СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вопросы формирования позитивных установок на здоровый образ жизни обучающихся средствами физического воспитания.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Еще в древности Сенека сказал: "Будь моя воля, я бы сделал заразным здоровье, а не болезнь." 

Просмотр содержимого документа
«Вопросы формирования позитивных установок на здоровый образ жизни обучающихся средствами физического воспитания.»

Я, Азаренок Елена Викторовна, учитель физической культуры МОУ «СОШ №5»

г. Еманжелинск, представляю работу «Вопросы формирования позитивных установок на здоровый образ жизни уч-ся средствами физического воспитания».

Еще в древности Сенека сказал:

Будь моя воля, я бы сделал

заразным здоровье, а не болезнь.


Вступление

  • На сегодня до 99% молодых людей, вступающих в самостоятельную жизнь, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Проблема здоровья нации приобрела исключительно важное социальное значение. По оценке специалистов Всемирной организации здравоохранения, здоровье и продолжительность жизни

  • на 50-55% зависят от образа жизни человека,

  • на 20% от наследственных факторов,

  • на 20-25% от экологических условий проживания

  • и лишь на 10% от состояния здравоохранения.

Образ жизни – это составная часть общей культуры нации. Отношение к собственному здоровью, складывающемуся из физического, психического и социального благополучия, через стиль жизни, и определяет культуру каждого из нас.

Интегральным показателем уровня физического здоровья является физическая работоспособность.

Согласно программе, разработанной Международным комитетом по стандартизации тестов физической готовности, определение работоспособности должно проходить по следующим направлениям:

  • Медицинский осмотр

  • Определение физиологических реакций разных систем организма на физическую нагрузку;

  • Определение телосложения и состава тела в корреляции с физической работоспособностью;

  • Определение способности к выполнению физических нагрузок и движений в комплексе упражнений, совершение которых зависит от разных систем организма.

Для того, чтобы дети росли здоровыми, необходимо правильное физическое воспитание, а также соблюдение здорового стиля жизни.

Познай себя

На развитие физических качеств оптимальное влияние оказывает высокий уровень двигательной активности, являясь двигательным базисом человека. При высоком его уровне повышается резистентность организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды: перегреванию, охлаждению, действию ускорений и перегрузок. При этом физическое развитие носит гармоничный характер и, как правило, соответствует средним возрастным нормам учащихся.

При планировании физических нагрузок исходим, прежде всего, из их оптимальности и индивидуальных возможностей ребенка. В то же время очевидно и другое: нормы двигательной активности способствуют сохранению высокой физической и умственной работоспособности..

Мной были проведены исследования, которые позволяют установить зависимость между психическими, физиологическими и умственными особенностями развития учащихся, что видно из данной таблицы.

Тип темперамента, физическое развитие учащихся, умственные способности.


Фамилия, имя

Тип темперамента

Уровень физического развития 6-7 класс

Умственные способности

6-7 класс

1

Маргарита

сангвиник

3,8

4

10/средний

11/средний

2

Михаил

сангвиник

4,6

4.6

6/низкий

7,5/низкий

3

Кирилл

сангвиник

3

3.2

13/выше среднего

13,4/выше среднего

4

Галина

сангвиник

3,4

3.6

15/высокий

15.4/высокий

Установлено противоречие: Галина – ребенок с высоким уровнем умственных способностей, но с достаточно низким уровнем физического развития. В соответствии с типом своей психологической подвижности, о чем говорит тип темперамента ребенка, она старается учиться в полную силу своих возможностей, но из-за низкого уровня физического развития это перенапряжение ведет к сбою в работе организма и как следствие – ослаблению иммунитета, возникновению различных заболеваний, в частности, простудных. Выходя на занятия, девочка снова стремится наверстать упущенное и снова ставит в экстремальное положение работоспособность своего организма, подрывая его силы. Таким образом, преодоление противоречий между различными процессами организма осуществляется через адаптирование физических и интеллектуальных нагрузок индивидуально для ребенка. Как следствие таких исследований, можно сделать вывод о том, что поговорка «Сила есть – ума не надо» в наше время не актуальна.

Интегральный подход к физической подготовленности учащихся позволяет преподавателям физического воспитания, вести индивидуальный подход к учащимся возрастных физиологических и педагогических особенностей к предпосылкам их физического воспитания.

В 7-8 лет совершенствуется координация движений, развивается быстрота и стимулируется развитие двигательной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. В связи с этим, им рекомендуются занятия фигурным катанием на коньках, настольным теннисом, плаванием.

