СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вопросы обновления содержания и технологии обучения в соответствии с требованиями ФГОС и федерального проекта "Современная школа"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Переход от обучения, ориентированного на передачу знаний,  к развивающему обучению, предусматривает постановку качественно иных целей образования, требует изменения  во всех компонентах образовательного процесса. Деятельностное содержание образования как основа новой рефлексивно-коммуникативной дидактики влечет изменение как самого  содержания образования,  так  и  педагогических технологий.

Просмотр содержимого документа
«Вопросы обновления содержания и технологии обучения в соответствии с требованиями ФГОС и федерального проекта "Современная школа"»

«Вопросы обновления содержания и технологий обучения по программам профессионально-трудового обучения в соответствии с требованиями ФГОС и Федерального проекта «Современная школа». Доклад Подготовила учитель швейного дела I категории Федорова М.М.

«Вопросы обновления содержания и технологий обучения по программам профессионально-трудового обучения в соответствии с требованиями ФГОС и Федерального проекта «Современная школа».

Доклад Подготовила учитель швейного дела I категории Федорова М.М.

ПАСПОРТ федерального проекта  «Современная школа» Задача из Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204: Внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология» Какой документ описывает содержание образования? Это учебные планы и программы. Известные каждому учителю программы по предмету, которые разделены на темы и множество разных практических единиц. О днородная конструкция дидактических единиц составляет основу программ. Такой подход к содержанию образования не создает условие для развивающего обучения, методологическим основанием которого является системно-деятельностный подход как базовый принцип ФГОС.

ПАСПОРТ федерального проекта «Современная школа»

  • Задача из Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204: Внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология»

Какой документ описывает содержание образования?

Это учебные планы и программы. Известные каждому учителю программы по предмету, которые разделены на темы и множество разных практических единиц. О днородная конструкция дидактических единиц составляет основу программ. Такой подход к содержанию образования не создает условие для развивающего обучения, методологическим основанием которого является системно-деятельностный подход как базовый принцип ФГОС.

В чем же заключается изменение содержания образования? Одни новшества могут предусматривать изменения в одном-двух компонентах содержания образования, а другие быть комплексными и предусматривать изменения во всех или большей части компонентов. Например, освоение такого нового средства обучения, как компьютеризированный учебник, требует обновления методов и форм организации образовательного процесса, но не обязательно связано с пересмотром его целей. А вот переход от обучения, ориентированного на передачу знаний, к развивающему обучению, предусматривает постановку качественно иных целей образования, требует изменения во всех компонентах образовательного процесса . Возможно ли изменить содержание образования, только изменив темы или количество часов на изучение учебного вопроса? Меняется ли традиционное построение содержание образования через сплошной перечень дидактических единиц? Этот вопрос мы рассмотрим на примере Больших идей.

В чем же заключается изменение содержания образования?

  • Одни новшества могут предусматривать изменения в одном-двух компонентах содержания образования, а другие быть комплексными и предусматривать изменения во всех или большей части компонентов.
  • Например, освоение такого нового средства обучения, как компьютеризированный учебник, требует обновления методов и форм организации образовательного процесса, но не обязательно связано с пересмотром его целей. А вот переход от обучения, ориентированного на передачу знаний, к развивающему обучению, предусматривает постановку качественно иных целей образования, требует изменения во всех компонентах образовательного процесса .

Возможно ли изменить содержание образования, только изменив темы или количество часов на изучение учебного вопроса? Меняется ли традиционное построение содержание образования через сплошной перечень дидактических единиц? Этот вопрос мы рассмотрим на примере Больших идей.

Что такое «Большие идеи»?   Большие идеи  – это ключевые идеи, которые соединяют разрозненные частные факты и концепты определенной области знания в связное понимание. Большими идеями могут быть: Базовые   понятия;  Обобщения и принципы; В некоторых странах – ценностно нагруженные утверждения. «Большие идеи» являются рамкой, в которую может быть вписана технология восхождения от абстрактного к конкретному (по Выготскому)- это попытка построить образовательную программу, не однородно выделяя дидактические единицы, а выделяя принципиальные функциональные клеточки (Большие идеи). Речь в настоящее время идет об устаревшем содержании учебников, о мертвом знании существующих учебников (как говорил академик РАО Владимир Петрович Зинченко) На чем же может строиться идея выделения концептуальных больших идей? Концептуальностые /парадигмальные идеи основаны на построении исследовательской практики.

