СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вопросы викторины для младших школьников «Мир вокруг нас»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи:

  • Способствовать формированию бережного отношения к природе родного края;
  • Развивать у учащихся интерес к урокам “Окружающего мира”;
  • Повысить образовательный уровень; осуществлять экологическое воспитания;
  • Создать условия для формирования здорового образа жизни;
  • Развивать умение работать самостоятельно, представлять результат индивидуальной деятельности.

Планируемые достижения учащихся: Усвоить, что всем надо научиться беречь нашу Землю, жить в мире между собой, не засорять Землю, бережно использовать ее. Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.

Оборудование: аудиозапись голов птиц; выставка книг “Природа – твой дом”; индивидуальные творческие задания; анкеты; цветные карандаши; мультимедийная презентация по теме “Путешествие по экологической тропе”.

Просмотр содержимого документа
«Вопросы викторины для младших школьников «Мир вокруг нас»»

Вопросы викторины для младших школьников «Мир вокруг нас»

1. Ты заблудился. Холодно. Спичек нет. Как добыть огонь? (Огонь можно получить трением кусков древесины друг о друга или высечь искры из кремня на прут.)

2. Ветеран Великой Отечественной войны, артиллерист вспоминает, что на Курской дуге были такие случаи, когда направление стрельбы определялось по звездам, по Луне, по направлению рельсов. Почему же нельзя было использовать показания компаса? (Большое скопление металла влияет на магнитную стрелку компаса и делает неточными показания.)

3. К какому месту подойти можно только с юга? Ветер здесь тоже дует только с юга. Где находится и как называется это место? (Северный полюс.)

4. Что называют белым золотом, черным золотом, солнечным камнем? (Белое золото - хлопок, черное золото — нефть, солнечный камень — каменный уголь.)

5. Растает ли кусочек льда, если его завернуть в мамину шубу, и почему? (Нет, так как шуба не дает тепла, но благодаря воздуху в меховой подкладке шуба не пропускает тепло, потому что воздух — плохой проводник тепла.)

6. Где на Земле впервые появилась жизнь? (В воде.)

7. В Северном полушарии наступила весна, а в Южном? Каковы главные причины смены времен года? (Осень. Постоянный наклон земной оси и годовое вращение Земли по орбите вокруг Солнца.)

8. В чем сходство и различие глобуса и карты полушарий? (Сходство: изображены географические объекты и поверхность Зеши с помощью условных знаков. Земная поверхность изображена в масштабе. Отличие: глобус — модель Земли, на ней нет искажений при изображении земной поверхности. А на карте есть.)

9. Чем прославились эти люди: Ф. Магеллан, Ю. Гагарин, В. Бианки, Л. Симаго. К. Циолковский, Н. Пржевальский, И. Кусто? (Ф. Магеллан совершил первое морское кругосветное путешествие, Ю. Гагарин — первый в мире космонавт (12 апреля 1961 года), В. Бианки — ученый-натуралист, детский писатель, Л. Симаго — ученый-натуралист, писатель, К. Циолковский - ученый, основоположник космонавтики, Н. Пржевальский — ученый, исследователь, И. Кусто — исследователь морских глубин.)

10. Какое животное изображено на гербе России? (Двуглавый орел.)

11. Зачем в стакан кладут ложечку, когда наливают в него горячий чай или кипяток? (Металлическая ложка поглощает большое количество тепла, так как является хорошим проводником, поэтому стакан с ложкой нагревается не так быстро и не так сильно.)

12. Почему вода в реках и озерах не промерзает до дна? (Лед легче воды, поэтому застывшие верхние слои воды и снег на нем предохраняют нижние слои от промерзания.)

13. Почему летом мы носим преимущественно светлую одежду, а не темную? (Белый цвет отражает и рассеивает лучи всех оттенков, поэтому светлая одежда мало нагревается солнцем в отличие от черной, которая поглощает и задерживает лучи.)

14. Почему двойные рамы предохраняют помещение от холода зимой? (Воздух — плохой проводник тепла. Заключенный между плотно закрытыми рамами, он предохраняет зимой помещение от выстывания, подобно одежде.)

