Вопросы для собеседования
Что такое ФГОС?
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня. Причем у каждой ступеньки образования свой стандарт (образовательные программы):
ФГОС ДО – дошкольное образование;
ФГОС НОО – начальное общее образование;
ФГОС ООО – основное общее образование;
ФГОС СОО – среднее общее образование;
и так далее вплоть до ВУЗов.
Все программы обучения должны соответствовать ФГОС.
Стандарты обеспечивают преемственность основных программ обучения. То есть дошкольники готовы к обучению в первом классе. Выпускники начальной школы готовы к основной школе. Девятиклассники к дальнейшему обучению в 10 классе и т.д.
В перечне требований всего три пункта:
Требования к результатам освоения программы учениками. То есть, дети в конце четвертого класса должны показать определенные стандартом результаты.
Требования к структуре образовательной программы. Видимо, речь о том, кто, как и какими способами должен обучать детей, чтобы они достигли результатов из пункта номер один.
Требования к условиям реализации образовательной программы. Профессиональная подготовка учителей, наличие методических материалов, компьютерное оснащение школ, санитарно – гигиенические условия и т.п.
Стандарты общего образования:
стандарты первого поколения (были приняты в 2004 году и именовались государственными образовательными стандартами);
стандарты второго поколения (были приняты — для начального общего образования (1-4 классы) 6 октября 2009 года, для основного общего образования (5-9 классы) 17 декабря 2010 года, для среднего (полного) общего образования (10-11 классы) 17 мая 2012 года).
Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576 О внесении изменений в НОО
Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577 О внесении изменений в ООО
Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1578 О внесении изменений в СОО
Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577 О внесении изменений в ООО
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
Цели стандартов
Повышение социального статуса образования;
Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении образования;
Обеспечение государством гарантий на основе единства обязательных требований к условиям реализации ОП;
Сохранение единства образовательного пространства.
Что такое ФГТ?
Приказом Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009г. № 655.
Федеральные государственные требования (ФГТ) устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы ОУ, имеющими государственную аккредитацию.
Чем отличаются ФГОС от ФГТ?
ФГОС применяется для конкретного уровня образования.
ФГТ предъявляются ко всем уровням образования.
Образовательный стандарт содержит в себе разделы ФГТ и плюс еще третий раздел, в котором прописаны требования к результатам усвоения изучаемой на определенном уровне образования программы. Стандарты дают учащимся больше возможностей работать самостоятельно.
Стандарты разрабатывались под национальные и культурные условия в обществе, где предстоит обучаться детям, подросткам, молодым людям. Стандарт учел все национальные особенности обучения, различия в культурах людей.
Также стандарты разнообразили различные варианты домашнего и дистанционного обучения.
Цель стандартов – дать толчок к самостоятельному развитию, что важно для каждого уровня образования.
Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие организацию образовательного процесса в школе
Конституция РФ, ЧР
Конвенция о правах ребенка;
Трудовой кодекс РФ;
Закона РФ и ЧР "Об образовании";
Федерального закона «Об утверждении Федеральной программы развития образования»;
Национальной доктрины образования РФ, одобренной постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751;
Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 №1756-
Устава школы.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности
Свидетельство о государственной аккредитации
Когда принят закон об образовании в РФ, когда одобрен
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года
Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года
Участие в конкурсах, награды, достижения
В период работы в образовании участвовала в различных конкурсах, такие как «Воспитать человека», «Учитель года», в нац проекте ПНПО «Поощрение лучших учителей РФ». Имеются грамоты от школы от управления образования
Уровни общего образования
Общее образование – это следующие уровни:
Дошкольное образование (детские сады, ясли).
Начальное общее образование.
Основное общее образование.
Среднее общее образование.
Профессиональное образование идет по таким уровням:
Среднее профессиональное образование.
Высшее образование – степень бакалавра.
Высшее образование – магистратура.
Высшее образование – аспирантура (подготовка самых высококвалифицированных кадров).
Какие вы знаете методы социальной психологии, используемые для избежание стрессовой ситуации при сдаче ЕГЭ, ОГЭ
В данной ситуации выпускник более, чем когда-либо нуждается в психологической помощи и поддержке родителей, педагогов, психологов, и чтобы поддержать ребенка необходимо:
1.Опираться на сильные стороны ребенка;
2.Избегать подчеркивания промахов ребенка;
3.Проявлять веру в ребенка, уверенность в его силах;
4.Провести работу с родителями:
чтобы они создали дома обстановку дружелюбия и уважения, умели хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку;
были одновременно тверды и добры и не выступали в роли судьи;
поддерживали своего ребенка. Демонтировали, что понимают его переживания.