Что такое «Большие идеи»?

Большие идеи – это ключевые идеи, которые соединяют разрозненные частные факты и концепты определенной области знания в связное понимание.

Большими идеями могут быть:

  • Базовые   понятия;
  • Обобщения и принципы;
  • В некоторых странах – ценностно

нагруженные утверждения.

«Большие идеи» являются рамкой, в которую может быть вписана технология восхождения от абстрактного к конкретному (по Выготскому)- это попытка построить образовательную программу, не однородно выделяя дидактические единицы, а выделяя принципиальные функциональные клеточки (Большие идеи).

Речь в настоящее время идет об устаревшем содержании учебников, о мертвом знании существующих учебников (как говорил академик РАО Владимир Петрович Зинченко)

На чем же может строиться идея выделения концептуальных больших идей?

Концептуальностые /парадигмальные идеи основаны на построении исследовательской практики.

Почему «Большие идеи»?       Программы, ориентированные на идеи (понятий и принципов), противопоставляются тематическим программам. Задачи программ,  ориентированных на идеи: Согласование и разгрузка учебных программ. Развитие мышления учащихся. Углубление понимания учебного материала. Трансфер (перенос) идей и принципов между контекстами. Подход больших идей опирается на разработки психологии развития и когнитивной психологии, логики и эпистемологии. Классический учебник, который описывает тему за темой трансформируется в учебник, где среди всего разнообразия тем выделяются главные опорные точки, которые должны быть описаны и в первую очередь стандартизированы.

Почему «Большие идеи»?

    Программы, ориентированные на идеи (понятий и принципов),

противопоставляются тематическим программам.

Задачи программ, ориентированных на идеи:

  • Согласование и разгрузка учебных программ.
  • Развитие мышления учащихся.
  • Углубление понимания учебного материала.
  • Трансфер (перенос) идей и принципов между контекстами.

Подход больших идей опирается на разработки психологии развития и когнитивной психологии, логики и эпистемологии.

Классический учебник, который описывает тему за темой трансформируется в учебник, где среди всего разнообразия тем выделяются главные опорные точки, которые должны быть описаны и в первую очередь стандартизированы.

Примеры: понятия .   Синкапур, география : Место, Пространство, Масштаб, Окружающая среда. Австралия, гуманитарные и социальны науки : Преемственность и изменения, Причины и следствия, Место и пространство. IB, ключевые понятия: Изменения, Форма, Логика, Эстетика, Идентичность и др.

Примеры: понятия .

  • Синкапур, география : Место, Пространство, Масштаб, Окружающая среда.
  • Австралия, гуманитарные и социальны науки : Преемственность и изменения, Причины и следствия, Место и пространство.
  • IB, ключевые понятия: Изменения, Форма, Логика, Эстетика, Идентичность и др.
примеры: обобщения и принципы   Advanced Placement, биология: Процесс эволюции управляет разнообразием и единством жизни. Британская Колумбия, математика: Числа представляют и позволяют описывать и сравнивать количественные соотношения, доли и проценты. Сингапур, воспитание характера: Отношения с другими имеют основополагающее значение для нашей жизни. Уэльс, гуманитарные науки: Человеческие сообщества разнообразны и формируются под влиянием действий и верований индивидов.

примеры: обобщения и принципы

  • Advanced Placement, биология: Процесс эволюции управляет разнообразием и единством жизни.
  • Британская Колумбия, математика: Числа представляют и позволяют описывать и сравнивать количественные соотношения, доли и проценты.
  • Сингапур, воспитание характера: Отношения с другими имеют основополагающее значение для нашей жизни.
  • Уэльс, гуманитарные науки: Человеческие сообщества разнообразны и формируются под влиянием действий и верований индивидов.