15. Зачем куры перед дождем перебирают клювом перья? (Так они смазывают перья жиром, чтобы дождь не намочил их. Жир находится у них под хвостом в копчиковой железе.)

16. Почему многие растения пустынь имеют вместо листьев колючки или шипы? (Колючки и шипы заменяют листья — это приспособление, которое позволяет этим растениям более экономно расходовать влагу.)





Цели и задачи:

  • Способствовать формированию бережного отношения к природе родного края;

  • Развивать у учащихся интерес к урокам “Окружающего мира”;

  • Повысить образовательный уровень; осуществлять экологическое воспитания;

  • Создать условия для формирования здорового образа жизни;

  • Развивать умение работать самостоятельно, представлять результат индивидуальной деятельности.

Планируемые достижения учащихся:
Усвоить, что всем надо научиться беречь нашу Землю, жить в мире между собой, не засорять Землю, бережно использовать ее.
Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.

Оборудование: аудиозапись голов птиц; выставка книг “Природа – твой дом”; индивидуальные творческие задания; анкеты; цветные карандаши; мультимедийная презентация по теме “Путешествие по экологической тропе”.

1 день. Открытие недели. (Приглашение работников заповедника) «Заочное путешествие по Ц,Ч.заповеднику им. профессора Алехина». Каждый класс получил план — задание на участие в предметной неделе по окружающему миру. Выставка рисунков. «Как не любить нам эту землю».

2 день. Интеллектуально – экологическая игра «Тайны лесной тропинки» (презентация: Викторина «Про зеленые леса и лесные чудеса».

3 день. Олимпиада «Знатоки природы» (1-4 кл).

4 день. Конкурс чтецов стихотворений о природе. Отборочный тур.

5 день. Конкурс поделок «Удивительное рядом».

Итоги проведения недели. Закрытие.

Перед открытием предметной недели по окружающему миру учащиеся получили задания:
— Приготовить поделки из природного материала.
— Ученики 1 – 2 классов выполняют рисунки, а учащиеся 3 – 4 классов плакат от класса по теме “Как не любить нам эту землю”.
— Подготовить на конкурс стихотворение о природе (автор, название).

Неделя по окружающему миру.
1 день. Открытие недели.
Открытие выставки рисунков «Как не любить нам эту Землю“

Сценарий открытия предметной недели по окружающему миру.

Ведущий:
Посмотри, мой юный друг, что находится вокруг:
Небо светло-голубое, солнце светит золотое,
Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава, горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса, гром, туманы и роса,
Человек и время года – это всё вокруг природа! (Звучит музыка о природе)

Ведущий: Мы с вами – часть природы. Мы изучаем её на уроках окружающего мира, на внеклассных мероприятиях. Давайте отправимся с вами в лес.

Слово предоставляется нашему гостю, работнику ЦЧ. заповедника им. профессора Алехина__________________ , мы вместе совершим заочное путешествие в лес ЦЧ заповедника им. профессора Алехина (слово работнику заповедника).

Ученик:
Лес – не только для нашей забавы,
Он – богатство нашей страны.
Все деревья в нём, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.

Выходят пять учеников 2 класса:

1 ученик: Все-все, на свете друг другу нужны
И мошки не меньше нужны, чем слоны.

2 ученик: Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых.

3 ученик: Нужны все на свете, нужны все подряд,
Кто делает мед, и кто делает яд.

4 ученик: Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.

5 ученик: А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.

Ведущий: Все-все на свете друг другу нужны
И это вы, дети, запомнить должны.

Хором: Так давайте сбережем наш земной природный дом!

2 деньИнтеллектуально- экологическая игра « Тайны живой тропинки» (презентация).
Ответить на вопросы викторины “Про зеленые леса и лесные чудеса”.

