Вопрос: Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Живое вещество и его функции. Особенности распределения биомасс на Земле. Биологический кругооборот и превращение энергии в биосфере, роль в нем организмов разных царств. Эволюция биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека (нарушение озонового экрана, кислотные дожди, парниковый эффект и др.). Проблемы устойчивого развития биосферы. Правила поведения в природной среде.
Анализ выполнения заданий по данной теме выпускниками 2016 года:
По сравнению с заданиями других линий по этой теме оказалось наибольшее количество заданий, вызвавших затруднения. Участники не сумели определить функции бактерий в биосфере – восстановление нитратов до молекулярного азота (44%) и установить главную причину массовой гибели рыбы в озёрах – избыток соединений азота и серы (47%), одну из причин гибели лесов – кислотные дожди (42%).
Неожиданно низкие результаты получены и на задания, где требовалось установить границы и функции биосферы. На вопрос о высокой температуре, как главном ограничивающем факторе распространения жизни в литосфере, правильно ответили только 25% участников. Задание об особенности концентрационной функции живого вещества в биосфере (накопление химических элементов в организмах) выполнили 28%. На эти вопросы следует обратить внимание при изучении биологии в школе.
Биосфера
1. Какие из перечисленных факторов окружающей среды относятся к антропогенным? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) температура воздуха
2) загрязнение парниковыми газами
3) наличие неперерабатываемого мусора
4) наличие дороги
5) освещённость
6) концентрация кислорода
Ответ: 234
2. Установите соответствие между факторами среды и их характеристиками — (1) Биотические либо (2) Абиотические:
А) Постоянство газового состава атмосферы.
Б) Изменение толщины озонового экрана.
В) Изменение влажности воздуха.
Г) Изменение численности консументов.
Д) Изменение численности продуцентов.
Е) Увеличение численности паразитов.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Ответ: 222111
3. Установите соответствие между фактором среды и группой, к которой он относится:
ГРУППА | | ФАКТОР СРЕДЫ |
1) антропогенные 2) абиотические | | А) искусственное орошение земель Б) падение метеорита В) распашка целины Г) весенний разлив вод Д) сооружение плотины Е) движение облаков |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Ответ: 121212
4. Установите соответствие между экологическим фактором и его видом.
ФАКТОР | | ВИД ФАКТОРА |
A) хищничество Б) отсутствие корма B) снежный покров Г) бобровая плотина Д) внесение удобрений в почву Е) смена времен года | | 1) абиотический 2) биотический 3) антропогенный |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Ответ: 221231
5. Установите соответствие между природным образованием и веществом биосферы согласно классификации В. И. Вернадского.
ПРИРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ | | ВЕЩЕСТВО БИОСФЕРЫ |
A) морская соль Б) морской ил B) глина Г) почва Д) гранит Е) двусторчатые моллюски | | 1) биокосное 2) косное 3) живое |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Ответ: 211123
6. Установите соответствие между природным образованием и веществом биосферы согласно классификации В. И. Вернадского.
ПРИРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ | | ВЕЩЕСТВО БИОСФЕРЫ |
A) известняк Б) базальт B) глина Г) нефть Д) каменный уголь | | 1) биогенное 2) косное |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Ответ: 12211
7. Установите соответствие между природным образованием и веществом биосферы согласно классификации В. И. Вернадского.
ПРИРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ | | ВЕЩЕСТВО БИОСФЕРЫ |
A) речной песок Б) горная порода B) морской ил Г) почва Д) колония кораллов Е) плесневые грибы | | 1) косное 2) живое 3) биокосное |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Ответ: 113322
8. Установите соответствие между экологическим фактором и группой, к которой его относят.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР | | ГРУППА ФАКТОРОВ |
А) лесной пожар вследствие грозы Б) распространение семян растений птицами В) понижение температуры, приводящее к зимней спячке животных Г) санитарная вырубка леса Д) питание паразитических животных Е) затопление лугов при ливне | | 1) абиотические 2) биотические 3) антропогенные |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Ответ: 121321
9. Установите соответствие между особенностями круговорота вещества и веществом.
ОСОБЕННОСТИ КРУГОВОРОТА | | ВЕЩЕСТВО |
А) больше всего этого вещества содержится в атмосфере Б) клубеньковые бактерии превращают это вещество в нитраты В) около 50 % возвращается в атмосферу растениями Г) значительные количества накапливаются в осадочных породах Д) в выдыхаемом животными воздухе содержится значительно больше, чем во вдыхаемом Е) поглощается растениями из почвы в виде минеральных солей | | 1) углерод 2) азот |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Ответ: 221112
10. Установите соответствие между примером и группой экологических факторов, которые он иллюстрирует.
