ВОПРОСЫ ЕГЭ ПО ТВОРЧЕСТВУ
Ф.И.ТЮТЧЕВА и А.А.ФЕТА
Изображая первый гром, Тютчев пишет, что он грохочет «резвяся и играя». Укажите название этого приема иносказательной выразительности.
- Люблю грозу в начале мая,
- Когда весенний, первый гром,
- Как бы резвяся и играя,
- Грохочет в небе голубом.
-
- Гремят раскаты молодые,
- Вот дождик брызнул, пыль летит,
- Повисли перлы дождевые,
- И солнце нити золотит.
-
- С горы бежит поток проворный,
- В лесу не.молкнет птичий гам,
- И гам лесной и шум нагорный -
- Все вторит весело громам.
-
- Ты скажешь: ветреная Геба,
- Кормя Зевесова орла,
- Громокипящий кубок с неба,
- Смеясь, на землю пролила.
- Как называется прием, использованный Тютчевым для создания настроения и ритмического рисунка стихотворения: «В лесу не молкнет птичий гам , И гам лесной и шум нагорный...»?
Ответ
- Такой прием называется повтор. Дадим определение.
- Лексический повтор — стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции.
- Определите размер, которым написано стихотворение.
Ответ
- Данное стихотворение написано размером «ямб». Дадим определение. Ямб — это двусложный размер, в котором ударение падает на 2-ой слог.
- Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).
-
- 1) анафора
- 2) метафора
- 3) ирония
- 4) эпитет
- 5) звукопись
- Метафора («перлы дождевые» — капли дождя как жемчужины, «раскаты молодые, солнце нити золотит», эпитеты (молодые, дождевые), звукопись (аллитерация — повтор согласных «Р», «Л»).
-
- Ответ: 245.
- Как называется рифма, объединяющая первую и третью строки в каждой строфе стихотворения?
- Такая рифма называется перекрестной.
-
- Ответ: перекрестная.
- С какой целью в последней строфе стихотворения упоминаются древнегреческие мифологические персонажи?
- В лирике Тютчева отразилась философская мысль его эпохи, мысль о бытии природы и вселенной, о связях человеческого существования с вселенской жизнью.
- Чтобы подчеркнуть, что природа не подвластна человеку, что природа может быть стихией, с которой не совладать, поэт в последней строфе упоминает мифологических персонажей Древней Греции. Геба - богиня, выполнявшая на пирах роль виночерпия: наливала богам нектар. Поэтому в стихотворении дождь сравнивается с разлитым Гебой вином. Боги, ведя какую-то свою игру, живя своей жизнью, словно случайно обрушивают на землю гром и дождь.
- Каковы основные темы поэзии Ф. И. Тютчева и традиции кого из русских поэтов он продолжает, раскрывая эти темы?
- В лирике Тютчева отразилась философская мысль его эпохи, мысль о бытии природы и вселенной, о связях человеческого существования с вселенской жизнью. В картинах природы воплощены раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании. На фоне природы прорисовываются человеческие чувства.
- Неудивительно, что предшественниками Ф.И. Тютчева можно назвать самых популярных поэтов первой половины XIX века: пейзажная лирика встречается у М.Ю. Лермонтова («Когда волнуется желтеющая нива…», где автор олицетворяет природу и говорит о том, какой прилив сил она может дать), а любовная наиболее ярко выражена у А.С. Пушкина («Я вас любил, любовь еще, быть может...», посвященный одной из своих возлюбленных).
- Существенна связь стиля Тютчева с поэтикой Жуковского. Их родственность в значительной степени определялась принадлежностью двух поэтов к одному художественному направлению — романтизму. От Жуковского Тютчеву достались яркая и высокая эмоциональность, углубленная сосредоточенность, художественная субъективность видения и всегдашняя устремленность к раскрытию «души человеческой».
- Особое место в творческом мире Тютчева заняло творчество А.С. Пушкина. Несмотря на свои собственные поэтические предпочтения и пристрастия, Тютчев рано осознал доминирующую роль Пушкина в отечественной поэзии. В глазах современников Тютчев воспринимался как поэт, творивший в одном русле с Пушкиным и испытавший его воздействие. Тютчевское стихотворение «Когда в кругу убийственных забот» (1849) воскрешает в памяти пушкинское шестистишие «Я возмужал среди печальных бурь» (1834). Авторы испытывают счастье минутной отрады, временного успокоения. Оба они сопоставляют это утешение с родственными явлениями в природе. И также оба предчувствуют временность душевного и природного обновления. Но Тютчев значительно меньше верит в возможность душевного блаженства и окрашивает горьким скепсисом свои строки.
- Уникальное художественное творчество поэта Тютчева восприняло замечательные традиции русской классики.
В чем особенность изображения чувств человека в лирике Ф. И. Тютчева и каких русских поэтов можно назвать его последователями?
- Я встретил вас — и все былое
- В отжившем сердце ожило;
- Я вспомнил время золотое -
- И сердцу стало так тепло...
