СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вопросы организации и обеспечения внеурочной деятельности учащихся

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале представлены ответы на основные вопросы, которые возникают при организации, моделировании и планировании внеурочной деятельности в школе, в том числе в рамках сетевого взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования. Рассмотрены финансовые и нормативно-правовые аспекты обеспечения внеурочной деятельности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Вопросы организации и обеспечения внеурочной деятельности учащихся»

Вопросы организации и обеспечения внеурочной деятельности учащихся


Материал подготовлен:

Деминой Э.М., заведующей центром развития образовательных систем;

Кальницкой Т.В., заведующей центром воспитания и дополнительного образования

ГОУДПО «КРИРО» (2016 г.)


Для получения информации о том, что такое внеурочная деятельность, какие виды и формы деятельности можно отнести к внеурочным и чем они отличаются от урочных, можно обратиться к публикации материалов в журнале «Образование в Республике Коми» (№ 2 за 2016 год)1.


Вопросы организации и моделирования внеурочной деятельности


  1. Какие существуют модели организации внеурочной деятельности, в том числе содержательные?

Исходя из поставленных задач, выбранных форм и содержания внеурочной деятельности, каждая общеобразовательная организация самостоятельно определяет организационную модель внеурочной деятельности. В Письме от 12 мая 2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» Департаментом общего образования Минобрнауки России описаны основные рекомендуемые модели организации внеурочной деятельности2:

  • модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);

  • модель «школы полного дня»;

  • оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);

  • инновационно-образовательная модель.

Указанные организационные модели реализуются в различных комбинациях, образуя неповторимую модель организации внеурочной деятельности в каждой конкретной школе.

В Республике Коми несколько подобных моделей были апробированы в рамках работы инновационных площадок и успешно реализуются в образовательных организациях.

Оптимизационная модель «Школа полного дня» была апробирована в проекте республиканского ресурсного центра на базе ГОШИ «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» имени Ю.А. Спиридонова (2013-2016 гг.), а также в рамках реализации программы опорно-методической площадки на базе МБОУ «СОШ» с. Усть-Вымь (2012-2014 гг.). Модель характеризуется:

  • созданием комплекса условий для полноценного пребывания каждого учащегося в образовательной организации в течение полного дня;

  • содержательным единством учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательной организации;

  • созданием условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;

  • возможностью построения индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в школе на основе разнообразия различных форм деятельности (таких как уроки, организованные прогулки, сон для 1 класса, самоподготовка, дополнительное образование, консультации (со слабоуспевающими или одаренными учащимися), подготовка к олимпиадам, конкурсам, свободное время, кружки, клубы, секции, досуговая деятельность). Преимуществом данной модели является возможность создания комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в условиях ограниченности выбора организаций-партнеров и организаций дополнительного образования и максимальное использование творческого потенциала учителей, родителей, старшеклассников (всех участников образовательного процесса).

В реализации данной модели образовательные организации сталкиваются с проблемами организации второго питания, большой нагрузки на педагогов, замкнутости системы школы на себе.

Модель «Школа – социокультурный центр» (модель сотрудничества общеобразовательной организации с различными учреждениями-партнерами) была отработана в рамках опорно-методической площадки на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10» г. Инты в 2010-2012 гг., в рамках деятельности республиканских ресурсных центров МОУ «Объячевская средняя школа» (с 2009 г. по настоящее время) и МОУ «Гимназия № 3» г. Инты (с 2008 г. по настоящее время). Такая модель требует значительных усилий и высокопрофессиональной работы всех специалистов образовательной организации по динамичному осуществлению управления организационно-содержательной деятельностью всех направлений работы с привлечением актива школьников, их родителей, социальных партнеров (организаций дополнительного образования, культуры, спорта, предприятий и других социально значимых учреждений).

Эта модель взаимодействия различных структур образовательного процесса предусматривает взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности, их направленность на единый результат. Несомненным преимуществом модели является то, что к образовательному процессу привлекаются профессионалы различных областей. Наибольшие затруднения при этом вызывает программно-методическое обеспечение учебного процесса, осуществляемого привлеченными школой специалистами (например, составление учебной документации, программ курсов внеурочной деятельности, планов), а также оплата их труда.

