СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вопросы ЕГЭ по теме "Биосфера"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Вопросы ЕГЭ по теме "Биосфера"»

Вопрос: Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Живое вещество и его функции. Особенности распределения биомасс на Земле. Биологический кругооборот и превращение энергии в биосфере, роль в нем организмов разных царств. Эволюция биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека (нарушение озонового экрана, кислотные дожди, парниковый эффект и др.). Проблемы устойчивого развития биосферы. Правила поведения в природной среде.

Анализ выполнения заданий по данной теме выпускниками 2016 года:

По сравнению с заданиями других линий по этой теме оказалось наибольшее количество заданий, вызвавших затруднения. Участники не сумели определить функции бактерий в биосфере – восстановление нитратов до молекулярного азота (44%) и установить главную причину массовой гибели рыбы в озёрах – избыток соединений азота и серы (47%), одну из причин гибели лесов – кислотные дожди (42%).

Неожиданно низкие результаты получены и на задания, где требовалось установить границы и функции биосферы. На вопрос о высокой температуре, как главном ограничивающем факторе распространения жизни в литосфере, правильно ответили только 25% участников. Задание об особенности концентрационной функции живого вещества в биосфере (накопление химических элементов в организмах) выполнили 28%. На эти вопросы следует обратить внимание при изучении биологии в школе.

Биосфера

1. Какие из пе­ре­чис­лен­ных фак­то­ров окру­жа­ю­щей среды от­но­сят­ся к ан­тро­по­ген­ным? Вы­бе­ри­те три вер­ных при­зна­ка из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

  1) тем­пе­ра­ту­ра воз­ду­ха

2) за­гряз­не­ние пар­ни­ко­вы­ми га­за­ми

3) на­ли­чие не­пе­ре­ра­ба­ты­ва­е­мо­го му­со­ра

4) на­ли­чие до­ро­ги

5) освещённость

6) кон­цен­тра­ция кис­ло­ро­да

Ответ: 234

2. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фак­то­ра­ми среды и их ха­рак­те­ри­сти­ка­ми — (1) Био­ти­че­ские либо (2) Абио­ти­че­ские:

А) По­сто­ян­ство га­зо­во­го со­ста­ва ат­мо­сфе­ры.

Б) Из­ме­не­ние тол­щи­ны озо­но­во­го экра­на.

В) Из­ме­не­ние влаж­но­сти воз­ду­ха.

Г) Из­ме­не­ние чис­лен­но­сти кон­су­мен­тов.

Д) Из­ме­не­ние чис­лен­но­сти про­ду­цен­тов.

Е) Уве­ли­че­ние чис­лен­но­сти па­ра­зи­тов.

 За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Ответ: 222111

3. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фак­то­ром среды и груп­пой, к ко­то­рой он от­но­сит­ся:

 ГРУП­ПА

 

ФАК­ТОР СРЕДЫ

1) ан­тро­по­ген­ные

2) абио­ти­че­ские

 

А) ис­кус­ствен­ное оро­ше­ние зе­мель

Б) па­де­ние ме­тео­ри­та

В) рас­паш­ка це­ли­ны

Г) ве­сен­ний раз­лив вод

Д) со­ору­же­ние пло­ти­ны

Е) дви­же­ние об­ла­ков

 За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Ответ: 121212

4. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между эко­ло­ги­че­ским фак­то­ром и его видом.

 ФАК­ТОР

 

ВИД ФАК­ТО­РА

A) хищ­ни­че­ство

Б) от­сут­ствие корма

B) снеж­ный по­кров

Г) боб­ро­вая пло­ти­на

Д) вне­се­ние удоб­ре­ний в почву

Е) смена вре­мен года

 

1) абио­ти­че­ский

2) био­ти­че­ский

3) ан­тро­по­ген­ный

 За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Ответ: 221231

5. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­род­ным об­ра­зо­ва­ни­ем и ве­ще­ством био­сфе­ры со­глас­но клас­си­фи­ка­ции В. И. Вер­над­ско­го.

