СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вопросы для вступительных испытаний по дисциплине «Русский язык и культура речи» для абитуриентов, поступающих на второе высшее образование

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопросы

 

для вступительных испытаний по дисциплине

«Русский язык и культура речи»

для абитуриентов, поступающих

на второе высшее образование

Просмотр содержимого документа
«Р.Яз»

Правила проведения вступительных испытаний

по дисциплине «Русский язык»


Вступительное испытание-экзамен по дисциплине «Русский язык» проводится в письменной форме. Экзамен включает в себя 20 заданий разного уровня сложности (А, В, С). Предлагаемые для письменного ответа вопросы составлены и скомпонованы таким образом, чтобы поступающий смог продемонстрировать знание материала по всем разделам программы и показать уровень своей подготовки по данной дисциплине.

Уровень А включает в себя 10 заданий, составленных в закрытой форме. К каждому тестовому вопросу даются 4 варианта ответов, только один из которых верный. Уровень В состоит из 7 заданий с кратким ответом, требующим написания слова, или словосочетания. Уровень С включает в себя 3 задания с развернутым ответом в объеме 5-10 предложений.

Правильный ответ за каждый вопрос уровня А оценивается в 3 балла, уровня В – 4 балла, уровня С – 14 баллов. Максимальное количество баллов по итогам выполнения всех заданий составляет 100. Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение вступительного испытания, – 32 балла. Продолжительность экзамена составляет 90 минут.


Шкала оценивания уровня подготовки поступающего:

От 0 – 35 балла - недостаточный

От 36 – 60 баллов - удовлетворительный

От 61 – 80 баллов - хороший

От 81 – 100 баллов – высокий


Программа вступительных испытаний по дисциплине

«Русский язык»

Для прохождения вступительного испытания по дисциплине «Русский язык» абитуриент должен:

знать

    • основные функции языка;

    • смысл понятий речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

    • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы обиходно-бытовой, социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сфер общения; нормы речевого этикета в разных сферах общения;

уметь

    • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесенности содержания и языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

    • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности употребления;

    • объяснять взаимосвязь языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

    • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научные тексты, справочная литература, средства массовой информации, в том числе представленные в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).

    • владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

    • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

    • соблюдать нормы речевого этикета в различных сферах общения;

    • применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.


Разделы дисциплины «Русский язык»



Культура речи

1.Орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

2. Морфологические, синтаксические, лексические нормы современного русского литературного языка.

2.1 Морфологические нормы.

Употребление имён существительных (род имён существительных, падежные окончания существительных). Употребление некоторых форм имени прилагательного (краткая форма прилагательных, степени сравнения прилагательных). Употребление некоторых форм имени числительного (склонение числительных, собирательные числительные, дробные числительные). Употребление некоторых местоимений. Особенности образования некоторых форм глагола. Употребление причастий и причастных оборотов. Употребление деепричастий и деепричастных оборотов.

2.2 Синтаксические нормы.

3. Согласование сказуемого с подлежащим. Нормы управления. Беспредложное управление. Предложное управление. Употребление предлогов.

4. Лексические нормы.

4.1 Смысловая точность речи. Лексическая сочетаемость. Употребление паронимов.

Орфография

1.Правописание гласных в корне.

2.Правописание согласных в корне.

3.Правописание приставок.

4.Употребление букв ъ и ь.

5.Буквы о и е после шипящих и ц.

6.Правописание сложных слов.

7.Правописание существительных.

8.Правописание глаголов.

9.Правописание н и нн в суффиксах прилагательных.

10.Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

11.Правописание наречий и наречных сочетаний.

12.Правописание предлогов и союзов.

13.Правописание частиц.

Пунктуация

1.Тире между подлежащим и сказуемым.

2.Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

3.Знаки препинания при обособленных членах предложения.

4.Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях, предложениях.

5.Знаки препинания в сложносочинённом предложении.

6.Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

7.Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

8.Знаки препинания в предложениях с союзом как.



Грамматика

1.Способы словообразования в русском языке.

2.Самостоятельные и служебные части речи.

3.Имя существительное и его грамматические категории.

4.Имя прилагательное и его грамматические категории.

5.Местоимение. Разряды местоимений.

6.Числительное. Разряды числительных.

7.Глагол. Грамматические категории глагола.

8.Причастие и деепричастие как особые формы глагола.

9.Наречие. Разряды наречий по значению.

10.Виды подчинительной связи в словосочетании.

11.Главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Типы сказуемого.

12.Простое предложение. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

13.Однородные члены предложения.

14.Простое односоставное предложение. Виды односоставных предложений.

15.Обособленные члены предложения.

16.Вводные конструкции.

17.Сложносочиненное предложение. Типы отношений между частями в сложносочиненном предложении.

18.Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных в сложноподчиненном предложении.

19.Бессоюзное сложное предложение.

20.Сложное предложение с разными видами связи.

21.Средства семантической и грамматической связи предложений в тексте.

Стилистика

1.Функциональные стили русского языка.

2.Типы речи (описание, повествование, рассуждение).

