СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вопросы психолого-педагогического просвещения педагогов по работе с одаренными учащимися

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня на систему образования «ложится» особая ответственность в отношении поддержи одаренных учащихся и молодежи, осознание важности не только максимального раскрытия возможностей одаренных, исходя из нужд общественного прогресса, но и жизнесберегающего использования их интеллекта и способностей без ущерба развития их психики, психологического здоровья  (Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д.).

Просмотр содержимого документа
«Вопросы психолого-педагогического просвещения педагогов по работе с одаренными учащимися»






Вопросы психолого-педагогического просвещения педагогов по работе с одаренными учащимися






Выполнила : Минегулова Венера Магсумовна



2021 год.
































СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3



ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ



§1. Диагностика одаренности………………………………………………...........4



§2. Формы и методы работы с одаренными детьми………………………………7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….... 12



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………… 14



















ВВЕДЕНИЕ.

Сегодня на систему образования «ложится» особая ответственность в отношении поддержи одаренных учащихся и молодежи, осознание важности не только максимального раскрытия возможностей одаренных, исходя из нужд общественного прогресса, но и жизнесберегающего использования их интеллекта и способностей без ущерба развития их психики, психологического здоровья  (Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д.).

Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной и креативный личности. Сохранение и приумножение интеллектуального потенциала государства, формирование профессиональной элиты ставит перед системой образования проблему организации эффективного обучения и развития детей с повышенными интеллектуальными способностями.

Модернизация образования – это долгосрочный комплексный проект, в основе которого лежит реализация педагогических инноваций, которые продиктованы реалиями времени. Стремительно развивающееся информационное общество запрашивает выпускника креативного, мобильного, инновационно-мыслящего, способного эффективно работать в команде и самостоятельно. В таких условиях, качество образования – важнейший показатель успеха школ, а работа с одаренными детьми – один из механизмов управления этим качеством. Поэтому, одним из основных направлений модернизации образования является развитие системы выявления и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности.

Современная ситуация развития образования определяет необходимость осмысления данных проблем, выработки эффективных форм и методов психологического сохранения одаренных  в  изменяющихся  условиях жизнедеятельности, возникновение проблем психологической безопасности развития  в условиях образовательной среды. 

Важным аспектом категории психологической безопасности  является система межличностных отношений взрослого и одаренного ребенка. Именно взрослый способен создать располагающую образовательно-развивающую безопасную среду, в которой ребенок сможет осуществлять свой путь движения к формированию и развитию потенциала одаренности.

Работая по образовательному стандарту нового поколения, использую  системно-деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

§1. Диагностика одаренности

Одаренность рассматривается как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) по сравнению с другими людьми результатов в одном или нескольких видах деятельности.

В научном мире за последние десятилетия разрабатывались несколько концепций одаренности как в нашей стране, так и за рубежом. Проблема одаренности в современном мире становится особенно актуальной и требует создания условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Как отмечается в Рабочей концепции одаренности (авторский коллектив Бабаева Ю.Д., Богоявленская Д.Б. и др.), детский возраст – это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления одаренности. Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер, то есть одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Как указывают авторы Концепции, одной из причин отсутствия того или иного вида одаренности может выступать недоступность предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка (в силу условий жизни). Идея доступности большого диапазона предметных областей деятельности в этом случае является прогрессивной.

В зависимости от разных критериев выделяются следующие виды одаренности:

  • по широте проявления – общие и специальные;

  • по типу предпочитаемой деятельности – интеллектуальная, академическая, творческая, художественная, психомоторная (спортивная), социальная (лидерская) и так далее;

  • по степени сформированности – актуальная и потенциальная;

  • по возрастным особенностям – ранняя и поздняя;

  • по форме проявления – явная и скрытая.

Различают также одаренность с гармоничным типом развития и с дисгармоничным типом развития.

Признаками детской одаренности являются:

  • высокий уровень развития способностей;

  • высокая степень обучаемости;

  • творческие проявления (креативность);

  • мотивация.

Таким образом, для выявления одаренных детей необходимо подобрать психологический инструментарий, позволяющий выявлять интеллектуальную, академическую, творческую, социальную одаренность, а также учитывать мотивацию и личностные особенности ребенка.

Из существующих подходов к процессу выявления одаренных детей мы остановились на тестологическо-диагностическом обследовании.

На этом этапе первичным источником информации служат родители, сверстники, учителя, другие специалисты образовательных учреждений, которые могут наблюдать деятельность детей и выделить среди них тех, кто отличается познавательной активностью, любознательностью, желанием выйти за пределы предложенного задания (ситуации) и/или решение его (её) необычным путем. Основной метод на этом этапе – наблюдение. Характеристику учащегося дают также педагоги-предметники, родители и классный руководитель. Они оценивают детей по следующим опросникам:

– Савенков А.И. Методика оценки общей одаренности;

– анкета Дж. Рензулли в адаптации Л.В.Поповой;

– Савенков А.И. Методика «Карта одаренности».

Уровень сформированности свойств личности, характеризующих одаренность у наблюдаемого ребенка

Словарный запас. Большой словарный запас – результат и критерий развития умственных способностей ребенка. Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении и стремлении строить сложные синтаксические конструкции, в характерном придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.

Способность к оценке – прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей. Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.

Изобретательность – способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности. Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.

Настойчивость (целеустремленность) – способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели, умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, не6смотря на наличие помех. Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.

Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) – стремление доводить продукты своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.

Способность рассуждать и мыслить логически – способность к анализу, синтезу, классификации явлений и событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли. Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.