Викторина “Про зелёные леса и лесные чудеса”. (Для учащихся 1-4 класса).
— Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота).
— Зрячие или слепые рождаются зайчата? (Зрячие).
— Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели нет? (Сосна – светолюбивое дерево).
— Какое дерево цветёт позднее всех? (Липа – цветёт летом).
— Назовите самого прожорливого хищника планеты? (Стрекоза, т.к. за день она съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама).
— Какие птицы весной бормочут “Куплю балахон, продам шубу”? (Косачи, тетерева – самцы, слова подобны в подражание его песни – бормотанию).
— Какие птичьи тайны открывает нам листопад? (Птичьи гнёзда хорошо видны).
— Кто кукует у кукушки самка или самец? (Самец).
— У какого зверя каждый день растут зубы? (У всех грызунов).
— Есть ли у комаров зубы? (Есть – 22).
— Какому животному поставлено 2 памятника? (Лягушке).
— Какой зверь бегает, как волк, лазает, как кошка, а с виду похож на медведя? (Росомаха).
— Какие растения являются хищниками для насекомых? (Росянка).
— Трава от 99 болезней? (Зверобой).
— Разноцветные грибы? (Сыроежки).
— Дерево – символ нашей Родины? (Берёза).
— Как называется гнездо белки? (Гайно).
— Какие детёныши рождаются “голыми”, а уже через несколько часов имеют покров? (Ежата).
— Каким насекомым хлопают в ладоши? (Комары, моль).

3 деньОлимпиада по окружающему миру 1, 2, 3 и 4 класса.
Попробуем проверить свои знания?

4 класс Олимпиадные  задания «Знатоки леса»
Ф.И.________________________________________
1. В приведённом списке слов названы объекты и явления природы. Выпиши из этих слов такие, которые составляют группы. Каждую группу назови.
Чернозём, устье, остров, волк, краснозём, русло, снег, подзол, излучина, исток, вулкан.

2. Установлено, что пресмыкающиеся  (черепаха, ящерицы) откладывают в гнёзда в несколько раз больше яиц, чем птицы.  Объясни, почему._________________________

3. Составь правильное утверждение:
а) Если в Европе осень, то в Австралии _____________________
б) Если в Европе зима, то в Азии __________________________

4. Лабораторная мышь, которая съела экспериментальную таблетку и стала невидимой, сбежала из клетки. Учёные знают, что она все ещё в лаборатории, но как её обнаружить?

5. Какие изменения произойдут с природой Земли, если её ось из наклонной станет вертикальной?

Продолжите предложение: «Когда наступит весна, я…»
Варианты ответов:

  • Посажу дерево;

  • Не буду рвать первоцветы;

  • Сделаю скворечник;

  • Не буду брать выпавших птенцов;

  • Не оставлю горящий костер в лесу..

3 класс Олимпиадные задания «Знатоки леса»
Ф.И.________________________________________
1. Догадайся, о чём идет речь? Крестьянин относился к ней с уважением, ценил, хранил и даже кормил её, старался не повредить. Человек всегда жил в единстве с ней, называл матушкой-кормилицей, редкостным даром природы.________________________________

2. Запиши как можно больше вариантов группировки данных животных. Дай название каждой группе.
Тигр, верблюд, дятел, гусь, корова, беркут, синица, скворец, ёж, овца, собака, курица.

3. Отгадай загадки и подумай, каким образом можно пронести воду в решете?
1) Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём –
Ищем, ищем – не найдём.___________________________

2) Когда повяли все цветы,
Мы прилетели с высоты.
И, как серебряные пчелки,
Уселись на колючей ёлке._________________-___

4. В тундре есть огромные месторождения полезных ископаемых. Прокладывая газопроводы в этой природной зоне, люди делают «переходы» в виде буквы «П». Для    чего?________________________________________________________

5. Есть ли на Земном шаре такие края:
а) где не бывает зимы? _____________    б) где не бывает ночи?________________

Продолжите предложение:     «Когда наступит весна, я…»
Варианты ответов:

  • Посажу дерево;

  • Не буду рвать первоцветы;

  • Сделаю скворечник;

  • Не буду брать выпавших птенцов;

  • Не оставлю горящий костер в лесу..

2 класс Олимпиадные задания «Знатоки  леса»
Ф.И.___________________________________                                                                                        1. Найди и выдели  цветным карандашом слова — названия частей растений.