В 9-10 лет начинаются занятия акробатикой, спортивной гимнастикой, волейболом, баскетболом и другими видами спорта.

В 12-13 лет начинают заниматься легкой атлетикой, бегом на коньках и лыжах, футболом, хоккеем (в режиме спортивной тренировки).

В 15-17 лет подростки, при хорошем состоянии здоровья, допущены к занятиям практически любыми видами спорта.

Ограничения в нагрузках для них лишь могут составлять очень длительные интервалы циклической работы, связанной с высоким показателем развития выносливости. Таким образом, при выборе программ и дозирования тренировочных нагрузок по физической культуре учитываются анатомические, физиологические особенности, а также педагогические аспекты возрастных групп школьников.

Сегодня двигательная активность детей — проблема! Дети не занимаются физкультурой не потому, что нет условий, а из-за того, что не достаточный уровень физического здоровья, появляются более сильные интересы (телевизор, компьютер, игровые клубы)

Двигательная активность — биологическая потребность. Для каждого возраста она имеет свой оптимум. По официальным данным, приведенным академиком Российской Академией Образования А.Г.Хрипковой, 35-40% - хронические заболевании, 50% имеют функциональные отклонения и лишь 14% детей сегодня практически здоровы.

По данным Министерства образования РФ, среди причин, влияющих на здоровье школьников, 22% составляют факторы внутришкольной среды. Это перегруженность учебных программ, плохое освещение рабочих мест, малая подвижность, т.к. не хватает места в расписании хотя бы для трех уроков физкультуры в неделю, неблагополучие психологического климата школьных коллективов, рост интенсивности образовательного процесса на фоне ухудшения социально-экономической и экологической обстановки.

Для поддержания нормальной двигательной активности школьник должен ежедневно делать

Возрастная

группа (лет)

Число локомоций в сутки (тыс. шагов)

Примерный километраж

Продолж.

работы, связ.с мышечн. Усилиями (час)

8-10

15-20

7,5-10,0

3,-3,6

11-14

20-25

12,0-17,0

3,6-4,8

15-17 (юноши)

25-30

18,0-23,0

4,8-5,8

15-17

(девушки)

20-25

15,-20,0

3,6-4,8

Наблюдения доказывают: и те и другие не выполняют и половину. Объективная оценка уровней подготовленности и состояния школьников разного возраста является не только первоочередным, но и важнейшим обязательным условием в работе с учащимися по физическому воспитанию.

Чтобы ребенок развивался нормально, он должен неорганизованно заниматься любой физической нагрузкой не менее двух часов, организованно — один час ежедневно. А пульс его должен подниматься до тренирующего эффекта, а значит, не меньше 140 ударов в минуту.

Измени себя

По словам Диккенса,

Нет на свете такого холма,

вершины которого настойчивость

в конце концов, не достигнет.


Обучение только тогда становится подлинным обучением, когда оно опережает развитие. Обучаем детей не только формированию двигательных умений и навыков и развитию двигательных способностей, но и формированию умений и навыков контроля и самоконтроля своего физического состояния. Формируется интерес и потребность к занятиям физическими упражнениями, целенаправленно воспитывается активность, самостоятельность и воля для достижения поставленных целей и формирования личности.

В нашей школе для этого делается немало:

  1. На протяжении 8 лет проводится 3 часа физической культуры в неделю для всех классов;

  2. Тесты, определяющие уровень физического развития учащихся, которые проводятся в начале, в середине и в конце года;

  3. Дифференцированные тесты по группам здоровья;

  4. Внеклассные мероприятия с оздоровительной направленностью (до 20 различных мероприятий в год);

  5. Оборудован медицинский кабинет, в котором проводятся физиотерапевтические процедуры.

  6. Физкультпаузы на переменах; физкультминутки на уроках;

  7. Подвижные перемены;

  8. Дни здоровья;

  9. Занятия в ЦОО «Тайфун»

Результатом такой работы является сокращение заболеваемости в школе, сокращение количества детей, освобожденных от физических нагрузок, 100%ая посещаемость уроков физической культуры, призовые места на городских соревнованиях и олимпиадах.

п/п

Группы здоровья

2003

2004

2005

1.

освобожденные

9

4

4

2.

подготовительная

27

25

19

3.

спецгруппа

9

4

4

4.

ОРВИ, грипп

173

145

95


Предлагаю вам проследить за динамикой уровня физического развития учащихся на примере двух классов. Перед вами данные 2002-03 учебного года и эти же классы через два года. Определение уровня физического развития проводится по тестам, разработанным Министерством образования и науки Челябинской области. Тестирование проводится три раза в год и результаты показателей в начале и в конце года дают ясную картину изменения уровня физического развития детей в сторону его увеличения. Эти показатели являются своеобразным мерилом эффективности работы, направленной на оздоровление учащихся.

