СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 05.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вопросы и ответы ЕГЭ по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация поможет подготовиться к заданиям ЕГЭ по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

Просмотр содержимого документа
«Вопросы и ответы ЕГЭ по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета»

ВОПРОСЫ ЕГЭ ПО ТВОРЧЕСТВУ Ф.И.ТЮТЧЕВА и А.А.ФЕТА

ВОПРОСЫ ЕГЭ ПО ТВОРЧЕСТВУ

Ф.И.ТЮТЧЕВА и А.А.ФЕТА

Изображая первый гром, Тютчев пишет, что он грохочет «резвяся и играя». Укажите название этого приема иносказательной выразительности. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.   Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит.   С горы бежит поток проворный, В лесу не.молкнет птичий гам, И гам лесной и шум нагорный - Все вторит весело громам.   Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пролила.

Изображая первый гром, Тютчев пишет, что он грохочет «резвяся и играя». Укажите название этого приема иносказательной выразительности.

  • Люблю грозу в начале мая,
  • Когда весенний, первый гром,
  • Как бы резвяся и играя,
  • Грохочет в небе голубом.
  •  
  • Гремят раскаты молодые,
  • Вот дождик брызнул, пыль летит,
  • Повисли перлы дождевые,
  • И солнце нити золотит.
  •  
  • С горы бежит поток проворный,
  • В лесу не.молкнет птичий гам,
  • И гам лесной и шум нагорный -
  • Все вторит весело громам.
  •  
  • Ты скажешь: ветреная Геба,
  • Кормя Зевесова орла,
  • Громокипящий кубок с неба,
  • Смеясь, на землю пролила.
Как называется прием, использованный Тютчевым для создания настроения и ритмического рисунка стихотворения: «В лесу не молкнет птичий  гам , И  гам  лесной и шум нагорный...»?
  • Как называется прием, использованный Тютчевым для создания настроения и ритмического рисунка стихотворения: «В лесу не молкнет птичий  гам , И  гам  лесной и шум нагорный...»?
Ответ Такой прием называется повтор. Дадим определение. Лексический повтор — стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции.

Ответ

  • Такой прием называется повтор. Дадим определение.
  • Лексический повтор — стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции.
Определите размер, которым написано стихотворение.
  • Определите размер, которым написано стихотворение.
Ответ Данное стихотворение написано размером «ямб». Дадим определение. Ямб — это двусложный размер, в котором ударение падает на 2-ой слог.

Ответ

  • Данное стихотворение написано размером «ямб». Дадим определение. Ямб — это двусложный размер, в котором ударение падает на 2-ой слог.
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).   1) анафора 2) метафора 3) ирония 4) эпитет 5) звукопись
  • Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).
  •  
  • 1) анафора
  • 2) метафора
  • 3) ирония
  • 4) эпитет
  • 5) звукопись
Метафора («перлы дождевые» — капли дождя как жемчужины, «раскаты молодые, солнце нити золотит», эпитеты (молодые, дождевые), звукопись (аллитерация — повтор согласных «Р», «Л»).   Ответ: 245.
  • Метафора («перлы дождевые» — капли дождя как жемчужины, «раскаты молодые, солнце нити золотит», эпитеты (молодые, дождевые), звукопись (аллитерация — повтор согласных «Р», «Л»).
  •  
  • Ответ: 245.
Как называется рифма, объединяющая первую и третью строки в каждой строфе стихотворения?
  • Как называется рифма, объединяющая первую и третью строки в каждой строфе стихотворения?
Такая рифма называется перекрестной.   Ответ: перекрестная.
  • Такая рифма называется перекрестной.
  •  
  • Ответ: перекрестная.
С какой целью в последней строфе стихотворения упоминаются древнегреческие мифологические персонажи?
  • С какой целью в последней строфе стихотворения упоминаются древнегреческие мифологические персонажи?
В лирике Тютчева отразилась философская мысль его эпохи, мысль о бытии природы и вселенной, о связях человеческого существования с вселенской жизнью. Чтобы подчеркнуть, что природа не подвластна человеку, что природа может быть стихией, с которой не совладать, поэт в последней строфе упоминает мифологических персонажей Древней Греции. Геба - богиня, выполнявшая на пирах роль виночерпия: наливала богам нектар. Поэтому в стихотворении дождь сравнивается с разлитым Гебой вином. Боги, ведя какую-то свою игру, живя своей жизнью, словно случайно обрушивают на землю гром и дождь.
  • В лирике Тютчева отразилась философская мысль его эпохи, мысль о бытии природы и вселенной, о связях человеческого существования с вселенской жизнью.
  • Чтобы подчеркнуть, что природа не подвластна человеку, что природа может быть стихией, с которой не совладать, поэт в последней строфе упоминает мифологических персонажей Древней Греции. Геба - богиня, выполнявшая на пирах роль виночерпия: наливала богам нектар. Поэтому в стихотворении дождь сравнивается с разлитым Гебой вином. Боги, ведя какую-то свою игру, живя своей жизнью, словно случайно обрушивают на землю гром и дождь.
Каковы основные темы поэзии Ф. И. Тютчева и традиции кого из русских поэтов он продолжает, раскрывая эти темы?
  • Каковы основные темы поэзии Ф. И. Тютчева и традиции кого из русских поэтов он продолжает, раскрывая эти темы?
  • В лирике Тютчева отразилась философская мысль его эпохи, мысль о бытии природы и вселенной, о связях человеческого существования с вселенской жизнью. В картинах природы воплощены раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании. На фоне природы прорисовываются человеческие чувства.
  • Неудивительно, что предшественниками Ф.И. Тютчева можно назвать самых популярных поэтов первой половины XIX века: пейзажная лирика встречается у М.Ю. Лермонтова («Когда волнуется желтеющая нива…», где автор олицетворяет природу и говорит о том, какой прилив сил она может дать), а любовная наиболее ярко выражена у А.С. Пушкина («Я вас любил, любовь еще, быть может...», посвященный одной из своих возлюбленных).
  • Существенна связь стиля Тютчева с поэтикой Жуковского. Их родственность в значительной степени определялась принадлежностью двух поэтов к одному художественному направлению — романтизму. От Жуковского Тютчеву достались яркая и высокая эмоциональность, углубленная сосредоточенность, художественная субъективность видения и всегдашняя устремленность к раскрытию «души человеческой».
  • Особое место в творческом мире Тютчева заняло творчество А.С. Пушкина. Несмотря на свои собственные поэтические предпочтения и пристрастия, Тютчев рано осознал доминирующую роль Пушкина в отечественной поэзии. В глазах современников Тютчев воспринимался как поэт, творивший в одном русле с Пушкиным и испытавший его воздействие. Тютчевское стихотворение «Когда в кругу убийственных забот» (1849) воскрешает в памяти пушкинское шестистишие «Я возмужал среди печальных бурь» (1834). Авторы испытывают счастье минутной отрады, временного успокоения. Оба они сопоставляют это утешение с родственными явлениями в природе. И также оба предчувствуют временность душевного и природного обновления. Но Тютчев значительно меньше верит в возможность душевного блаженства и окрашивает горьким скепсисом свои строки.
  • Уникальное художественное творчество поэта Тютчева восприняло замечательные традиции русской классики.
 В чем особенность изображения чувств человека в лирике Ф. И. Тютчева и каких русских поэтов можно назвать его последователями?   Я встретил вас — и все былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое - И сердцу стало так тепло...   Как поздней осенью порою Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весною И что-то встрепенется в нас, -   Так, весь обвеян дуновеньем Тех лет душевной полноты, С давно забытым упоеньем Смотрю на милые черты...   Как после вековой разлуки, Гляжу на вас, как бы во сне, — И вот — слышнее стали звуки, Не умолкавшие во мне...   Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь, — И то же в вас очарованье, И та ж в душе моей любовь!..