Модель «Единое воспитательное пространство» разрабатывалась и реализовывалась с 2010 по 2012 год на базе МУДО «Центр дополнительного образования детей № 21 «Вдохновение» г. Сыктывкара работала опорно-методическая площадка по реализации модели «Организация внеурочной деятельности в условиях «Единое воспитательное пространство». Данную модель характеризует интеграция общего и дополнительного образования путём тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одной или несколькими организациями дополнительного образования детей (далее – ОДОД), учреждениями культуры – центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем или другой организацией и это сетевое взаимодействие осуществляется на основе договора.

Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребёнка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации, привлечение к организации внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.

Общеобразовательные организации республики активно использовали потенциал данной модели, однако, в настоящее время, существуют некоторые проблемы и риски:

  • зачастую педагоги-практики не видят различий в структурах программ курса внеурочной деятельности и программы дополнительного образования;

  • в ряде случаев происходит подмена реализации внеурочной деятельности за счет программы дополнительного образования;

  • нормативно-правовые документы, в частности договор между школой и организацией дополнительного образования не регламентируют условия и механизм взаимодействия двух различных образовательных систем.

В настоящее время реализация таких интегрированных моделей внеурочной деятельности с использованием ресурсов системы дополнительного образования, а также учреждений культуры, спорта и других организаций в Республике Коми получила наиболее широкое распространение. Вместе с тем необходимо разграничивать понятия «дополнительное образование» и «внеурочная деятельность» и соблюдать важные условия при их взаимодействии.

Выбирая ту или иную модель, каждая образовательная организация, в зависимости от своих возможностей, специфических условий и задач (от решения педагогического коллектива, родительской общественности, интересов и запросов детей и родителей в образовательной организации) наполняет ее своим содержанием.

В примерном плане внеурочной деятельности примерной основной образовательной программы основного общего образования3 описаны рекомендуемые модели планов внеурочной деятельности, реализуя которые каждая школа наполняет своим содержанием выбранную модель:

• модель плана с преобладанием общественной самоорганизации обучающихся;

• модель плана с преобладанием педагогической поддержки обучающихся;

• модель плана с преобладанием работы по обеспечению благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы;

• модель плана с преобладанием воспитательных мероприятий;

• модель плана с преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и организационному обеспечению учебной деятельности.

В Республике Коми выстраиваются различные содержательные модели организации внеурочной деятельности. Яркими примерами являются: модель кадетского образования; модель школьной музейной и клубной деятельности; модель на основе деятельности детских общественных организаций и ученического самоуправления; сетевая интегративная модель этнокультурного образования; модель формирования воспитывающей среды на основе духовно-нравственных ценностей; модель формирования интеллектуальной культуры участников образовательного процесса; модель «Школьное лесничество» и другие.

Некоторые содержательные модели внеурочной деятельности, представленные на Межрегиональный конкурс «Лучший инновационный опыт организации внеурочной и воспитательной деятельности школьников в условиях реализации ФГОС ООО» в 2016 году на сайте федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы http://fcprk.kriro.ru/index.php/meropriyatiya-programmy в разделе «Совершенствование содержания и технологий организации внеурочной деятельности, в том числе для детей с ОВЗ, в рамках реализации основной образовательной программы».


  1. Все ли пять направлений внеурочной деятельности должны быть представлены в плане, или достаточно выбрать 1-2, но в большем количестве часов?

Согласно п. 19.10 ФГОС начального общего образования, п. 13 ФГОС основного общего образования и ФГОС среднего общего образования внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Образовательная организация самостоятельно определяет формы организации внеурочной деятельности, учитывая собственные кадровые, материально-технические, организационные и другие возможности, а также запросы участников образовательных отношений – педагогов и родителей (законных представителей) учащихся. Организация внеурочной деятельности учащихся по одному-двум направлениям развития личности возможна, но не целесообразна. В этом случае, во-первых, сложно избежать ограничения права детей на занятия тем или иным видом деятельности; во-вторых, сложно обеспечить соответствие достигаемых личностных результатов освоения образовательных программ требованиям ФГОС; в-третьих, лишается традиционного разнообразия система воспитательной работы образовательной организации.

