Я, Азаренок Елена Викторовна, учитель физической культуры МОУ «СОШ №5»
г. Еманжелинск, представляю работу «Вопросы формирования позитивных установок на здоровый образ жизни уч-ся средствами физического воспитания».
Еще в древности Сенека сказал:
Будь моя воля, я бы сделал
заразным здоровье, а не болезнь.
Вступление
На сегодня до 99% молодых людей, вступающих в самостоятельную жизнь, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Проблема здоровья нации приобрела исключительно важное социальное значение. По оценке специалистов Всемирной организации здравоохранения, здоровье и продолжительность жизни
на 50-55% зависят от образа жизни человека,
на 20% от наследственных факторов,
на 20-25% от экологических условий проживания
и лишь на 10% от состояния здравоохранения.
Образ жизни – это составная часть общей культуры нации. Отношение к собственному здоровью, складывающемуся из физического, психического и социального благополучия, через стиль жизни, и определяет культуру каждого из нас.
Интегральным показателем уровня физического здоровья является физическая работоспособность.
Согласно программе, разработанной Международным комитетом по стандартизации тестов физической готовности, определение работоспособности должно проходить по следующим направлениям:
Медицинский осмотр
Определение физиологических реакций разных систем организма на физическую нагрузку;
Определение телосложения и состава тела в корреляции с физической работоспособностью;
Определение способности к выполнению физических нагрузок и движений в комплексе упражнений, совершение которых зависит от разных систем организма.
Для того, чтобы дети росли здоровыми, необходимо правильное физическое воспитание, а также соблюдение здорового стиля жизни.
Познай себя
На развитие физических качеств оптимальное влияние оказывает высокий уровень двигательной активности, являясь двигательным базисом человека. При высоком его уровне повышается резистентность организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды: перегреванию, охлаждению, действию ускорений и перегрузок. При этом физическое развитие носит гармоничный характер и, как правило, соответствует средним возрастным нормам учащихся.
При планировании физических нагрузок исходим, прежде всего, из их оптимальности и индивидуальных возможностей ребенка. В то же время очевидно и другое: нормы двигательной активности способствуют сохранению высокой физической и умственной работоспособности..
Мной были проведены исследования, которые позволяют установить зависимость между психическими, физиологическими и умственными особенностями развития учащихся, что видно из данной таблицы.
Тип темперамента, физическое развитие учащихся, умственные способности.
| Фамилия, имя | Тип темперамента | Уровень физического развития 6-7 класс | Умственные способности 6-7 класс |
1 | Маргарита | сангвиник | 3,8 | 4 | 10/средний | 11/средний |
2 | Михаил | сангвиник | 4,6 | 4.6 | 6/низкий | 7,5/низкий |
3 | Кирилл | сангвиник | 3 | 3.2 | 13/выше среднего | 13,4/выше среднего |
4 | Галина | сангвиник | 3,4 | 3.6 | 15/высокий | 15.4/высокий |
Установлено противоречие: Галина – ребенок с высоким уровнем умственных способностей, но с достаточно низким уровнем физического развития. В соответствии с типом своей психологической подвижности, о чем говорит тип темперамента ребенка, она старается учиться в полную силу своих возможностей, но из-за низкого уровня физического развития это перенапряжение ведет к сбою в работе организма и как следствие – ослаблению иммунитета, возникновению различных заболеваний, в частности, простудных. Выходя на занятия, девочка снова стремится наверстать упущенное и снова ставит в экстремальное положение работоспособность своего организма, подрывая его силы. Таким образом, преодоление противоречий между различными процессами организма осуществляется через адаптирование физических и интеллектуальных нагрузок индивидуально для ребенка. Как следствие таких исследований, можно сделать вывод о том, что поговорка «Сила есть – ума не надо» в наше время не актуальна.
Интегральный подход к физической подготовленности учащихся позволяет преподавателям физического воспитания, вести индивидуальный подход к учащимся возрастных физиологических и педагогических особенностей к предпосылкам их физического воспитания.
В 7-8 лет совершенствуется координация движений, развивается быстрота и стимулируется развитие двигательной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. В связи с этим, им рекомендуются занятия фигурным катанием на коньках, настольным теннисом, плаванием.
В 9-10 лет начинаются занятия акробатикой, спортивной гимнастикой, волейболом, баскетболом и другими видами спорта.
В 12-13 лет начинают заниматься легкой атлетикой, бегом на коньках и лыжах, футболом, хоккеем (в режиме спортивной тренировки).
В 15-17 лет подростки, при хорошем состоянии здоровья, допущены к занятиям практически любыми видами спорта.
