Государственное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования
Республики Татарстан»
Кафедра современных образовательных технологий
Творческая работа
Вопросы психолого-педагогического просвещения педагогов
по работе с одаренными учащимися
Выполнила слушатель группы №1:
Ильдирякова Ирина Афанасьевна
Куратор:
Сафронова Ирина Викторовна
Казань, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
§1. Одаренный учитель – одаренные дети …………………………………...........4
§2. Из опыта работы с одаренными детьми ……………………………………….9 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………... 14
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………… 15
Статья «Работа с одаренными детьми в условиях сельской школы». Ильдирякова И.А. .Одаренные дети в системе общего образования: проблемы, перспективы, развитие: сборник материалов третьей республиканской научно-практической конференции – Казань: редакционно-издательский центр «Школа» 2015. – 488 с.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………… 19
Вопросы психолого-педагогического просвещения педагогов по работе
с одаренными учащимися
ВВЕДЕНИЕ
Инновационное развитие образования – одно из приоритетных направлений государственной политики в Российской Федерации и, конечно, в Республике Татарстан. Проблема одаренности в настоящее время, как никогда становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной и креативный личности. Сохранение и приумножение интеллектуального потенциала государства, формирование профессиональной элиты ставит перед системой образования проблему организации эффективного обучения и развития детей с повышенными интеллектуальными способностями.
Модернизация образования – это долгосрочный комплексный проект, в основе которого лежит реализация педагогических инноваций, которые продиктованы реалиями времени. Стремительно развивающееся информационное общество запрашивает выпускника креативного, мобильного, инновационно-мыслящего, способного эффективно работать в команде и самостоятельно. В таких условиях, качество образования – важнейший показатель успеха школ, а работа с одаренными детьми – один из механизмов управления этим качеством. Поэтому, одним из основных направлений модернизации образования является развитие системы выявления и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. В последнее время термин «одаренность» вновь получил общественное признание, так же, как и социальная значимость проблемы обучения одаренных детей, что является важным шагом к ее решению. Именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.
Говоря о работе с одаренными детьми, имеются в виду дети с повышенным уровнем развития интеллектуальных, творческих и социально-личностных способностей, а также дети со скрытыми возможностями. Одаренные дети – ценная, но хрупкая часть нашего общества, один из его важнейших ресурсов. Они представляют собой потенциал российского общества, от них зависит, как будут развиваться наука, техника и культура в будущем. Работа с такими детьми очень сложна, во многом ведется интуитивно, с трудом поддается систематизации.
В настоящее время психолого-педагогическое сопровождение обучающихся выступает как неотъемлемый элемент системы образования, который способствует развитию детской одаренности, а это значит, что у педагогов и родителей есть возможность воспитать гармоничного и всесторонне сумевшего реализовать себя, ребенка. Психолого-педагогическое сопровождение так же предусматривает и экспертизу программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений. Поэтому, профессионально-личностная подготовка педагогов, формирование готовности учителя к работе с одаренными детьми – одна из основных задач системы образования.
Цель статьи: определить феномен одаренности, рассмотреть вопрос о готовности педагогов к работе с одаренными детьми, психолого-педагогическое просвещение педагогов.
Выделены теоретический и практический компоненты подготовки и готовности педагога к работе с одаренными детьми.
Ключевые слова: одаренные обучающиеся, элемент готовности, теоретический и практический компоненты подготовки и готовности педагога, психолого-педагогическое просвещение.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
§1. ОДАРЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ – ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ
Подготовка педагогов для работы с одаренными детьми – стратегия, содержание, формы и методы, должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов их профессиональной квалификации. В процессе подготовки педагогов следует обеспечить формирование не только соответствующих умений, но и «шлифовку» качеств личности, необходимых для работы с одаренными детьми. Специфика такой подготовки специалистов требует обязательного учета следующих факторов:
Профессионально-личностной позиции педагогов.
Комплексного (психолого-педагогического и профессионально – личностного) характера образования педагогов.
Создания системы консультирования и тренингов. Именно в этой форме, как показывает опыт обучения педагогов, им легче осознать собственные личностные проблемы, мешающие в работе. Эта форма эффективна для формирования необходимых учителю навыков самопознания, самоконтроля, а также потребности саморазвития.
Создания психолого-педагогических условий (системы факультативов, кружков, секций) для развития профессионального мастерства.
Демократизации и гуманизации всех обучающих процедур,
создания творческой и свободной атмосферы учения.
От образовательной ступени и сферы деятельности педагогов (педагоги дошкольных учреждений, учителя начальной школы, учителя- предметники, педагоги, работающие в системе дополнительного образования, педагоги-дефектологи, практические психологи, а также представители школьной администрации и т. д.);
От особенностей контингента учащихся (их возраста, состояния здоровья и т.д.).