Относительно количества часов необходимо напомнить следующее. Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах) независимо от продолжительности учебной недели, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана. Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 №81 «Об изменении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» объем нагрузки внеурочной деятельности составляет не более 10 часов в неделю. При этом часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в выходные и нерабочие праздничные дни или в период каникул путем суммирования в течение учебного года. Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования.


  1. Каковы объемы внеурочной деятельности, есть ли минимальный предел занятости внеурочной деятельностью для каждого отдельного учащегося?

Поскольку образовательные стандарты разработаны и ориентированы на одного «среднестатистического» учащегося, то и объем как учебного плана, так и плана внеурочной деятельности приведены для одного учащегося. В отличие от учебного плана, план внеурочной деятельности определяет только ее возможный максимальный объем: на уровне начального общего образования – до 1350 часов за 4 года обучения; основного общего – до 1750 часов за 5 лет обучения; среднего общего – до 700 часов за 2 года обучения. При отсутствии указания минимального объема времени, любое «до» начинается от 0 часов в неделю для одного конкретного учащегося (см. также ответы на вопросы 2, 4 и 11).


  1. Как оформить социальный запрос родителей (в том числе отказ) на организацию внеурочной деятельности их ребенка (например, если ребенок получает дополнительное образование в вечернее время)?

Организуя внеурочную деятельность в общеобразовательной организации, необходимо соблюдать требования ФГОС, в которых внеурочная деятельность определяется как деятельность, направленная, прежде всего, на удовлетворение познавательных запросов и потребностей учащихся, их инициативное и активное участие в ученическом самоуправлении, общественно полезной деятельности.

В связи с этим, общеобразовательная организация самостоятельно определяет формы организации внеурочной деятельности, исходя из своих возможностей и с учётом интересов и запросов учащихся и их родителей (законных представителей). Согласно п.1 ч.3 ст.44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ родители (законные представители) учащегося имеют право выбора направлений и форм внеурочной деятельности при учёте мнения учащегося до завершения получения ребёнком основного общего образования из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Выбор может осуществляться на родительских собраниях в конце или начале учебного года либо в рамках специально организованного мониторинга запросов, путем анкетирования или устного опроса учащихся и их родителей (законных представителей). Изучение социального запроса на формы и направления организации внеурочной деятельности учащихся, контроль реализации программ курсов внеурочной деятельности в учебном году, итоговая диагностика результативности внеурочной деятельности позволяют определить векторы организации форм и видов данной деятельности учащихся на следующий учебный год, оптимизировать ресурсы, понять роль и эффективность взаимодействия с партнерами. В качестве примера можно привести анкеты по изучению запросов родителей и учащихся, используемые в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Сыктывкара и МОУ «Гимназия иностранных языков» г. Ухты. Анкеты приведены в приложении № 2 к методическим рекомендациям «Совершенствование содержания и технологий организации внеурочной деятельности, в том числе для детей с ОВЗ, в рамках реализации основной образовательной программы» (авторы-составители Кальницкая Т.С., Демина Э.М.).4

В начале учебного года или в конце предыдущего учебного года родители (законные представители) оформляют письменное заявление (согласие или отказ) об участии своего ребенка в тех или иных мероприятиях, осуществляемых в рамках внеурочной деятельности. Это может быть письменное заявление или подписание стандартизированной формы, разработанной и утвержденной самой образовательной организацией. Для примера приводим форму образовательного маршрута учащегося, разработанного в МОУ «Гимназия иностранных языков г. Ухты» (см. Приложение).


  1. Может ли служить причиной для отказа от внеурочной деятельности максимальная занятость учащегося в системе дополнительного образования?