3.Формы речи (монолог, диалог, полилог).

4.Изобразительно-выразительные средства русского языка.

 



Список рекомендуемых для подготовки к экзамену учебников и пособий


Основная литература

1. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чипко А.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М. 2013.

2. Русский язык. 10-11 классы. Учебник.  Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. М. 2011.

3. Розенталь Д.Э. Русский язык: Учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы (любое издание).

4. Громов С.А. Русский язык: курс практической грамотности для старшеклассников и абитуриентов. - М: 2011.


Дополнительная литература


1. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка.– М., 2004.

2. Бирих А.К., Макиенко В.М., Степанова Л.И. Русский фразеологический историко-этимологический словарь. – М., 2005.

3. Граудика Л.К. , Иукович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. – М., 2004.

4. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современное написание.– М., 2006.

6. Зеневич Е.С. Словарь иностранных слов и выражений. – М., 2004.

7. Панова Е.А. , Позднякова А.А. Русский язык. Учебно-справочное пособие. – М., 2005.

8. Резниченко И.Я. Орфографический словарь русского языка. Произношение. Ударение. – М., 2005.

9. Репкин В.В. Школьный учебный словарь русского языка. – М., 2005.

10. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Прописная или строчная? – М., 2003.

11. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2004.

12. Розенталь Д.Э. Справочник. Пунктуация. – М., 2004.

13. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Управление в русском языке. – М., 2003.

14. Розенталь Д.Э. Справочник – практикум. – М., 2005



Заведующий кафедрой ________________Петров А.Н.




 В соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта среднего обшего образования и ФГОС основного общего образования


Просмотр содержимого документа
«РУССКИЙ ЯЗЫК»

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Камский институт гуманитарных и инженерных технологий»


УТВЕРЖДАЮ

Ректор НОУ ВПО «КИГИТ»

___________Никулин В.А.

Принято решением Ученого совета

Протокол № _____от __________2013г.













Вопросы


для вступительных испытаний по дисциплине

«Русский язык и культура речи»

для абитуриентов, поступающих

на второе высшее образование






















Ижевск 2014



Рассмотрены и утверждены на заседании кафедры ГТ и Ж

Протокол № ______ от ____________ 2014 г.

Зав. кафедрой ____________________/ Петров А.Н.







Согласовано:


Заседание Учебно –методического Совета НОУ ВПО «КИГИТ»


Протокол № от 2014 г.


Начальник УМУ Русинова Н.Г.


Ответственный секретарь ПК Журавлёва Н.П.










Вопросы для вступительных экзаменов для дополнительного высшего образования по предмету «Русский язык и культура речи»

1. Назовите основные типы лексических ошибок.

2. Что такое плеоназмы и тавтология? Приведите примеры.

3. Что такое акцентологическая норма культуры речи? Какие варианты акцентологической нормы существуют в современном русском языке? Приведите примеры.

4. Объясните понятие орфоэпической нормы. Какие варианты орфоэпической нормы Вы можете назвать? Приведите примеры.

5. Расскажите о вариантах употребления грамматических форм существительных в речи. Каковы особенности употребления родовых форм имени существительного в современном русском языке?

6. Существуют ли грамматические варианты употребления форм имени существительного в форме именительного и родительного падежа? Приведите примеры.

7. Что Вы знаете об особенностях употребления грамматических форм глагола в речи? Какие формы можно считать литературными, а какие разговорными?

8. Раскройте понятия литературной и разговорной нормы. Приведи примеры.

9. Что такое диалектизмы, просторечие, жаргонизмы? Какова сфера употребления данной лексики?

10. Существуют ли грамматические варианты употребления форм числительного в речи? В чём сложность употребления числительных с точки зрения культуры речи?

11. Каковы стилистические особенности научного стиля?

12. Каковы стилистические особенности публицистического стиля?

13. Что Вы знаете о культуре ораторской речи? Каковы основные принципы успешного публичного выступления?

14. Каковы стилистические особенности художественного стиля? Назовите основные типы тропов.

15. Назовите основные типы синтаксических ошибок в речи. Приведите примеры.

16. Расскажите об особенностях употребления причастных и деепричастных оборотов с точки зрения норм культуры речи.

17. Что Вы знаете о русском речевом этикете?

18. Существует ли культура устной официально-деловой речи? Что Вы о ней знаете?

19. Существует ли культура письменной официально-деловой речи? Что ВЫ знаете об основных принципах составления официально-деловых документов?

20. Существует ли культура ведения споров и дискуссий? Что Вы о ней знаете?




Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Камский институт гуманитарных и инженерных технологий»


УТВЕРЖДАЮ

Ректор НОУ ВПО «КИГИТ»

___________Никулин В.А.

Принято решением Ученого совета

Протокол № _____от __________2014г.













Вопросы


для вступительных испытаний по дисциплине

«Отечественная история»

для абитуриентов, поступающих

на второе высшее образование






















Ижевск 2014



Рассмотрены и утверждены на заседании кафедры ГТ и Ж

Протокол № ______ от ____________ 2014 г.