В чем особенность изображения чувств человека в лирике Ф. И. Тютчева и каких русских поэтов можно назвать его последователями?

  • Я встретил вас — и все былое
  • В отжившем сердце ожило;
  • Я вспомнил время золотое -
  • И сердцу стало так тепло...
  •  
  • Как поздней осенью порою
  • Бывают дни, бывает час,
  • Когда повеет вдруг весною
  • И что-то встрепенется в нас, -
  •  
  • Так, весь обвеян дуновеньем
  • Тех лет душевной полноты,
  • С давно забытым упоеньем
  • Смотрю на милые черты...
  •  
  • Как после вековой разлуки,
  • Гляжу на вас, как бы во сне, —
  • И вот — слышнее стали звуки,
  • Не умолкавшие во мне...
  •  
  • Тут не одно воспоминанье,
  • Тут жизнь заговорила вновь, —
  • И то же в вас очарованье,
  • И та ж в душе моей любовь!..
  • Лирический герой стихотворения Ф.И. Тютчева «Я встретил Вас…» находится под властью поздней любви. Он уже не молод, поэтому нахлынувшее чувство сравнивает с дуновением весны «поздней осенью». Чувство захватило лирического героя целиком, без остатка, он подчеркивает, что жизнь стала какой-то нереальной: «как во сне». Любовь в понимании Тютчева – самое большое потрясение в жизни человека.
  • Подобные чувства испытывает лирический герой стихотворения А. Толстого «Средь шумного бала, случайно…» В нём поэт попытался передать впечатления от первой встречи с той, которой впоследствии суждено будет стать его супругой. Незнакомка была выше светской суеты и держалась обособленно, при этом на ее лице лежал некий отпечаток тайны. «Лишь очи печально глядели, а голос так дивно звучал», — отмечает поэт. В момент создания стихотворения «Средь шумного бала, случайно…» он идеализирует свою избранницу, отмечая, что она грезится ему и во сне, и наяву.
  • Последователем Тютчева в раскрытии темы любви можно считать и Блока. В стихотворении «О подвигах, о доблестях, о славе…» поэт проповедует: любовь возвышает человека над обыденностью, любовь - всепоглощающая тайна, она может давать силы, может лишать их. Когда приходит момент разлуки, наступает опустошение. Поражает отношение лирического героя к возлюбленной: он почти обожествляет ее («…ты не оглянулась», «…ты не снизошла»). Обожествление можно отметить и в такой детали, как призрачность, почти не существование возлюбленной. Герой, несмотря на расставание, называет свою возлюбленную «милой», «нежной», что говорит о его способности любить жертвенно, полнокровно.
  • Именно любовь наполняет смыслом, внутренним горением, заставляет содрогаться человеческое сердце, способствует взлету человеческого разума и одухотворенности всего миропорядка – об этом писали Тютчев, Толстой, Блок.
Вторая и третья строфы стихотворения построены на сопоставлении картин природы и состояния человека. Как в литературоведении называется этот прием?
  • Вторая и третья строфы стихотворения построены на сопоставлении картин природы и состояния человека. Как в литературоведении называется этот прием?
Сравнение- сопоставление предметов или явлений. В данных строфах сопоставляются картины природы и состояния человека.   Ответ: сравнение или параллелизм.
  • Сравнение- сопоставление предметов или явлений. В данных строфах сопоставляются картины природы и состояния человека.
  •  
  • Ответ: сравнение или параллелизм.
Какое средство иносказательной выразительности дважды использовано поэтом в первой строфе («отжившее сердце», «время золотое»)?
  • Какое средство иносказательной выразительности дважды использовано поэтом в первой строфе («отжившее сердце», «время золотое»)?
Такое средство называется эпитет. Дадим определение. Эпитет — образное определение.   Ответ: эпитет.
  • Такое средство называется эпитет. Дадим определение.
  • Эпитет — образное определение.
  •  
  • Ответ: эпитет.
Как называется условный герой, чьи чувства и переживания передаются в стихотворении?
  • Как называется условный герой, чьи чувства и переживания передаются в стихотворении?
Такой герой называется лирическим. Дадим определение. Лирический герой — условный герой, чьи переживания передает автор.   Ответ: лирический.
  • Такой герой называется лирическим. Дадим определение.
  • Лирический герой — условный герой, чьи переживания передает автор.
  •  
  • Ответ: лирический.
Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в четвертой и пятой строфах данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).   1) гипербола 2) сравнение 3) анафора 4) эпитет 5) эпифора
  • Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в четвертой и пятой строфах данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).
  •  
  • 1) гипербола
  • 2) сравнение
  • 3) анафора
  • 4) эпитет
  • 5) эпифора
Гипербола(«вековая разлука») — преувеличение. Сравнение («как бы во сне»). Анафора («тут…тут; и то же…и та ж..) — единоначатие. «Вековая разлука» может считаться и эпитетом.   Ответ: 123 или 234.
  • Гипербола(«вековая разлука») — преувеличение.
  • Сравнение («как бы во сне»).
  • Анафора («тут…тут; и то же…и та ж..) — единоначатие.
  • «Вековая разлука» может считаться и эпитетом.
  •  
  • Ответ: 123 или 234.
Определите размер, которым написано стихотворение (без указания количества стоп).
  • Определите размер, которым написано стихотворение (без указания количества стоп).
Данное стихотворение написано размером «ямб». Дадим определение. Ямб — это двусложный размер, в котором ударение падает на 2-ой слог.   Ответ: ямб.
  • Данное стихотворение написано размером «ямб». Дадим определение.
  • Ямб — это двусложный размер, в котором ударение падает на 2-ой слог.
  •  
  • Ответ: ямб.
Как различные поэтические приемы помогают автору передать чувства, охватившие лирического героя?
  • Как различные поэтические приемы помогают автору передать чувства, охватившие лирического героя?
  • Лирический герой стихотворения Ф.И. Тютчева «Я встретил Вас…» находится под властью поздней любви. Он уже не молод, поэтому нахлынувшее чувство сравнивает с дуновением весны «поздней осенью». Чувство захватило лирического героя целиком, без остатка, он подчеркивает, что жизнь стала какой-то нереальной: «как во сне». Любовь в понимании Тютчева – самое большое потрясение в жизни человека.
  • Подобные чувства испытывает лирический герой стихотворения А. Толстого «Средь шумного бала, случайно…» В нём поэт попытался передать впечатления от первой встречи с той, которой впоследствии суждено будет стать его супругой. Незнакомка была выше светской суеты и держалась обособленно, при этом на ее лице лежал некий отпечаток тайны. «Лишь очи печально глядели, а голос так дивно звучал», — отмечает поэт. В момент создания стихотворения «Средь шумного бала, случайно…» он идеализирует свою избранницу, отмечая, что она грезится ему и во сне, и наяву.
  • Последователем Тютчева в раскрытии темы любви можно считать и Блока. В стихотворении «О подвигах, о доблестях, о славе…» поэт проповедует: любовь возвышает человека над обыденностью, любовь - всепоглощающая тайна, она может давать силы, может лишать их. Когда приходит момент разлуки, наступает опустошение. Поражает отношение лирического героя к возлюбленной: он почти обожествляет ее («…ты не оглянулась», «…ты не снизошла»). Обожествление можно отметить и в такой детали, как призрачность, почти не существование возлюбленной. Герой, несмотря на расставание, называет свою возлюбленную «милой», «нежной», что говорит о его способности любить жертвенно, полнокровно.
  • Именно любовь наполняет смыслом, внутренним горением, заставляет содрогаться человеческое сердце, способствует взлету человеческого разума и одухотворенности всего миропорядка – об этом писали Тютчев, Толстой, Блок.
А.А.Фет

А.А.Фет

К какой тематической разновидности лирики можно отнести приведённое стихотворение А. А. Фета и почему? Я пришёл к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой; Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришёл я снова, Что душа всё так же счастью И тебе служить готова; Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь — но только песня зреет.