§2. Формы и методы работы с одаренными детьми

Одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:

  • Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.

  • Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

  • Не могут четко развести реальность и фантазию.

  • Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, "подковырки", часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.

  • Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам". С точки зрения их развития такие попытки полезны.

  • Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.

  • Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

Если исходить из идеи Б.Ф. Ломова о выделении трех функций психики, то модель ключевых компетентностей можно изобразить в виде пирамиды, вершинами которой являются: интеллектуальная, коммуникативная и информационная компетентности. 

При этом деятельность педагогов предусматривает:

  • реализацию личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;

  • создание системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;

  • изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся

  • внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармонизации всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности.

  • управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.

Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

  • учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;

  • учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

  • учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

  • учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Учитель должен быть:

  • увлечен своим делом;

  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

  • профессионально грамотным;

  • интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

  • проводником передовых педагогических технологий;

  • психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

  • знатоком во всех областях человеческой жизни.

При работе с одарёнными детьми учитель должен обладать определёнными навыками:

  • обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;

  • работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный поход и консультировать учащихся;

  • стимулировать познавательные способности учащихся;

  • принимать взвешенные психолого-педагогические решения;

  • анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;

  • отбирать и готовить материал для коллективных творческих дел.

Формы работы с одаренными учащимися:

  • творческие мастерские;

  • групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

  • индивидуальные занятия, элективные курсы и предметы;

  • занятия исследовательской и проектной деятельностью;

  • консультирование по возникшей проблеме;

  • участие в олимпиадах, конкурсах и викторинах;

  • научно-практические конференции;

  • интеллектуальные марафоны;

  • деловые игры и путешествия;

  • творческие и разноуровневые задания, тесты и тренажеры.

  • факультативы;

  • кружки по интересам;

  • НОУ "Искатель"

  • работа по индивидуальным планам;

  • сотрудничество с другими школами, ВУЗами.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

“Одаренные дети” — это особые дети. Задача педагогов - понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Опыт работы показывает, что чем раньше начата работа с одарённым ребёнком, тем полнее, шире раскрывается его талант. Благодаря системной работе одаренные дети становятся успешными. “Все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются – в развитии своих талантов. Главное верить в это. Вера - двигает горы… Вера в учеников может поднять их на такие высоты, которые нам трудно даже представить. Каждый день можно собирать большой урожай детских успехов. Главное не позволять ни одному ребенку быть неудачником. Учить их так, как будто каждый - независимо от семейных условий – сын или дочь Короля! Учить со страстью, учить с преданностью и стальной уверенностью в успехе, которая не позволит учащимся соскользнуть в неуспех. Никогда не падать духом! И тогда все получится!” 

Работа с одаренными детьми – это длительный и сложный процесс. От учителя требуется постоянное самообразование, совершенствование мастерства, мобильность, креативность; он должен обладать творческим и критическим мышлением, иметь активную жизненную позицию. Ему необходимо постоянно повышать свою квалификацию на курсах не только по предмету, но и в области психологии, физиологии и педагогики, участвовать на долгосрочных семинарах и стажировках по работе с одаренными детьми.

К настоящему времени сложились определенные предпосылки для научно-практического решения психолого-педагогического просвещения педагогов для работы с одаренной личностью: социальные (потребность общества, системы образования в педагоге, обладающем комплексом профессионально-значимых качеств); теоретические (в психологии и педагогике актуализирована проблема развития творческого педагога) и практические (потребность в диагностике профессиональных качеств педагогов).



А учитель должен быть увлечен своим делом, профессионально грамотным, способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности, интеллектуальным, нравственным и эрудированным, психологом, воспитателем и умелым организатором.



































СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Практикум по возрастной психологии. Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко. Спб.2002 .

  2. Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога. 1-4 классы. М.2008

  3. Психологические тесты сост. Ахмеджанов Э.Р. М., 1995, стр.39-46

  4. Практическая психодиагностика. Райгородский Д.Я. Самара,1998, стр. 261-269

  5. Методика «Карта интересов-78 модифицированный вариант методики А.Е. Голомштока

  6. Овчарова Р.В.Справочная книга школьного психолога. М,1996.,стр299- 311

  7. Э.Ф.Замбицявичене Методика для определения уровня умственного развития детей

  8. Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. Екатеринбург.2004

  9. Тест Д.Векслера. Диагностика структуры интеллекта

  10. Одаренные дети: сборник методик по выявлению способностей и одаренности детей / ГОУ ДОД Дом детского творчества «На реке Сестре»; Составители Л.Ф.Васильченко, Я.П. Атласова. – СПб.: ДДТ «На реке Сестре», 2014. - 2-е изд. - 39с.

  11. Статья «Работа с одаренными детьми в условиях сельской школы». Ильдирякова И.А. .Одаренные дети в системе общего образования: проблемы, перспективы, развитие: сборник материалов третьей республиканской научно-практической конференции – Казань: редакционно-издательский центр «Школа» 2015. – 488 с.

  12. Андреев В.И., «Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества», Казань, 2007.

  13. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.

  14. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. – М.: Арманов-центр, 2010.

  15. Опыт работы с одаренными детьми в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 6-8 февраля 2003 года/ Научный редактор Л.П. Дуганов



Интернет ресурсы

1. Сайт дистанционного обучения ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»

2. Материалы сайта [email protected]

3. Образовательная социальная сеть nsportal.ru

4. Проект для учителей multiurok.ru



















8