Вопросы к контрольному уроку по сольфеджио.
Метр – это ровные шаги в музыке
Длительности нот: целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая.
Ритм – это чередование длительностей.
Акцент – это музыкальное ударение.
Фраза – это законченная музыкальная мысль.
Реприза – знак повторения.
Пауза – знак молчания.
Скрипичный ключ = Ключ «соль».
Звукоряд = гамма.
Минор – это мягкая, тёмная окраска музыки.
Мажор - это яркая, светлая окраска музыки.
Полутон – это самое близкое расстояние между звуками.
Тон – это 2 полутона.
Знаки альтерации – это знаки, повышающие или понижающие ноты:
Диез повышает ноту на полтона.
Бемоль понижает ноту на полтона.
Бекар отменяет диез и бемоль.
Дубль-диез повышает ноту на тон.
Дубль-бемоль понижает ноту на тон.
Строение мажорной гаммы – Т Т П Т Т Т П (2тона-полутон-3тона –полутон).
Минорной гаммы – Т П Т Т П Т Т (тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон).
Устойчивые ступени: I – ТОНИКА (самая устойчивая)
III - МЕДИАНТА
V – ДОМИНАНТА
Неустойчивые ступени: II – верхний ВВОДНЫЙ ТОН
IV – СУБДОМИНАНТА
VI - СУБМЕДИАНТА
VII – нижний ВВОДНЫЙ ТОН
Затакт – это неполный такт.
Секвенция – это перемещение мелодического оборота в восходящем или нисходящем направлении.
Виды минора: натуральный (Т П Т Т П Т Т);
гармонический – по сравнению с натуральным повышена VII ступень;
мелодический – в восходящем движении повышаются VI и VII ступени, в нисходящем движении – как в натуральном.
Параллельные тональности – это тональности, имеющие одинаковые знаки при ключе.
Одноимённые тональности – это тональности, имеющие одинаковую тонику( например: До-мажор и до-минор).
Интервал – это сочетание 2-х звуков и расстояние между ними:
1ст. – ПРИМА
2ст. – СЕКУНДА
3ст. - ТЕРЦИЯ
4ст. - КВАРТА
5ст. - КВИНТА
6ст. - СЕКСТА
7ст. - СЕПТИМА
8ст. – ОКТАВА
Чем измеряют интервалы? Количеством ступеней и числом тонов.
Сколько тонов содержат интервалы?
ч.1 – 0 т
м.2 – 0,5 т
б.2 – 1т
м.3 – 1,5т
б.3 –2 т
ч.4 – 2,5т
ч.5 – 3,5т
м.6 – 4т
б.6 – 4,5т
м.7 – 5т
б.7 – 5,5т
ч.8 – 6т
Обращение интервала – это перенесение нижнего звука на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз.
При обращении интервалов соблюдается закономерности: Прима переходит в октаву октава в приму
Секунда в септиму септима в секунду
Терция в сексту секста в терцию
Кварта в квинту квинта в кварту
Чистые интервалы переходят в чистые, малые - в большие, большие- в малые.
Консонанс - это созвучное, стройное созвучие.
К консонирующим интервалам относятся ч.1, м.3, б.3, ч.4, ч.5, м.6, б.6,ч.8.
Диссонанс – это резкое, острое для слуха созвучие.
К диссонирующим интервалам относятся м.2, б.2, м.7,б.7,тритоны.
Аккорд – это сочетание 3-х и более звуков.
Трезвучие – это аккорд, состоящий из 3-х звуков, расположенных по терциям.
Виды трезвучий: Мажорное Б53 =б.3+м.3
Минорное М53 =м.3+б.3
Увеличенное Ув53 =б.3+б.3
Уменьшённое Ум53 =м.3+м.3
Обращение – это перенесение нижнего звука аккорда на ч.8 вверх или верхнего звука – на ч.8 вниз.
Трезвучие имеет 2 обращения : секстаккорд и квартсекстаккорд.