К какой тематической разновидности лирики можно отнести приведённое стихотворение А. А. Фета и почему?

  • Я пришёл к тебе с приветом,
  • Рассказать, что солнце встало,
  • Что оно горячим светом
  • По листам затрепетало;
  • Рассказать, что лес проснулся,
  • Весь проснулся, веткой каждой,
  • Каждой птицей встрепенулся
  • И весенней полон жаждой;
  • Рассказать, что с той же страстью,
  • Как вчера, пришёл я снова,
  • Что душа всё так же счастью
  • И тебе служить готова;
  • Рассказать, что отовсюду
  • На меня весельем веет,
  • Что не знаю сам, что буду
  • Петь — но только песня зреет.
Стихотворение А.А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом», на первый взгляд, относится к любовной лирике. Однако, опорными словами произведения являются: привет, солнце, свет, трепет листьев. И тут невольно замечаешь, что о любви Фет говорит, описывая, по сути, состояние природы. Предметы внешнего мира и чувства лирического героя соотносятся и находятся в движении. По эмоциональному восприятию любовное чувство сродни весеннему пробуждению природы, их сравнение создаёт представление о сильном переживании — радости, счастье, любви. Стихотворение является своеобразным поэтическим манифестом Фета: здесь поэт изобразил три образа: природа, любовь, песня, которые тесно связаны между собой и образуют фетовскую вселенную красоты. Используя прием олицетворения, Фет одушевляет природу, она у него живет: «лес проснулся», «солнце встало… затрепетало». И поэт полон жажды любви и творчества.
  • Стихотворение А.А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом», на первый взгляд, относится к любовной лирике. Однако, опорными словами произведения являются: привет, солнце, свет, трепет листьев. И тут невольно замечаешь, что о любви Фет говорит, описывая, по сути, состояние природы. Предметы внешнего мира и чувства лирического героя соотносятся и находятся в движении. По эмоциональному восприятию любовное чувство сродни весеннему пробуждению природы, их сравнение создаёт представление о сильном переживании — радости, счастье, любви.
  • Стихотворение является своеобразным поэтическим манифестом Фета: здесь поэт изобразил три образа: природа, любовь, песня, которые тесно связаны между собой и образуют фетовскую вселенную красоты. Используя прием олицетворения, Фет одушевляет природу, она у него живет: «лес проснулся», «солнце встало… затрепетало». И поэт полон жажды любви и творчества.
 В чем особенности поэтического воплощения темы любви Фетом и в каких стихотворениях русских поэтов встречаются те же особенности?   Я тебе ничего не скажу, И тебя не встревожу ничуть, И о том, что я молча твержу, Не решусь ни за что намекнуть.   Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдёт, Раскрываются тихо листы И я слышу, как сердце цветёт.   И в больную, усталую грудь Веет влагой ночной… я дрожу, Я тебя не встревожу ничуть, Я тебе ничего не скажу.

В чем особенности поэтического воплощения темы любви Фетом и в каких стихотворениях русских поэтов встречаются те же особенности?

