СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вопросы психолого-педагогического просвещения педагогов по работе с одаренными учащимися

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инновационное развитие образования – одно из приоритетных направлений государственной политики в Российской Федерации и, конечно, в Республике Татарстан. Проблема одаренности в настоящее время, как никогда становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной и креативный личности. Сохранение и приумножение интеллектуального потенциала государства, формирование профессиональной элиты ставит перед системой образования проблему организации эффективного обучения и развития детей с повышенными интеллектуальными способностями.

Просмотр содержимого документа
«Вопросы психолого-педагогического просвещения педагогов по работе с одаренными учащимися»

Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования

Республики Татарстан»


Кафедра современных образовательных технологий





Творческая работа

Вопросы психолого-педагогического просвещения педагогов

по работе с одаренными учащимися





Выполнила слушатель группы №1:

Ильдирякова Ирина Афанасьевна

Куратор:

Сафронова Ирина Викторовна













Казань, 2016


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

§1. Одаренный учитель – одаренные дети …………………………………...........4

§2. Из опыта работы с одаренными детьми ……………………………………….9 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………... 14

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………… 15

Статья «Работа с одаренными детьми в условиях сельской школы». Ильдирякова И.А. .Одаренные дети в системе общего образования: проблемы, перспективы, развитие: сборник материалов третьей республиканской научно-практической конференции – Казань: редакционно-издательский центр «Школа» 2015. – 488 с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………… 19








Вопросы психолого-педагогического просвещения педагогов по работе

с одаренными учащимися

ВВЕДЕНИЕ

Инновационное развитие образования – одно из приоритетных направлений государственной политики в Российской Федерации и, конечно, в Республике Татарстан. Проблема одаренности в настоящее время, как никогда становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной и креативный личности. Сохранение и приумножение интеллектуального потенциала государства, формирование профессиональной элиты ставит перед системой образования проблему организации эффективного обучения и развития детей с повышенными интеллектуальными способностями.

Модернизация образования – это долгосрочный комплексный проект, в основе которого лежит реализация педагогических инноваций, которые продиктованы реалиями времени. Стремительно развивающееся информационное общество запрашивает выпускника креативного, мобильного, инновационно-мыслящего, способного эффективно работать в команде и самостоятельно. В таких условиях, качество образования – важнейший показатель успеха школ, а работа с одаренными детьми – один из механизмов управления этим качеством. Поэтому, одним из основных направлений модернизации образования является развитие системы выявления и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. В последнее время термин «одаренность» вновь получил общественное признание, так же, как и социальная значимость проблемы обучения одаренных детей, что является важным шагом к ее решению. Именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.

Говоря о работе с одаренными детьми, имеются в виду дети с повышенным уровнем развития интеллектуальных, творческих и социально-личностных способностей, а также дети со скрытыми возможностями. Одаренные дети – ценная, но хрупкая часть нашего общества, один из его важнейших ресурсов. Они представляют собой потенциал российского общества, от них зависит, как будут развиваться наука, техника и культура в будущем. Работа с такими детьми очень сложна, во многом ведется интуитивно, с трудом поддается систематизации.

В настоящее время психолого-педагогическое сопровождение обучающихся выступает как неотъемлемый элемент системы образования, который способствует развитию детской одаренности, а это значит, что у педагогов и родителей есть возможность воспитать гармоничного и всесторонне сумевшего реализовать себя, ребенка. Психолого-педагогическое сопровождение так же предусматривает и экспертизу программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений. Поэтому, профессионально-личностная подготовка педагогов, формирование готовности учителя к работе с одаренными детьми – одна из основных задач системы образования.

Цель статьи: определить феномен одаренности, рассмотреть вопрос о готовности педагогов к работе с одаренными детьми, психолого-педагогическое просвещение педагогов.

Выделены теоретический и практический компоненты подготовки и готовности педагога к работе с одаренными детьми.