 ПРИ­РОД­НОЕ ОБ­РА­ЗО­ВА­НИЕ

 

ВЕ­ЩЕ­СТВО БИО­СФЕ­РЫ

A) мор­ская соль

Б) мор­ской ил

B) глина

Г) почва

Д) гра­нит

Е) дву­стор­ча­тые мол­люс­ки

 

1) био­кос­ное

2) кос­ное

3) живое

 За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Ответ: 211123

6. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­род­ным об­ра­зо­ва­ни­ем и ве­ще­ством био­сфе­ры со­глас­но клас­си­фи­ка­ции В. И. Вер­над­ско­го.

 ПРИ­РОД­НОЕ ОБ­РА­ЗО­ВА­НИЕ

 

ВЕ­ЩЕ­СТВО БИО­СФЕ­РЫ

A) из­вест­няк

Б) ба­зальт

B) глина

Г) нефть

Д) ка­мен­ный уголь

 

1) био­ген­ное

2) кос­ное

 За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Ответ: 12211

7. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­род­ным об­ра­зо­ва­ни­ем и ве­ще­ством био­сфе­ры со­глас­но клас­си­фи­ка­ции В. И. Вер­над­ско­го.

 ПРИ­РОД­НОЕ ОБ­РА­ЗО­ВА­НИЕ

 

ВЕ­ЩЕ­СТВО БИО­СФЕ­РЫ

A) реч­ной песок

Б) гор­ная по­ро­да

B) мор­ской ил

Г) почва

Д) ко­ло­ния ко­рал­лов

Е) плес­не­вые грибы

 

1) кос­ное

2) живое

3) био­кос­ное

 За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Ответ: 113322

8. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между эко­ло­ги­че­ским фак­то­ром и груп­пой, к ко­то­рой его от­но­сят.

 ЭКО­ЛО­ГИ­ЧЕ­СКИЙ ФАК­ТОР

 

ГРУП­ПА ФАК­ТО­РОВ

А) лес­ной пожар вслед­ствие грозы

Б) рас­про­стра­не­ние семян рас­те­ний пти­ца­ми

В) по­ни­же­ние тем­пе­ра­ту­ры, при­во­дя­щее к зим­ней спяч­ке жи­вот­ных

Г) са­ни­тар­ная вы­руб­ка леса

Д) пи­та­ние па­ра­зи­ти­че­ских жи­вот­ных

Е) за­топ­ле­ние лугов при ливне

 

1) абио­ти­че­ские

2) био­ти­че­ские

3) ан­тро­по­ген­ные

 За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Ответ: 121321

9. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стя­ми кру­го­во­ро­та ве­ще­ства и ве­ще­ством.

 ОСО­БЕН­НО­СТИ КРУ­ГО­ВО­РО­ТА

 

ВЕ­ЩЕ­СТВО

А) боль­ше всего этого ве­ще­ства со­дер­жит­ся в ат­мо­сфе­ре

Б) клу­бень­ко­вые бак­те­рии пре­вра­ща­ют это ве­ще­ство в нит­ра­ты

В) около 50 % воз­вра­ща­ет­ся в ат­мо­сфе­ру рас­те­ни­я­ми

Г) зна­чи­тель­ные ко­ли­че­ства на­кап­ли­ва­ют­ся в оса­доч­ных по­ро­дах

Д) в вы­ды­ха­е­мом жи­вот­ны­ми воз­ду­хе со­дер­жит­ся зна­чи­тель­но боль­ше, чем во вды­ха­е­мом

Е) по­гло­ща­ет­ся рас­те­ни­я­ми из почвы в виде ми­не­раль­ных солей

 

1) уг­ле­род

2) азот

 За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Ответ: 221112

10. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ром и груп­пой эко­ло­ги­че­ских фак­то­ров, ко­то­рые он ил­лю­стри­ру­ет.