  • Я тебе ничего не скажу,
  • И тебя не встревожу ничуть,
  • И о том, что я молча твержу,
  • Не решусь ни за что намекнуть.
  •  
  • Целый день спят ночные цветы,
  • Но лишь солнце за рощу зайдёт,
  • Раскрываются тихо листы
  • И я слышу, как сердце цветёт.
  •  
  • И в больную, усталую грудь
  • Веет влагой ночной… я дрожу,
  • Я тебя не встревожу ничуть,
  • Я тебе ничего не скажу.
  • Любовная лирика Фета - самая откровенная страница его поэзии. Сердце поэта открыто, он не щадит его, и этот драматизм его стихов очень надрывный, гнетущий, несмотря на то, что, как правило, кончаются они светло.
  • В стихотворении «Я тебе ничего не скажу» исповедь поэта потрясает нотами трагизма:
  • Я тебе ничего не скажу,
  • И тебя не встревожу ничуть,
  • И о том, что я молча твержу,
  • Не решусь ни за что намекнуть.
  • Герой строго хранит свою тайну и ведет вполне обычный для состоятельного помещика образ жизни. Однако ночью он предается мечтам и воспоминаниям, которые сравнивает с ароматом цветов. «Раскрываются тихо листы, и я слышу, как сердце поет», — делится своими впечатлениями Афанасий Фет. Его любовь – призрачна и эфемерна, однако именно она дает автору ощущение полноты жизни.
  • Лирический герой стихотворения Ф.И. Тютчева «Я встретил Вас…» находится под властью поздней любви. Он уже не молод, поэтому нахлынувшее чувство сравнивает с дуновением весны «поздней осенью». Чувство захватило лирического героя целиком, без остатка, он подчеркивает, что жизнь стала какой-то нереальной: «как во сне». Любовь в понимании Тютчева – самое большое потрясение в жизни человека.
  • Подобные чувства испытывает лирический герой стихотворения А. Толстого «Средь шумного бала, случайно…» В нём поэт попытался передать впечатления от первой встречи с той, которой впоследствии суждено будет стать его супругой. Незнакомка была выше светской суеты и держалась обособленно, при этом на ее лице лежал некий отпечаток тайны. «Лишь очи печально глядели, а голос так дивно звучал», — отмечает поэт. В момент создания стихотворения «Средь шумного бала, случайно…» он идеализирует свою избранницу, отмечая, что она грезится ему и во сне, и наяву.
  • Именно любовь наполняет смыслом, внутренним горением, заставляет содрогаться человеческое сердце, способствует взлету человеческого разума и одухотворенности всего миропорядка – об этом писали Тютчев, Толстой, Фет.
Как называется композиция стихотворения, при которой начальные строки повторяются в конце текста, как бы замыкая собой круг?
  • Как называется композиция стихотворения, при которой начальные строки повторяются в конце текста, как бы замыкая собой круг?
Композиция стихотворения, при которой начальные строки повторяются в конце текста называется кольцевой.   Ответ: кольцевая.
  • Композиция стихотворения, при которой начальные строки повторяются в конце текста называется кольцевой.
  •  
  • Ответ: кольцевая.
Каким термином обозначают в литературоведении того, кто в лирическом стихотворении называет себя «я»?
  • Каким термином обозначают в литературоведении того, кто в лирическом стихотворении называет себя «я»?
Такого героя обозначают термином «лирический герой». Дадим определение. Лирический герой — это художественный «двойник» поэта, способствующий раскрытию в лирике авторского сознания, чувства. Лирический герой не во всем тождественен личности реального человека, являющегося автором стихотворения, поэмы или цикла стихотворений. Вместе с тем этому созданному «Я» присуща особая искренность лирических переживаний; исповедь в данном случае преобладает над вымыслом.   Ответ: лирический герой.
  • Такого героя обозначают термином «лирический герой». Дадим определение. Лирический герой — это художественный «двойник» поэта, способствующий раскрытию в лирике авторского сознания, чувства. Лирический герой не во всем тождественен личности реального человека, являющегося автором стихотворения, поэмы или цикла стихотворений. Вместе с тем этому созданному «Я» присуща особая искренность лирических переживаний; исповедь в данном случае преобладает над вымыслом.
  •  
  • Ответ: лирический герой.
Укажите название синтаксического приема, который заключается в повторе одного и того же слова или группы слов в начале поэтических строк (я тебе…, я тебя…).
  • Укажите название синтаксического приема, который заключается в повторе одного и того же слова или группы слов в начале поэтических строк (я тебе…, я тебя…).
Такой синтаксический приём называется «анафора». Анафора — единоначатие, повтор слова или группы слов в начале нескольких стихов, строф, фрах.   Ответ: анафора.
  • Такой синтаксический приём называется «анафора».
  • Анафора — единоначатие, повтор слова или группы слов в начале нескольких стихов, строф, фрах.
  •  
  • Ответ: анафора.
Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных поэтом во втором четверостишии. Ответ запишите в виде последовательности цифр (цифры укажите в порядке возрастания, без пробелов).   1. сравнение 2. звукопись 3. метафора 4. антитеза 5. эпифора
  • Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных поэтом во втором четверостишии. Ответ запишите в виде последовательности цифр (цифры укажите в порядке возрастания, без пробелов).
  •  
  • 1. сравнение
  • 2. звукопись
  • 3. метафора
  • 4. антитеза
  • 5. эпифора
Звукопись — это применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, при описании природы. Метафора — это слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Антитеза — это противопоставление слов, образов, персонажей, элементов композиции. Это выразительный художественный прием, позволяющий писателям полнее охарактеризовать героев, выявить свое отношение к ним и к различным сторонам изображаемого.   Ответ: 234.
  • Звукопись — это применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, при описании природы.
  • Метафора — это слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.
  • Антитеза — это противопоставление слов, образов, персонажей, элементов композиции. Это выразительный художественный прием, позволяющий писателям полнее охарактеризовать героев, выявить свое отношение к ним и к различным сторонам изображаемого.
  •  
  • Ответ: 234.
Каким размером написано стихотворение?
  • Каким размером написано стихотворение?
Данное стихотворение написано размером «анапест». Анапест — это трехсложный размер стиха, в котором ударение в стопе падает на 3-ий слог.   Ответ: анапест.
  • Данное стихотворение написано размером «анапест».
  • Анапест — это трехсложный размер стиха, в котором ударение в стопе падает на 3-ий слог.
  •  
  • Ответ: анапест.
Каким настроением пронизано стихотворение А. Фета «Я тебе ничего не скажу»?
  • Каким настроением пронизано стихотворение А. Фета «Я тебе ничего не скажу»?
  • Любовная лирика Фета - самая откровенная страница его поэзии. Сердце поэта открыто, он не щадит его, и этот драматизм его стихов очень надрывный, гнетущий, несмотря на то, что, как правило, кончаются они светло.
  • В стихотворении «Я тебе ничего не скажу» исповедь поэта потрясает нотами трагизма:
  • Я тебе ничего не скажу,
  • И тебя не встревожу ничуть,
  • И о том, что я молча твержу,
  • Не решусь ни за что намекнуть.
  • Герой строго хранит свою тайну и ведет вполне обычный для состоятельного помещика образ жизни. Однако ночью он предается мечтам и воспоминаниям, которые сравнивает с ароматом цветов. «Раскрываются тихо листы, и я слышу, как сердце поет», — делится своими впечатлениями Афанасий Фет. Его любовь – призрачна и эфемерна, однако именно она дает автору ощущение полноты жизни.
  • Лирический герой стихотворения Ф.И. Тютчева «Я встретил Вас…» находится под властью поздней любви. Он уже не молод, поэтому нахлынувшее чувство сравнивает с дуновением весны «поздней осенью». Чувство захватило лирического героя целиком, без остатка, он подчеркивает, что жизнь стала какой-то нереальной: «как во сне». Любовь в понимании Тютчева – самое большое потрясение в жизни человека.
  • Подобные чувства испытывает лирический герой стихотворения А. Толстого «Средь шумного бала, случайно…» В нём поэт попытался передать впечатления от первой встречи с той, которой впоследствии суждено будет стать его супругой. Незнакомка была выше светской суеты и держалась обособленно, при этом на ее лице лежал некий отпечаток тайны. «Лишь очи печально глядели, а голос так дивно звучал», — отмечает поэт. В момент создания стихотворения «Средь шумного бала, случайно…» он идеализирует свою избранницу, отмечая, что она грезится ему и во сне, и наяву.
  • Именно любовь наполняет смыслом, внутренним горением, заставляет содрогаться человеческое сердце, способствует взлету человеческого разума и одухотворенности всего миропорядка – об этом писали Тютчев, Толстой, Фет.
К какой тематической разновидности лирики можно отнести приведённое стихотворение А. А. Фета и почему? Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод,   Эти ивы и березы, Эти капли – эти слезы, Это пух – не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчелы, Этот зык и свист,   Эти зори без затменья, Этот вздох ночной селенья, Эта ночь без сна, Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели, Это всё – весна.

К какой тематической разновидности лирики можно отнести приведённое стихотворение А. А. Фета и почему?