Зав. кафедрой ____________________/ Петров А.Н.







Согласовано:


Заседание Учебно –методического Совета НОУ ВПО «КИГИТ»


Протокол № от 2014 г.


Начальник УМУ Русинова Н.Г.


Ответственный секретарь ПК Журавлёва Н.П.

































Вопросы для вступительных экзаменов для дополнительного высшего образования по предмету «Отечественная история»

  1. История, ее роль в системе человеческих знаний. Основные исторические интерпретации.

  2. Особенности российского исторического процесса.

  3. Проблема происхождения славян. Расселение, хозяйство, культура, верования восточных славян.

  4. Проблема происхождения государства Киевская Русь.

  5. Социально-экономические, политические и культурные основы древнерусского государства.

  6. Принятие христианства: историческое значение и последствия. Особенности процесса христианизации Руси.

  7. Причины и исторические последствия феодальной раздробленности русских земель. Типы цивилизационного развития русских земель, их особенности.

  8. Борьба русского народа с иноземными нашествиями в XII-XIV вв.

  9. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

  10. Политика собирания русских земель, создание единого государства.

  11. Особенности формирования русского централизованного государства XIV-XVI вв.

  12. Роль Ивана IV Грозного в формировании политики самодержавия и расширении государственной территории.

  13. Кризис русской государственности - Смутное время.

  14. Этапы становления крепостного права в России. "Соборное уложение" 1649 г.

  15. Реформы Петра I, их влияние на развитие России.

  16. Становление абсолютной монархии в России.

  17. Реформы в эпоху Екатерины II. «Просвещенный абсолютизм».

  18. Преобразования 1-й четверти XIX в.: замыслы и свершения.

  19. Реформы 60-70-х гг. XIX в. Исторические последствия политики реформ.

  20. Социалистическая идея и российское народничество 70-90-х гг. XIX в.

  21. Марксизм и социал-демократия в России к XIX – нач. XX вв.

  22. Политика модернизации России на рубеже XIX-XX вв.

  23. Причины и итоги первой русской революции.

  24. Становление российского парламентаризма, Государственная Дума в России (1906-1917 гг.).

  25. Россия в Первой мировой войне.

  26. Революционный процесс в 1917 году. Причины победы большевиков.

  27. Гражданская война в России: причины, ход, исторические последствия.

  28. Большевизация России (1917-1921): формирование однопартийной системы, экономические опыты, новая внешнеполитическая доктрина.

  29. НЭП: причины, содержание, результаты.

  30. Национально-государственное строительство СССР.

  31. Особенности становления тоталитарной системы в СССР. Сталинизм.

  32. СССР в конце 20-х - 30-е годы: курс на строительство социализма в одной стране.

  33. Советская внешняя политика в 20-30-е годы.

  34. Великая Отечественная война: основные подходы к ее осмыслению.

  35. Послевоенный мир и СССР (1945-1985): образование мировой системы социализма и холодная война.

  36. Развенчание культа личности Сталина. "Оттепель" Хрущева. Попытки экономических и политических реформ.

  37. "Развитой социализм". Углубление экономического и социально-экономического кризиса в СССР в 70-80-е годы.

  38. Советский союз в 1985-1991 гг. "Новое мышление", перестройка, ускорение.

  39. Идеология реформ в России (1991-1999), основные направления реформирования экономики, политики, социальных отношений.

  40. Внешняя политика России в условиях новой геополитической ситуации (90-е годы).







Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Камский институт гуманитарных и инженерных технологий»


УТВЕРЖДАЮ

Ректор НОУ ВПО «КИГИТ»

___________Никулин В.А.

Принято решением Ученого совета

Протокол № _____от __________2014г.













Вопросы


для вступительных испытаний по дисциплине

«Философия»

для абитуриентов, поступающих

на второе высшее образование






















Ижевск 2014



Рассмотрены и утверждены на заседании кафедры ГТ и Ж

Протокол № ______ от ____________ 2014 г.

Зав. кафедрой ____________________/ Петров А.Н.







Согласовано:


Заседание Учебно –методического Совета НОУ ВПО «КИГИТ»


Протокол № от 2014 г.


Начальник УМУ Русинова Н.Г.


Ответственный секретарь ПК Журавлёва Н.П.
































Вопросы для вступительных экзаменов для второго высшего образования по предмету «Философия»


  1. Понятие и виды мировоззрения.

  2. Особенности философского мировоззрения, основные вопросы философии.

  3. Научное и философское мировоззрение: специфика, общие черты и различия

  4. Религиозное и философское мировоззрение: специфика, общие черты и различия

  5. Структура философского знания, важнейшие направления философии

  6. Сознание как философская категория, особенности сознания

  7. Виды и формы познания, проблема истины

  8. Критерии научного познания. Структура научного познания, методы и формы.

  9. Понятие общества с философской точки зрения. Социальность природы человека.

  10. Специфика культуры как феномена человека. Способы понимания культуры

  11. Человек с философской точки зрения. Сущность и существование человека

  12. Биологическое, социальное в человеке. Проблема антропосоциогенеза.

