перекрестную рифмовку (Абаб) и чередование женских и мужских рифм (вспоминаем - оно - сараем - окно).

"Вечер" Бунина, на мой взгляд, шедевр философской лирики, сокровище в миниатюре. Поэт сумел так просто и ясно сказать об очень сложных вещах - о человеческом счастье. Мне очень близка формула поэта, хотя, мне кажется, во всей глубине я осознаю ее гораздо позже: "Счастье всюду. Все во мне".

Человек живет, он имеет возможность видеть, слышать, чувствовать. И это - огромное счастье. Ведь именно это и составляет смысл человеческой жизни. Каждый миг дан тебе свыше, как подарок. Пользуйся им, наслаждайся и будь благодарен за все. Ты имеешь душу, способную чувствовать, и это самое большое чудо на земле!


Тема Родины и русской природы

Ярко выражена на протяжении всего творчества. Ностальгия и философия Бунина отразилась в этой теме. Он стремится прочесть и разгадать сокровенные законы нации, которые, по его мнению, вечны. Легенды, придания, притчи – народная мудрость становятся стихами. 

«Родине» – стихотворение, представляющее тему России. Оно, несмотря на то, что написал его сравнительно молодой поэт (21 год), чрезвычайно характерно для всего последующего творчества лирика.

Они глумятся над тобою,

Они, о родина, корят

Тебя твоею простотою,

Убогим видом чёрных хат...


Так сын, спокойный и нахальный,

Стыдится матери своей -

Усталой, робкой и печальной

Средь городских его друзей,


Глядит с улыбкой состраданья

На ту, кто сотни вёрст брела

И для него, ко дню свиданья,

Последний грошик берегла. 1891

Три эпитета о Родине – «усталой, робкой и печальной» – это характеристика России во многих его стихотворениях. Поэт не идеализирует образ Родины, наоборот, он явно видит все ее проблемы и акцентирует внимание на них в своих лирический произведениях. И в отдельных стихотворениях он резко говорит о родной стране – нищей, голодной, но любимой.

Раскрытие метафоры «Родина-мать» – бредущая по пыльной дороге старая женщина, мать, идущая к своему нравственно-больному ребенку – один из самых щемящих и пронзительных образов.

Как и многие другие темы в лирике, тема Родины раскрывается с применением элементов пейзажа. Поэт связал воедино образ природы и родины. Для него природа России – это степи Орловщины, где писатель родился и вырос – истинно русская природа на взгляд автора. 


Анализ стихотворения «Родина»

С чего начинается родина? С любви к природе, к простому человеку, к обыкновенной берёзе, к полю. Бунин открыл и показал нам это. Родина – это глубоко личное понятие, это «малая родина», и поэтому она дорога, близка, она живёт в его сердце. В 1889 году Бунин навсегда покинул родовую усадьбу. Он много путешествовал. Но даже находясь в постоянной занятости, Бунин всё равно тосковал по своей родине, где провёл детство:

В стороне далёкой от родного края

Снится мне приволье тихих деревень,

В поле при дороге белая берёза.

Озими да пашни – и апрельский день.

Стихотворение «Родина» вызывает раздумье. В нём всё очень обычно и вместе с тем всё удивительно, наполнено замечательным настроем жизни, который чувствуешь весной, когда происходит обновление природы и пробуждение человеческой души. Воспеваемая в первой части стихотворения русская природа, безусловно,  и сама по себе прекрасна. Бунинские пейзажи, где «в поле при дороге белая берёза», где «ласково синеет утреннее небо» и «лёгкой белой зыбью облака плывут», очаровывают нас, читателей.

Во второй части стихотворения Бунин, называя Весну девушкой-невестой, описывает весеннюю пору, пору любви и надежды, пытаясь выразить свою любовь, свою преданность и своё уважение маленькому кусочку природы, ставшему ему родным: 

Мил ей край родимый – степь и тишина,

Мил ей бедный север, мирный труд крестьянский,

И с приветом смотрит на поле она.