Для этого также в школе существуют специальные службы, психолог, соц. педагог, можно привлечь педагога по ДНВ.
Что такое УУД?
Универсальные учебные действия (УУД) — базовый элемент умения учиться; совокупность способов действий учащегося и навыков учебной работы, обеспечивающих его возможностью самостоятельно развиваться и совершенствоваться.
Перечислите виды УУД.
1.Познавательные:
общие учебные действия — умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания;
логические учебные действия — умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения;
постановка и решение проблемы — умение сформулировать проблему и найти способ её решения;
2.Коммуникативные — умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с различными группами людей. ;
3.Регулятивные — целеполагание, планирование, корректировка плана.
4.Личностные:
Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
5.Знаково-символические действия: Моделирование и преобразование модели.
Функции универсальных учебных действий
обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Учебный план
Учебный план - документ, определяющий состав учебных дисциплин, изучаемых в данном учебном заведении, их распределение по годам в течение всего срока обучения.
Из каких компонентов состоит учебный план?
Базисный учебный план состоит из трех компонентов:
федеральный
национально-региональный
курсы, дисциплины и предметы по выбору
Образовательная программа
Образовательная программа – это документ, регламентирующий тип и способы построения содержания учебно-воспитательного процесса в условиях той или иной педагогической системы.
Образовательная программа определяет теоретические основы, направления деятельности детского объединения, организационные и методические особенности учебно-воспитательного процесса, а также его условия и результаты. (объем, содержание, планируемые результаты).
Что такое образование?
Ответ: Образование - это единый целенаправленные процесс воспитания и обучения.
Как вы к этому относитесь? Как привлекаете учителей к конкурсам?
Ответ: Мы собираемся, беседуем о значимости конкурса, о том, что от участия зависит повышения престижа и статуса учителя в обществе, выявление талантливых педагогов, развитие творческого потенциала педагога, повышение рейтинга не только отдельного педагога, но и школы в целом. У кого-то появляется профессионально-личностный интерес, желание повысить педагогическое мастерство, получить признание в педагогическом сообществе, того и выдвигаем. Если желающих несколько учителей, то проводим школьный этап конкурса и лучшего направляем на муниципальный этап.
Какую технологию вы выбрали при подготовке учащихся к ЕГЭ?
Ответ: Мы выбрали технологию, которую нам предоставили МОиН ЧР и специалисты ЧИПКРО, работаем по их алгоритму, с модулями «Я сдам ЕГЭ» и «Я сдам ОГЭ».
Считаю, что важнейшим аспектом подготовки к ЕГЭ является и психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность в сдаче экзамена. Поддержать ребенка – значит верить в него, создать у него установку «ты сможешь это сделать».
Система оценивания качества образования в школе?
Ответ: Применяются три системы оценивания качества освоения образовательных программ: без отметочное, традиционное (оценивание по пятибалльной шкале) и зачетная. У нас в школе проводится без отметочная система в первых классах, со 2 по 11 классы по пятибалльной шкале традиционное оценивание и зачетная система по ОРКСЭ в 4-х классах.
(уровневая: низкий, базовый, повышенный, высокий).
Как вы работаете по повышению качества образования в школе?
Ответ: в первую очередь разрабатываем план повышения качества образования, работаем над повышением уровня мастерства учителя. Как говорится качественный учитель – качественное образование……….
Чтобы повысить качество образования следует:
● улучшать процессы преподавания и обучения;
● использовать разнообразные методики и технологии;
● применять информационно-коммуникационный подход в процессе обучения.
По каким направлениям у вас внеурочная деятельность.
Ответ: Внеурочная деятельность реализуется по 5 направлениям:
Общеинтеллектуальное, общекультурное, духовно-нравственное
спортивно-оздоровительное, социальное.
Ваше Кредо.
Ответ: Работать так, чтобы получать от работы радость и духовное удовлетворение
Какие документы обязательны для размещения на сайте ОУ?
Ответ: 1.Устав образовательной организации (в виде копии).