Немаловажную роль для формирования растущего организма играет организация рационального питания.

О здоровом питании говорили всегда со времен глубокой древности. В Бирме рассказывают такую притчу:

Жил старик, и было у него 2 сына. Перед смертью оставил он всего одно завещание: «Ешьте всегда только вкусную пищу». Младший буквально последовал отцовскому завету и все деньги потратил на дорогую экзотическую кухню. А старший был не только богат и счастлив, но и здоров, женился и воспитывал детей. У младшего закончились деньги, и он отправился к брату. Тот приглашает его пообедать вместе и все узнать, а пока обеда ждут, немного поработать, чтобы время даром не терять. Ели они простой рис с соусом. «Ну, что, вкусно?» «Очень вкусно! Я такого еще и не ел!»- восхищался младший. «Вот мой секрет, - отвечал ему брат, - есть нужно только тогда, когда проголодаешься. Еду надо заслужить. Тогда она будет по-настоящему вкусной и полезной».


ПИТАНИЕ является важнейшей физиологической потребностью организма, это сложный процесс поступления, переваривания, всасывания и усвоение в организме пищевых веществ. При занятиях физическими упражнениями увеличивается потребление углеводов и белков.


СУТОЧНАЯ НОРМА ПОТРЕБЛЕНИЯ БЕЛКОВ, ЖИРОВ И УГЛЕВОДОВ.

КАЛОРИЙНОСТЬ


Кол-во лет


Белки

Жиры

Углеводы

Кило/калории

7 - 10


83,2

79,7

389,9

2401,8

11 – 14 (м)


95,8

93,6

405,5

2851,6

11 – 14 (д)


93,5

96,7

390

2800

15 – 17 (м)



101,9

106,3

445,7

3169,5

15 – 17 (д)


100,6

100

420,4

2950



Самоконтроль при занятиях Ф.К. играет важную роль. Главный принцип - «не навреди!». В связи с этим рекомендуется детям обратить внимание на самочувствие, сон, аппетит, пульс и А.Д, поэтому каждому из учащихся предлагается дневник спортивных достижений, в котором видны изменения, происходящие в собственном организме, а также отслеживание физических нагрузок и состояния физического здоровья.


Вашему вниманию представлена таблица, содержащая антропометрические и физиологические данные Иванова Сергея, уч-ся 7 класса, отслеживаемые в течение нескольких лет, которые позволяют осуществлять индивидуальный подход при выборе физических нагрузок.










Показатели физического развития (по результатам углубленных медицинских осмотров)



Показатели

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

1

Возраст (лет)








2

Рост (м)








3

Масса тела (кг)








4

Окружность грудной клетки в покое








5

Окружность талии (см)








6

ЧСС (уд. мин.)








7

АД (мм\рт. ст.)








8

Группа здоровья (мед.)








9

Группа по физкультуре.








10

Заболеваемость в теч. года.









Я уверена, что воспитание ребенка дает ему основы, необходимые, чтобы противостоять изменениям, стрессам и вызовам, которые будут встречаться ему в течение всей жизни. Мне бы хотелось поделиться с вами

Семью секретами воспитания здорового счастливого ребенка:

  1. Необходимо заботиться о ребенке, когда он находится еще в утробе матери, с самого зачатия.

  2. Необходимо знать, к какому ментально-физическому типу принадлежит ваш ребенок.

  3. Нужно достичь разумного баланса между любовью к себе и любовью к ребенку.

  4. Необходимы ежедневные физические нагрузки, которые облегчат ребенку пищеварение, повысят сопротивляемость к болезням, улучшат сон и поддержат мышечный тонус.

  5. Необходимо знакомить ребенка с дыхательными упражнениями.

  6. Привить ребенку культуру питания.

  7. Правильно использовать время для отдыха.

Современные дети являют собой новый шаг в эволюции человечества. Они знают такие вещи, которые нам не ведомы. Можете стараться походить на них, но не стремитесь сделать их похожими на себя. Ибо жизнь не идет вспять и не задерживается на вчерашнем дне. Вы – луки, из которых ваши дети, как живые стрелы, посланы вперед.

Стрелок видит цель на пути бесконечности и сгибает вас своей силой, чтобы стрелы летели быстро и далеко. Пусть же ваш изгиб в руке стрелка станет вам радостью.

Не мешайте им развиваться, помогите своим детям – в них будущее ваше и этого мира!