От профессиональной и постпрофессиональной подготовки и распространения профессионального опыта педагога.
От специфики образовательной инфраструктуры и характерных условий, связанных с наличием (или, напротив, отсутствием) тех или иных компонентов образовательной системы, значимых для обучения и развития одаренных детей (музеи, концертные залы, библиотеки, театры, а так же специалисты: психологи, педагоги дополнительного образования и др.).
В соответствии с этим, подготовка педагогов может строиться по следующим принципам:
Принцип единства и дифференциации общего и специального обучения. В общее обучение раздел по проблематике одаренности должен быть включен в курс психологии во всех психологических и педагогических учебных заведениях.
Принцип этапности обучения.
Подготовка должна проводиться на разных этапах обучения и дальнейшей профессиональной деятельности (вуз, магистратура, курсы повышения квалификации и т.д.)
Принцип единства теоретической и практической подготовки.
В современном мире очень актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности.
Особенно остро встает этот вопрос в подростковом возрасте, так как именно в этом возрасте формируется самосознание, нравственные убеждения, мировоззрение, интересы. Очень важно создать благоприятную психологическую обстановку одаренного ребенка, которая поможет преодолению разрыва между интеллектуальным и личностным развитием и будет способствовать их развитию.
Психоразвивающая работа практического психолога с одаренными детьми может вестись в 3 направлениях: развитие интеллектуальных способностей ребенка, формирование адекватного самовосприятия, помощь в адаптации ребенка в окружающем мире и приобретение им конструктивных форм общения со сверстниками и взрослыми. Необходимо помочь родителям, учителям и самому ребенку правильно организовать учебную деятельность. Сегодня создаются специальные программы для работы с одаренными детьми, школы во многих странах перестраиваются в сторону дифференцированного обучения. Наиболее известные программы работы с одаренными детьми: методика полного усвоения Дж. Кэррол и Б. Блум, программа С. Каплан, педагогика индивидуализации Р. Кузине, «Свободный класс» Гилфорда, «Три вида обогащения учебной программы» Рензулли и «Таксономия целей обучения» Б. Блума.
Педагог, направленный на развитие творческого потенциала детей, отличается ярко выраженным стремлением к саморазвитию и самоактивизации, верой в собственные силы и самоуважением. Он смел и энергичен, склонен к экспериментам, у него творческий стиль деятельности. Педагоги, работающие с одаренными детьми, имеют внутреннюю мотивацию к труду, они эффективны в общении с детьми.
В литературе по социальной, педагогической и возрастной психологии встречаются толкования готовности сопровождения одаренного ребенка как состояния и как качества личности. Так же, накоплен значительный арсенал современных научно-практических и методических разработок по проблеме подготовки педагогов к работе с одаренными детьми (Ю.З. Гильбух, В.О. Моляко, О.Л. Музика, М.М. Кашапов, И.Н. Татаринова, Г.Ю. Ульянова, Л.В. Шавинина, М.Г. Шемуда).
Профессиональная готовность учителя к работе с одаренными детьми является комплексным, интегративным личностным образованием и, как таковое, включает в себя устойчивую среду гуманистических ценностных ориентаций, профессионально ценных личностно-ориентированных целей, знаний и умений. Так же, сформированность профессионально значимых личностных качеств, обеспечивающих осознание учителем себя субъектом личностно-ориентированной педагогической деятельности и, конечно, способность к непрерывному профессионально-личностному самоопределению, самообразованию и саморазвитию.
Таблица 1
Элементы готовности учителя к работе с одаренными детьми
Элемент готовности | Основные показатели |
Мотивационный | Принятие детей из категории «Одаренные» Желание работать с одаренными детьми Стремление совершенствовать свои умения и навыки по работе с одаренными детьми |
Научно-исследовательский | Творческое мышление, исследовательские умения и навыки Выступления на семинарах, конференциях, педсоветах Статус педагога-исследователя Публикации Участие в профессиональных конкурсах |
Методический | Обобщение опыта (различные уровни и различные формы) Использование разнообразных форм и интерактивных методов и технологий Владение в совершенстве методом педагогического наблюдения Знание психологии одаренных детей Профессиональная компетентность (по предмету) Регулярное повышение квалификации |
Коммуникативный | |
Личностный | Адекватная самооценка, позитивная Я – концепция Высокий уровень эмпатии Толерантность, гибкость Лидерские способности, стремление к личностному росту Уравновешенность Рефлексия, способная к самоанализу Живой, активный характер, чувство юмора |
В формировании профессиональной и творческой активности педагога выделяются две стороны: воспитание профессионализма и развитие его личности.