Но ведь сама ассоциация природы с человеческими свойствами возникла у Бунина от убеждения: источник прекрасного на земле – прежде всего труд человека. Поэтому и «мил ей мирный труд крестьянский».

Вместе с автором мы видим тихие деревни, белую берёзу, утреннее небо, пар над пашней, грача, важно гуляющего за сохой, поющих жаворонков. Мы, читатели,  вместе с поэтом отдыхаем душой, когда оказываемся на поле и видим простую крестьянскую жизнь.

Общаясь с природой, народом, слушая сказки, поверья, песни, рассказы окрестных крестьян, дворовых, родных, сердцем, разумом и душой постигал, познавал он Россию, навек полюбил русскую природу. Быть естественным, как сама природа, - вот идеал поэта. Весна  снится ему в образе девушки:

В стороне далёкой от родного края

Девушкой-невестой снится мне Весна:

Очи голубые. Личико худое,

Стройный стан высокий, русая коса.

   Одушевление природы – излюбленный приём в лирике Бунина. В естественности бытия, по Бунину, - источник главных ценностей человеческого существования:  покой, бодрость, радость.   «Так знать и  любить природу, как умеет Бунин, - мало кто умеет», - писал А.Блок.

Попробуем разобраться, в чём яркость, выразительность стихотворения «Родина». Оказывается, поэт видит зорче, ярче, глубже других. Он замечает неожиданное сходство предметов и явлений и создаёт метафоры, которые помогают увидеть мир неожиданно и свежо. Бунин заставляет читателя воспринимать внешний мир зрением, обонянием, слухом.

Лирическая экспрессия стихотворения создаётся тропами и стилистическими фигурами. Например, риторическое восклицание «весело ей в поле тёплым, ясным утром!» в повышенно эмоциональной форме утверждает мысль поэта.

В этом стихотворении используются анафорическое построение – единоначатие («в стороне далёкой от родного края»). Бунин прибегает к инверсии («очи голубые, личико худое», «юности и счастья первая весна»), использует описательные обороты (небо – вышина воздушная, родина – край родимый), сравнение (девушка-невеста – Весна).  Пейзажные зарисовки весны сделаны настолько верно и реально, что, прочитав стихотворение, кажется, что будто бы только что побывал в тихой деревне.



Пейзажная лирика характерна для поэзии И. Бунина на рубеже веков и является преобладающей на всем творчестве И. Бунина. Верный традициям реалистического пейзажа 19 века, И. Бунин вместе с тем подчеркивает самодостаточность и независимость природы от человека. Как бы ни менялась география бунинских стихов: от степных раздолий и лесной глуши ранней поры до азиатских, ближневосточных, тихоокеанских пейзажей 1903-1916 годов, - глубже всего поэт переживает одиночество человека среди природы и одиночество природы без человека, «блаженную тоску» пустынности. Описывать природу И. Бунин предпочитает в «пограничное» время суток – вечер, туманное утро.

Более всего отличие Бунина от поэзии символистов ощутимо в пейзажной лирике. Там, где символист видел в природе «знаки» иной, высшей реальности, Бунин стремился объективно воспроизвести действительность. Отсюда – живописная точность бунинских зарисовок. Именно пейзажная лирика И. Бунина в большей степени характеризуется зрительностью и обилием цветовых эффектов, а так же потрясающей наполненностью звуковыми эффектами. Чаше всего автор использует образы неба, степи, звезды. Звезды в лирике И. Бунина – это прежде всего таинственные небесные письмена, предрешающие земные судьбы. Не менее часто поэт обращается к образам животных. 