-
- Как поздней осенью порою
- Бывают дни, бывает час,
- Когда повеет вдруг весною
- И что-то встрепенется в нас, -
-
- Так, весь обвеян дуновеньем
- Тех лет душевной полноты,
- С давно забытым упоеньем
- Смотрю на милые черты...
-
- Как после вековой разлуки,
- Гляжу на вас, как бы во сне, —
- И вот — слышнее стали звуки,
- Не умолкавшие во мне...
-
- Тут не одно воспоминанье,
- Тут жизнь заговорила вновь, —
- И то же в вас очарованье,
- И та ж в душе моей любовь!..
- Лирический герой стихотворения Ф.И. Тютчева «Я встретил Вас…» находится под властью поздней любви. Он уже не молод, поэтому нахлынувшее чувство сравнивает с дуновением весны «поздней осенью». Чувство захватило лирического героя целиком, без остатка, он подчеркивает, что жизнь стала какой-то нереальной: «как во сне». Любовь в понимании Тютчева – самое большое потрясение в жизни человека.
- Подобные чувства испытывает лирический герой стихотворения А. Толстого «Средь шумного бала, случайно…» В нём поэт попытался передать впечатления от первой встречи с той, которой впоследствии суждено будет стать его супругой. Незнакомка была выше светской суеты и держалась обособленно, при этом на ее лице лежал некий отпечаток тайны. «Лишь очи печально глядели, а голос так дивно звучал», — отмечает поэт. В момент создания стихотворения «Средь шумного бала, случайно…» он идеализирует свою избранницу, отмечая, что она грезится ему и во сне, и наяву.
- Последователем Тютчева в раскрытии темы любви можно считать и Блока. В стихотворении «О подвигах, о доблестях, о славе…» поэт проповедует: любовь возвышает человека над обыденностью, любовь - всепоглощающая тайна, она может давать силы, может лишать их. Когда приходит момент разлуки, наступает опустошение. Поражает отношение лирического героя к возлюбленной: он почти обожествляет ее («…ты не оглянулась», «…ты не снизошла»). Обожествление можно отметить и в такой детали, как призрачность, почти не существование возлюбленной. Герой, несмотря на расставание, называет свою возлюбленную «милой», «нежной», что говорит о его способности любить жертвенно, полнокровно.
- Именно любовь наполняет смыслом, внутренним горением, заставляет содрогаться человеческое сердце, способствует взлету человеческого разума и одухотворенности всего миропорядка – об этом писали Тютчев, Толстой, Блок.
- Вторая и третья строфы стихотворения построены на сопоставлении картин природы и состояния человека. Как в литературоведении называется этот прием?
- Сравнение- сопоставление предметов или явлений. В данных строфах сопоставляются картины природы и состояния человека.
-
- Ответ: сравнение или параллелизм.
- Какое средство иносказательной выразительности дважды использовано поэтом в первой строфе («отжившее сердце», «время золотое»)?
- Такое средство называется эпитет. Дадим определение.
- Эпитет — образное определение.
-
- Ответ: эпитет.
- Как называется условный герой, чьи чувства и переживания передаются в стихотворении?
- Такой герой называется лирическим. Дадим определение.
- Лирический герой — условный герой, чьи переживания передает автор.
-
- Ответ: лирический.
- Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в четвертой и пятой строфах данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).
-
- 1) гипербола
- 2) сравнение
- 3) анафора
- 4) эпитет
- 5) эпифора
- Гипербола(«вековая разлука») — преувеличение.
- Сравнение («как бы во сне»).
- Анафора («тут…тут; и то же…и та ж..) — единоначатие.
- «Вековая разлука» может считаться и эпитетом.
-
- Ответ: 123 или 234.
- Определите размер, которым написано стихотворение (без указания количества стоп).
- Данное стихотворение написано размером «ямб». Дадим определение.
- Ямб — это двусложный размер, в котором ударение падает на 2-ой слог.
-
- Ответ: ямб.
- Как различные поэтические приемы помогают автору передать чувства, охватившие лирического героя?
- Лирический герой стихотворения Ф.И. Тютчева «Я встретил Вас…» находится под властью поздней любви. Он уже не молод, поэтому нахлынувшее чувство сравнивает с дуновением весны «поздней осенью». Чувство захватило лирического героя целиком, без остатка, он подчеркивает, что жизнь стала какой-то нереальной: «как во сне». Любовь в понимании Тютчева – самое большое потрясение в жизни человека.
- Подобные чувства испытывает лирический герой стихотворения А. Толстого «Средь шумного бала, случайно…» В нём поэт попытался передать впечатления от первой встречи с той, которой впоследствии суждено будет стать его супругой. Незнакомка была выше светской суеты и держалась обособленно, при этом на ее лице лежал некий отпечаток тайны. «Лишь очи печально глядели, а голос так дивно звучал», — отмечает поэт. В момент создания стихотворения «Средь шумного бала, случайно…» он идеализирует свою избранницу, отмечая, что она грезится ему и во сне, и наяву.