В соответствии с этим, подготовка педагогов для работы с одаренными детьми должна строиться с учетом принципа единства и дифференциации общего и специального обучения, этапности обучения, принципа единства теоретической и практической подготовки.
Соответственно, все названные выше составляющие психолого-педагогической компетентности педагога и эффективности организации психолого-педагогического мониторинга в образовательном учреждении, позволяют сделать вывод, что для сопровождения одаренного ребенка требуется «одаренный» педагог. Высокие способности – это тот плацдарм, на котором одаренность может базироваться, но только при условии терпеливого, внимательного и бережного отношения взрослых к проблеме развития способностей ребенка, к формированию его личности.
В связи с этим, хочется добавить свое личное мнение. Мне кажется, что если одаренные дети после школы будут поступать в педагогические учебные заведения, а потом работать в школе, проблема работы с такими обучающимися исчезнет сама собой. Ведь одаренному учителю легче понять и принять такого же ученика.
§2. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
В связи с реформами образования и согласно требованиям ФГОС, работа с одаренными детьми становится одним из важных, приоритетных направлений в образовании. Для развития одаренности в общеобразовательной школе необходимо создавать соответствующую инновационную образовательную среду. В связи с этим, школе нужен новый тип учителя, который способен не только работать в режиме инноваций, но и создавать собственные педагогические приемы и технологии для выявления и развития детской одаренности.
Республикой Татарстан накоплен большой опыт работы с одаренными детьми: Иннополис, центры дополнительного образования обучающихся, центры раннего развития детей, специализированные школы, профильные классы и т.д. Нурлатский муниципальный район занимает лидирующие позиции в этом направлении. Работа с одаренными детьми ведется с раннего возраста, т.е. с детского сада. Педагогический коллектив нашего района успешно справляется с задачами, поставленными новым поколением ФГОС.
С личным опытом работы с одаренными детьми я делилась с участниками третьей республиканской научно-практической конференции «Одаренные дети в системе общего образования: проблемы, перспективы, развитие», где представила статью на тему: «Работа с одаренными детьми в условиях сельской школы» (приложение 1). Конференцию проводили Министерство образования и науки Республики Татарстан и Республиканский олимпиадный центр.
Почему мне так близка эта тема? Потому что, в условиях периферийной (до районного центра – 45 км.), малокомплектной сельской школы, работа с одаренными детьми вызывает еще больше проблем, чем в крупных городах. Здесь нет специализированных школ, центров дополнительного образования и даже профильных классов. Поэтому, вся ответственность ложится на школьного учителя.
Несколько лет назад, вернувшись после долгого перерыва в школу, решила организовать НОУ «Истоки». Обучающиеся, из числа одаренных детей МБОУ «Елаурская СОШ» НМР РТ, вели исследования по таким направлениям, как историческое и литературное краеведение, экология, социология и политология. Главная задача научного общества – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Помимо этого в задачи входит:
диагностика одаренности детей и подростков;
раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности, углубленная подготовка к ней;
выработка активной социальной позиции, формирование нравственных качеств и духовной культуры.
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.
Если в первый год, основную работу приходилось выполнять самой, то потом я пожинала только плоды. Учащиеся, которые занимались в НОУ, получили навыки научных исследований: от постановки проблемы, ознакомления с литературой по данной проблематике, овладения методикой исследования, сбора материалов, их анализа до системных обобщений и выводов. Учебно-исследовательская деятельность в НОУ «Истоки» способствовала:
развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы, представлений о метапредметных связях;
развитию интеллектуальной инициативы обучающихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ;
созданию предпосылок для развития научного образа мышления;
освоению творческого подхода к любому виду деятельности;
формированию установки на престижность занятий научной деятельностью, гуманитарными науками;
становлению сферы содержательного предметного общения внутри детского коллектива, между учащимися, педагогами, учеными и специалистами;
обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации;
формированию развивающей образовательной среды для ребенка;
профессиональному самоопределению детей;
получению предпрофессиональной подготовки;
формированию научно-педагогического сообщества детей, педагогов, ученых и специалистов, реализующих различные программы учебно-исследовательской деятельности.
Юные исследователи (обучающиеся 5 – 11 классов), свои работы презентовали на Всероссийских, республиканских, региональных, муниципальных научно-практических конференциях и творческих конкурсах. Кроме этого, члены НОУ «ИСТОКИ» ежегодно занимают призовые места на престижных НПК и конкурсах:
Всероссийский конкурс исследовательских работ «ЮННАТ» на ВВЦ;
Всероссийский конкурс проектов «Здоровое поколение»;
Всероссийская научно-практическая конференция: «История моей семьи в истории моего Отечества»;
Всероссийский творческий конкурс: «Я помню, я горжусь!»;
Региональная научно-практическая конференция «Школьники – науке 21 века»;
«Поволжская научно-практическая конференция учащихся»;
Республиканская научно-практическая конференция «Рождественские встречи»;
Республиканская научно-практическая конференция «Время уходит, а память остается» и т.д.