И.А. Бунин обожествлял родной край, незабываемые русские просторы, красоту обычных пейзажей. Полюбив один раз природу родной страны, он постоянно обращается к этой теме в своих стихах, передавая необычные краски, звуки, запахи родной стороны. Тема природы станет для лирика Бунина главной, множество стихотворений будет посвящено ей. И.А. Бунин запечатлел в своей поэзии различные мгновения бытия. Поэту важно передать различные состояния природы.

В стихотворении «Догорел апрельский светлый вечер…» показан краткий миг угасания тихого весеннего вечера.

Догорел апрельский светлый вечер,

По лугам холодный сумрак лёг.

Спят грачи; далёкий шум потока

В темноте таинственно заглох.


Но свежее пахнет зеленями

Молодой озябший чернозём,

И струится чище над полями

Звёздный свет в молчании ночном.


По лощинам, звёзды отражая,

Ямы светят тихою водой,

Журавли, друг друга окликая,

Осторожной тянутся гурьбой.


А весна в зазеленевшей роще

Ждёт зари, дыханье затая, —

Чутко внемлет шороху деревьев,

Зорко смотрит в тёмные поля. (1892)

Бунин передал природные изменения, когда «спят грачи», «по лугам холодный сумрак лег», «ямы светят тихою водой». Читатель не просто ощущает прелесть апрельского вечера, его особое дыханье, но и чувствует, что «пахнет зеленями молодой озябший чернозем», слышит как «журавли, друг друга окликая, осторожно тянутся гурьбой», «чутко внемлет шороху деревьев». Все в природе притаилось и вместе с самой Весной «ждет зари, дыханья затая». От бунинских строк веет тишиной, покоем, незабываемым ощущением красоты бытия. Особую роль в бунинской поэзии имеет запах, читатель чувствует необъяснимую прелесть среднерусской природы.

В стихотворении «Полями пахнет, – свежих трав» лирический герой ловит благоуханье «от сенокосов и дубрав».

Полями пахнет, — свежих трав,

Лугов прохладное дыханье!

От сенокосов и дубрав

Я в нём ловлю благоуханье.


Повеет ветер — и замрёт...

А над полями даль темнеет,

И туча из-за них растёт,

Закрыла солнце и синеет.


Нежданной молнии игра,

Как меч, блеснувший на мгновенье,

Вдруг озарит из-за бугра —

И снова сумрак и томленье...


Как ты таинственна, гроза!

Как я люблю твоё молчанье,

Твоё внезапное блистанье, —

Твои безумные глаза! (1901)

Что воспевает Бунин в этом стихотворении?

Лето, благоуханье сенокосов и дубрав, луга, свежесть трав и летнюю грозу.

Что привлекает поэта в летней грозе?

Таинственность, томленье, “нежданной молнии игра, как меч, блеснувший на мгновенье”.

Как Бунин передаёт восхищение лирического героя?

Эпитетами: таинственна, нежданный...

Сравнением: молнии игра, как меч...

Олицетворением: грозы “безумные глаза”, “ветер замрёт”.

Метафорами: лугов дыханье, ловлю благоуханье.

Анафорой (в последней строфе):

Твоё внезапное блистанье, —

Твои безумные глаза!

Поэт не говорит о раскатах грома, но мы их слышим. Почему?

Бунин использует аллитерацию на р — 12 звуков. Это наполняет резкими, громкими звуками текст стихотворения, напоминая нам говор грома.

Стихотворение можно разделить на три части: в первой строфе — наслаждение летним благоуханием полей, дубрав, лугов; во второй и третьей — описание предгрозового состояния природы (ветер замирает, даль темнеет, туча растёт, закрывает солнце, молния озаряет сумрак, во всём томленье...), в последней строфе — порыв чувств лир.героя.

В стихотворении передано «лугов прохладное дыханье». В природе все замерло в предвкушении грозы, которая олицетворяется поэтом и представляется таинственной незнакомкой, имеющей «безумные глаза». «Сумрак и томленье» в природе перед грозой. Поэт изобразил краткий миг, когда «над полями даль темнеет», «туча растет, закрыла солнце и синеет». Молния напоминает «меч, блеснувший на мгновенье». Первоначально Бунин озаглавил стихотворение «Под тучей», но потом заглавие снял, так как такое название не дает той полной картины, которую хотел изобразить поэт.

