СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вопросы мотивации подрастающего поколения

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описывается понятие мотивация.Рассматриваются вопросы мотивации подростков к обучению.

Просмотр содержимого документа
«Вопросы мотивации подрастающего поколения»

Вопросы мотивации подрастающего поколения

Андрусик Оксана Игоревна, учитель иностранного языка

ГБНОУ ГКШИ МЧС

В статье описывается понятие мотивация. Рассматриваются вопросы мотивации подростков к обучению. А также упоминаются факторы для повышения мотивации.

The article describes the concept of motivation. The issues of motivation of teenagers to study are considered. And also mentioned factors to increase motivation.

Ключевые слова: мотивация, подростки, обучение, методика, подготовка.

Keywords: motivation, teenagers, education, methodology, preparation.


Вопросами мотивации школьного обучения задаются уже на протяжении длительного времени. Для улучшения качества образования, для того, чтобы учащиеся с желанием шли обучаться в школе, придумываются различные методики. Однако, в последнее время даже эти новшества, не всегда приносят свои плоды. На начальном этапе обучения, в младшем школьном звене, практически все занятия осуществляются в игровой форме. Психологи рекомендуют проводить занятия подобным образом, чтобы не травмировать психику маленького ребенка. Школа и так является для многих детей неким стрессом. Смена привычной домашней обстановки на работу на уроке, прослушивание материала, выполнение заданий, сосредоточенность, и так вызывает не совсем положительные эмоции. Не все дети способны высидеть целый урок спокойно и, при этом, слушая учителя. Только единицы способны на такое. А в последние годы наблюдается тенденция гиперактивности детей. Подобные дети, в силу своей энергичности, не могут спокойно сидеть. И часто могут провоцировать других детей на активные действия не связанные с уроком. Но методисты смогли справиться с этой проблемой. И большая часть детей с легкостью проходят начальный этап обучения, изучая материал, порой даже сложный, в понятной для них игровой форме. Благодаря современным игровым методикам у ребенка создается ситуация успеха, что является очень важным аспектом.

Но, если с мотивацией на начальном этапе обучения все понятно, кроме того, это может быть даже необходимо, то, встает вопрос с мотивацией подростков. Проблема мотивации подрастающего поколения в последнее время становится все серьезнее. Идя в десятый, одиннадцатый класс учащиеся, порой, не представляют, зачем это нужно. Просто так сказали родители. А раз сказали родители, значит так надо. И они продолжают учиться, часто, не отдавая отчет тому, зачем это им. Они не могут ответить, зачем пришли в старшую школу? Чем они собираются заниматься в будущем? В каком направлении им хотелось бы развиваться? Только маленькая часть подростков имеет представление, хотя бы небольшое, чего они хотят. И они часто ждут, что с ними будут также заниматься игровыми формами, как это делалось, когда они были маленькими. И, часто, не понимают, почему меняется отношение учителей. Ведь они все тот же ученики, только стали чуть-чуть старше. Почему к ним стали предъявлять более строгие требования? С них стали спрашивать. А как хотелось бы просто поиграть.

Но, требования, предъявляемые в начальной школе, и должны отличаться от требований старшей школы. И элементы игры допустимы на старшей ступени, но только не так часто, как это было раньше. Поэтому, приходя в десятый, одиннадцатый класс, учащиеся должны быть глубоко мотивированы на получение знаний. Старшая ступень подразумевает уже серьезную подготовку подрастающего поколения. Кроме того, объем материала, который необходимо усвоить, достаточно большой. И вот здесь возникает вопрос, стимулирования или мотивации подрастающего поколение на получение знаний.

Многие могут сказать, что современные методики способствуют улучшению качества образования. Мультимедийные технологии, современные компьютерные программы способствуют более успешному изучению материала. Это, своего рода, тоже игровая форма. Но не все школы у нас укомплектованы по последнему слову техники. И никто еще не отменял человеческий фактор, когда ребенок сам прилагает усилия для запоминания информации. Когда учащийся, читая материал, он как бы проживает его, пропускает этот материал через себя, и, таким образом, запоминает его.

Немаловажным фактором для успешного усвоения материала является мотивация учащегося. Традиционно мотивация рассматривается как побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Современных подростков иногда бывает очень сложно мотивировать на обучение. Не все молодые люди способны отказаться от праздности бытия ради выгоды в будущем.

Мотивацию можно рассмотреть, как глубокое желание достижения своих целей. И здесь следует выделить два типа мотивации: мотивация внутренняя и мотивация внешняя. Внутренняя мотивация [интринсивная] – это движущая человеком сила, которая возникает не из-за внешнего воздействия, а берет свое начало внутри самого человека. Это, своего рода эмоция, т.е. интерес к чему-либо или к кому-либо, благодаря которому человек испытываем желание что-то делать. Когда что-то делается из интереса – то это делается очень хорошо, поскольку выполняя это дело, человек считает его своим и оно имеет смысл. Таким образом, речь идет о внутренней мотивации. Человек делает то, что хочет, а хочется делать то, что интересно. Если подростку интересно обучаться, интересно расширять свой кругозор, он осознает значимость получения знаний и т.п., он будет учиться.

Но есть еще и внешняя мотивация. Под внешней мотивацией [экстринсивная] понимается сила, которая вызвана в человеке внешними по отношению к нему обстоятельствами. Другими словами, что-то извне вызывает определенную эмоцию, и эта эмоция высвобождает энергию, которая подпитывает желание. Это могут быть обстоятельства, при которых человек чувствует сильные положительные или сильные отрицательные эмоции. Внешнюю мотивацию нужно постоянно поддерживать. Для этого необходимо принимать и преодолевать новые вызовы внешнего мира, тем самым пробуждая в себе новые сильные эмоции, как положительные, так и отрицательные.

Не следует подавлять свои желания, нужно искать возможность их удовлетворить. Немотивированный человек теряет интерес и к самой жизни, которая начинает казаться ему бессмысленной.

Говоря о мотивации, следует также исходить и из самого ребенка, его силы воли. Как правило, многим современным подросткам часто не хватает умения выполнять не только то, что нравится, но и то, что должно быть сделано. В этом заключается умение преодолевать себя.

Одним из важных факторов мотивации подростка является личный пример родителей. Для того чтобы ребенок мог понять важность получения знаний необходим хороший контакт родителя со своим чадом. В переходном периоде не следует оставлять подростка одного. Ему сложно еще понять трудности жизни. Часто юноши и девушки бояться выходить на просторы бытия, не имея никакого опыта. Поэтому общение родителей очень важно на первом этапе взросления.


















Источники

1. Википедия. (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F)(https://yandex.ru/search/?text=мотивация+это&clid=2244516&search_source=dzen_desktop_safe&src=suggest_B&lr=64).

2. Что делать, если у ребенка нет мотивации к учебе? (https://dzen.ru/a/YvuaXkHo03dBNfrK)

3. Психология человека. М. Власов. (https://psichel.ru/motivatsiya/)














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!