Примеры: ценностные утверждения

  • Британская Колумбия, социальные науки : Чтобы выработать перспективные решения сложных глобальных проблем, требуется международное сотрудничество.
  • IB, математика: При проектировании архитекторам и инженерам нужно рационально подходить к использованию ресурсов.
  • Австралия, междисциплинарные идеи: Аборигены представляют этнические группы, которые первыми заселили Австралию и продемонстрировали устойчивость к колонизации.

Можно констатировать, как «большая идея» связана с деятельностью людей, теми компетентностями критического мышления, коммуникации, кооперации, тем дискурсом, который за этим стоит. Тогда мы можем сказать, что в это содержание могут быть уже «зашиты» требуемые для освоения компетентности. И учитель, одновременно держа в фокусе внимания и «большую идею», и человеческую деятельность, которая за ними стоит, может подобрать для каждого конкретного класса или ученика образовательные технологии, чтобы спланировать конкретные учебные занятия. При этом он не ограничивается ролью транслятора. Понимая, какая деятельность нужна, учитель в классе в имитационном режиме воспроизводит эту деятельность.

Идеи и образовательные технологии Идеи Образовательные технологии Концепты Учебные задачи из РО; игровое моделирование норм исследовательской деятельности; реконструкция научных открытий.., Технологии «Переизобретение «прорывных» изобретений»; разбор устройства/принципов работы механизма, технологий, изменивших жизнь людей.., Повседневность Разбор устройства бытовых технологий: как работает телевидение, система голосования, игры в банковские услуги... Вызовы Разбор актуальных исследований и технологических проектов, написание эссе с рефлексией личного опыта, собственные «проекты, фантастика... Деятельностное содержание образования как основа новой рефлексивно-коммуникативной дидактики. Овладение компетентностями обеспечивается за счет применения различных образовательных технологий в процессе освоения специально структурированного учебного материала (Больших идей) = Большие идеи и компетентности

Идеи и образовательные технологии

Идеи

Образовательные технологии

Концепты

Учебные задачи из РО; игровое моделирование норм исследовательской деятельности; реконструкция научных открытий..,

Технологии

«Переизобретение «прорывных» изобретений»; разбор устройства/принципов работы механизма, технологий, изменивших жизнь людей..,

Повседневность

Разбор устройства бытовых технологий: как работает телевидение, система голосования, игры в банковские услуги...

Вызовы

Разбор актуальных исследований и технологических проектов, написание эссе с рефлексией личного опыта, собственные «проекты, фантастика...

Деятельностное содержание образования как основа новой рефлексивно-коммуникативной дидактики.

Овладение компетентностями обеспечивается за счет применения различных образовательных технологий в процессе освоения специально структурированного учебного материала (Больших идей) = Большие идеи и компетентности

Развивающее обучение, как идея, овладевающая массами «Эффективность этой работы существенным образом зависит от того, удастся ли включить учителей в коллективное решение возникающих перед ними новых педагогических задач». В.В. Давыдов, В.В. Репкин «Освоение системы развивающего обучения невозможно: А) в принудительном порядке Б) путем пассивного слушания лекций В) вне собственных попыток реализации этого обучения». А.В. Воронцов, Е.В. Чудинова В.В. Давыдов задался вопросом: что такое учебная деятельность? Учебная деятельность возникает только в том случае, когда учащийся решает учебную задачу. Не всякая деятельность является учебной. Только при решении учебных задач обучение становится развивающим.

Развивающее обучение, как идея, овладевающая массами

  • «Эффективность этой работы существенным образом зависит от того, удастся ли включить учителей в коллективное решение возникающих перед ними новых педагогических задач». В.В. Давыдов, В.В. Репкин
  • «Освоение системы развивающего обучения невозможно:
  • А) в принудительном порядке
  • Б) путем пассивного слушания лекций
  • В) вне собственных попыток реализации этого обучения».