  • Это утро, радость эта,
  • Эта мощь и дня и света,
  • Этот синий свод,
  • Этот крик и вереницы,
  • Эти стаи, эти птицы,
  • Этот говор вод,
  •  
  • Эти ивы и березы,
  • Эти капли – эти слезы,
  • Это пух – не лист,
  • Эти горы, эти долы,
  • Эти мошки, эти пчелы,
  • Этот зык и свист,
  •  
  • Эти зори без затменья,
  • Этот вздох ночной селенья,
  • Эта ночь без сна,
  • Эта мгла и жар постели,
  • Эта дробь и эти трели,
  • Это всё – весна.
К какому роду литературы принадлежит это стихотворение?
  • К какому роду литературы принадлежит это стихотворение?
Это стихотворение принадлежит к лирике, т. к. объектом изображения лирики становится сам создатель произведения со своим внутренним миром, идеями, чувствами, переживаниями, в то время как события внешнего мира, породившие эти переживания, отодвигаются на второй план.   Ответ: лирика.
  • Это стихотворение принадлежит к лирике, т. к. объектом изображения лирики становится сам создатель произведения со своим внутренним миром, идеями, чувствами, переживаниями, в то время как события внешнего мира, породившие эти переживания, отодвигаются на второй план.
  •  
  • Ответ: лирика.
Укажите название синтаксического приёма, который заключается в повторе одного и того же слова в начале каждой строки.
  • Укажите название синтаксического приёма, который заключается в повторе одного и того же слова в начале каждой строки.
Такой приём называется «анафора». Дадим определение. Анафора — это одна из стилистических фигур: оборот поэтической речи, состоящий в повторении созвучий отдельных слов или одинаковых синтаксических построений в начале стихотворных строк и строф или отдельных фраз в прозаическом художественном произведении.   Ответ: анафора.
  • Такой приём называется «анафора». Дадим определение.
  • Анафора — это одна из стилистических фигур: оборот поэтической речи, состоящий в повторении созвучий отдельных слов или одинаковых синтаксических построений в начале стихотворных строк и строф или отдельных фраз в прозаическом художественном произведении.
  •  
  • Ответ: анафора.
Среди перечисленных ниже средств выразительности выберите три, которые есть в первой строфе этого стихотворения. Ответ запишите в виде последовательности цифр (цифры укажите в порядке возрастания, без пробелов).   1. метафора 2. перифраз 3. эпифора 4. антитеза 5. инверсия
  • Среди перечисленных ниже средств выразительности выберите три, которые есть в первой строфе этого стихотворения. Ответ запишите в виде последовательности цифр (цифры укажите в порядке возрастания, без пробелов).
  •  
  • 1. метафора
  • 2. перифраз
  • 3. эпифора
  • 4. антитеза
  • 5. инверсия
Метафора — это один из основных поэтических приёмов: употребление слова в переносном его значении для определения какого-либо предмета или явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами. Перифраз или Перифраза — это один из художественных приемов: замена названия предмета или явления описанием существенных, определяющих его черт и признаков, создающих в нашем представлении яркую жизненную картину. В стихотворении А. Фета «синий свод» − небо, небосклон. Инверсия — это одна из часто встречающихся стилистических фигур, оборот поэтической речи, заключающийся в своеобразной расстановке слов в грамматическом предложении, нарушающей обычный порядок; подлежащее — после сказуемого, определение — после определяемого слова, отрыв эпитета от определяемого слова и т. п. Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод,   Ответ: 125.
  • Метафора — это один из основных поэтических приёмов: употребление слова в переносном его значении для определения какого-либо предмета или явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами.
  • Перифраз или Перифраза — это один из художественных приемов: замена названия предмета или явления описанием существенных, определяющих его черт и признаков, создающих в нашем представлении яркую жизненную картину. В стихотворении А. Фета «синий свод» − небо, небосклон.
  • Инверсия — это одна из часто встречающихся стилистических фигур, оборот поэтической речи, заключающийся в своеобразной расстановке слов в грамматическом предложении, нарушающей обычный порядок; подлежащее — после сказуемого, определение — после определяемого слова, отрыв эпитета от определяемого слова и т. п.
  • Это утро, радость эта,
  • Эта мощь и дня и света,
  • Этот синий свод,
  • Этот крик и вереницы,
  • Эти стаи, эти птицы,
  • Этот говор вод,
  •  
  • Ответ: 125.
Выпишите из этого стихотворения индивидуально-авторское слово.
  • Выпишите из этого стихотворения индивидуально-авторское слово.
Такое индивидуально-авторское слово называется «неологизм». Дадим определение. Неологизм — это новое возникшее в языке народа слово для обозначения нового явления и понятия в жизни общества (общественных учреждений, технических достижений и пр.), использованное писателем в своём произведении, или слово, созданное им самим путём сочетания уже существующих слов или каких-либо их частей. Окказионали́зм (от лат. occasionalis — случайный) — индивидуально-авторский неологизм, созданный поэтом или писателем согласно существующим в языке непродуктивным словообразовательным моделям и использующийся исключительно в условиях данного контекста, как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры. Окказионализмы обычно не получают широкого распространения и не входят в словарный состав языка[1]. Примеры: крупноболотье (создано по модели слова «мелколесье»), чипсонос (создано по модели слова «водовоз»), повсеградно, повсесердно (по аналогии с «повсеместно»). В данном стихотворении неологизм или окказионализм  — это слово зык.   Ответ: зык.
  • Такое индивидуально-авторское слово называется «неологизм». Дадим определение.
  • Неологизм — это новое возникшее в языке народа слово для обозначения нового явления и понятия в жизни общества (общественных учреждений, технических достижений и пр.), использованное писателем в своём произведении, или слово, созданное им самим путём сочетания уже существующих слов или каких-либо их частей.
  • Окказионали́зм (от лат. occasionalis — случайный) — индивидуально-авторский неологизм, созданный поэтом или писателем согласно существующим в языке непродуктивным словообразовательным моделям и использующийся исключительно в условиях данного контекста, как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры. Окказионализмы обычно не получают широкого распространения и не входят в словарный состав языка[1].
  • Примеры: крупноболотье (создано по модели слова «мелколесье»), чипсонос (создано по модели слова «водовоз»), повсеградно, повсесердно (по аналогии с «повсеместно»).
  • В данном стихотворении неологизм или окказионализм  — это слово зык.
  •  
  • Ответ: зык.
Каким размером написано стихотворение? Запишите ответ без указания количества стоп.
  • Каким размером написано стихотворение? Запишите ответ без указания количества стоп.
Стихотворение написано размером «хорей». Дадим определение. Хорей — это двусложный размер стиха, в котором ударение в стопе падает на 1-ый слог, а в строке на 1, 3, 5, 7 и т.д.   Ответ: хорей.
  • Стихотворение написано размером «хорей». Дадим определение.
  • Хорей — это двусложный размер стиха, в котором ударение в стопе падает на 1-ый слог, а в строке на 1, 3, 5, 7 и т.д.
  •  
  • Ответ: хорей.
Кто из русских поэтов обращался в своей лирике к сходным мотивам и в чём их произведения созвучны стихотворению А. А. Фета?
  • Кто из русских поэтов обращался в своей лирике к сходным мотивам и в чём их произведения созвучны стихотворению А. А. Фета?
  • Стихотворение Фета «Это утро, радость эта…» о прекрасном времени года – весне, когда окружающий мир пробуждается, наполняется новыми звуками, свежими красками, яркими запахами, а душа человека – сильными чувствами. Как и в любом другом лирическом произведении, здесь состояние природы тесно связано с переживаниями лирического героя – весна в сердце лирического героя подобна весне в природе:
  • Эти зори без затменья,
  • Этот вздох ночной селенья,
  • Эта ночь без сна,
  • Эта мгла и жар постели,
  • Эта дробь и эти трели,
  • Это всё – весна.
  • Стихотворение С. Есенина «Клён ты мой опавший…» посвящено любимой теме поэта - природе, которая для него всегда остается живой и одухотворенной. Автор не только обращается к клену, но и сравнивает себя с ним:
  • Сам себе казался я таким же клёном…
  • Единение человека с природой прослеживается и в поэзии Тютчева. В картинах природы воплощены раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании. Природа в стихах Тютчева очеловечена, внутренне близка и понятна человеку («Не то, что мните Вы, природа»):
  • Не то, что мните Вы, природа:
  • Не слепок, не бездушный лик -
  • В ней есть душа, в ней есть свобода,
  • В ней есть любовь, в ней есть язык ...
  • Таким образом, в творчестве Тютчева, Фета, Есенина есть общие подходы к изображению природы: природа одухотворена, помогает предать внутреннее состояние лирического
  • Любовная лирика Фета - самая откровенная страница его поэзии. Сердце поэта открыто, он не щадит его, и этот драматизм его стихов очень надрывный, гнетущий, несмотря на то, что, как правило, кончаются они светло, мажорно.
  • В стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад…» встреча возлюбленной с лирическим героем потрясает нотами трагизма, но тем не менее, эта встреча, голос любимой вселяют надежду, желание жить:
  • И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
  • Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.
  • Лирический герой стихотворения Ф.И. Тютчева «Я встретил Вас…» находится под властью поздней любви. Он уже не молод, поэтому нахлынувшее чувство сравнивает с дуновением весны «поздней осенью». Чувство захватило лирического героя целиком, без остатка, он подчеркивает, что жизнь стала какой-то нереальной: «как во сне». Любовь в понимании Тютчева – самое большое потрясение в жизни человека.
  • Подобные чувства испытывает лирический герой стихотворения А. Толстого «Средь шумного бала, случайно…» В нём поэт попытался передать впечатления от первой встречи с той, которой впоследствии суждено будет стать его супругой. Незнакомка была выше светской суеты и держалась обособленно, при этом на ее лице лежал некий отпечаток тайны. «Лишь очи печально глядели, а голос так дивно звучал», — отмечает поэт. В момент создания стихотворения «Средь шумного бала, случайно…» он идеализирует свою избранницу, отмечая, что она грезится ему и во сне, и наяву.
  • Именно любовь наполняет смыслом, внутренним горением, заставляет содрогаться человеческое сердце, способствует взлету человеческого разума и одухотворенности всего миропорядка – об этом писали Тютчев, Толстой, Фет.
Многие произведения Фета, посвящённые природе, проникнуты чувством восторга, светлой радости, состоянием душевного подъёма. Таково и стихотворение «Это утро, радость эта…». Оно является типичным примером поздней пейзажной лирики поэта. Природа поэзии Фета неотделима от переживаний человека. Именно природа помогает открывать тайны человеческого бытия. Стихотворение Фета о прекрасном времени года – весне, когда окружающий мир пробуждается, наполняется новыми звуками, свежими красками, яркими запахами, а душа человека – сильными чувствами. Как и в любом другом лирическом произведении, здесь состояние природы тесно связано с переживаниями лирического героя – весна в сердце лирического героя подобна весне в природе: Эти зори без затменья, Этот вздох ночной селенья, Эта ночь без сна, Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели, Это всё – весна.
  • Многие произведения Фета, посвящённые природе, проникнуты чувством восторга, светлой радости, состоянием душевного подъёма. Таково и стихотворение «Это утро, радость эта…». Оно является типичным примером поздней пейзажной лирики поэта.
  • Природа поэзии Фета неотделима от переживаний человека. Именно природа помогает открывать тайны человеческого бытия.
  • Стихотворение Фета о прекрасном времени года – весне, когда окружающий мир пробуждается, наполняется новыми звуками, свежими красками, яркими запахами, а душа человека – сильными чувствами. Как и в любом другом лирическом произведении, здесь состояние природы тесно связано с переживаниями лирического героя – весна в сердце лирического героя подобна весне в природе:
  • Эти зори без затменья,
  • Этот вздох ночной селенья,
  • Эта ночь без сна,
  • Эта мгла и жар постели,
  • Эта дробь и эти трели,
  • Это всё – весна.
 Кто из русских поэтов обращался в своей лирике к сходным мотивам и в чём их произведения созвучны стихотворению А. А. Фета?   Я пришёл к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой; Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришёл я снова, Что душа всё так же счастью И тебе служить готова; Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь — но только песня зреет.