  13. Ценности бытия человека. Этические, эстетические, религиозные ценности

  14. Особенности и этапы развития античной философии.

  15. Философские системы Платона, Аристотеля

  16. Особенности религиозно-философского мышления средневековья

  17. Философия Нового времени. Рационализм и эмпиризм как методы познания.

  18. Немецкая классическая философия.

  19. Философия иррационализма (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше).

  20. Философские направления ХХ века.














Просмотр содержимого документа
«тесты по русскому»

1. В каком слове произносится звук [й] ([j])?

а) метёлка
б) ель
в) море
г) люди


2. Какое слово состоит из корня, одного суффикса и окончания?

а) сказав
б) песчаный
в) вязаный
г) предугадать


3. Какое из перечисленных слов имеет значение «гуманный»?

а) гуманитарный
б) жизнелюбивый
в) оптимистичный
г) человеколюбивый


4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?

а) в всяч_м замочк_, о надоевш_й бол_
б) на колюч_м кустаник_, под раскинувш_мся топол_м
в) в ближн_м лесочк_, на будущ_й недел_
г) горяч_м ча_м, в заячь_й повадк_


5. Укажите вариант, в котором указаны все примеры, где на месте пропуска пишется Ь?

а) Представ_те широчайшие панталоны, сшитые из ситца с крупными цветами.
б) Такой ситец употребляет_ся в мещанских домах для занавесок и обивки мебели.
в) Надо встряхнут_ся.
г) Почему же ты так загадочно улыбаеш_ся?


6. В каком ряду во всех трёх словах пишется одна и та же буква?

а) загл_дение, прим_риться, в_ртуоз
б) накр_ниться, вин_грет, отп_реть
в) скл_нить, вопл_щение, пар_докс
г) я_ственный, ше_ствовать, сочу_ствие


7. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а) пр_вратный смысл, пр_нудительный, пр_остановить
б) р_зыскивать, поз_расти, пр_родитель
в) в_явь, зав_южить, меж_ярусный
г) пере_дать, чере_чур, бе_жалостный


8. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У(Ю)?

а) ученики полож_т тетради; але_щий мак
б) кол_щий предмет; земледельцы паш_т
в) дети плач_т; вид_щий издалека
г) волки во_т, ненавид_щий враг


9. Укажите вариант, в котором указаны все слова с пропущенной буквой И?

а) навязч_вый
б) сет_вой
в) обустра_вать
г) оладыш_к


10. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

а) Приблизившись, я хотел было быстро проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой, но не_веселой улыбкой, позвала меня.
б) Взгляд её добрых глаз тускнеет, становится не_доумевающим, потом горестным.
в) В одном из писем, в частности, содержались последние, завершающие фразы романа, пропущенные в рукописи и не_вошедшие поэтому ни в одно издание.
г) Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма не_долго.


11. Укажите, в каком ряду все слова пишутся через дефис.

а) вице_премьер, пол_ящика, по_итальянски
б) пол_дела, по_свойски, общественно_значимый
в) по_истине, худо_бедно, юго_запад
г) свеже_испечённый, вагонно_паровозный, мало_убедительный


12. Укажите НЕВЕРНОЕ объяснение написания слова.

а) исправлеННый – в прилагательном, образованном от существительного исправление, на стыке корня и суффикса пишется два Н
б) прИшкольный – приставка ПРИ- придаёт слову значение пространственной близости
в) плющОм – в окончании имени существительного после шипящей под ударением пишется О
г) наотмашЬ – на конце наречия после шипящей пишется буква Ь


13. В каком слове неверно поставлено ударение?

а) щаве´ль
б) ката´лог
в) шасси´
г) жалюзи´


14. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

а) семьюстами пятидесяти пяти шутками
б) высочайший
в) шесть грузин
г) вкусные торты


15. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Слегка улыбнувшись,

а) у меня закружилась голова.
б) можно очаровать окружающих.
в) я медленно поднял глаза.
г) вспомнилось о прошлом.


16. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

а) Лёгкий запах смолы доносился от барок, стоявших за Биржевым мостом.
б) Дюпре был парикмахер, потом в России солдат.
в) Мой отец врач.
г) Приходят какие-то люди и проводят по морю ту же непреодолимую, но сейчас невидимую черту, которая на земле зовётся границей.

17. В каком предложении вместо слова СПАСИТЕЛЬНЫЙ нужно употребить слово СПАСАТЕЛЬНЫЙ?

а) Когда мне стало особенно страшно, я услышал СПАСИТЕЛЬНЫЙ голос товарища.
б) СПАСИТЕЛЬНЫМ для фирмы оказалось предложение директора по её реорганизации.
в) СПАСИТЕЛЬНАЯ операция в водах Атлантики прошла благополучно.
г) Его слова оказались СПАСИТЕЛЬНЫМИ для друзей, так как предотвратили возможную ссору.


18. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении. Глаза опять нечаянно открылись _ и Егорушка увидел новую опасность.

а) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
б) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
в) Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
г) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.