Ограничения в нагрузках для них лишь могут составлять очень длительные интервалы циклической работы, связанной с высоким показателем развития выносливости. Таким образом, при выборе программ и дозирования тренировочных нагрузок по физической культуре учитываются анатомические, физиологические особенности, а также педагогические аспекты возрастных групп школьников.
Сегодня двигательная активность детей — проблема! Дети не занимаются физкультурой не потому, что нет условий, а из-за того, что не достаточный уровень физического здоровья, появляются более сильные интересы (телевизор, компьютер, игровые клубы)
Двигательная активность — биологическая потребность. Для каждого возраста она имеет свой оптимум. По официальным данным, приведенным академиком Российской Академией Образования А.Г.Хрипковой, 35-40% - хронические заболевании, 50% имеют функциональные отклонения и лишь 14% детей сегодня практически здоровы.
По данным Министерства образования РФ, среди причин, влияющих на здоровье школьников, 22% составляют факторы внутришкольной среды. Это перегруженность учебных программ, плохое освещение рабочих мест, малая подвижность, т.к. не хватает места в расписании хотя бы для трех уроков физкультуры в неделю, неблагополучие психологического климата школьных коллективов, рост интенсивности образовательного процесса на фоне ухудшения социально-экономической и экологической обстановки.
Для поддержания нормальной двигательной активности школьник должен ежедневно делать
Возрастная группа (лет) | Число локомоций в сутки (тыс. шагов) | Примерный километраж | Продолж. работы, связ.с мышечн. Усилиями (час) |
8-10 | 15-20 | 7,5-10,0 | 3,-3,6 |
11-14 | 20-25 | 12,0-17,0 | 3,6-4,8 |
15-17 (юноши) | 25-30 | 18,0-23,0 | 4,8-5,8 |
15-17 (девушки) | 20-25 | 15,-20,0 | 3,6-4,8 |
Наблюдения доказывают: и те и другие не выполняют и половину. Объективная оценка уровней подготовленности и состояния школьников разного возраста является не только первоочередным, но и важнейшим обязательным условием в работе с учащимися по физическому воспитанию.
Чтобы ребенок развивался нормально, он должен неорганизованно заниматься любой физической нагрузкой не менее двух часов, организованно — один час ежедневно. А пульс его должен подниматься до тренирующего эффекта, а значит, не меньше 140 ударов в минуту.
Измени себя
По словам Диккенса,
Нет на свете такого холма,
вершины которого настойчивость
в конце концов, не достигнет.
Обучение только тогда становится подлинным обучением, когда оно опережает развитие. Обучаем детей не только формированию двигательных умений и навыков и развитию двигательных способностей, но и формированию умений и навыков контроля и самоконтроля своего физического состояния. Формируется интерес и потребность к занятиям физическими упражнениями, целенаправленно воспитывается активность, самостоятельность и воля для достижения поставленных целей и формирования личности.
В нашей школе для этого делается немало:
На протяжении 8 лет проводится 3 часа физической культуры в неделю для всех классов;
Тесты, определяющие уровень физического развития учащихся, которые проводятся в начале, в середине и в конце года;
Дифференцированные тесты по группам здоровья;
Внеклассные мероприятия с оздоровительной направленностью (до 20 различных мероприятий в год);
Оборудован медицинский кабинет, в котором проводятся физиотерапевтические процедуры.
Физкультпаузы на переменах; физкультминутки на уроках;
Подвижные перемены;
Дни здоровья;
Занятия в ЦОО «Тайфун»
Результатом такой работы является сокращение заболеваемости в школе, сокращение количества детей, освобожденных от физических нагрузок, 100%ая посещаемость уроков физической культуры, призовые места на городских соревнованиях и олимпиадах.
№п/п | Группы здоровья | 2003 | 2004 | 2005 |
1. | освобожденные | 9 | 4 | 4 |
2. | подготовительная | 27 | 25 | 19 |
3. | спецгруппа | 9 | 4 | 4 |
4. | ОРВИ, грипп | 173 | 145 | 95 |
Предлагаю вам проследить за динамикой уровня физического развития учащихся на примере двух классов. Перед вами данные 2002-03 учебного года и эти же классы через два года. Определение уровня физического развития проводится по тестам, разработанным Министерством образования и науки Челябинской области. Тестирование проводится три раза в год и результаты показателей в начале и в конце года дают ясную картину изменения уровня физического развития детей в сторону его увеличения. Эти показатели являются своеобразным мерилом эффективности работы, направленной на оздоровление учащихся.
Немаловажную роль для формирования растущего организма играет организация рационального питания.