у

п

ц

в

е

т

о

к

е

и

л

е

н

п

о

ш

л

а

д

о

п

р

и

з

н

я

л

я

д

к

о

р

е

н

ь

д

р

и

н

з

ы

м

ж

т

х

в

о

п

а

т

п

а

с

п

с

о

л

о

м

а

р

и

г

у

к

а

р

т

п

и

л

а

м

с

т

е

б

е

л

ь

з

2. Выдели в каждой строке лишнее слово, объясни свой выбор:
морковь, огурец, ячмень, свекла;
паук, бабочка, божья коровка, муравей;
лиса, лось, корова, медведь;
липа, берёза, лиственница, дуб.

3. Собери из букв как можно больше названий рек России (буквы можно использовать несколько раз)
НИЛВОГАБЬЕСЙДМУР___________________________________________________________________________

4. Что позволяет кузнечику спасаться от врагов на лугу?
а) Он выделяет едкую жидкость.
б) У него есть жало.
в) Его тело по форме напоминает листья растений.
г) Его тело окрашено под цвет травы.

5. Мыши, тараканы встречаются в домах людей. Можно ли их считать домашними животными? Почему?________________________________________________________________________________________

Продолжите предложение: «Когда наступит весна, я…»
Варианты ответов:

  • Посажу дерево;

  • Не буду рвать первоцветы;

  • Сделаю скворечник;

  • Не буду брать выпавших птенцов;

  • Не оставлю горящий костер в лесу.

1 класс Олимпиада по окружающему миру
Ф.И.___________________________________________
1. Сколько крыльев у жука?__________
2. Красавица русского леса ____________
3. У животных шерсть, а у птиц ____________
4. Листья жёлтые, птицы улетают, когда это бывает? _____________
5. Кто собирает яблоки спиной? ___________
6. Сколько пальцев у человека на руках? __________
7. Сколько месяцев в году? _______________
8. Напиши название своей страны ___________
9. Напиши название своего села ____________
10. Какую форму имеет планета Земля? ____________

Тест:
1. Какое из этих слов – название цветка?
А. неваляшка                    Б. неумывайка                                     В. незабудка

2. Каким инструментом работают в огороде?
А. веником                  Б. лопатой                          В. рубанком

3. Какой из этих продуктов не делают из молока?
А. хлеб                  Б. сыр                                            В. творог

4. Как подаёт голос воробей?
А. кудахчет                          Б. чирикает                          В. жужжит

5. Какие животные водятся в наших лесах?
А. белые медведи                   Б. крокодилы                        В. Зайцы

Продолжите предложение: «Когда наступит весна, я…»
Варианты ответов:

    • Посажу дерево;

    • Не буду рвать первоцветы;

    • Сделаю скворечник;

    • Не буду брать выпавших птенцов;

    • Не оставлю горящий костер в лесу.

4 день.  Конкурс   стихотворений о природе ( 1-4 классы)
( дети самостоятельно готовят себе  стихи )

Ведущий. Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: “Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.

Наше государство заботится о природе и много делает по её охране: высаживает новые леса, организовывает заповедники, сохраняет от полного уничтожения многие виды животных, растений. Человек многим обязан природе, лесу. Чем же именно дорог нам лес? (Высказывания учащихся).

Ведущий. Подведём итог: Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?

2 ученик. Лес – это наше богатство!

3 ученик. Лес – это зелёный наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух.

4 ученик. Лес – это дом для зверей и птиц.

5 ученик. Лес – это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.

6 ученик. Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.