- Последователем Тютчева в раскрытии темы любви можно считать и Блока. В стихотворении «О подвигах, о доблестях, о славе…» поэт проповедует: любовь возвышает человека над обыденностью, любовь - всепоглощающая тайна, она может давать силы, может лишать их. Когда приходит момент разлуки, наступает опустошение. Поражает отношение лирического героя к возлюбленной: он почти обожествляет ее («…ты не оглянулась», «…ты не снизошла»). Обожествление можно отметить и в такой детали, как призрачность, почти не существование возлюбленной. Герой, несмотря на расставание, называет свою возлюбленную «милой», «нежной», что говорит о его способности любить жертвенно, полнокровно.
- Именно любовь наполняет смыслом, внутренним горением, заставляет содрогаться человеческое сердце, способствует взлету человеческого разума и одухотворенности всего миропорядка – об этом писали Тютчев, Толстой, Блок.
А.А.Фет
К какой тематической разновидности лирики можно отнести приведённое стихотворение А. А. Фета и почему?
- Я пришёл к тебе с приветом,
- Рассказать, что солнце встало,
- Что оно горячим светом
- По листам затрепетало;
- Рассказать, что лес проснулся,
- Весь проснулся, веткой каждой,
- Каждой птицей встрепенулся
- И весенней полон жаждой;
- Рассказать, что с той же страстью,
- Как вчера, пришёл я снова,
- Что душа всё так же счастью
- И тебе служить готова;
- Рассказать, что отовсюду
- На меня весельем веет,
- Что не знаю сам, что буду
- Петь — но только песня зреет.
- Стихотворение А.А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом», на первый взгляд, относится к любовной лирике. Однако, опорными словами произведения являются: привет, солнце, свет, трепет листьев. И тут невольно замечаешь, что о любви Фет говорит, описывая, по сути, состояние природы. Предметы внешнего мира и чувства лирического героя соотносятся и находятся в движении. По эмоциональному восприятию любовное чувство сродни весеннему пробуждению природы, их сравнение создаёт представление о сильном переживании — радости, счастье, любви.
- Стихотворение является своеобразным поэтическим манифестом Фета: здесь поэт изобразил три образа: природа, любовь, песня, которые тесно связаны между собой и образуют фетовскую вселенную красоты. Используя прием олицетворения, Фет одушевляет природу, она у него живет: «лес проснулся», «солнце встало… затрепетало». И поэт полон жажды любви и творчества.
В чем особенности поэтического воплощения темы любви Фетом и в каких стихотворениях русских поэтов встречаются те же особенности?
- Я тебе ничего не скажу,
- И тебя не встревожу ничуть,
- И о том, что я молча твержу,
- Не решусь ни за что намекнуть.
-
- Целый день спят ночные цветы,
- Но лишь солнце за рощу зайдёт,
- Раскрываются тихо листы
- И я слышу, как сердце цветёт.
-
- И в больную, усталую грудь
- Веет влагой ночной… я дрожу,
- Я тебя не встревожу ничуть,
- Я тебе ничего не скажу.
- Любовная лирика Фета - самая откровенная страница его поэзии. Сердце поэта открыто, он не щадит его, и этот драматизм его стихов очень надрывный, гнетущий, несмотря на то, что, как правило, кончаются они светло.
- В стихотворении «Я тебе ничего не скажу» исповедь поэта потрясает нотами трагизма:
- Я тебе ничего не скажу,
- И тебя не встревожу ничуть,
- И о том, что я молча твержу,
- Не решусь ни за что намекнуть.
- Герой строго хранит свою тайну и ведет вполне обычный для состоятельного помещика образ жизни. Однако ночью он предается мечтам и воспоминаниям, которые сравнивает с ароматом цветов. «Раскрываются тихо листы, и я слышу, как сердце поет», — делится своими впечатлениями Афанасий Фет. Его любовь – призрачна и эфемерна, однако именно она дает автору ощущение полноты жизни.
- Лирический герой стихотворения Ф.И. Тютчева «Я встретил Вас…» находится под властью поздней любви. Он уже не молод, поэтому нахлынувшее чувство сравнивает с дуновением весны «поздней осенью». Чувство захватило лирического героя целиком, без остатка, он подчеркивает, что жизнь стала какой-то нереальной: «как во сне». Любовь в понимании Тютчева – самое большое потрясение в жизни человека.
- Подобные чувства испытывает лирический герой стихотворения А. Толстого «Средь шумного бала, случайно…» В нём поэт попытался передать впечатления от первой встречи с той, которой впоследствии суждено будет стать его супругой. Незнакомка была выше светской суеты и держалась обособленно, при этом на ее лице лежал некий отпечаток тайны. «Лишь очи печально глядели, а голос так дивно звучал», — отмечает поэт. В момент создания стихотворения «Средь шумного бала, случайно…» он идеализирует свою избранницу, отмечая, что она грезится ему и во сне, и наяву.
- Именно любовь наполняет смыслом, внутренним горением, заставляет содрогаться человеческое сердце, способствует взлету человеческого разума и одухотворенности всего миропорядка – об этом писали Тютчев, Толстой, Фет.
- Как называется композиция стихотворения, при которой начальные строки повторяются в конце текста, как бы замыкая собой круг?
- Композиция стихотворения, при которой начальные строки повторяются в конце текста называется кольцевой.