Согласно п. 19.10 ФГОС начального общего образования, п. 13 ФГОС основного общего образования и ФГОС среднего общего образования внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. На основании этого, обучающийся, действительно, может отказаться от участия в занятиях и мероприятиях, проводимых в рамках организации внеурочной деятельности, что должно быть закреплено в письменном заявлении родителей (законных представителей) в установленной образовательной организацией форме. Однако, если те или иные формы внеурочной занятости предусмотрены в рабочих программах учебных предметов и проводятся в рамках реализации учебного плана образовательной организации, в таком случае они являются обязательными для посещения учащимися. Например, экскурсии в музей в рамках учебного предмета «изобразительное искусство», посещение предприятий и организаций в рамках учебного предмета «технология» и т.п.


  1. Как составить расписание внеурочной деятельности учащихся?

Расписание занятий курсов внеурочной деятельности составляется аналогично расписанию уроков, мероприятия воспитательной направленности проводятся по графику, составленному на основании плана воспитательной работы. Чтобы не допустить перегрузки учащихся, целесообразно планировать внеурочную деятельность учащихся отдельно на уровне каждого класса, например, при разработке плана или программы деятельности классного руководителя, и вести журнал учёта внеурочной деятельности.


  1. Как организовать внеурочную деятельность учащихся в школе, работающей в две смены?

Сложности в организации внеурочной деятельности в образовательной организации, работающей в условиях двух смен, очевидны и связаны с отсутствием или недостатком необходимых условий, чаще – помещений для проведения занятий курсов внеурочной деятельности и воспитательных мероприятий. Анализ существующего опыта показывает, что в этом случае общеобразовательные организации используют возможности сетевых форм реализации своих программ на базе других образовательных организаций, учреждений культуры и спорта (см. ответ на вопрос 9). Кроме этого, не следует забывать, что к внеурочным формам деятельности учащихся относится и участие в общешкольных мероприятиях воспитательной направленности, проводимых, как правило, в вечернее и/или каникулярное время, проектная и исследовательская деятельность, организуемая в рамках освоения учебных предметов и курсов.


Взаимодействие общего и дополнительного образования


  1. В чем принципиальные отличия между организацией внеурочной деятельности и дополнительным образованием детей в школе? Можно ли считать занятия в кружках внеурочной деятельностью?

В организациях дополнительного образования образовательная деятельность осуществляется по дополнительным общеразвивающим или дополнительным предпрофессиональным программам, для реализации которых необходима лицензия, отличная от лицензии на право осуществления образовательной деятельности по реализации основных образовательных программ. В соответствии с требованиями ФГОС общего образования через различные формы внеурочной деятельности реализуется основная образовательная программа.

Кроме того, требования, предъявляемые к программе курса внеурочной деятельности, отличаются от требований, предъявляемых к дополнительной общеобразовательной программе.

ФГОС определяет следующую структуру рабочей программы курсов внеурочной деятельности:

1) результаты освоения курса внеурочной деятельности;

2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;

3) тематическое планирование.

Кроме того, каждая общеобразовательная организация в праве самостоятельно расширить требования к программе курса внеурочной деятельности. Данные требования должны быть закреплены в локальных нормативных актах школы, разработанные и утвержденные должным образом.

Примерные требования к программам дополнительного образования детей рекомендуют следующую структуру дополнительной образовательной программы:

1) Титульный лист.

2) Пояснительная записка.

3) Учебно-тематический план.

4) Содержание изучаемого курса.

5) Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

6) Список литературы.

Дополнительные образовательные программы обеспечивают получение ребенком дополнительного, а не общего образования. Организация и содержание внеурочной деятельности учащихся регламентируется основными образовательными программами, в состав которых, согласно требованиям ФГОС, не входят дополнительные образовательные программы. Если дополнительные образовательные программы, разработанные и реализуемые самой общеобразовательной организацией, направлены на достижение установленных в основной образовательной программе целей и планируемых результатов ее освоения (личностных, предметных и/или метапредметных), логично было бы перевести их в статус программ курсов внеурочной деятельности.

Например, кружок «Хор» является формой дополнительного образования детей, если обеспечен дополнительной общеразвивающей программой, реализуемой на основании лицензии, выданной данной образовательной организации на осуществление соответствующего вида образовательной деятельности: дополнительное образование, подвид – дополнительное образование детей. Данная программа кружка «Хор» может быть направлена, например, на формирование и развитие творческих способностей учащихся; удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в художественно-эстетическом развитии, выявление, развитие и поддержку талантливых детей.