19. Укажите вариант ответа, где правильно указаны и объяснены все запятые. Кошка _1 неизвестно как попавшая сюда _2 вдруг спрыгнула с мягким стуком с подоконника и мелькнула у нас под ногами.

а) 1, 2 – выделяется деепричастный оборот
б) 1, 2 – выделяется причастный оборот
в) 1 – выделяется деепричастный оборот
г) 2 – выделяется причастный оборот


20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Во-первых _1 то был _2 исключительно _3 твердый камень овальной формы – именно _4 такой плоский камень человек выбирает на морском берегу, когда ему захочется бросить его подальше.

а) 1, 2, 3
б) 1
в) 2, 3
г) 1, 4


21. Укажите предложение, в котором нужно поставить ОДНУ запятую (знаки препинания не расставлены).

а) Русской литературе свойственны народность и гуманизм патриотизм и высочайшая художественность в изображении жизни.
б) Возбуждение или торможение определяют психику человека.
в) Погода этим летом была тёплой и сухой.
г) Выстрелы теперь слышались ближе и чаще со стороны школы и со стороны леса.


22. В каком предложении ставится тире (знаки препинания не расставлены)?

а) Он настоящий моряк.
б) На сырых дорожках чванливо-фигурные следы вороньих и галочьих лапок.
в) Взгляд его вопрошающий, строгий и вместе с тем усталый.
г) Я смотрел все напряжённее их всё не было.


23. Укажите вариант, где правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Дымов стал одной ногой на колесо _1 взялся за верёвку _2 которой был перевязан тюк _3 и поднялся.

а) 1, 3
б) 1, 2, 3
в) 1, 2
г) 1


24. Укажите вариант, где правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны быть запятые. Впоследствии _1 я не раз вспоминал _2 что _3 когда я вошёл в свою комнатку _4 и чиркнул спичкой _5 чтобы зажечь свечу _6 на меня мягко метнулась крупная _7 летучая мышь.

а) 1, 2, 5, 6
б) 1, 2, 4, 5
в) 2, 3, 4, 7
г) 2, 3, 5, 6


25. Выберите пропущенные буквы в словосочетаниях: пр_бывать в город – пр_бывать в неволе

а) и, и
б) и, е
в) е, и
г) е, е


26. Выберите пропущенные буквы в словосочетаниях: пр_емник традиций – радиопр_ёмник

а) и, и
б) и, е
в) е, и
г) е, е


27. Выберите пропущенные буквы в словосочетаниях: пр_данье старины глубокой – пр_дать форму шара – пр_дать свою мечту – пр_дать блеск поверхности

а) и, е, и, е
б) е, е, и, и
в) е, и, е, и
г) и, и, и, е


28. Выберите пропущенные буквы в словосочетаниях: пр_зирать негодяя – пр_зреть бездомных детей

а) е, и
б) и, и
в) и, е
г) е, е


29. Выберите пропущенные буквы в словосочетаниях: пр_творить планы в жизнь – пр_творить дверь

а) и, е
б) и, и
в) е, и
г) е, е


30. Выберите пропущенные буквы в словосочетаниях: камень пр_ткновения – пр_ткнуться в уголок

а) и, е
б) е, и
в) и, и
г) е, е


31. Выберите пропущенные буквы в словосочетаниях: пр_ходящий момент – пр_ходящая няня

а) и, и
б) и, е
в) е, е
г) е, и


32. Выберите пропущенные буквы в словосочетаниях: пр_терпеть лишения – пр_терпеться к боли

а) и, е
б) и, и
в) е, е
г) е, и


33. Выберите пропущенные буквы в словосочетаниях: пр_дел мечтаний – пр_дел в храме

а) е, и
б) и, и
в) и, е
г) е, е


34. Выберите пропущенные буквы в словосочетаниях: пр_подать урок – пр_падать к плечу

а) и, е
б) и, и
в) е, и
г) е, е


35. Выберите пропущенные буквы в словосочетаниях: пр_клонить ветки – пр_клонить колени

а) и, е
б) и, и
в) е, е
г) е, и


36. Выберите пропущенные буквы в словосочетаниях: пр_светлый образ – пр_скорбный случай

а) е, е
б) е, и
в) и, и
г) и, е


37. Выберите пропущенные буквы в словосочетаниях: пр_емлемый вариант – пр_емственность поколений

а) и, и
б) е, и
в) е, е
г) и, е


38. Укажите правильную характеристику данного предложения. Казаки всегда бережно и с любовью относились к своей религии и исправно исполняли все церковные обряды, еще со времен запорожцев считая себя «рыцарями веры Христовой»

а)простое осложненное;

б) простое;

в) простое  предложение с однородными членами;

г)сложносочиненное


 39.В каком варианте ответа  правильно указаны  все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?Молодежь в казачьих семьях всегда воспитывалась на примере старшего поколения казаков, казачек и  (1)в первую очередь (2)самих родителей. Главой семьи (3) как правило (4) был старый опытный казак.