-
- Ответ: кольцевая.
- Каким термином обозначают в литературоведении того, кто в лирическом стихотворении называет себя «я»?
- Такого героя обозначают термином «лирический герой». Дадим определение. Лирический герой — это художественный «двойник» поэта, способствующий раскрытию в лирике авторского сознания, чувства. Лирический герой не во всем тождественен личности реального человека, являющегося автором стихотворения, поэмы или цикла стихотворений. Вместе с тем этому созданному «Я» присуща особая искренность лирических переживаний; исповедь в данном случае преобладает над вымыслом.
-
- Ответ: лирический герой.
- Укажите название синтаксического приема, который заключается в повторе одного и того же слова или группы слов в начале поэтических строк (я тебе…, я тебя…).
- Такой синтаксический приём называется «анафора».
- Анафора — единоначатие, повтор слова или группы слов в начале нескольких стихов, строф, фрах.
-
- Ответ: анафора.
- Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных поэтом во втором четверостишии. Ответ запишите в виде последовательности цифр (цифры укажите в порядке возрастания, без пробелов).
-
- 1. сравнение
- 2. звукопись
- 3. метафора
- 4. антитеза
- 5. эпифора
- Звукопись — это применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, при описании природы.
- Метафора — это слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.
- Антитеза — это противопоставление слов, образов, персонажей, элементов композиции. Это выразительный художественный прием, позволяющий писателям полнее охарактеризовать героев, выявить свое отношение к ним и к различным сторонам изображаемого.
-
- Ответ: 234.
- Каким размером написано стихотворение?
- Данное стихотворение написано размером «анапест».
- Анапест — это трехсложный размер стиха, в котором ударение в стопе падает на 3-ий слог.
-
- Ответ: анапест.
- Каким настроением пронизано стихотворение А. Фета «Я тебе ничего не скажу»?
- Любовная лирика Фета - самая откровенная страница его поэзии. Сердце поэта открыто, он не щадит его, и этот драматизм его стихов очень надрывный, гнетущий, несмотря на то, что, как правило, кончаются они светло.
- В стихотворении «Я тебе ничего не скажу» исповедь поэта потрясает нотами трагизма:
- Я тебе ничего не скажу,
- И тебя не встревожу ничуть,
- И о том, что я молча твержу,
- Не решусь ни за что намекнуть.
- Герой строго хранит свою тайну и ведет вполне обычный для состоятельного помещика образ жизни. Однако ночью он предается мечтам и воспоминаниям, которые сравнивает с ароматом цветов. «Раскрываются тихо листы, и я слышу, как сердце поет», — делится своими впечатлениями Афанасий Фет. Его любовь – призрачна и эфемерна, однако именно она дает автору ощущение полноты жизни.
- Лирический герой стихотворения Ф.И. Тютчева «Я встретил Вас…» находится под властью поздней любви. Он уже не молод, поэтому нахлынувшее чувство сравнивает с дуновением весны «поздней осенью». Чувство захватило лирического героя целиком, без остатка, он подчеркивает, что жизнь стала какой-то нереальной: «как во сне». Любовь в понимании Тютчева – самое большое потрясение в жизни человека.
- Подобные чувства испытывает лирический герой стихотворения А. Толстого «Средь шумного бала, случайно…» В нём поэт попытался передать впечатления от первой встречи с той, которой впоследствии суждено будет стать его супругой. Незнакомка была выше светской суеты и держалась обособленно, при этом на ее лице лежал некий отпечаток тайны. «Лишь очи печально глядели, а голос так дивно звучал», — отмечает поэт. В момент создания стихотворения «Средь шумного бала, случайно…» он идеализирует свою избранницу, отмечая, что она грезится ему и во сне, и наяву.
- Именно любовь наполняет смыслом, внутренним горением, заставляет содрогаться человеческое сердце, способствует взлету человеческого разума и одухотворенности всего миропорядка – об этом писали Тютчев, Толстой, Фет.
К какой тематической разновидности лирики можно отнести приведённое стихотворение А. А. Фета и почему?
- Это утро, радость эта,
- Эта мощь и дня и света,
- Этот синий свод,
- Этот крик и вереницы,
- Эти стаи, эти птицы,
- Этот говор вод,
-
- Эти ивы и березы,
- Эти капли – эти слезы,
- Это пух – не лист,
- Эти горы, эти долы,
- Эти мошки, эти пчелы,
- Этот зык и свист,
-
- Эти зори без затменья,
- Этот вздох ночной селенья,
- Эта ночь без сна,
- Эта мгла и жар постели,
- Эта дробь и эти трели,
- Это всё – весна.
- К какому роду литературы принадлежит это стихотворение?
- Это стихотворение принадлежит к лирике, т. к. объектом изображения лирики становится сам создатель произведения со своим внутренним миром, идеями, чувствами, переживаниями, в то время как события внешнего мира, породившие эти переживания, отодвигаются на второй план.
-
- Ответ: лирика.
- Укажите название синтаксического приёма, который заключается в повторе одного и того же слова в начале каждой строки.
- Такой приём называется «анафора». Дадим определение.