Кружок «Хор» будет считаться формой организации внеурочной деятельности, если обеспечен программой курса внеурочной деятельности, входящей в состав ООП, и направлен, в первую очередь, на формирование компетенций обучающихся и обеспечение достижения личностных, метапредметных и предметных (для учебного предмета «Музыка») результатов освоения основной образовательной программы.

При организации внеурочной деятельности учащихся школа может использовать свои ресурсы, обеспечивающие реализацию дополнительного образования: наработанную материально-техническую базу, педагогов дополнительного образования, но за рамками их основной деятельности.

Исходя из этого, общеобразовательная организация не может учитывать занятость ребенка в системе дополнительного образования, организуемого в другом учреждении, а также в системе дополнительного образования самой школы, в качестве занятости во внеурочных формах деятельности, поскольку обеспечиваются эти виды образования разными лицензиями в соответствии с разными требованиями и разными программами. Наглядно эти связи представлены на схеме (см. рис.1).

Рис.1. Логическая схема планирования и организации внеурочной деятельности учащихся в образовательном процессе общеобразовательной организации


  1. Каковы особенности организации внеурочной деятельности школьников в рамках сетевого взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования и его нормативно-правовое обеспечение?

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, школа имеет право реализовывать свои основные образовательные программы, в т. ч. программы курсов внеурочной деятельности, с использованием сетевой формы. Сетевая форма реализации образовательных программ (далее ‒ сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов других организаций, осуществляющих образовательную деятельность (например, организаций дополнительного, профессионального образования, других общеобразовательных организаций). В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями. Если несколько организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализуют образовательные программы с использованием сетевой формы, то такие образовательные программы разрабатываются и утверждаются совместно.

В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:

1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;

2) статус обучающихся в организациях, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;

3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;

4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;

5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

Итак, общеобразовательные организации, осуществляющие интегрированные модели организации внеурочной деятельности во взаимодействии с иными организациями (дополнительного образования, культуры, спорта, здравоохранения, социальной защиты, общественными объединениями и организациями) должны понимать, что

  • сотрудничество с образовательными и иными организациями с целью организации внеурочной деятельности учащихся должно осуществляться в рамках реализуемых образовательных программ (в данном случае – программ курсов внеурочной деятельности);

  • программы, реализуемые в сетевой форме, должны разрабатываться и утверждаться совместно с организациями-партнерами;

  • разработанные и утвержденные программы курсов внеурочной деятельности должны быть направлены на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы конкретной общеобразовательной организации;

  • реализация курсов внеурочной деятельности в сетевой форме осуществляется исключительно на основе договора между организациями-партнерами.


Документальное обеспечение внеурочной деятельности


  1. Какие локальные акты обеспечивают организацию внеурочной деятельности учащихся в школе? Необходима ли разработка положения об организации внеурочной деятельности учащихся для разных уровней общего образования? Необходимо ли в нем отражать структуру программы курса внеурочной деятельности?

Общеобразовательная организация самостоятельна в выборе видов и форм внеурочной деятельности, которые отбираются с учетом собственных кадровых, материально-технических, организационных и других возможностей, а также ресурсов организаций-партнеров, участвующих в сетевой форме реализации ее образовательных программ. Механизмы организации внеурочной деятельности учащихся могут быть отражены в разных локальных актах общеобразовательной организации, например:

  • в Положении об организации внеурочной деятельности учащихся;

  • в Положении о рабочей программе курса внеурочной деятельности;

  • в Положении о деятельности классного руководителя;

  • в Положении о формах самоуправления образовательной организации;

  • в Положении об ученическом самоуправлении в классе;

  • в Положении о деятельности в образовательной организации общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений);

  • в Положении о группе продленного дня («школе полного дня»);

  • в должностных инструкциях работников образовательной организации;

  • в Положении о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательной организации; и других.