Кто из русских поэтов обращался в своей лирике к сходным мотивам и в чём их произведения созвучны стихотворению А. А. Фета?

  • Я пришёл к тебе с приветом,
  • Рассказать, что солнце встало,
  • Что оно горячим светом
  • По листам затрепетало;
  • Рассказать, что лес проснулся,
  • Весь проснулся, веткой каждой,
  • Каждой птицей встрепенулся
  • И весенней полон жаждой;
  • Рассказать, что с той же страстью,
  • Как вчера, пришёл я снова,
  • Что душа всё так же счастью
  • И тебе служить готова;
  • Рассказать, что отовсюду
  • На меня весельем веет,
  • Что не знаю сам, что буду
  • Петь — но только песня зреет.
  • В стихотворении А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом» предметы внешнего мира и чувства лирического героя соотносятся и находятся в движении. По эмоциональному восприятию любовное чувство сродни весеннему пробуждению природы, их сравнение создаёт представление о сильном переживании — радости, счастье, любви:
  • Я пришёл к тебе с приветом
  • Рассказать, что солнце встало…
  • … Что душа всё так же счастью
  • И тебе служить готова…
  • Стихотворение С. Есенина «Клён ты мой опавший…» посвящено любимой теме поэта - природе, которая для него всегда остается живой и одухотворенной. Автор не только обращается к клену, но и сравнивает себя с ним:
  • Сам себе казался я таким же клёном…
  • Единение человека с природой прослеживается и в поэзии Тютчева. В картинах природы воплощены раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании. Природа в стихах Тютчева очеловечена, внутренне близка и понятна человеку («Не то, что мните Вы, природа»):
  • Не то, что мните Вы, природа:
  • Не слепок, не бездушный лик -
  • В ней есть душа, в ней есть свобода,
  • В ней есть любовь, в ней есть язык ...
  • Таким образом, в творчестве Тютчева, Фета, Есенина есть общие подходы к изображению природы: природа одухотворена, помогает предать внутреннее состояние лирического героя.
 В чем особенности поэтического решения темы любви Фетом и в каких стихотворениях русских поэтов встречаются те же особенности?   Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнею твоей.   Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна — любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой.   И много лет прошло, томительных и скучных, И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, И веет, как тогда, во вздохах этих звучных, Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.   Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

В чем особенности поэтического решения темы любви Фетом и в каких стихотворениях русских поэтов встречаются те же особенности?

  • Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
  • Лучи у наших ног в гостиной без огней.
  • Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
  • Как и сердца у нас за песнею твоей.
  •  
  • Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
  • Что ты одна — любовь, что нет любви иной,
  • И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
  • Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
  •  
  • И много лет прошло, томительных и скучных,
  • И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
  • И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
  • Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.
  •  
  • Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
  • А жизни нет конца, и цели нет иной,
  • Как только веровать в рыдающие звуки,
  • Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
  • Любовная лирика Фета - самая откровенная страница его поэзии. Сердце поэта открыто, он не щадит его, и этот драматизм его стихов очень надрывный, гнетущий, несмотря на то, что, как правило, кончаются они светло, мажорно.
  • В стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад…» встреча возлюбленной с лирическим героем потрясает нотами трагизма, но тем не менее, эта встреча, голос любимой вселяют надежду, желание жить:
  • И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
  • Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.
  • Лирический герой стихотворения Ф.И. Тютчева «Я встретил Вас…» находится под властью поздней любви. Он уже не молод, поэтому нахлынувшее чувство сравнивает с дуновением весны «поздней осенью». Чувство захватило лирического героя целиком, без остатка, он подчеркивает, что жизнь стала какой-то нереальной: «как во сне». Любовь в понимании Тютчева – самое большое потрясение в жизни человека.
  • Подобные чувства испытывает лирический герой стихотворения А. Толстого «Средь шумного бала, случайно…» В нём поэт попытался передать впечатления от первой встречи с той, которой впоследствии суждено будет стать его супругой. Незнакомка была выше светской суеты и держалась обособленно, при этом на ее лице лежал некий отпечаток тайны. «Лишь очи печально глядели, а голос так дивно звучал», — отмечает поэт. В момент создания стихотворения «Средь шумного бала, случайно…» он идеализирует свою избранницу, отмечая, что она грезится ему и во сне, и наяву.
  • Именно любовь наполняет смыслом, внутренним горением, заставляет содрогаться человеческое сердце, способствует взлету человеческого разума и одухотворенности всего миропорядка – об этом писали Тютчев, Толстой, Фет.
Назовите художественный прием, использованный Фетом во второй и четвертой строфах для выражения состояния лирического героя.
  • Назовите художественный прием, использованный Фетом во второй и четвертой строфах для выражения состояния лирического героя.
Такой прием называется повтор, а точнее это один из видов повтора — эпифора. Также можно назвать такой приём рефреном. Дадим определения. Повтор — это стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции. Эпи́фора (от др.-греч. ἐπιφορά — принесение, прибавление) — риторическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи. В поэзии рефреном может являться строка или несколько строк, вставленных между строфами.   Ответ: повтор, или эпифора, или рефрен.
  • Такой прием называется повтор, а точнее это один из видов повтора — эпифора. Также можно назвать такой приём рефреном. Дадим определения.
  • Повтор — это стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции. Эпи́фора (от др.-греч. ἐπιφορά — принесение, прибавление) — риторическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи. В поэзии рефреном может являться строка или несколько строк, вставленных между строфами.
  •  
  • Ответ: повтор, или эпифора, или рефрен.
В третьей строфе стихотворения противопоставляется поэтический мир «томительных и скучных лет» и мир «звучных вздохов». Как называется этот художественный прием?
  • В третьей строфе стихотворения противопоставляется поэтический мир «томительных и скучных лет» и мир «звучных вздохов». Как называется этот художественный прием?
Этот художественный прием называется антитеза. Дадим определение. Антитеза — риторическое противопоставление текста, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.   Ответ: антитеза.
  • Этот художественный прием называется антитеза. Дадим определение.
  • Антитеза — риторическое противопоставление текста, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.
  •  
  • Ответ: антитеза.
Как называется композиционный элемент произведения, изображающий картины природы («Сияла ночь. Луной был полон сад...»)?
  • Как называется композиционный элемент произведения, изображающий картины природы («Сияла ночь. Луной был полон сад...»)?
Такой композиционный элемент произведения называется пейзаж. Дадим определение. Пейзаж — жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа.   Ответ: пейзаж.
  • Такой композиционный элемент произведения называется пейзаж. Дадим определение.
  • Пейзаж — жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа.
  •  
  • Ответ: пейзаж.
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).   1) гипербола 2) анафора 3) олицетворение 4) эпитет 5) звукопись
  • Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).
  •  
  • 1) гипербола
  • 2) анафора
  • 3) олицетворение
  • 4) эпитет
  • 5) звукопись
Анафора — стилистическая фигура, состоящая в повторении сходных звуков, слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков). Эпитет — определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным (вторая жизнь). Звукопись — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи.   Ответ: 245.
  • Анафора — стилистическая фигура, состоящая в повторении сходных звуков, слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков).
  • Эпитет — определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным (вторая жизнь).
  • Звукопись — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи.
  •  
  • Ответ: 245.
Определите размер, которым написано стихотворение.
  • Определите размер, которым написано стихотворение.
Данное стихотворение написано размером «ямб». Дадим определение. Ямб — это двусложный размер, в котором ударение падает на 2-ой слог.   Ответ: ямб.
  • Данное стихотворение написано размером «ямб». Дадим определение.
  • Ямб — это двусложный размер, в котором ударение падает на 2-ой слог.
  •  
  • Ответ: ямб.
Как различные поэтические приемы помогают автору передать ведущее настроение стихотворения?
  • Как различные поэтические приемы помогают автору передать ведущее настроение стихотворения?
  • В стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад…» встреча лирического героя с возлюбленной потрясает нотами трагизма. Описанная сцена свидания овеяна тайной, неопределённостью.
  • Используемые поэтом метафоры: «луной был полон сад», «струны в нем дрожали» - создают подтекст разыгрывающейся драмы: что-то случилось или случится. Многочисленные эпитеты: «рыдающие звуки», «жгучая мука» - передают состояние лирического героя, который весь поглощён страданием.
  • Анафора в третьей строфе стихотворение создаёт ощущение быстрой сменяемости событий, которые не затмевают, однако ж, былых воспоминаний, а наоборот усиливают их:
  • И много лет прошло, томительных и скучных,
  • И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
  • И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
  • Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.
  • Повтором стоки «Тебя любить, обнять и плакать над тобой!» во второй и четвёртой строфах автор подчёркивает, что для лирического героя несмотря на страдания, весь смысл жизни заключён в любви, какой бы трудной она ни была. Мы убедились, что поэтические средства помогают создать эмоциональный настрой стихотворения.
В каких стихотворениях отечественных авторов изображены картины зимы и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением А.А. Фета? На пажитях немых люблю в мороз трескучий При свете солнечном я солнца блеск колючий, Леса под шапками иль в инее седом Да речку звонкую под тёмно-синим льдом. Как любят находить задумчивые взоры Завеянные рвы, навеянные горы, Былинки сонные среди нагих полей, Где холм причудливый, как некий мавзолей, Изваян полночью, – иль тучи вихрей дальных На белых берегах и полыньях зеркальных.