- Анафора — это одна из стилистических фигур: оборот поэтической речи, состоящий в повторении созвучий отдельных слов или одинаковых синтаксических построений в начале стихотворных строк и строф или отдельных фраз в прозаическом художественном произведении.
-
- Ответ: анафора.
- Среди перечисленных ниже средств выразительности выберите три, которые есть в первой строфе этого стихотворения. Ответ запишите в виде последовательности цифр (цифры укажите в порядке возрастания, без пробелов).
-
- 1. метафора
- 2. перифраз
- 3. эпифора
- 4. антитеза
- 5. инверсия
- Метафора — это один из основных поэтических приёмов: употребление слова в переносном его значении для определения какого-либо предмета или явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами.
- Перифраз или Перифраза — это один из художественных приемов: замена названия предмета или явления описанием существенных, определяющих его черт и признаков, создающих в нашем представлении яркую жизненную картину. В стихотворении А. Фета «синий свод» − небо, небосклон.
- Инверсия — это одна из часто встречающихся стилистических фигур, оборот поэтической речи, заключающийся в своеобразной расстановке слов в грамматическом предложении, нарушающей обычный порядок; подлежащее — после сказуемого, определение — после определяемого слова, отрыв эпитета от определяемого слова и т. п.
- Это утро, радость эта,
- Эта мощь и дня и света,
- Этот синий свод,
- Этот крик и вереницы,
- Эти стаи, эти птицы,
- Этот говор вод,
-
- Ответ: 125.
- Выпишите из этого стихотворения индивидуально-авторское слово.
- Такое индивидуально-авторское слово называется «неологизм». Дадим определение.
- Неологизм — это новое возникшее в языке народа слово для обозначения нового явления и понятия в жизни общества (общественных учреждений, технических достижений и пр.), использованное писателем в своём произведении, или слово, созданное им самим путём сочетания уже существующих слов или каких-либо их частей.
- Окказионали́зм (от лат. occasionalis — случайный) — индивидуально-авторский неологизм, созданный поэтом или писателем согласно существующим в языке непродуктивным словообразовательным моделям и использующийся исключительно в условиях данного контекста, как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры. Окказионализмы обычно не получают широкого распространения и не входят в словарный состав языка[1].
- Примеры: крупноболотье (создано по модели слова «мелколесье»), чипсонос (создано по модели слова «водовоз»), повсеградно, повсесердно (по аналогии с «повсеместно»).
- В данном стихотворении неологизм или окказионализм — это слово зык.
-
- Ответ: зык.
- Каким размером написано стихотворение? Запишите ответ без указания количества стоп.
- Стихотворение написано размером «хорей». Дадим определение.
- Хорей — это двусложный размер стиха, в котором ударение в стопе падает на 1-ый слог, а в строке на 1, 3, 5, 7 и т.д.
-
- Ответ: хорей.
- Кто из русских поэтов обращался в своей лирике к сходным мотивам и в чём их произведения созвучны стихотворению А. А. Фета?
- Стихотворение Фета «Это утро, радость эта…» о прекрасном времени года – весне, когда окружающий мир пробуждается, наполняется новыми звуками, свежими красками, яркими запахами, а душа человека – сильными чувствами. Как и в любом другом лирическом произведении, здесь состояние природы тесно связано с переживаниями лирического героя – весна в сердце лирического героя подобна весне в природе:
- Эти зори без затменья,
- Этот вздох ночной селенья,
- Эта ночь без сна,
- Эта мгла и жар постели,
- Эта дробь и эти трели,
- Это всё – весна.
- Стихотворение С. Есенина «Клён ты мой опавший…» посвящено любимой теме поэта - природе, которая для него всегда остается живой и одухотворенной. Автор не только обращается к клену, но и сравнивает себя с ним:
- Сам себе казался я таким же клёном…
- Единение человека с природой прослеживается и в поэзии Тютчева. В картинах природы воплощены раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании. Природа в стихах Тютчева очеловечена, внутренне близка и понятна человеку («Не то, что мните Вы, природа»):
- Не то, что мните Вы, природа:
- Не слепок, не бездушный лик -
- В ней есть душа, в ней есть свобода,
- В ней есть любовь, в ней есть язык ...
- Таким образом, в творчестве Тютчева, Фета, Есенина есть общие подходы к изображению природы: природа одухотворена, помогает предать внутреннее состояние лирического
- Любовная лирика Фета - самая откровенная страница его поэзии. Сердце поэта открыто, он не щадит его, и этот драматизм его стихов очень надрывный, гнетущий, несмотря на то, что, как правило, кончаются они светло, мажорно.
- В стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад…» встреча возлюбленной с лирическим героем потрясает нотами трагизма, но тем не менее, эта встреча, голос любимой вселяют надежду, желание жить:
- И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
- Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.
- Лирический герой стихотворения Ф.И. Тютчева «Я встретил Вас…» находится под властью поздней любви. Он уже не молод, поэтому нахлынувшее чувство сравнивает с дуновением весны «поздней осенью». Чувство захватило лирического героя целиком, без остатка, он подчеркивает, что жизнь стала какой-то нереальной: «как во сне». Любовь в понимании Тютчева – самое большое потрясение в жизни человека.