О здоровом питании говорили всегда со времен глубокой древности. В Бирме рассказывают такую притчу:
Жил старик, и было у него 2 сына. Перед смертью оставил он всего одно завещание: «Ешьте всегда только вкусную пищу». Младший буквально последовал отцовскому завету и все деньги потратил на дорогую экзотическую кухню. А старший был не только богат и счастлив, но и здоров, женился и воспитывал детей. У младшего закончились деньги, и он отправился к брату. Тот приглашает его пообедать вместе и все узнать, а пока обеда ждут, немного поработать, чтобы время даром не терять. Ели они простой рис с соусом. «Ну, что, вкусно?» «Очень вкусно! Я такого еще и не ел!»- восхищался младший. «Вот мой секрет, - отвечал ему брат, - есть нужно только тогда, когда проголодаешься. Еду надо заслужить. Тогда она будет по-настоящему вкусной и полезной».
ПИТАНИЕ является важнейшей физиологической потребностью организма, это сложный процесс поступления, переваривания, всасывания и усвоение в организме пищевых веществ. При занятиях физическими упражнениями увеличивается потребление углеводов и белков.
СУТОЧНАЯ НОРМА ПОТРЕБЛЕНИЯ БЕЛКОВ, ЖИРОВ И УГЛЕВОДОВ.
КАЛОРИЙНОСТЬ
Кол-во лет | Белки | Жиры | Углеводы | Кило/калории | 7 - 10 | 83,2 | 79,7 | 389,9 | 2401,8 | 11 – 14 (м) | 95,8 | 93,6 | 405,5 | 2851,6 | 11 – 14 (д) | 93,5 | 96,7 | 390 | 2800 | 15 – 17 (м) | 101,9 | 106,3 | 445,7 | 3169,5 | 15 – 17 (д) | 100,6 | 100 | 420,4 | 2950 | |
Самоконтроль при занятиях Ф.К. играет важную роль. Главный принцип - «не навреди!». В связи с этим рекомендуется детям обратить внимание на самочувствие, сон, аппетит, пульс и А.Д, поэтому каждому из учащихся предлагается дневник спортивных достижений, в котором видны изменения, происходящие в собственном организме, а также отслеживание физических нагрузок и состояния физического здоровья.
Вашему вниманию представлена таблица, содержащая антропометрические и физиологические данные Иванова Сергея, уч-ся 7 класса, отслеживаемые в течение нескольких лет, которые позволяют осуществлять индивидуальный подход при выборе физических нагрузок.
Показатели физического развития (по результатам углубленных медицинских осмотров) |
| Показатели | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс |
1 | Возраст (лет) | | | | | | | |
2 | Рост (м) | | | | | | | |
3 | Масса тела (кг) | | | | | | | |
4 | Окружность грудной клетки в покое | | | | | | | |
5 | Окружность талии (см) | | | | | | | |
6 | ЧСС (уд. мин.) | | | | | | | |
7 | АД (мм\рт. ст.) | | | | | | | |
8 | Группа здоровья (мед.) | | | | | | | |
9 | Группа по физкультуре. | | | | | | | |
10 | Заболеваемость в теч. года. | | | | | | | |
Я уверена, что воспитание ребенка дает ему основы, необходимые, чтобы противостоять изменениям, стрессам и вызовам, которые будут встречаться ему в течение всей жизни. Мне бы хотелось поделиться с вами
Семью секретами воспитания здорового счастливого ребенка:
Необходимо заботиться о ребенке, когда он находится еще в утробе матери, с самого зачатия.
Необходимо знать, к какому ментально-физическому типу принадлежит ваш ребенок.
Нужно достичь разумного баланса между любовью к себе и любовью к ребенку.
Необходимы ежедневные физические нагрузки, которые облегчат ребенку пищеварение, повысят сопротивляемость к болезням, улучшат сон и поддержат мышечный тонус.
Необходимо знакомить ребенка с дыхательными упражнениями.
Привить ребенку культуру питания.
Правильно использовать время для отдыха.
Современные дети являют собой новый шаг в эволюции человечества. Они знают такие вещи, которые нам не ведомы. Можете стараться походить на них, но не стремитесь сделать их похожими на себя. Ибо жизнь не идет вспять и не задерживается на вчерашнем дне. Вы – луки, из которых ваши дети, как живые стрелы, посланы вперед.
Стрелок видит цель на пути бесконечности и сгибает вас своей силой, чтобы стрелы летели быстро и далеко. Пусть же ваш изгиб в руке стрелка станет вам радостью.
Не мешайте им развиваться, помогите своим детям – в них будущее ваше и этого мира!