Вообще множество стихотворений И.А. Бунина о природе не имеют названий, так как невозможно в двух-трех словах выразить состояние природы и передать ощущения лирического героя. В стихотворении «Еще и холоден и сыр…» нарисован февральский пейзаж.

Ещё и холоден и сыр

Февральский воздух, но над садом

Уж смотрит небо ясным взглядом,

И молодеет божий мир.


Прозрачно-бледный, как весной,

Слезится снег недавней стужи,

А с неба на кусты и лужи

Ложится отблеск голубой.


Не налюбуюсь, как сквозят

Деревья в лоне небосклона,

И сладко слушать у балкона,

Как снегири в кустах звенят.


Нет, не пейзаж влечёт меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

В лирическом произведении дан образ Божьего мира, который преображается и молодится с наступлением весны: «кусты и лужи», «деревья в лоне небосклона», снегири. Значима последняя строфа поэтического произведения. Лирического героя влечет не открывающийся пейзаж,

…А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

Чувства человека, мечты и желания тесно переплетены в бунинской поэзии с образами природы. Через пейзажные зарисовки И.А. Бунин передает сложный мир человеческой души. В стихотворении «Сказка» реальность и фантазия смешиваются, сон и явь, сказка и действительность неотделимы друг от друга. Лирическому герою снится сказочный сон: пустынные берега, лукоморье, «розовый песок», северное море». Перед читателем открывается картина сказочного края. Ощущение нереальности происходящего передают эпитеты: «вдоль пустынных берегов», «под диким синим лукоморьем», «в глухом бору», «розовый песок», «зеркальный отблеск моря», которые создают настроение таинственного ожидания чуда.



СПЕЦИФИКА ПОЭТИКИ СТИХОТВОРЕНИЙ А.И.БУНИНА

Поэтика зрелого Бунина-стихотворца – это последовательная и упорная борьба с символизмом. Его темы, язык, способы рифмовки лишены примет их резкого обновления, предпринятого символистами. «На фоне русского модернизма поэзия Бунина выделяется как хорошее старое», - писал Ю.Айхенвальд. В стихах Бунин поет красоту и покой, отсюда ориентация на классическую поэтику.
В поэзии Бунина четко прослеживаются традиции русских поэтов, его предшественников. Как и Тютчева, Бунина привлекает природа в своих катастрофических состояниях, в борьбе стихийных, светлых и темных сил. У Фета же Бунин перенял направленность на изображение неуловимых, загадочных и не вполне ясных ощущений, навеваемых природой, созерцанием прекрасного.

Одна из основных стилист. тенденций творчества Бунина: нанизывание слов, подбор синонимов для почти физиологического заострения впечатлений читателя. Его стихотворения – это скорее рифмованная, определенным образом организованная проза, чем стихи в их классическом виде. Характеристика поэтической детали И. Бунина: четкая зрительность, видимость, отчетливая картинка. Поэзия Бунина в целом строга и эмоционально сдержана. В ней крайне редко встречается лирический герой, лирическое «я». Непосредственное чувство передоверяется персонажу.

В общем, поэтика Бунина-стихотворца характеризуется:

  1. сохранением традиций поэзии мастеров 19 века

  2. четкость и «меткость» подбора эпитетов

  3. простота и естественность поэтического языка

  4. приемы:

  • звукопись

  • живопись (цветная)

  • оксюморон

  • «три эпитета» - прием подбора трех последовательных эпитетов, достаточно характеризующих образ

  • олицетворение

  • метафора

  • высокая лексика библейских цитат (для философской лирики)

  1. экзистенциальные мотивы.

15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!