а)1,2              

б)1, 2, 3          

в) 3, 4

г)1,2,3,4


40. Выберете грамматически правильное продолжение  предложения. Находясь на страже мира и  спокойствия,

а) у  казачества были  сила  и вера.

б) казачество во все времена черпало свою силу в православной вере.

в) роль казачества была незаслуженно принижена и забыта.

г) о казаках вспоминали  в трудную минуту.


41. В каком варианте ответа указаны все запятые? Ипполит (1)томясь  стыдом (2) стоял под акацией и (3) не глядя на гуляющих (4) твердил три заученные фразы.

а)1.2      

б) 1,2,4                         

в) 1, 2, 3, 4

г)  3, 4


42.Отметьте качественные прилагательные:

Стеклянный, завтрашний, медвежий, высокий, детский, спокойный, безмятежный.


43. В каком слове произносится звук [й] ([j])?

а) мёд
б) поёт
в) зовёт
г) поля


44. Какое слово состоит из приставки, корня и двух суффиксов?

а) беспокойный
б) узнанный
в) рассматривая
г) довольство


45. Какое из перечисленных слов имеет значение «серьёзно-сосредоточенный»?

а) глобальный
б) глубокомысленный
в) глумливый
г) задорный


46. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?

а) в дальн_й дорог_, о строжайш_м предупреждени_
б) в лучш_м случа_, о распустивш_мся цветочк_
в) в теперешн_м состояни_, о пролюбивш_мся геро_
г) о впечатляющ_й мощ_, к развивш_йся молодёж_


47. Укажите все примеры, где на месте пропуска пишется Ь.

а) Как же я теперь буду обходит_ся без тебя?
б) Тётка ходила около его ног, не понимая, отчего все так беспокоят_ся.
в) Тётка закрыла глаза, чтобы поскорее уснуть, так как она знала по опыту, что чем скорее уснёш_, тем скорее наступит утро.
г) Представ_те теперь, что вы приходите в магазин и застаёте в нём воров.


48. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

а) тр_стинка, прекл_нение, рит_рический
б) сн_гирь, соч_тать, тр_умф
в) пон_мание, хам_леон, угн_здиться
г) скла_чина, неумес_ный, тунея_ствовать


49. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а) пр_мерный, пр_мудрый, непр_ступный
б) об_лгать, в_сходить, пр_родина
в) трёх_язычный, кон_юнктура, с_ехидничать
г) ни_падать, не_гибаемый, и_желта-красный


50. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А(Я)?

а) они выгляд_т хорошо; адресу_щий письмо
б) колыш_щиеся флаги; они часто ход_т на концерты
в) слыш_щий удары; туристы закуп_т провизию
г) снежинки та_т; засе_вший поле


51. Укажите все слова с пропущенной буквой И.

а) закач_вать
б) вермишел_вый
в) клубоч_к
г) находч_вый


52. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

а) В этот день уроки были не_выучены, готовить их приходилось частью за время перемен.
б) И он не_ловко топтался на месте, смешной в своём детском смущении.
в) Он смотрел на безмолвное движение губ парикмахера от не_слышного, но выразительного шёпота.
г) По предложению того же Мити, не_истощимого на выдумки, они исследовали развалины дворца.

53. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

а) по_пустому, стоп_сигнал, псевдо_народный
б) ультра_звуковой, приемно_переводной, по_звериному следу
в) иссиня_чёрный, шиворот_навыворот, говорить по_румынски
г) пол_столовой, шёлко_обрабатывающий, кое_как


54. Укажите НЕВЕРНОЕ объяснение написания слова.

а) краснолицЫй – Ы пишется в окончании прилагательного после буквы Ц
б) прИоткрыть – приставка ПРИ придаёт слову значение совершения действия не в полном объёме
в) лишёННый – в суффиксе бесприставочного причастия, образованного от глагола совершенного вида, пишется два НН
г) выглядЕть – в суффиксе инфинитива глагола I спряжения пишется Е


55. Неверно поставлено ударение в слове

а) облегчи´ть
б) прину´дить
в) зави´дно
г) позво´нит


56. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

а) шестидесяти семи лет
б) самый красивый
в) много макаронов
г) образованные инженеры

57. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Обернувшись к окну,

а) можно увидеть соседний двор.
б) послышался голос мамы.
в) хотелось закрыть форточку.
г) Петя взял модель парусника.


58. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

а) Разговор был холодный, несвязный.
б) Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь.
в) Редкие в пепельном рассветном небе зыбились звёзды.
г) Поступивших писем в редакцию было очень много.

59. В каком предложении вместо слова ДРАМАТИЧЕСКИЕ нужно употребить слово ДРАМАТИЧНЫЙ?

а) В нашем клубе часто бывают ДРАМАТИЧЕСКИЕ постановки.
б) ДРАМАТИЧЕСКИЕ события стали главным содержанием древнегреческой трагедии «Прометей прикованный».
в) В ДРАМАТИЧЕСКИЙ кружок я ходил в пятом классе.
г) Его уныние и ДРАМАТИЧЕСКИЙ голос смутили слушателей своей серьёзностью.


60. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении. Фельдшер поглядел исподлобья на доктора _ и в его тёмных, мутных глазах вспыхнуло самое откровенное презренье.

а) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
б) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
в) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
г) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

61. Укажите вариант ответа, где правильно указаны и объяснены все запятые. Оторвав большой, неуклюжий кусок обоев _1 висевший у двери _2 я бросил его в угол.

а) 1, 2 – выделяется деепричастный оборот
б) 1, 2 – выделяется причастный оборот
в) 1 – выделяется деепричастный оборот
г) 2 – выделяется причастный оборот


62. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Он успел спастись, отпрянул в сторону, но _1 всё же _2 у него так повреждена нога, что теперь матрос почти не мог работать до самого конца плавания. По его словам _3 всё произошло из-за небрежности его спутника. Однако _4 тот ссылается на сильную качку.

а) 3
б) 1, 2, 3
в) 1, 2, 4
г) 3, 4


63. Укажите предложение, в котором нужно поставить ОДНУ запятую (знаки препинания не расставлены).

а) Блеснула молния и на мгновение осветила всё вокруг.
б) Геологов не пугали ни тайга ни непроходимые болота.
в) Они косили быстро и споро и двигались с правого и левого его конца навстречу друг другу.
г) Жёлтые изящные одуванчики были разбросаны по всему лугу.

64. В каком предложении ставится тире (знаки препинания не расставлены)?

а) Бедняку не хватает многого алчному решительно ничего.
б) Машенька скинула ноги с ларя и побежала в зал там уже пахло гарью от упавшей свечи.
в) Тишина во дворе полная.
г) Ни ягод ни грибов никто не смог найти в лесу в эту пору.

65. Укажите вариант, где правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Я полагал _1 что убиение одного государя не только не произведёт пользы _2 но _3 напротив _4 может быть _5 пагубно для цели общества _6 ибо разлит умы _7 составит партии _8 взволнует приверженцев августейшей фамилии _9 и всё сие неминуемо породит войну междоусобную.

а) 1, 2, 6, 7, 8
б) 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9
в) 2, 5, 6, 7, 8, 9
г) 1, 2, 5, 6, 7, 8, 9

66. Укажите вариант, где правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. А за воротами _1 на аллее между стеной и берёзами _2 где стоят скамьи _3 был уже совсем вечер.

а) 1, 2, 3
б) 2, 3
в) 1, 3
г) 1, 2


67. В каком слове произносится звук [й] ([j])?

а) человек
б) лён
в) моет
г) дефис

68. Какое слово состоит из корня, двух суффиксов и окончания?

а) предовольный
б) разыгранный
в) дождинка
г) резаный

69. Какое из перечисленных слов имеет значение «своеобразие»?

а) специфика
б) закоренелость
в) однородность
г) специальность

70. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?

а) в строящ_мся здани_, под лежач_м камн_м
б) о гремуч_й смес_, в линюч_й ткан_
в) под скрипуч_й половиц_й, о наболевш_м вопрос_
г) в сидяч_м положени_, с певч_й птиц_й

71. Укажите все примеры, где на месте пропуска пишется Ь.

а) Жениш_ся, и всё тогда у тебя пойдёт по-другому.
б) Гусь не кричал, но ей опять стало чудит_ся, что в потёмках стоит кто-то чужой.
в) Старик поднимает_ся и, нахмуренный, уходит.
г) И если бы папаша мог читать на лицах, он прочёл бы на бледном личике своей доч_ки восторг, доходящий до страдания.

72. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

а) нав_ждение, к_валерия, выр_сток
б) с_мметрия, наст_лать, св_щенник
в) см_гчение, дил_тант, нан_мать
г) лан_шафт, праз_нословный, сла_коежка


73. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а) пр_возмочь, пр_емственность, пр_переть (к стенке)
б) пон_бросать, по_бноситься, из_лгаться
в) трет_егодний, об_ёмистый, суб_ективный
г) бе_звёздное (небо), и_зябший, ра_давать

74. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А(Я)?

а) цветы але_т в саду; бре_щийся мужчина
б) рабочие штукатур_т; ро_щий землю
в) кровоточ_щая рана; они услыш_т упрёки
г) они ещё намел_т кофе; спор_щий покупатель


75. Укажите все слова с пропущенной буквой И.

а) впад_нка
б) диагонал_вый
в) заносч_вый
г) настра_вать

76. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

а) Она молча подавала ему воду, суровая, не_прощающая.
б) Такое случалось отнюдь не_часто.
в) Он долго не_доумевал, что делать с этой деревяшкой.
г) И наконец она пришла, эта не_уловимая слава.

77. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

а) камер_юнкер, юго_запад, говорить по_казахски
б) медленно_растущий, пол_Америки, тепло по_летнему
в) компакт_кассета, жёлто_глазый, всё_таки
г) плыть по_собачьи, пол_десятого, вокально_инструментальный

78. Укажите НЕВЕРНОЕ объяснение написания слова.