Ключевые слова: одаренные обучающиеся, элемент готовности, теоретический и практический компоненты подготовки и готовности педагога, психолого-педагогическое просвещение.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

§1. ОДАРЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ – ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ

Подготовка педагогов для работы с одаренными детьми – стратегия, содержание, формы и методы, должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов их профессиональной квалификации. В процессе подготовки педагогов следует обеспечить формирование не только соответствующих умений, но и «шлифовку» качеств личности, необходимых для работы с одаренными детьми. Специфика такой подготовки специалистов требует обязательного учета следующих факторов:

  1. Профессионально-личностной позиции педагогов.

  2. Комплексного (психолого-педагогического и    профессионально – личностного) характера образования педагогов.

  3. Создания системы консультирования и тренингов. Именно в этой форме, как показывает опыт обучения педагогов, им легче осознать собственные личностные проблемы,  мешающие в работе.  Эта форма эффективна для формирования необходимых учителю навыков самопознания, самоконтроля, а также потребности саморазвития.

  4. Создания психолого-педагогических условий (системы факультативов, кружков, секций) для развития профессионального мастерства.

  5. Демократизации  и   гуманизации  всех  обучающих  процедур,  

создания творческой и свободной атмосферы учения.

  1. От образовательной  ступени   и  сферы  деятельности   педагогов (педагоги дошкольных учреждений, учителя начальной школы, учителя- предметники, педагоги, работающие в системе дополнительного образования, педагоги-дефектологи, практические психологи, а также представители школьной администрации и т. д.);

  2. От особенностей контингента учащихся (их возраста, состояния здоровья и т.д.).

  3. От профессиональной и постпрофессиональной подготовки и распространения профессионального опыта педагога.

  4. От специфики образовательной инфраструктуры и характерных условий, связанных с наличием (или, напротив, отсутствием) тех или иных компонентов образовательной системы, значимых для обучения и развития одаренных детей (музеи, концертные залы, библиотеки, театры, а так же специалисты: психологи, педагоги дополнительного образования и др.).

В соответствии с этим, подготовка педагогов может строиться по следующим принципам:

  1. Принцип единства и дифференциации общего и специального обучения. В общее обучение раздел по проблематике одаренности должен быть включен в курс психологии во всех психологических и педагогических учебных заведениях.

  2. Принцип этапности обучения.

  3. Подготовка должна проводиться на разных этапах обучения и дальнейшей профессиональной деятельности (вуз, магистратура, курсы повышения квалификации и т.д.)

  4. Принцип единства теоретической и практической подготовки.

В современном мире очень актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей.  Правильное   построение   взаимоотношений   одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности.

Особенно остро встает этот вопрос в подростковом возрасте, так как именно в этом возрасте формируется самосознание, нравственные убеждения, мировоззрение, интересы. Очень важно создать благоприятную психологическую обстановку одаренного ребенка, которая поможет преодолению разрыва между интеллектуальным и личностным развитием и будет способствовать их развитию.

Психоразвивающая работа практического психолога с одаренными детьми может вестись в 3 направлениях: развитие интеллектуальных способностей ребенка, формирование адекватного самовосприятия, помощь в адаптации ребенка в окружающем мире и приобретение им конструктивных форм общения со сверстниками и взрослыми. Необходимо помочь родителям, учителям и самому ребенку правильно организовать учебную деятельность.  Сегодня создаются специальные программы для работы с одаренными детьми, школы во многих странах перестраиваются в сторону дифференцированного обучения. Наиболее известные программы работы с одаренными детьми: методика полного усвоения Дж. Кэррол и Б. Блум, программа С. Каплан, педагогика индивидуализации Р. Кузине, «Свободный класс» Гилфорда, «Три вида обогащения учебной программы» Рензулли и «Таксономия целей обучения» Б. Блума.

Педагог, направленный на развитие творческого потенциала детей, отличается ярко выраженным стремлением к саморазвитию и самоактивизации, верой в собственные силы и самоуважением. Он смел и энергичен, склонен к экспериментам, у него творческий стиль деятельности. Педагоги, работающие с одаренными детьми, имеют внутреннюю мотивацию к труду, они эффективны в общении с детьми.