- Подобные чувства испытывает лирический герой стихотворения А. Толстого «Средь шумного бала, случайно…» В нём поэт попытался передать впечатления от первой встречи с той, которой впоследствии суждено будет стать его супругой. Незнакомка была выше светской суеты и держалась обособленно, при этом на ее лице лежал некий отпечаток тайны. «Лишь очи печально глядели, а голос так дивно звучал», — отмечает поэт. В момент создания стихотворения «Средь шумного бала, случайно…» он идеализирует свою избранницу, отмечая, что она грезится ему и во сне, и наяву.
- Именно любовь наполняет смыслом, внутренним горением, заставляет содрогаться человеческое сердце, способствует взлету человеческого разума и одухотворенности всего миропорядка – об этом писали Тютчев, Толстой, Фет.
- Многие произведения Фета, посвящённые природе, проникнуты чувством восторга, светлой радости, состоянием душевного подъёма. Таково и стихотворение «Это утро, радость эта…». Оно является типичным примером поздней пейзажной лирики поэта.
- Природа поэзии Фета неотделима от переживаний человека. Именно природа помогает открывать тайны человеческого бытия.
- Стихотворение Фета о прекрасном времени года – весне, когда окружающий мир пробуждается, наполняется новыми звуками, свежими красками, яркими запахами, а душа человека – сильными чувствами. Как и в любом другом лирическом произведении, здесь состояние природы тесно связано с переживаниями лирического героя – весна в сердце лирического героя подобна весне в природе:
- Эти зори без затменья,
- Этот вздох ночной селенья,
- Эта ночь без сна,
- Эта мгла и жар постели,
- Эта дробь и эти трели,
- Это всё – весна.
Кто из русских поэтов обращался в своей лирике к сходным мотивам и в чём их произведения созвучны стихотворению А. А. Фета?
- Я пришёл к тебе с приветом,
- Рассказать, что солнце встало,
- Что оно горячим светом
- По листам затрепетало;
- Рассказать, что лес проснулся,
- Весь проснулся, веткой каждой,
- Каждой птицей встрепенулся
- И весенней полон жаждой;
- Рассказать, что с той же страстью,
- Как вчера, пришёл я снова,
- Что душа всё так же счастью
- И тебе служить готова;
- Рассказать, что отовсюду
- На меня весельем веет,
- Что не знаю сам, что буду
- Петь — но только песня зреет.
- В стихотворении А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом» предметы внешнего мира и чувства лирического героя соотносятся и находятся в движении. По эмоциональному восприятию любовное чувство сродни весеннему пробуждению природы, их сравнение создаёт представление о сильном переживании — радости, счастье, любви:
- Я пришёл к тебе с приветом
- Рассказать, что солнце встало…
- … Что душа всё так же счастью
- И тебе служить готова…
- Стихотворение С. Есенина «Клён ты мой опавший…» посвящено любимой теме поэта - природе, которая для него всегда остается живой и одухотворенной. Автор не только обращается к клену, но и сравнивает себя с ним:
- Сам себе казался я таким же клёном…
- Единение человека с природой прослеживается и в поэзии Тютчева. В картинах природы воплощены раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании. Природа в стихах Тютчева очеловечена, внутренне близка и понятна человеку («Не то, что мните Вы, природа»):
- Не то, что мните Вы, природа:
- Не слепок, не бездушный лик -
- В ней есть душа, в ней есть свобода,
- В ней есть любовь, в ней есть язык ...
- Таким образом, в творчестве Тютчева, Фета, Есенина есть общие подходы к изображению природы: природа одухотворена, помогает предать внутреннее состояние лирического героя.
В чем особенности поэтического решения темы любви Фетом и в каких стихотворениях русских поэтов встречаются те же особенности?
- Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
- Лучи у наших ног в гостиной без огней.
- Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
- Как и сердца у нас за песнею твоей.
-
- Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
- Что ты одна — любовь, что нет любви иной,
- И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
- Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
-
- И много лет прошло, томительных и скучных,
- И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
- И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
- Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.
-
- Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
- А жизни нет конца, и цели нет иной,
- Как только веровать в рыдающие звуки,
- Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
- Любовная лирика Фета - самая откровенная страница его поэзии. Сердце поэта открыто, он не щадит его, и этот драматизм его стихов очень надрывный, гнетущий, несмотря на то, что, как правило, кончаются они светло, мажорно.
- В стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад…» встреча возлюбленной с лирическим героем потрясает нотами трагизма, но тем не менее, эта встреча, голос любимой вселяют надежду, желание жить:
- И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
- Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.
- Лирический герой стихотворения Ф.И. Тютчева «Я встретил Вас…» находится под властью поздней любви. Он уже не молод, поэтому нахлынувшее чувство сравнивает с дуновением весны «поздней осенью». Чувство захватило лирического героя целиком, без остатка, он подчеркивает, что жизнь стала какой-то нереальной: «как во сне». Любовь в понимании Тютчева – самое большое потрясение в жизни человека.
