Вопрос о природе человека и смысле бытия в творчестве Ф.М. Достоевского 1840-х – 60-х годов («Бедные люди», «Преступление и наказание», «Идиот»).
Ф. М. Достоевский был ярким представителем русской интеллигенции 60-70-х годов XIX века. Одной из основных особенностей его творчества было гуманное отношение к человеку, за которого он испытывал боль. Свои идеи автор воплощал в художественных произведениях, главными героями которых всегда были люди ищущие и думающие.
В литературу Достоевский вошел необычно. Первое же его произведение — роман «Бедные люди» — имело громкий успех. «Первым социальным романом у нас» назвал его В. Г. Белинский. Литературное поприще Достоевского началось в рамках гоголевского направления, так называемой «натуральной школы». Персонажи его первой книги — маленькие люди: мелкий чиновник Макар Девушкин и бедная девушка-сирота Варенька Доброселова — напоминают героев повестей Пушкина «Станционный смотритель» и Гоголя «Шинель». Особенно ощутимо влияние Гоголя уже в самом стиле письма, в речевом этикете героев, сразу замеченное критиками-современниками. Но самые проницательные из них указали и на другое: Достоевский пошел дальше Гоголя и даже полемизировал с ним.
Роман «Бедные люди» написан в эпистолярной форме, которая была присуща просветительской прозе руссоистского типа («Новая Элоиза» Ж. Ж. Руссо, «Страдания молодого Вертера» И.-В. Гете), и предполагала наличие интеллектуальных героев, но была необычна для повести о маленьком чиновнике. Форма эта свидетельствовала о том, что автора занимает прежде всего не быт и характер героя, а его самосознание, и что это самосознание достаточно развито и оригинально для того, чтобы быть предметом художественного исследования и эстетического любования. Маленький человек у Достоевского представал как личность интересная, как человек бедный лишь по социальному положению, но не духовно.
Раскрыть внутреннее богатство этого человека Достоевскому удалось потому, что он, вопреки традициям натуральной школы, посмотрел на него не как на представителя замкнутой чиновничьей среды, все качества которого определялись его служебным положением, а показал его сознание как явление широкой духовной культуры — культуры патриархально-сентиментальной. Эта культура была присуща разным слоям городского населения. Уже первые весенние мечтания Макара Девушкина, когда он сравнивает Вареньку с «птичкой небесной на утеху и для украшения природой созданной», несут на себе влияние сентиментальной литературы.
Сознание Девушкина показано в эволюции. Его преображает высокая, бескорыстная любовь к Вареньке Доброселовой. Любовь изменяет отношение Девушкина к самому себе, дает ему настоящее самоуважение, ведет к пониманию того, что сердцем и мыслями он Человек. Любовь изменяет представления Девушкина и об общем порядке.
Достоевский показал маленького человека не как социальный тип, а как «реальное лицо» — во всей полноте его человеческих проявлений. В образе Макара Девушкина Достоевский радикально переосмыслил идущую от немецкого романтизма, от творчества Э. Т. А. Гофмана, антитезу «чиновник — мечтатель». Макар Девушкин предстает как истинный мечтатель, наделенный поэтическим влечением к родной и прекрасной душе.
Таким образом, опора на традиции романтизма весьма ощутима в творчестве раннего Достоевского, и это обусловлено тем, что уже в первых произведениях его выдвигается идея независимости от среды, от окружения — идея суверенности личности; утверждается приоритет духовного начала как основы совершенствования человека.
Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» (1866). Во многом роман явился предупреждением человечеству о тех опасностях, кот. подстерегают его в «эпоху перемен», во времена распада вековых духовных ценностей, во временя крушения нравственных идеалов.
Фиксируя трагические проявления новой общественной болезни, Д. создал особый роман – идеологический.
На протяжении всего романа Достоевский показывает нам внутренние диалоги Раскольникоза, “диалектику” его души. Как человек думающий, герой постоянно рассуждает, анализирует свои поступки и делает выводы.
Создав теорию о “людях-гениях” и “муравейнике”, герой вступает в спор с самим собой. Его действительно волнует вопрос, что он представляет собой. “Кто я - тварь дрожащая или право имею?” Гуляя по городу, сидя дома, разговаривая с окружающими его людьми, Раскольников все больше уверяется в правоте своей теории, в праве “гениев” на кровь “по совести”.
Убийство лишь стало началом всех нравственных страданий Раскольникова. Его мучает совесть, он боится быть пойманным, боятся выдать себя и сделать лишний шаг. Читателю кажется, что герой находится на пути к сумасшествию. Только одна Соня понимает его, принимает таким, как он есть. Именно она возрождает его вновь к жизни, призывает к мукам ради воскрешения души, ради спасения. И вот этот жестокий, эгоистичный человек сам сознается в преступлении, сам принимает на себя страдания. Конечно же, это влияние Сони Мармеладовой, живущей и руководствующейся чувством, которая с помощью веры и любви возвращает героя к жизни.
Необычный финал романа является последним штрихом в раскрытии духовных исканий личности Родиона Раскольникова. Герой выбирает смирение, сострадание и, в конечном счете, отказывается от какого-либо протеста. Пройдя путь от убежденного атеиста до истинного христианина, герой нашел себя, нашел истинное счастье в жизни. Это жизнь настоящей личности, разумного и думающего существа. Только находясь в исканиях, раздумьях, постоянном духовном поиске, человек может считаться личностью.
Авторскую концепцию выражают мотивы, которые, находясь в композиционном единстве, выражают идейно-психологический замысел произведения. Мотив нищеты, развиваясь параллельно с мотивом преступления, помогает понять, что преступление Раскольникова во многом обусловлено социальными условиями. Мотив воскрешения из мертвых, разворачиваясь наравне с темой преступления, помогает "найти в человеке человека".
Среди произведений Достоевского, созданных в шестидесятые годы, важное место занимает роман «Идиот». Достоевский работал над ним заграницей (в Швейцарии и Италии), откуда с волнением следил за происходящим в России. Писатель предугадывал трагедию современного человека и полагал, что она в полной мере раскроется в России, стране крайностей и противоречий.
Атмосферу всеобщего кризиса и распада Достоевский передал через историю «случайного семейства» и князя Мышкина, того самого идиота, в честь которого и был назван роман. Достоевский писал: «Главная мысль романа – изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете и особенно теперь…»
Финал романа «Идиот» - размышление писателя о Добре и Красоте в страшном мире наживы, безбожия, разгула эгоистических страстей. В центре внимания – судьба Настасьи Филипповны и Мышкина. Героиней, которая объединяет эти два образа, становится Аглая.
Финал романа нельзя назвать пессимистичным. Князь Мышкин заронил в сердца людей семена добра, его духовная смерть пробудила их к жизни. Достоевский даёт современникам веру в идеал, который, как бы далеко он не отставал от действительности, необходим человеку. Если не будет стремления к идеалу, мир погибнет.
Русские писатели видели всю необходимость таких людей и стремились в своих произведениях показать это. Примером может служить и творчество Ф. М. Достоевского.