ПРИМЕР | | ГРУППА ФАКТОРОВ |
А) зарастание пруда ряской Б) увеличение численности мальков рыб В) поедание мальков рыбы жуком-плавунцом Г) образование льда Д) смыв в реку минеральных удобрений | | 1) биотические 2) абиотические |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Ответ: 11122
11. Установите соответствие между примерами и экологическими факторами, которые этими примерами иллюстрируются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | | ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ |
А) повышение давления атмосферного воздуха Б) изменение рельефа экосистемы, вызванное землетрясением В) изменение численности популяции зайцев в результате эпидемии Г) взаимодействие между волками в стае Д) конкуренция за территорию между соснами в лесу | | 1) абиотический 2) биотический |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Ответ: 11222
12. Установите последовательность этапов круговорота углерода в биосфере, начиная с поглощения углекислого газа из атмосферы.
1) окисление органических веществ в клетках растений
2) выделение углекислого газа в атмосферу в процессе дыхания
3) синтез высокомолекулярных органических веществ в растении
4) поглощение углекислого газа из атмосферы
5) образование глюкозы в процессе фотосинтеза
Ответ: 45312
13. Расположите в правильном порядке уровни организации жизни, начиная с наименьшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) биоценоз
2) популяция
3) нейрон
4) многоклеточный организм
5) биосфера
Ответ: 34215
14. В чем проявляются особенности биосферы как оболочки Земли?
Пояснение.
1) В биосфере протекают биогеохимические процессы, проявляется геологическая деятельность организмов;
2) происходит непрерывный процесс круговорота веществ, регулируемый деятельностью организмов;
3) биосфера преобразует энергию Солнца в энергию органических веществ.
15. Почему необходимо поддерживать биоразнообразие для сохранения биосферы?
Пояснение.
1) Биоразнообразие — это основа разнообразных цепей и сетей питания в экосистемах биосферы.
2) Разнообразие цепей и сетей питания — это основа сбалансированного круговорота веществ, сохранения целостности биосферы.
3) Сбалансированный круговорот веществ является основой устойчивости, саморегуляции и сохранения биосферы.
16. В. И. Вернадский писал: «На земной поверхности нет химической силы более постоянно действующей, а потому и более могущественной по своим конечным последствиям, чем живые организмы, взятые в целом». Объясните, какие изменения произошли в литосфере благодаря жизнедеятельности живых организмов?
Пояснение.
1) Образование почвы,
2) разрушение горных пород (например, лишайниками, которые выделяют органические кислоты),
3) формирование ряда полезных ископаемых (например, каменного и бурого угля, железосодержащих руд, торфа, известняка и др. ).
17. Почему в нижних слоях атмосферы в настоящее время сокращается концентрация кислорода?
Пояснение.
1) Это происходит потому, что сокращается площадь растительного покрова Земли из-за вырубки лесов,
2) происходит гибель фитопланктона Мирового океана вследствие его загрязнения,
3) увеличивается потребление кислорода при сгорании топлива (автотранспорта, промышленности и др.).
18. Почему антропогенное влияние на биосферу вызывает серьёзные опасения у учёных и общественных деятелей? Приведите не менее трёх аргументов.
Пояснение.
1. Промышленные отходы загрязняют воздушную и водную среды.
2. Неэффективное земледелие разрушает почвенный покров, увеличивает посевные площади.
3. Хозяйственная деятельность, браконьерство ведут к уменьшению биологического разнообразия растительного и животного мира
19. Какие из перечисленных видов топлива — природный газ, каменный уголь, атомная энергия способствуют созданию парникового эффекта? Ответ поясните.
Пояснение.
1) созданию парникового эффекта способствуют природный газ и каменный уголь;
2) при их сжигании образуется углекислый газ, который создает парниковый эффект.
20. Какие экологические проблемы можно считать глобальными для человечества?
Пояснение.
1) Увеличение численности населения Земли,
2) загрязнение Мирового океана,
3) аварии на АЭС,
4) «озоновые дыры»,
5) загрязнение атмосферы, парниковый эффект (изменение климата планеты),
6) сведение лесов (особенно тропических),
7) опустынивание,
8) сокращение энергетических ресурсов.