В литературе по социальной, педагогической и возрастной психологии встречаются толкования готовности сопровождения одаренного ребенка как состояния и как качества личности. Так же, накоплен значительный арсенал современных научно-практических и методических разработок по проблеме подготовки педагогов к работе с одаренными детьми (Ю.З. Гильбух, В.О. Моляко, О.Л. Музика, М.М. Кашапов, И.Н. Татаринова, Г.Ю. Ульянова, Л.В. Шавинина, М.Г. Шемуда).

Профессиональная готовность учителя к работе с одаренными детьми является комплексным, интегративным личностным образованием и, как таковое, включает в себя устойчивую среду гуманистических ценностных ориентаций, профессионально ценных личностно-ориентированных целей, знаний и умений. Так же, сформированность профессионально значимых личностных качеств, обеспечивающих осознание учителем себя субъектом личностно-ориентированной педагогической деятельности и, конечно, способность к непрерывному профессионально-личностному самоопределению, самообразованию и саморазвитию.


Таблица 1

Элементы готовности учителя к работе с одаренными детьми

Элемент готовности

Основные показатели

Мотивационный

  • Принятие детей из категории «Одаренные»

  • Желание работать с одаренными детьми

  • Стремление совершенствовать свои умения и навыки по работе с одаренными детьми

Научно-исследовательский

  • Творческое мышление, исследовательские умения и навыки

  • Выступления на семинарах, конференциях, педсоветах

  • Статус педагога-исследователя

  • Публикации

  • Участие в профессиональных конкурсах

Методический

  • Обобщение опыта (различные уровни и различные формы)

  • Использование разнообразных форм и интерактивных методов и технологий

  • Владение в совершенстве методом педагогического наблюдения

  • Знание психологии одаренных детей

  • Профессиональная компетентность (по предмету)

  • Регулярное повышение квалификации

Коммуникативный

  • Коммуникативная компетентность

  • Организаторские способности

Личностный

  • Адекватная самооценка, позитивная Я – концепция

  • Высокий уровень эмпатии

  • Толерантность, гибкость

  • Лидерские способности, стремление к личностному росту

  • Уравновешенность

  • Рефлексия, способная к самоанализу

  • Живой, активный характер, чувство юмора


В формировании профессиональной и творческой активности педагога выделяются две стороны: воспитание профессионализма и развитие его личности.

В соответствии с этим, подготовка педагогов для работы с одаренными детьми должна строиться с учетом принципа единства и дифференциации общего и специального обучения, этапности обучения, принципа единства теоретической и практической подготовки.

Соответственно, все названные выше составляющие психолого-педагогической компетентности педагога и эффективности организации психолого-педагогического мониторинга в образовательном учреждении, позволяют сделать вывод, что для сопровождения одаренного ребенка требуется «одаренный» педагог. Высокие способности – это тот плацдарм, на котором одаренность может базироваться, но только при условии терпеливого, внимательного и бережного отношения взрослых к проблеме развития способностей ребенка, к формированию его личности.

В связи с этим, хочется добавить свое личное мнение. Мне кажется, что если одаренные дети после школы будут поступать в педагогические учебные заведения, а потом работать в школе, проблема работы с такими обучающимися исчезнет сама собой. Ведь одаренному учителю легче понять и принять такого же ученика.

§2. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

В связи с реформами образования и согласно требованиям ФГОС, работа с одаренными детьми становится одним из важных, приоритетных направлений в образовании. Для развития одаренности в общеобразовательной школе необходимо создавать соответствующую инновационную образовательную среду. В связи с этим, школе нужен новый тип учителя, который способен не только работать в режиме инноваций, но и создавать собственные педагогические приемы и технологии для выявления и развития детской одаренности.

Республикой Татарстан накоплен большой опыт работы с одаренными детьми: Иннополис, центры дополнительного образования обучающихся, центры раннего развития детей, специализированные школы, профильные классы и т.д. Нурлатский муниципальный район занимает лидирующие позиции в этом направлении. Работа с одаренными детьми ведется с раннего возраста, т.е. с детского сада. Педагогический коллектив нашего района успешно справляется с задачами, поставленными новым поколением ФГОС.