В каких стихотворениях отечественных авторов изображены картины зимы и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением А.А. Фета?

  • На пажитях немых люблю в мороз трескучий
  • При свете солнечном я солнца блеск колючий,
  • Леса под шапками иль в инее седом
  • Да речку звонкую под тёмно-синим льдом.
  • Как любят находить задумчивые взоры
  • Завеянные рвы, навеянные горы,
  • Былинки сонные среди нагих полей,
  • Где холм причудливый, как некий мавзолей,
  • Изваян полночью, – иль тучи вихрей дальных
  • На белых берегах и полыньях зеркальных.
Стихотворение А.А. Фета проникнуто светлыми чувствами. Лирический герой любуется картинами зимней природы. Морозный день вызывает в его душе прилив бодрости и бесконечной благодарности за прожитый миг: На пажитях немых люблю в мороз трескучий При свете солнечном я солнца блеск колючий... Читая эти строки, невольно вспоминаются пушкинские: Мороз и солнце; день чудесный! Зимний день, когда комната «озарена янтарным блеском», когда «Под голубыми небесами | Великолепными коврами, | Блестя на солнце, снег лежит» − не может не радовать, словно со снегом приходит обновление и в души, и в умы. С таким же светлым чувством читаем и стихотворение Сергея Есенина «Белая береза». И здесь слепящий морозный день, завораживающий зимний пейзаж: Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. Таким образом, в творчестве Фета, Есенина, Пушкина есть общие подходы к изображению зимней природы: человек радуется зиме, любуется её красотой, сам внутренне при этом преображается.
  • Стихотворение А.А. Фета проникнуто светлыми чувствами. Лирический герой любуется картинами зимней природы. Морозный день вызывает в его душе прилив бодрости и бесконечной благодарности за прожитый миг:
  • На пажитях немых люблю в мороз трескучий
  • При свете солнечном я солнца блеск колючий...
  • Читая эти строки, невольно вспоминаются пушкинские:
  • Мороз и солнце; день чудесный!
  • Зимний день, когда комната «озарена янтарным блеском», когда «Под голубыми небесами | Великолепными коврами, | Блестя на солнце, снег лежит» − не может не радовать, словно со снегом приходит обновление и в души, и в умы.
  • С таким же светлым чувством читаем и стихотворение Сергея Есенина «Белая береза». И здесь слепящий морозный день, завораживающий зимний пейзаж:
  • Белая береза
  • Под моим окном
  • Принакрылась снегом,
  • Точно серебром.
  • Таким образом, в творчестве Фета, Есенина, Пушкина есть общие подходы к изображению зимней природы: человек радуется зиме, любуется её красотой, сам внутренне при этом преображается.
Какие чувства испытывает герой стихотворения от увиденной им картины?
  • Какие чувства испытывает герой стихотворения от увиденной им картины?
Стихотворение А.А. Фета проникнуто светлыми чувствами. Лирический герой любуется картинами зимней природы. Морозный день вызывает в его душе прилив бодрости и бесконечной благодарности за прожитый миг: На пажитях немых люблю в мороз трескучий При свете солнечном я солнца блеск колючий... Читая эти строки, невольно вспоминаются пушкинские: Мороз и солнце; день чудесный! Зимний день, когда комната «озарена янтарным блеском», когда «Под голубыми небесами | Великолепными коврами, | Блестя на солнце, снег лежит» − не может не радовать, словно со снегом приходит обновление и в души, и в умы. С таким же светлым чувством читаем и стихотворение Сергея Есенина «Белая береза». И здесь слепящий морозный день, завораживающий зимний пейзаж: Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. Таким образом, в творчестве Фета, Есенина, Пушкина есть общие подходы к изображению зимней природы: человек радуется зиме, любуется её красотой, сам внутренне при этом преображается.
  • Стихотворение А.А. Фета проникнуто светлыми чувствами. Лирический герой любуется картинами зимней природы. Морозный день вызывает в его душе прилив бодрости и бесконечной благодарности за прожитый миг:
  • На пажитях немых люблю в мороз трескучий
  • При свете солнечном я солнца блеск колючий...
  • Читая эти строки, невольно вспоминаются пушкинские:
  • Мороз и солнце; день чудесный!
  • Зимний день, когда комната «озарена янтарным блеском», когда «Под голубыми небесами | Великолепными коврами, | Блестя на солнце, снег лежит» − не может не радовать, словно со снегом приходит обновление и в души, и в умы.
  • С таким же светлым чувством читаем и стихотворение Сергея Есенина «Белая береза». И здесь слепящий морозный день, завораживающий зимний пейзаж:
  • Белая береза
  • Под моим окном
  • Принакрылась снегом,
  • Точно серебром.
  • Таким образом, в творчестве Фета, Есенина, Пушкина есть общие подходы к изображению зимней природы: человек радуется зиме, любуется её красотой, сам внутренне при этом преображается.
Какие особенности романтической поэзии нашли своё выражение в стихотворении А. А. Фета «Шёпот, робкое дыханье…»? Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья,   Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица,   В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слёзы, И заря, заря!..