а) неезжеНый – в суффиксе отглагольного прилагательного пишется одно Н
б) дезИнформация – И сохраняется после иноязычной приставки
в) грОмоздкий – безударная гласная в коне проверяется словом грОм
г) ниЗложить – пишется буква З на конце приставки НИЗ перед звонкой согласной

79. Неверно поставлено ударение в слове

а) гла´дильная доска
б) досу´г
в) гражда´нство
г) предпри´нял

80. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

а) семьюстами пятьюдесятью пятью посетителями
б) более широкий
в) милосердные господа
г) килограмм помидор

81. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Свалившись с размаху в озеро,

а) надо было скорее выбираться из холодной воды.
б) послышался шум пролетевшей стаи уток.
в) от резкого холода я чуть не потерял сознание.
г) стало стыдно за свою неуклюжесть.


82. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

а) Мать что-то заметила в выражении лица дочери.
б) Поезд пришёл на следующую станцию согласно расписания.
в) Вокзал быстрее и быстрее уплывала назад.
г) Он уснул, казалось.

83. В каком предложении вместо слова ЛОГИЧНЫЙ нужно употребить слово ЛОГИЧЕСКИЙ?

а) Вполне ЛОГИЧНЫЙ вывод сделал Иван из произошедших событий
б) ЛОГИЧНЫЕ рассуждения в процессе доказательства теоремы.
в) ЛОГИЧНЫМИ, убедительными были его доказательства теоремы
г) Поступки его были продиктованы здравым смыслом, они казались вполне ЛОГИЧНЫМИ.


84. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении. Затем он бежит впереди меня _ и отворяет на моём пути все двери.

а) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
б) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
в) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
г) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

85. Укажите вариант ответа, где правильно указаны и объяснены все запятые. Брат Паша учился в кадетском корпусе, Анюта _1 вышедшая замуж ещё при жизни мамы _2 жила в Курске.

а) 1, 2 – выделяется деепричастный оборот
б) 1, 2 – выделяется причастный оборот
в) 1 – выделяется деепричастный оборот
г) 2 – выделяется причастный оборот


86. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Находясь _1 по-видимому _2 на полпути к своему жилью, я остановился и, затаив дыхание, начал прислушиваться. Я весь обратился в слух. Да, вот _3 вдруг _4 послышался звук – протяжный, пронзительный крик отчаяния.

а) 1, 2, 3, 4
б) 2, 3, 4
в) 3, 4
г) 1, 2


87. Укажите предложение, в котором нужно поставить ОДНУ запятую (знаки препинания не расставлены).

а) С первым лучом солнца он уже был на ногах и с первым отходившим поездом уезжал со станции.
б) Во дворе стоял каменный дом и амбар.
в) На базу можно ехать или поездом или автобусом.
г) На террасе стоял большой кожаный чемодан – это приехал отец.

88. В каком предложении ставится тире (знаки препинания не расставлены)?

а) Дело художника рождать радость и дарить её людям.
б) Ни на улице ни во дворе ни за домом ни за сараем никого не было.
в) Чтение книге есть неоценимый источник познания жизни.
г) Только в одном друзья были похожи друг на друга оба были талантливы и умели добиваться поставленной цели.

89. Укажите вариант, где правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Таких молодцов _1 которых я _2 выражаясь на студенческом языке _3 гоняю или проваливаю _4 у меня ежегодно набирается человек семь.

а) 1, 4
б) 2, 3, 4
в) 1, 2, 3, 4
г) 1, 3, 4

90. Укажите вариант, где правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Летом _1 когда парк был тенист и зноен _2 и когда солнечные пятна осыпали нимфу _3 из камня со всех сторон бежало множество холодных и чистых ключей _4 и _5 склонив голову _6 нимфа слушала их непрестанное журчание.

а) 2, 3, 4
б) 1, 2, 4
в) 1, 3, 4, 5, 6
г) 1, 2, 4, 6

ОТВЕТЫ:

1 – б

2 – в?

3 – г

4 – в

5 – а, в, г

6 – б

7 – а

8 – б

9 – а, в

10 – в?

11 – а

12 – а?

13 – б?

14 – а

15 – в

16 – в

17 – в

18 – в

19 – б

20 – б

21 – а?

22 – г

23 – б

24 – г

25 – г

26 – в

27 – в

28 – а

29 – в

30 – б

31 – г

32 – г

33 – а

34 – в

35 – в

36 – б

37 – б

38 – в

39 – г

40 – б

41 – в

42 – 4, 5, 6

43 – б

44 – в?

45 – б

46 – б

47 – а, в, г

48 – а

49 – в

50 – б

51 – а, г

52 – а

53 – в

54 – ?

55 – г

56 – в

57 – г

58 – г?

59 – г

60 – в

61 – а

62 – а

63 – б

64 – а

65 – б

66 – б

67 – в

68 – в?


69 – а

70 – в

71 – а, б

72 – г

73 – г

74 – в

75 – а, в, г

76 – б

77 – а

78 – ?

79 – а

80 – б

81 – в

82 – в

83 – б

84 – а

85 – а

86 – г?

87 – в

88 – а

89 – в

90 – в


14