С личным опытом работы с одаренными детьми я делилась с участниками третьей республиканской научно-практической конференции «Одаренные дети в системе общего образования: проблемы, перспективы, развитие», где представила статью на тему: «Работа с одаренными детьми в условиях сельской школы» (приложение 1). Конференцию проводили Министерство образования и науки Республики Татарстан и Республиканский олимпиадный центр.

Почему мне так близка эта тема? Потому что, в условиях периферийной (до районного центра – 45 км.), малокомплектной сельской школы, работа с одаренными детьми вызывает еще больше проблем, чем в крупных городах. Здесь нет специализированных школ, центров дополнительного образования и даже профильных классов. Поэтому, вся ответственность ложится на школьного учителя.

Несколько лет назад, вернувшись после долгого перерыва в школу, решила организовать НОУ «Истоки». Обучающиеся, из числа одаренных детей МБОУ «Елаурская СОШ» НМР РТ, вели исследования по таким направлениям, как историческое и литературное краеведение, экология, социология и политология. Главная задача научного общества – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Помимо этого в задачи входит:

  • диагностика одаренности детей и подростков;

  • раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности, углубленная подготовка к ней;

  • выработка активной социальной позиции, формирование нравственных качеств и духовной культуры.

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

Если в первый год, основную работу приходилось выполнять самой, то потом я пожинала только плоды. Учащиеся, которые занимались в НОУ, получили навыки научных исследований: от постановки проблемы, ознакомления с литературой по данной проблематике, овладения методикой исследования, сбора материалов, их анализа до системных обобщений и выводов. Учебно-исследовательская деятельность в НОУ «Истоки» способствовала:

  • развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы, представлений о метапредметных связях;

  • развитию интеллектуальной инициативы обучающихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ;

  • созданию предпосылок для развития научного образа мышления;

  • освоению творческого подхода к любому виду деятельности;

  • формированию установки на престижность занятий научной деятельностью, гуманитарными науками;

  • становлению сферы содержательного предметного общения внутри детского коллектива, между учащимися, педагогами, учеными и специалистами;

  • обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации;

  • формированию развивающей образовательной среды для ребенка;

  • профессиональному самоопределению детей;

  • получению предпрофессиональной подготовки;

  • формированию научно-педагогического сообщества детей, педагогов, ученых и специалистов, реализующих различные программы учебно-исследовательской деятельности.

Юные исследователи (обучающиеся 5 – 11 классов), свои работы презентовали на Всероссийских, республиканских, региональных, муниципальных научно-практических конференциях и творческих конкурсах. Кроме этого, члены НОУ «ИСТОКИ» ежегодно занимают призовые места на престижных НПК и конкурсах:

  • Всероссийский конкурс исследовательских работ «ЮННАТ» на ВВЦ;

  • Всероссийский конкурс проектов «Здоровое поколение»;

  • Всероссийская научно-практическая конференция: «История моей семьи в истории моего Отечества»;

  • Всероссийский творческий конкурс: «Я помню, я горжусь!»;

  • Региональная научно-практическая конференция «Школьники – науке 21 века»;

  • «Поволжская научно-практическая конференция учащихся»;

  • Республиканская научно-практическая конференция «Рождественские встречи»;

  • Республиканская научно-практическая конференция «Время уходит, а память остается» и т.д.

Члены НОУ «Истоки» за высокие успехи в исследовательской, творческой и проектной деятельности, были приглашены на торжественное награждение в ГОССОВЕТ РТ, ГИБДД МВД по РТ и в Казанский Кремль. Они же представляли Нурлатский муниципальный район в НПК «Есть идея» в рамках Всероссийского фестиваля науки. Эти же учащиеся успешно учатся и занимаются спортом.