 ПРИ­МЕР

 

ГРУП­ПА ФАК­ТО­РОВ

А) за­рас­та­ние пруда ряс­кой

Б) уве­ли­че­ние чис­лен­но­сти маль­ков рыб

В) по­еда­ние маль­ков рыбы жуком-пла­вун­цом

Г) об­ра­зо­ва­ние льда

Д) смыв в реку ми­не­раль­ных удоб­ре­ний

 

1) био­ти­че­ские

2) абио­ти­че­ские

 За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Ответ: 11122

11. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и эко­ло­ги­че­ски­ми фак­то­ра­ми, ко­то­рые этими при­ме­ра­ми ил­лю­стри­ру­ют­ся: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 ПРИ­МЕ­РЫ

 

ЭКО­ЛО­ГИ­ЧЕ­СКИЕ ФАК­ТО­РЫ

А) по­вы­ше­ние дав­ле­ния ат­мо­сфер­но­го воз­ду­ха

Б) из­ме­не­ние ре­лье­фа эко­си­сте­мы, вы­зван­ное зем­ле­тря­се­ни­ем

В) из­ме­не­ние чис­лен­но­сти по­пу­ля­ции зай­цев в ре­зуль­та­те эпи­де­мии

Г) вза­и­мо­дей­ствие между вол­ка­ми в стае

Д) кон­ку­рен­ция за тер­ри­то­рию между сос­на­ми в лесу

 

1) абио­ти­че­ский

2) био­ти­че­ский

 За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Ответ: 11222

12. Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность эта­пов кру­го­во­ро­та уг­ле­ро­да в био­сфе­ре, на­чи­ная с по­гло­ще­ния уг­ле­кис­ло­го газа из ат­мо­сфе­ры.

1) окис­ле­ние ор­га­ни­че­ских ве­ществ в клет­ках рас­те­ний

2) вы­де­ле­ние уг­ле­кис­ло­го газа в ат­мо­сфе­ру в про­цес­се ды­ха­ния

3) син­тез вы­со­ко­мо­ле­ку­ляр­ных ор­га­ни­че­ских ве­ществ в рас­те­нии

4) по­гло­ще­ние уг­ле­кис­ло­го газа из ат­мо­сфе­ры

5) об­ра­зо­ва­ние глю­ко­зы в про­цес­се фо­то­син­те­за

Ответ: 45312

13. Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке уров­ни ор­га­ни­за­ции жизни, на­чи­ная с наи­мень­ше­го. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

  1) био­це­ноз

2) по­пу­ля­ция

3) ней­рон

4) мно­го­кле­точ­ный ор­га­низм

5) био­сфе­ра

Ответ: 34215

14. В чем про­яв­ля­ют­ся осо­бен­но­сти био­сфе­ры как обо­лоч­ки Земли?

По­яс­не­ние.

1) В био­сфе­ре про­те­ка­ют био­гео­хи­ми­че­ские про­цес­сы, про­яв­ля­ет­ся гео­ло­ги­че­ская де­я­тель­ность ор­га­низ­мов;

2) про­ис­хо­дит не­пре­рыв­ный про­цесс кру­го­во­ро­та ве­ществ, ре­гу­ли­ру­е­мый де­я­тель­но­стью ор­га­низ­мов;

3) био­сфе­ра пре­об­ра­зу­ет энер­гию Солн­ца в энер­гию ор­га­ни­че­ских ве­ществ.

15. По­че­му не­об­хо­ди­мо под­дер­жи­вать би­о­раз­но­об­ра­зие для со­хра­не­ния био­сфе­ры?

По­яс­не­ние.

1) Би­о­раз­но­об­ра­зие — это ос­но­ва раз­но­об­раз­ных цепей и сетей пи­та­ния в эко­си­сте­мах био­сфе­ры.

2) Раз­но­об­ра­зие цепей и сетей пи­та­ния — это ос­но­ва сба­лан­си­ро­ван­но­го кру­го­во­ро­та ве­ществ, со­хра­не­ния це­лост­но­сти био­сфе­ры.

3) Сба­лан­си­ро­ван­ный кру­го­во­рот ве­ществ яв­ля­ет­ся ос­но­вой устой­чи­во­сти, са­мо­ре­гу­ля­ции и со­хра­не­ния био­сфе­ры.