Разработка положения об организации внеурочной деятельности учащихся не является обязательным, если модель, механизмы организации и содержание внеурочной деятельности (направления, формы, виды и содержание деятельности учащихся) описаны в основных образовательных программах для каждого уровня образования, например, в программах воспитания и программах формирования УУД. При этом могут возникнуть следующие вопросы, в каком именно компоненте образовательной программы описать общие подходы и механизмы, т.е. собственно модель организации внеурочной деятельности учащихся; надо ли вносить в образовательную программу происходящие ежегодно изменения в перечне программ курсов и форм внеурочной деятельности и как их фиксировать. Очевидно, что в первом случае таким компонентом будет план внеурочной деятельности и пояснительная записка к нему. Во втором случае ответ будет положительным: все принципиальные изменения в организации и содержании внеурочной деятельности учащихся того или иного класса, параллели или уровня образования должны отражаться в основной образовательной программе. Роль положения об организации внеурочной деятельности учащихся можно определить как связующего звена между запланированным в образовательной программе и происходящим в образовательном процессе. Если в данном положении будет отражен порядок разработки рабочих программ курсов внеурочной деятельности и их структурное наполнение, то отпадет необходимость в положении о рабочей программе курса внеурочной деятельности. Тогда в названии локального акта будет отражен и этот процесс: Положение об организации и обеспечении внеурочной деятельности учащихся.


  1. В чем особенности планирования внеурочной деятельности в образовательной организации?

План внеурочной деятельности формируется образовательной организацией и должен быть направлен, в первую очередь, на обеспечение достижения учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

В соответствии с п. 3.1.2. «Примерной основной образовательной программы основного общего образования» план внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности и может включать в себя:

  • план организации деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций ученического самоуправления и т. д.;

  • план внеурочной деятельности по учебным предметам образовательной программы (предметные кружки, факультативы, ученические научные общества, школьные олимпиады по учебным предметам);

  • план организационного обеспечения учебной деятельности (ведение организационной и учебной документации, организационные собрания, взаимодействие с родителями по обеспечению успешной реализации образовательной программы и т. д.);

  • план работы по организации педагогической поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов);

  • план работы по обеспечению благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы (безопасности жизни и здоровья школьников, безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты учащихся);

  • план воспитательных мероприятий (в соответствии с программами воспитания).

Все эти планы должны быть объединены в единый свод. Это нужно для учета максимальной нагрузки на одного учащегося и на педагога, а также для полного представления о состоянии пространства внеурочной деятельности в общеобразовательной организации.

План внеурочной деятельности как компонент организационного раздела основной образовательной программы, согласно требованиям ФГОС, должен определять «состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности» (п. 19.10 ФГОС начального общего, п. 18.3.1.2 ФГОС основного общего, п. 18.3.2 ФГОС среднего общего образования). Поскольку в принципе образовательные стандарты разработаны и ориентированы на одного «среднестатистического» учащегося, то и объем как учебного плана, так и плана внеурочной деятельности приведены для одного учащегося. Но в отличие от учебного плана, который регламентирует минимальное и максимальное количество учебных занятий (например, на уровне основного общего образования за 5 лет не менее 5267 часов и более 6020 часов), план внеурочной деятельности определяет только ее возможный максимальный объем (см. ответ на вопрос 3).

План внеурочной деятельности разрабатывается по аналогии с учебным планом, но в отличие от него должен регламентировать достаточно сложные с точки зрения форм организации и направлений виды деятельности учащихся. В связи с этим план внеурочной деятельности получается достаточно сложным, многокомпонентным, поскольку в нем необходимо отразить реализацию всех направлений программ воспитания и реализацию программ курсов внеурочной деятельности. При этом необходимо определить, в какой форме организуется внеурочная деятельность учащегося, в каком объеме в течение недели, учебного года или другого периода и по каким направлениям развития личности. Вся эта информация может быть отражена в сетке планирования, которая содержит и структуру направлений (столбец 1), и их состав (столбец 2), представленный организационными формами, и объем (столбец 3):

Форма плана внеурочной деятельности

Направление внеурочной деятельности

Формы организации внеурочной деятельности

Количество часов по классам

5

6

7

8

9

1

2

3

Спортивно-оздоровительное



















Духовно-нравственное



















Социальное



















Обще-интеллектуальное



















Общекультурное



















Всего (в неделю)






Всего (за учебный год)






Итого



В случае, если невозможно отнести ту или иную форму к конкретному направлению развития личности учащегося, потому что в ней реализуется два и более направления, или направление в конкретном учебном периоде или для конкретной группы учащихся для данной формы может измениться, тогда информация о структуре и составе направлений представляется не в сетке плана внеурочной деятельности, а в пояснительной записке или в отдельной таблице.