Главная ценность деятельности НОУ «Истоки» – это то, что все проекты, разработанные учащимися в ходе исследовательской деятельности, реализуются на базе школы или Елаурского сельского поселения. Самые известные из них направлены на профилактику вредных привычек, пропаганду здорового стиля жизни и развитие волонтерского движения: «Быть здоровым – быть свободным!», «Как прекрасен этот мир, посмотри!», «Наполни сердце теплотой», «Баллада о солдате-поэте» и т.д.

Все выпускники НОУ «Истоки» получили или получают высшее образование на бюджетных местах в учебных заведениях Москвы, Самары, Казани, Ульяновска и т.д. Многие из них продолжают заниматься исследовательской и проектной деятельностью, являются лучшими студентами и обладателями различных грантов. Известные профессора и преподаватели пишут им хорошие отзывы на рефераты, курсовые и дипломные работы, потому что наши выпускники выполняют их самостоятельно. Они научились этому еще во время учебы в школе.

За годы работы с одаренными детьми я убедилась, что путь к успеху у наших детей должен начинаться в родной школе. Особенно это касается сельских школ, где у учащихся априори меньше возможностей получать бесплатно, не покидая родительский дом, качественное дополнительное образование.

Елаурская средняя школа за долгое время своего существования воспитала много известных людей не только в Республике Татарстан, но и в России: академиков, философов, юристов, предпринимателей и поэтов. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, и сегодня является одной из приоритетных социальных задач педагогов нашей школы.


Заключение

В условиях внедрения ФГОС нового поколения, педагогическое просвещение и образование очень необходимы педагогам. К работе с одаренными детьми учителя должны быть особым образом подготовлены. Поэтому, современные исследователи особо выделяют педагогическое просвещение и образование, направленные на формирование педагогической культуры, развитие компетентности педагогов.

Работа с одаренными детьми – это длительный и сложный процесс. От учителя требуется постоянное самообразование, совершенствование мастерства, мобильность, креативность; он должен обладать творческим и критическим мышлением, иметь активную жизненную позицию. Ему необходимо постоянно повышать свою квалификацию на курсах не только по предмету, но и в области психологии, физиологии и педагогики, участвовать на долгосрочных семинарах и стажировках по работе с одаренными детьми.

К настоящему времени сложились определенные предпосылки для научно-практического решения психолого-педагогического просвещения педагогов для работы с одаренной личностью: социальные (потребность общества, системы образования в педагоге, обладающем комплексом профессионально-значимых качеств); теоретические (в психологии и педагогике актуализирована проблема развития творческого педагога) и практические (потребность в диагностике профессиональных качеств педагогов).

Думаю, что никто не будет оспаривать тот факт, что работу с одаренными детьми чаще всего выбирают педагоги с яркими познавательными интересами, высокой потребностью в самореализации и с особой эмоциональной чувствительностью. Все названные качества будут работать эффективно лишь в целостной системе и только тогда, когда подчинены важнейшему качеству педагога – «желание жить в своих учениках».



Приложение 1











































Список использованной литературы

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для учителей. М.:2002. 416 с.

  2. Богоявленская Д.Б. Основные современные концепции творчества и одаренности. – Воронеж: НПО «МОДЭК». – 448 р.

  3. Панютина Н.И. и др. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми//Волгоград: Учитель. 2007. 204 с.

  4. Семенова Н.В. Психологическое сопровождение работы с одаренными детьми //Актуальные проблемы психологии образования: второй регион. науч.-практ. конф. – Н. Новгород: НГЦ, 2001 – С. 86 – 89.

  5. Синягина Н.Ю., Чирковская Е.Г. Личностно-оринтированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности/Под ред. А.А. Деркача, И.В. Калиш. – М.: Изд. Ценр «Академия», 2001. – 258 стр.

  6. Указ Президента Российской Федерации о мерах государственной поддержки талантливой молодежи [Электронный ресурс]: http://www.educom.ru/ru/works/projects_npobr/youth/support.php

  7. Яковина А.В. Модель готовности учителя к работе с одаренными учениками // Одаренный ребенок. 2001. №4. С. 20 – 28.