Члены НОУ «Истоки» за высокие успехи в исследовательской, творческой и проектной деятельности, были приглашены на торжественное награждение в ГОССОВЕТ РТ, ГИБДД МВД по РТ и в Казанский Кремль. Они же представляли Нурлатский муниципальный район в НПК «Есть идея» в рамках Всероссийского фестиваля науки. Эти же учащиеся успешно учатся и занимаются спортом.
Главная ценность деятельности НОУ «Истоки» – это то, что все проекты, разработанные учащимися в ходе исследовательской деятельности, реализуются на базе школы или Елаурского сельского поселения. Самые известные из них направлены на профилактику вредных привычек, пропаганду здорового стиля жизни и развитие волонтерского движения: «Быть здоровым – быть свободным!», «Как прекрасен этот мир, посмотри!», «Наполни сердце теплотой», «Баллада о солдате-поэте» и т.д.
Все выпускники НОУ «Истоки» получили или получают высшее образование на бюджетных местах в учебных заведениях Москвы, Самары, Казани, Ульяновска и т.д. Многие из них продолжают заниматься исследовательской и проектной деятельностью, являются лучшими студентами и обладателями различных грантов. Известные профессора и преподаватели пишут им хорошие отзывы на рефераты, курсовые и дипломные работы, потому что наши выпускники выполняют их самостоятельно. Они научились этому еще во время учебы в школе.
За годы работы с одаренными детьми я убедилась, что путь к успеху у наших детей должен начинаться в родной школе. Особенно это касается сельских школ, где у учащихся априори меньше возможностей получать бесплатно, не покидая родительский дом, качественное дополнительное образование.
Елаурская средняя школа за долгое время своего существования воспитала много известных людей не только в Республике Татарстан, но и в России: академиков, философов, юристов, предпринимателей и поэтов. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, и сегодня является одной из приоритетных социальных задач педагогов нашей школы.
Заключение
В условиях внедрения ФГОС нового поколения, педагогическое просвещение и образование очень необходимы педагогам. К работе с одаренными детьми учителя должны быть особым образом подготовлены. Поэтому, современные исследователи особо выделяют педагогическое просвещение и образование, направленные на формирование педагогической культуры, развитие компетентности педагогов.
Работа с одаренными детьми – это длительный и сложный процесс. От учителя требуется постоянное самообразование, совершенствование мастерства, мобильность, креативность; он должен обладать творческим и критическим мышлением, иметь активную жизненную позицию. Ему необходимо постоянно повышать свою квалификацию на курсах не только по предмету, но и в области психологии, физиологии и педагогики, участвовать на долгосрочных семинарах и стажировках по работе с одаренными детьми.
К настоящему времени сложились определенные предпосылки для научно-практического решения психолого-педагогического просвещения педагогов для работы с одаренной личностью: социальные (потребность общества, системы образования в педагоге, обладающем комплексом профессионально-значимых качеств); теоретические (в психологии и педагогике актуализирована проблема развития творческого педагога) и практические (потребность в диагностике профессиональных качеств педагогов).
Думаю, что никто не будет оспаривать тот факт, что работу с одаренными детьми чаще всего выбирают педагоги с яркими познавательными интересами, высокой потребностью в самореализации и с особой эмоциональной чувствительностью. Все названные качества будут работать эффективно лишь в целостной системе и только тогда, когда подчинены важнейшему качеству педагога – «желание жить в своих учениках».
Приложение 1




Список использованной литературы
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для учителей. М.:2002. 416 с.
Богоявленская Д.Б. Основные современные концепции творчества и одаренности. – Воронеж: НПО «МОДЭК». – 448 р.
Панютина Н.И. и др. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми//Волгоград: Учитель. 2007. 204 с.
Семенова Н.В. Психологическое сопровождение работы с одаренными детьми //Актуальные проблемы психологии образования: второй регион. науч.-практ. конф. – Н. Новгород: НГЦ, 2001 – С. 86 – 89.
Синягина Н.Ю., Чирковская Е.Г. Личностно-оринтированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности/Под ред. А.А. Деркача, И.В. Калиш. – М.: Изд. Ценр «Академия», 2001. – 258 стр.
Указ Президента Российской Федерации о мерах государственной поддержки талантливой молодежи [Электронный ресурс]: http://www.educom.ru/ru/works/projects_npobr/youth/support.php
Яковина А.В. Модель готовности учителя к работе с одаренными учениками // Одаренный ребенок. 2001. №4. С. 20 – 28.