А.В. Воронцов, Е.В. Чудинова

В.В. Давыдов задался вопросом: что такое учебная деятельность? Учебная деятельность возникает только в том случае, когда учащийся решает учебную задачу. Не всякая деятельность является учебной. Только при решении учебных задач обучение становится развивающим.

«Новая модель должна быть понята, принята и присвоена большей частью учителей» В статье «Новая модель должна быть понята, принята и присвоена большей частью учителей» ректор Московского государственного педагогического университета Игорь Реморенко объясняет, что для образования значит «большая идея», а ректор Московского государственного психолого-педагогического университета Аркадий Марголис выражает уверенность в том, что самого по себе стандарта обучения недостаточно – нужно обновление содержания и способов обучения.

«Новая модель должна быть понята, принята и присвоена большей частью учителей»

  • В статье «Новая модель должна быть понята, принята и присвоена большей частью учителей» ректор Московского государственного педагогического университета Игорь Реморенко объясняет, что для образования значит «большая идея», а ректор Московского государственного психолого-педагогического университета Аркадий Марголис выражает уверенность в том, что самого по себе стандарта обучения недостаточно – нужно обновление содержания и способов обучения.
Аркадий Марголис, ректор МГППУ:  «Стандарт бессилен без обновления содержания и способов обучения» Никакой самый прогрессивный стандарт не станет средством радикального улучшения качества нашего образования, если одновременно с ним разработчики не возьмут на себя труд детального формулирования той модели педагогической деятельности, которая позволит реально достичь новых образовательных целей. Мало того, такая модель должна быть понята, принята и «присвоена» большей частью педагогов. Обычно она фиксируется в профессиональном стандарте педагога. Реализация модели преподавания, описываемой в профстандарте, возможна только в том случае, когда педагог подготовлен к ее реализации. Это, в свою очередь, предполагает необходимость самого серьезного изучения профессионального стандарта педагога и развитие педагогического мастерства.

Аркадий Марголис, ректор МГППУ: «Стандарт бессилен без обновления содержания и способов обучения»

  • Никакой самый прогрессивный стандарт не станет средством радикального улучшения качества нашего образования, если одновременно с ним разработчики не возьмут на себя труд детального формулирования той модели педагогической деятельности, которая позволит реально достичь новых образовательных целей. Мало того, такая модель должна быть понята, принята и «присвоена» большей частью педагогов. Обычно она фиксируется в профессиональном стандарте педагога.

Реализация модели преподавания, описываемой в профстандарте, возможна только в том случае, когда педагог подготовлен к ее реализации. Это, в свою очередь, предполагает необходимость самого серьезного изучения профессионального стандарта педагога и развитие педагогического мастерства.

Источники информации: 1. https:// youtu.be/8IAGZojquEU?t=10412 «Международная научно-практическая конференция «Научная школа В.В. Давыдова: традиции и инновации». 2. https:// youtu.be/s0GNnKjBwQ4?t=15 Игорь Реморенко. «Идея Больших идей» 3. https:// youtu.be/kVjs1fFmdCY?t=12 Андрей Галиев. «Большие идеи» как инструмент структурирования содержания образования. 4. https:// www.kommersant.ru/doc/4365082 «Новая модель должна быть понята, принята и присвоена большей частью учителей» Экспериментальные высказывания о развитии российской школы.

Источники информации:

  • 1. https:// youtu.be/8IAGZojquEU?t=10412 «Международная научно-практическая конференция «Научная школа В.В. Давыдова: традиции и инновации».
  • 2. https:// youtu.be/s0GNnKjBwQ4?t=15 Игорь Реморенко. «Идея Больших идей»
  • 3. https:// youtu.be/kVjs1fFmdCY?t=12 Андрей Галиев. «Большие идеи» как инструмент структурирования содержания образования.
  • 4. https:// www.kommersant.ru/doc/4365082 «Новая модель должна быть понята, принята и присвоена большей частью учителей» Экспериментальные высказывания о развитии российской школы.
Спасибо за внимание!
  • Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!