- Подобные чувства испытывает лирический герой стихотворения А. Толстого «Средь шумного бала, случайно…» В нём поэт попытался передать впечатления от первой встречи с той, которой впоследствии суждено будет стать его супругой. Незнакомка была выше светской суеты и держалась обособленно, при этом на ее лице лежал некий отпечаток тайны. «Лишь очи печально глядели, а голос так дивно звучал», — отмечает поэт. В момент создания стихотворения «Средь шумного бала, случайно…» он идеализирует свою избранницу, отмечая, что она грезится ему и во сне, и наяву.
- Именно любовь наполняет смыслом, внутренним горением, заставляет содрогаться человеческое сердце, способствует взлету человеческого разума и одухотворенности всего миропорядка – об этом писали Тютчев, Толстой, Фет.
- Назовите художественный прием, использованный Фетом во второй и четвертой строфах для выражения состояния лирического героя.
- Такой прием называется повтор, а точнее это один из видов повтора — эпифора. Также можно назвать такой приём рефреном. Дадим определения.
- Повтор — это стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции. Эпи́фора (от др.-греч. ἐπιφορά — принесение, прибавление) — риторическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи. В поэзии рефреном может являться строка или несколько строк, вставленных между строфами.
-
- Ответ: повтор, или эпифора, или рефрен.
- В третьей строфе стихотворения противопоставляется поэтический мир «томительных и скучных лет» и мир «звучных вздохов». Как называется этот художественный прием?
- Этот художественный прием называется антитеза. Дадим определение.
- Антитеза — риторическое противопоставление текста, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.
-
- Ответ: антитеза.
- Как называется композиционный элемент произведения, изображающий картины природы («Сияла ночь. Луной был полон сад...»)?
- Такой композиционный элемент произведения называется пейзаж. Дадим определение.
- Пейзаж — жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа.
-
- Ответ: пейзаж.
- Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).
-
- 1) гипербола
- 2) анафора
- 3) олицетворение
- 4) эпитет
- 5) звукопись
- Анафора — стилистическая фигура, состоящая в повторении сходных звуков, слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков).
- Эпитет — определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным (вторая жизнь).
- Звукопись — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи.
-
- Ответ: 245.
- Определите размер, которым написано стихотворение.
- Данное стихотворение написано размером «ямб». Дадим определение.
- Ямб — это двусложный размер, в котором ударение падает на 2-ой слог.
-
- Ответ: ямб.
- Как различные поэтические приемы помогают автору передать ведущее настроение стихотворения?
- В стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад…» встреча лирического героя с возлюбленной потрясает нотами трагизма. Описанная сцена свидания овеяна тайной, неопределённостью.
- Используемые поэтом метафоры: «луной был полон сад», «струны в нем дрожали» - создают подтекст разыгрывающейся драмы: что-то случилось или случится. Многочисленные эпитеты: «рыдающие звуки», «жгучая мука» - передают состояние лирического героя, который весь поглощён страданием.
- Анафора в третьей строфе стихотворение создаёт ощущение быстрой сменяемости событий, которые не затмевают, однако ж, былых воспоминаний, а наоборот усиливают их:
- И много лет прошло, томительных и скучных,
- И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
- И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
- Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.
- Повтором стоки «Тебя любить, обнять и плакать над тобой!» во второй и четвёртой строфах автор подчёркивает, что для лирического героя несмотря на страдания, весь смысл жизни заключён в любви, какой бы трудной она ни была. Мы убедились, что поэтические средства помогают создать эмоциональный настрой стихотворения.
В каких стихотворениях отечественных авторов изображены картины зимы и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением А.А. Фета?
- На пажитях немых люблю в мороз трескучий
- При свете солнечном я солнца блеск колючий,
- Леса под шапками иль в инее седом
- Да речку звонкую под тёмно-синим льдом.
- Как любят находить задумчивые взоры
- Завеянные рвы, навеянные горы,
- Былинки сонные среди нагих полей,
- Где холм причудливый, как некий мавзолей,
- Изваян полночью, – иль тучи вихрей дальных
- На белых берегах и полыньях зеркальных.
- Стихотворение А.А. Фета проникнуто светлыми чувствами. Лирический герой любуется картинами зимней природы. Морозный день вызывает в его душе прилив бодрости и бесконечной благодарности за прожитый миг:
- На пажитях немых люблю в мороз трескучий
- При свете солнечном я солнца блеск колючий...
- Читая эти строки, невольно вспоминаются пушкинские:
- Мороз и солнце; день чудесный!
- Зимний день, когда комната «озарена янтарным блеском», когда «Под голубыми небесами | Великолепными коврами, | Блестя на солнце, снег лежит» − не может не радовать, словно со снегом приходит обновление и в души, и в умы.
- С таким же светлым чувством читаем и стихотворение Сергея Есенина «Белая береза». И здесь слепящий морозный день, завораживающий зимний пейзаж:
- Белая береза
- Под моим окном
- Принакрылась снегом,
- Точно серебром.
- Таким образом, в творчестве Фета, Есенина, Пушкина есть общие подходы к изображению зимней природы: человек радуется зиме, любуется её красотой, сам внутренне при этом преображается.