Какие особенности романтической поэзии нашли своё выражение в стихотворении А. А. Фета «Шёпот, робкое дыханье…»?

  • Шёпот, робкое дыханье,
  • Трели соловья,
  • Серебро и колыханье
  • Сонного ручья,
  •  
  • Свет ночной, ночные тени,
  • Тени без конца,
  • Ряд волшебных изменений
  • Милого лица,
  •  
  • В дымных тучках пурпур розы,
  • Отблеск янтаря,
  • И лобзания, и слёзы,
  • И заря, заря!..
Афанасий Фет по праву считается одним из самых романтичных русских поэтов. Хотя автор никогда не причислял себя к этому литературному направлению, его произведения пронизаны духом романтизма. Поэт пре-красно передаёт минутные ощущения, и, чередуя их, он показывает и состояние героев, и течение ночи, и созвучие природы душе человека, и счастье любви. Свидание начинается задолго до рассвета. Ручей еще «сонный», все наполнено «серебром» лунного света. Миром правит хозяин весенних лунных ночей — соловей. Постепенно все наполняется новыми красками: возникает «свет ночной», который пока еще граничит с тенью. Поэт был убежденным сторонником теории единения человека с природой, по его мнению, человек является неотъемлемой его частью. В стихотворении присутствует неповторимый таинственный полумрак, события словно окутаны «полупрозрачной завесой». Это типичные черты романтического произведения.
  • Афанасий Фет по праву считается одним из самых романтичных русских поэтов. Хотя автор никогда не причислял себя к этому литературному направлению, его произведения пронизаны духом романтизма. Поэт пре-красно передаёт минутные ощущения, и, чередуя их, он показывает и состояние героев, и течение ночи, и созвучие природы душе человека, и счастье любви. Свидание начинается задолго до рассвета. Ручей еще «сонный», все наполнено «серебром» лунного света. Миром правит хозяин весенних лунных ночей — соловей. Постепенно все наполняется новыми красками: возникает «свет ночной», который пока еще граничит с тенью. Поэт был убежденным сторонником теории единения человека с природой, по его мнению, человек является неотъемлемой его частью. В стихотворении присутствует неповторимый таинственный полумрак, события словно окутаны «полупрозрачной завесой». Это типичные черты романтического произведения.
В каких произведениях русских поэтов звучит любовная тема и в чём эти произведения созвучны стихотворению А. А. Фета?
  • В каких произведениях русских поэтов звучит любовная тема и в чём эти произведения созвучны стихотворению А. А. Фета?
Тема любви — одна из излюбленных тем русской литературы. Трепетные образы любимой созданы А. С. Пушкиным, Ф. И. Тютчевым, А Блоком. Любовь — таинство, неподвластное разуму, данное свыше. Любовь возвышает, делает человека чище. Именно любовь как таинство и преобразующую силу мы видим в стихотворении А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье», в стихотворении Блока «Незнакомка». В этом они созвучны фетовскому ««Шёпот, робкое дыханье…»
  • Тема любви — одна из излюбленных тем русской литературы. Трепетные образы любимой созданы А. С. Пушкиным, Ф. И. Тютчевым, А Блоком. Любовь — таинство, неподвластное разуму, данное свыше. Любовь возвышает, делает человека чище. Именно любовь как таинство и преобразующую силу мы видим в стихотворении А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье», в стихотворении Блока «Незнакомка». В этом они созвучны фетовскому ««Шёпот, робкое дыханье…»
Каким настроением пронизано стихотворение А. Фета «Я тебе ничего не скажу»? Я тебе ничего не скажу, И тебя не встревожу ничуть, И о том, что я молча твержу, Не решусь ни за что намекнуть.   Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдёт, Раскрываются тихо листы И я слышу, как сердце цветёт.   И в больную, усталую грудь Веет влагой ночной… я дрожу, Я тебя не встревожу ничуть, Я тебе ничего не скажу.

Каким настроением пронизано стихотворение А. Фета «Я тебе ничего не скажу»?

  • Я тебе ничего не скажу,
  • И тебя не встревожу ничуть,
  • И о том, что я молча твержу,
  • Не решусь ни за что намекнуть.
  •  
  • Целый день спят ночные цветы,
  • Но лишь солнце за рощу зайдёт,
  • Раскрываются тихо листы
  • И я слышу, как сердце цветёт.
  •  
  • И в больную, усталую грудь
  • Веет влагой ночной… я дрожу,
  • Я тебя не встревожу ничуть,
  • Я тебе ничего не скажу.
Стихотворение «Я тебе ничего не скажу» посвящено сразу двум жен-щинам: возлюбленной поэта Марии Лазич, которую Фет предал, сделав своей избранницей состоятельную Марию Боткину, ставшую ему не только заботливой женой, но и верной помощницей. Поэтому в своей лирике он словно бы пытается искупить вину перед погибшей возлюбленной, вновь и вновь признаваясь ей в своих чувствах. Но при этом автор понимает, что его законной супруге совсем необязательно знать о том, что именно происходит в его душе. Лирический герой страдает, его сердце «цветет» лишь ночью, а грудь – вместилище души – «больная и усталая». Лишь единение с природой приносит облегчение: Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдет, Раскрываются тихо листы, И я слышу, как сердце цветет. И хотя любовь призрачна и эфемерна, но именно она дает автору ощущение полноты жизни.
  • Стихотворение «Я тебе ничего не скажу» посвящено сразу двум жен-щинам: возлюбленной поэта Марии Лазич, которую Фет предал, сделав своей избранницей состоятельную Марию Боткину, ставшую ему не только заботливой женой, но и верной помощницей. Поэтому в своей лирике он словно бы пытается искупить вину перед погибшей возлюбленной, вновь и вновь признаваясь ей в своих чувствах. Но при этом автор понимает, что его законной супруге совсем необязательно знать о том, что именно происходит в его душе.
  • Лирический герой страдает, его сердце «цветет» лишь ночью, а грудь – вместилище души – «больная и усталая». Лишь единение с природой приносит облегчение:
  • Целый день спят ночные цветы,
  • Но лишь солнце за рощу зайдет,
  • Раскрываются тихо листы,
  • И я слышу, как сердце цветет.
  • И хотя любовь призрачна и эфемерна, но именно она дает автору ощущение полноты жизни.
Как называется композиция стихотворения, при которой начальные строки повторяются в конце текста, как бы замыкая собой круг? Укажите название синтаксического приема, который заключается в повторе одного и того же слова или группы слов в начале поэтических строк (я тебе…, я тебя…).
  • Как называется композиция стихотворения, при которой начальные строки повторяются в конце текста, как бы замыкая собой круг?
  • Укажите название синтаксического приема, который заключается в повторе одного и того же слова или группы слов в начале поэтических строк (я тебе…, я тебя…).
В чём особенность звучания любовной темы в поэзии А. А. Фета? Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1—17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов). Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно. Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений). Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения. Продумывайте композицию сочинения. Избегайте фактических, логических, речевых ошибок. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

В чём особенность звучания любовной темы в поэзии А. А. Фета?

  • Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1—17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).
  • Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.
  • Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).
  • Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.
  • Продумывайте композицию сочинения.
  • Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.
  • Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!