  1. Надо ли вести журнал и другие формы фиксации проведенных мероприятий?

Очевидно, что реализация мероприятий, зафиксированных в плане внеурочной деятельности как компоненте организационного раздела основной образовательной программы должны быть учтены тем или иным способом.

Данную функцию может или должен, если данную функцию ввели в его обязанности, выполнять классный руководитель, который взаимодействует с другими педагогическими работниками, аккумулирует информацию о занятости каждого учащегося после уроков, как в системе дополнительного образования, так и в системе внеурочной деятельности. Для учёта занятости учащегося может вестись специальный журнал.


Финансовые аспекты организации внеурочной деятельности


  1. Как, за счет каких средств осуществляется оплата организации внеурочной деятельности учащихся, в том числе курсов внеурочной деятельности, педагогам?

Оплата труда учителей устанавливается исходя из тарифицируемой педагогической нагрузки. Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы, являющаяся нормируемой частью педагогической работы, устанавливается в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.06.2016 № 755; далее – приказ № 1601). Для учителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным), данная норма составляет 18 часов (п.2.8.1 Приложения 1 к приказу № 1601) при установленной продолжительности рабочего времени – 36 часов в неделю (п.2.1 Приложения 1 к приказу № 1601).

Объем учебной нагрузки (педагогической работы) педагогических работников на учебный год устанавливается в тарификационном списке учителей и других работников, осуществляющих педагогическую деятельность.

Нормируемая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах. Она включает проводимые учебные занятия независимо от их продолжительности и установленные для учащихся короткие перерывы (перемены) между каждым занятием, в том числе «динамическую паузу» (большую перемену) для учащихся 1-ого класса. При этом учебная (преподавательская) нагрузка исчисляется исходя из продолжительности занятий, не превышающей 45 минут. Выполнение преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий (п. 2.2 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденных Приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536; далее – приказ № 536).

Другая часть педагогической работы учителей, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, регулируется следующим образом (п. 2.3 приказа № 536):

  1. самостоятельно – подготовка к осуществлению образовательной деятельности и выполнению обязанностей по обучению, воспитанию учащихся и (или) организации образовательной деятельности; участие в разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) (в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и с правом использования как типовых, так и авторских рабочих программ); изучение индивидуальных способностей, интересов и склонностей обучающихся;

  2. в порядке, установленном правилами внутреннего трудового распорядка, – ведение журнала и дневников учащихся в электронной либо в бумажной форме;

  3. согласно планам и графикам организации, утвержденным локальными нормативными актами организации в порядке, установленном трудовым законодательством, – выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических советов, методических советов (объединений), работой по проведению родительских собраний;

  4. графиками, планами, расписаниями, утвержденными локальными нормативными актами организации, коллективным договором, – выполнение дополнительной индивидуальной и (или) групповой работы с учащимися, участие в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, проводимых в целях реализации образовательных программ в организации, включая участие в концертной деятельности, конкурсах, состязаниях, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях, других формах учебной деятельности (с указанием в локальном нормативном акте, коллективном договоре порядка и условий выполнения работ);

  5. трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору) – выполнение с письменного согласия дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты);

  6. локальными нормативными актами организации – периодические кратковременные дежурства в организации в период осуществления образовательного процесса, которые при необходимости организуются в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня учащимися, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха учащихся различной степени активности, приема ими пищи.

Как видим, организация внеурочной деятельности учащихся, отраженная в содержании п.4 и п.5, должна быть регламентирована локальными нормативными актами образовательной организации и трудовыми договорами. Исходя из этого, оплата организации внеурочной деятельности учащихся педагогическим работникам может осуществляться в пределах выделенных средств на оплату труда работников образовательной организации, в том числе за счет фондов компенсационных либо стимулирующих выплат при условии наличия оснований в локальных нормативных документах организации.