2.Лицензия на осуществление образовательной деятельности (с приложениями) (в виде копии).
3.Свидетельство о государственной аккредитации (с приложениями) (в виде копии).
4.План финансово-хозяйственной деятельности
5.Правила внутреннего распорядка обучающихся (в виде копии);
6.Правила внутреннего трудового распорядка (в виде копии);
7.Коллективный договор (в виде копии).
Какие технологии внедряются в ОУ для повышения качества РСУР.
Ответ. Обучающие предметные семинары, методические семинары, взаимопосещение, наставничество, самообразование.
Как готовитесь к новым стандартам НОО в школе?
Ответ: разработан план- график введения и семинар по содержанию стандарта. (различие между стандартами: предметные результаты расписаны на каждый год обучения, а не на уровень.
Главные качества руководителя?
Ответ: Компетентность, Коммуникабельность
Демократичность, креативность
Смелость в принятии решений
Основные положения Программы развития школы? Основные разделы.
Ответ:
1) Введение.
2) Информационно-аналитическая справка о состоянии и перспективах развития образовательной организации.
3) Цели и задачи Программы и общая стратегия их реализации в образовательной организации.
4) Описание ожидаемых результатов реализации Программы
5) Конкретный план и план-график программных мер, действий, мероприятий, обеспечивающих развитие образовательного учреждения
6) Приложения к Программе. (Программа «Здоровье», «Одарённые дети»).
Какая работа проводится с детьми летом на каникулах?
Ответ: работают летние площадки, выезд в оздоровительные лагеря.
Как разрабатывается ООП?
Ответ: ООП разрабатывается в соответствии ФГОС, с учетом соответствующих примерных образовательных программ.
Какие проекты проводятся у нас в Республике
«За честный ОГЭ», «За честный ЕГЭ», «Будущее ЧР», «РСУР» и т.п.
Цель школы
Главной целью учреждения общего среднего образования является обеспечение качества образования.
31. Цель посещения урока
- проанализировать эффективность методических приёмов учителя, формирующих прочность знаний учащихся.
-проанализировать работу по предупреждению неуспеваемости.
-знакомство с системой работы учителя (молодого специалиста, нового сотрудника.
Обязанности директора школы
В своей деятельности директор школы руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе настоящей должностной инструкцией), трудовым договором.
Директор школы соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
Функции
Основными направлениями деятельности директора школы являются:
2.1.организация образовательной (учебно-воспитательной) работы школы;
2.2.обеспечение финансово-хозяйственной работы школы;
2.3.создание здоровых и безопасных условий обучения и труда в школе;
2.4.обеспечение режима соблюдения прав и свобод, обучающихся и работников школы.
Должностные обязанности
Директор школы выполняет следующие должностные обязанности:
осуществляет руководство школой в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, уставом школы;
обеспечивает системную образовательную (учебно-воспитательную) и административно-хозяйственную (производственную) работу школы;
обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта, представляющего собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного)общего образования;
формирует контингенты обучающихся, обеспечивает охрану их жизни и здоровья во время образовательного процесса, соблюдение прав и свобод, обучающихся и работников образовательного учреждения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
определяет стратегию, цели и задачи развития школы, принимает решения о программном планировании ее работы, участии школы в различных программах и проектах,
обеспечивает представление учредителю ежегодного отчета о поступлении, расходовании финансовых и материальных средств и публичного отчета о деятельности образовательного учреждения в целом;
выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
4. Права
Директор школы имеет право в пределах своей компетенции:
издавать приказы и давать обязательные распоряжения работникам школы;
поощрять и привлекать к дисциплинарной и иной ответственности работников школы;
применять меры воспитательного характера к обучающимся за проступки
заключать договоры, в том числе трудовые;
открывать и закрывать в установленном порядке счета в казначейских учреждениях;
присутствовать на любых занятиях, проводимых с обучающимися школы (без права входить в класс после начала занятий без экстренной необходимости и делать замечания педагогу в течение занятий);
вносить в необходимых случаях временные изменения в расписание занятий, отменять занятия, временно объединять группы и классы для проведения совместных занятий;
делегировать свои полномочия, выдавать доверенности.
Владеть статистикой и информацией по школе, ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, олимпиады, призеры, звания учителей, сколько учителей с высшей категорией и т.п.