16. В. И. Вер­над­ский писал: «На зем­ной по­верх­но­сти нет хи­ми­че­ской силы более по­сто­ян­но дей­ству­ю­щей, а по­то­му и более мо­гу­ще­ствен­ной по своим ко­неч­ным по­след­стви­ям, чем живые ор­га­низ­мы, взя­тые в целом». Объ­яс­ни­те, какие из­ме­не­ния про­изо­шли в ли­то­сфе­ре бла­го­да­ря жиз­не­де­я­тель­но­сти живых ор­га­низ­мов?

По­яс­не­ние.

1) Об­ра­зо­ва­ние почвы,

2) раз­ру­ше­ние гор­ных пород (на­при­мер, ли­шай­ни­ка­ми, ко­то­рые вы­де­ля­ют ор­га­ни­че­ские кис­ло­ты),

3) фор­ми­ро­ва­ние ряда по­лез­ных ис­ко­па­е­мых (на­при­мер, ка­мен­но­го и бу­ро­го угля, же­ле­зо­со­дер­жа­щих руд, торфа, из­вест­ня­ка и др. ).

17. По­че­му в ниж­них слоях ат­мо­сфе­ры в на­сто­я­щее время со­кра­ща­ет­ся кон­цен­тра­ция кис­ло­ро­да?

По­яс­не­ние.

1) Это про­ис­хо­дит по­то­му, что со­кра­ща­ет­ся пло­щадь рас­ти­тель­но­го по­кро­ва Земли из-за вы­руб­ки лесов,

2) про­ис­хо­дит ги­бель фи­то­планк­то­на Ми­ро­во­го оке­а­на вслед­ствие его за­гряз­не­ния,

3) уве­ли­чи­ва­ет­ся по­треб­ле­ние кис­ло­ро­да при сго­ра­нии топ­ли­ва (ав­то­транс­пор­та, про­мыш­лен­но­сти и др.).

18. По­че­му ан­тро­по­ген­ное вли­я­ние на био­сфе­ру вы­зы­ва­ет серьёзные опа­се­ния у учёных и об­ще­ствен­ных де­я­те­лей? При­ве­ди­те не менее трёх ар­гу­мен­тов.

По­яс­не­ние.

1. Про­мыш­лен­ные от­хо­ды за­гряз­ня­ют воз­душ­ную и вод­ную среды.

2. Не­эф­фек­тив­ное зем­ле­де­лие раз­ру­ша­ет поч­вен­ный по­кров, уве­ли­чи­ва­ет по­сев­ные пло­ща­ди.

3. Хо­зяй­ствен­ная де­я­тель­ность, бра­ко­ньер­ство ведут к умень­ше­нию био­ло­ги­че­ско­го раз­но­об­ра­зия рас­ти­тель­но­го и жи­вот­но­го мира

19. Какие из пе­ре­чис­лен­ных видов топ­ли­ва — при­род­ный газ, ка­мен­ный уголь, атом­ная энер­гия спо­соб­ству­ют со­зда­нию пар­ни­ко­во­го эф­фек­та? Ответ по­яс­ни­те.

По­яс­не­ние.

1) со­зда­нию пар­ни­ко­во­го эф­фек­та спо­соб­ству­ют при­род­ный газ и ка­мен­ный уголь;

2) при их сжи­га­нии об­ра­зу­ет­ся уг­ле­кис­лый газ, ко­то­рый со­зда­ет пар­ни­ко­вый эф­фект.

20. Какие эко­ло­ги­че­ские про­бле­мы можно счи­тать гло­баль­ны­ми для че­ло­ве­че­ства?

По­яс­не­ние.

1) Уве­ли­че­ние чис­лен­но­сти на­се­ле­ния Земли,

2) за­гряз­не­ние Ми­ро­во­го оке­а­на,

3) ава­рии на АЭС,

4) «озо­но­вые дыры»,

5) за­гряз­не­ние ат­мо­сфе­ры, пар­ни­ко­вый эф­фект (из­ме­не­ние кли­ма­та пла­не­ты),

6) све­де­ние лесов (осо­бен­но тро­пи­че­ских),

7) опу­сты­ни­ва­ние,

8) со­кра­ще­ние энер­ге­ти­че­ских ре­сур­сов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!