Приложение

Образовательный маршрут учащегося 4 класса

Иванова Ивана

  1. Учебная деятельность

    Наименование предметов

    Кол-во часов в неделю

    Уровень изучения

    базовый

    повышенный

    Русский язык

    5

    +

    +

    Литературное чтение

    4

    +

    +

    Математика

    4

    +


    Окружающий мир

    2

    +


    Музыка

    1

    +

    +

    Изобразительное искусство

    1

    +

    +

    Физическая культура

    3

    +


    Технология

    1

    +


    Английский язык

    3

    углубленный

    Коми язык

    2

    +


    Информатика

    1

    +


    Риторика

    1

    +

    +

  2. Внеурочная деятельность

Наименование

(программы курсов внеурочной деятельности, образовательные события, проекты)

Кол-во часов

Время проведения

Степень участия
в образовательном процессе

Организа-тор

Исполни-тель

Активный слушатель

план

факт

план

факт

план

факт

Духовно- нравственное

Образовательные события

4








«День матери»

1

ноябрь

+

+





«День учителя»

1

октябрь







«День защитника Отечества»

1

февраль



+



+

«День семьи»

1

май

+



+



Проектная деятельность









Спортивно-оздоровительное

Кружки, курсы, секции, студии

2








Хореографическая студия «Grata Dance»

2


+

+





Образовательные события

5








«Кросс наций»

1

сентябрь




+



«Лыжня России»

1

февраль




+



Туристические походы

2

сентябрь, май



+

+



Спортивные соревнования, праздники

1

февраль



+

+



Проектная деятельность






+



Общекультурное

Кружки, курсы, секции, студии

1








Изостудия «Радуга»

1

+





+

Образовательные события

5








«Вернисаж талантов»

1

октябрь

+

+





Международный женский день

1

март




+



«Калейдоскоп смеха»

1

апрель






+

Сюрпризные мероприятия
по «Британской линии»

2

декабрь, март





+

+

Образовательный туризм:

(музеи, концерты, спектакли, выставки, походы, экспедиции)







+

+

Проектная деятельность









Общеинтеллектуальное

Кружки, курсы, секции, студии

7



«Мир деятельности»

1

четверг

+



+



«В царстве чисел и задач»

1

в течение года







«Русский с увлечением»

1

понедельник

+



+



«Охрана природы РК»

1

в течение года






+

«Решение проектных задач»

1

четверг

+



+



«Я - гражданин России»

1

в течение года

+



+



«Лесные робинзоны»

1

в течение года







Образовательные события









Интеллектуальный марафон

1

октябрь



+

+



Конкурс ораторов

1

октябрь



+



+

Проектная деятельность









Социальное

Кружки, курсы, секции, студии

1








Курс внеурочной деятельности «Мир профессий»

1

в течение года

+



+



Образовательные события

5








День самоуправления

1

октябрь






+

День открытых дверей

1

апрель







Акция «Дети – детям»

1

декабрь




+



Акция «Подарок ветерану»

1

май

+

+





Акция «Бессмертный полк»

1

май

+

+





Проектная деятельность

1








Социальный проект «Там скрыто что-то среди строчек...» в рамках года литературы


январь-февраль



+




Внешкольная деятельность

День недели

Время проведения

Место проведения (организация),

наименование кружка, студии, секции

Направление внеурочной деятельности

вторник

суббота

17-18

14-15

СК «Совершенство», Джиу-Джитсу

Спортивное

понедельник

17-18

ГДК, рисование

Эстетическое


Подпись родителей с расшифровкой ___________________/____________________

Дата______________________


1 Режим доступа: http://www.kriro.ru/upload/docs/ОРК%20№%202,%202016%20ИТОГОВЫЙ.pdf

2 Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011
№ 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

3 «Примерная основная образовательная программа основного общего образования». Одобрена Решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

4 Данные материалы размещены на сайте http://fcprk.kriro.ru. Режим доступа: https://goo.gl/3ljZf4.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!