Ведущий. Вслушаемся в звуки леса (включается запись с голосами птиц, шумов леса). Не правда ли, прекрасны творения природы! Давайте подумаем вместе, будет ли природе хуже, если, собирая орехи, мы сломаем несколько веточек? Или сорвём 2-3 красивых цветка? Или поймаем необыкновенную бабочку? (ответы детей)

Ведущий. Да, природе будет хуже. Каждая сломанная попусту веточка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая ранка нанесённая природе. И если одну рану нанесёшь ты, другую – твой товарищ, 3, 4, 5 – кто-то ещё – то же с ней станет? Давайте подумаем: как же вести себя на природе? (дети называют правила поведения на природе)

Ведущий. Вы знаете как вести себя в храме природы, но ещё нужно знать и саму природу. (ответы детей)

Ведущий. Начинаем игру. Сейчас проведём отборочный тур. В отборочном туре участвуют все. За каждый правильный ответ, вы получаете жетон, 6 учеников, получившие наибольшее количество жетонов, проходят в 1 тур, т.е. становятся участниками игры. Будьте внимательны.

Вопросы отборочного тура:
— В какое время суток бобры строят своё жилище? (Ночью)
— Кто может пить ногой? (Лягушка)
— Какие грибы ест ёж? (Не ест)
— Что значит “Волка ноги кормят”? (Волк догоняет добычу бегом)
— Какая птица может шипеть как змея? (Вертишейка, вертиголовка)
— Кто видит ушами? (Летучая мышь)
— Кто слышит ногами? (Кузнечик)
— Какую корову доят муравьи? (Тлю-коровку)
— Какой гриб носит название хищного зверя? (Лисичка)
— Трава, которую могут узнать на ощупь, даже слепые? (Крапива)
— Какой цветок без листьев цветёт? (Мать-мачеха)
— Из какого дерева делают пианино? (Из ели)
— Какое дерево применяется для изготовления лыж? (Берёза)
— Какое дерево цветёт первым? (Ольха)
— Из какого дерева делают спички? (Из осины)
— Какое растение лечит раны? (Подорожник)

Вопросы ко 2 туру:
— Детёнышей какого зверька называют листопадничками? (Зайца)
— След какого хищника похож на человеческий? (Медведя)
— Кто бежит, выставляя вперёд задние лапы? (Заяц)
— Какой зверь легко может бегать по болотам? (Лось)
— Кровожадный хищник наших лесов? (Волк)
— Какие детёныши рождаются “голыми”? (Ежата)

Вопросы к 3 туру:
— Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец)
— У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – 15 см)
— Какая птица устраивает свои гнёзда в обрывах над рекой? (Ласточка)
— Кто из птиц быстрее всех летает? (Стриж)
Ведущий. Подведём итоги

5 день. Итоги проведения недели. Закрытие.
Все ребята собираются в актовом зале, который украшен. Звучит музыка

Ведущий: Здравствуйте, ребята. Вот и закончилась наша предметная неделя по окружающему миру. Много интересного произошло на этой неделе, много открытий, но сколько ещё впереди неизвестного, неизученного. Сегодня мы подведём итоги нашей работы.
Ребята принимали участие в интеллектуально-экологической игре «Тайны лесной тропинки». Вот победители (награждение, вручение подарков)

На прощание мы бы хотели вам сказать.
Лес зелёный охраняй, никого не обижай,
Не губи деревья ты, сохрани в лесу цветы!

Ведущий: Спасибо. Почти все ребята приняли участие в викторине «Про зелёные леса и лесные чудеса”.  Вот победители данной викторины (награждение).

А победителями олимпиады «Знатоки природы» стали (награждение победителей).  Позади отборочный тур. Вот наши  лучшие   знатоки природы.

Всё, что нужно, год от года нам даёт сама природа,
И поэтому все мы жить не можем без воды,
Без растений и животных, без красивых гор высоких,
Без лесов, полей и рек жить не может человек.
Так давайте сбережём наш земной природный дом!

Ведущий: Как трудно пришлось членам комиссии, которые выбирали лучшие поделки, рисунки, плакаты! Но мы справились и вот победители (награждение в разных номинациях).
Вот и подошла к концу наша встреча.

Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи её полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши:
Она – твой давний добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги её напропалую,
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она – одна!
И ещё хотелось сказать всем:
Ты, дружок, смотри не подкачай!
Правдивым быть и добрым обещай!
Не обижай ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочки сачка!
Люби цветы, леса, простор полей –
Всё, что зовётся Родиной твоей.
 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!