- Какие чувства испытывает герой стихотворения от увиденной им картины?
- Стихотворение А.А. Фета проникнуто светлыми чувствами. Лирический герой любуется картинами зимней природы. Морозный день вызывает в его душе прилив бодрости и бесконечной благодарности за прожитый миг:
- На пажитях немых люблю в мороз трескучий
- При свете солнечном я солнца блеск колючий...
- Читая эти строки, невольно вспоминаются пушкинские:
- Мороз и солнце; день чудесный!
- Зимний день, когда комната «озарена янтарным блеском», когда «Под голубыми небесами | Великолепными коврами, | Блестя на солнце, снег лежит» − не может не радовать, словно со снегом приходит обновление и в души, и в умы.
- С таким же светлым чувством читаем и стихотворение Сергея Есенина «Белая береза». И здесь слепящий морозный день, завораживающий зимний пейзаж:
- Белая береза
- Под моим окном
- Принакрылась снегом,
- Точно серебром.
- Таким образом, в творчестве Фета, Есенина, Пушкина есть общие подходы к изображению зимней природы: человек радуется зиме, любуется её красотой, сам внутренне при этом преображается.
Какие особенности романтической поэзии нашли своё выражение в стихотворении А. А. Фета «Шёпот, робкое дыханье…»?
- Шёпот, робкое дыханье,
- Трели соловья,
- Серебро и колыханье
- Сонного ручья,
-
- Свет ночной, ночные тени,
- Тени без конца,
- Ряд волшебных изменений
- Милого лица,
-
- В дымных тучках пурпур розы,
- Отблеск янтаря,
- И лобзания, и слёзы,
- И заря, заря!..
- Афанасий Фет по праву считается одним из самых романтичных русских поэтов. Хотя автор никогда не причислял себя к этому литературному направлению, его произведения пронизаны духом романтизма. Поэт пре-красно передаёт минутные ощущения, и, чередуя их, он показывает и состояние героев, и течение ночи, и созвучие природы душе человека, и счастье любви. Свидание начинается задолго до рассвета. Ручей еще «сонный», все наполнено «серебром» лунного света. Миром правит хозяин весенних лунных ночей — соловей. Постепенно все наполняется новыми красками: возникает «свет ночной», который пока еще граничит с тенью. Поэт был убежденным сторонником теории единения человека с природой, по его мнению, человек является неотъемлемой его частью. В стихотворении присутствует неповторимый таинственный полумрак, события словно окутаны «полупрозрачной завесой». Это типичные черты романтического произведения.
- В каких произведениях русских поэтов звучит любовная тема и в чём эти произведения созвучны стихотворению А. А. Фета?
- Тема любви — одна из излюбленных тем русской литературы. Трепетные образы любимой созданы А. С. Пушкиным, Ф. И. Тютчевым, А Блоком. Любовь — таинство, неподвластное разуму, данное свыше. Любовь возвышает, делает человека чище. Именно любовь как таинство и преобразующую силу мы видим в стихотворении А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье», в стихотворении Блока «Незнакомка». В этом они созвучны фетовскому ««Шёпот, робкое дыханье…»
Каким настроением пронизано стихотворение А. Фета «Я тебе ничего не скажу»?
- Я тебе ничего не скажу,
- И тебя не встревожу ничуть,
- И о том, что я молча твержу,
- Не решусь ни за что намекнуть.
-
- Целый день спят ночные цветы,
- Но лишь солнце за рощу зайдёт,
- Раскрываются тихо листы
- И я слышу, как сердце цветёт.
-
- И в больную, усталую грудь
- Веет влагой ночной… я дрожу,
- Я тебя не встревожу ничуть,
- Я тебе ничего не скажу.
- Стихотворение «Я тебе ничего не скажу» посвящено сразу двум жен-щинам: возлюбленной поэта Марии Лазич, которую Фет предал, сделав своей избранницей состоятельную Марию Боткину, ставшую ему не только заботливой женой, но и верной помощницей. Поэтому в своей лирике он словно бы пытается искупить вину перед погибшей возлюбленной, вновь и вновь признаваясь ей в своих чувствах. Но при этом автор понимает, что его законной супруге совсем необязательно знать о том, что именно происходит в его душе.
- Лирический герой страдает, его сердце «цветет» лишь ночью, а грудь – вместилище души – «больная и усталая». Лишь единение с природой приносит облегчение:
- Целый день спят ночные цветы,
- Но лишь солнце за рощу зайдет,
- Раскрываются тихо листы,
- И я слышу, как сердце цветет.
- И хотя любовь призрачна и эфемерна, но именно она дает автору ощущение полноты жизни.
- Как называется композиция стихотворения, при которой начальные строки повторяются в конце текста, как бы замыкая собой круг?
- Укажите название синтаксического приема, который заключается в повторе одного и того же слова или группы слов в начале поэтических строк (я тебе…, я тебя…).
В чём особенность звучания любовной темы в поэзии А. А. Фета?
- Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1—17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).
- Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.
- Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).
- Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.
- Продумывайте композицию сочинения.
- Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.
- Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.