СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание активной гражданской позиции

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

На крутых поворотах истории мы успели позабыть, что значит гражданин? Как вернуть гражданский стержень в нашу повседневную жизнь?

Как быть гражданином не по паспорту?

Просмотр содержимого документа
«Воспитание активной гражданской позиции»

Муниципальное бюджетное общеобразоватеьное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №25» г. Абакан










III городской слет классных руководителей





Воспитание активной гражданской позиции через систему работы классного руководителя







Байкалова Любовь Петровна,

учитель русского языка и литературы















2018г

Смысл человеческой жизни – быть источником света

и тепла для других людей.

(С. Рубинштейн)

На крутых поворотах истории мы успели позабыть, что значит гражданин? Как вернуть гражданский стержень в нашу повседневную жизнь?

Как быть гражданином не по паспорту?

Как изжить гражданскую пассивность, эгоизм, стремление к благополучию любой ценой, которую мы - учителя - наблюдаем у старшеклассников.

Россия – страна великой культуры и высокой духовности, героического и патриотического прошлого. Героизм и любовь к Родине всегда ценились у нас выше, чем богатство и власть. Практическая реализация поставленных на государственном уровне актуальных задач гражданско-патриотического образования подрастающего поколения требует активности всех звеньев системы образования.

Участие в экспериментальной работе Республиканской инновационной площадки «Полицейский профиль как средство профессиональной ориентации школьников» предоставило мне уникальную возможность системного, комплексного подхода в осуществлении одной из целей эксперимента – воспитание активной жизненной позиции у учащихся.. Активная гражданская позиция – это осознанное участие человека в жизни общества, сознательные реальные действия, направленные на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов. Гражданская позиция проявляется во всех сферах человеческой деятельности: трудовой, общественной, духовно-нравственной. Под активностью подразумевается готовность к практическому действию. Если коротко сформулировать, что такое активная гражданская позиция, то можно выразить это следующим девизом: «Действовать, а не ждать, потому что настоящее и будущее этого мира за- висит от действий каждого из нас». Именно этим девизом я руководствовалась, строя свою систему работы классного руководства. В каком направлении действовать? Как способствовать тому, чтобы активность моих воспитанников была полезной как для них самих, так и для общества в целом?.Знаю, что активность, как жизненная позиция, формируется тогда, когда у ребенка есть возможность самостоятельно находить решение доступных ему проблем, испытывать свои силы и способности, проходить через различные ситуации успеха и временных неудач. Поэтому содержанием моей работы стало совместное проживание вместе с детьми ценностных отношений в процессе познания, игры, общения, труда, общественно- значимых для школы мероприятий, спортивных занятий и развлечений. Таким образом, свою систему воспитания активной гражданской позиции школьников, я могу сформулировать как «Активная деятельность, основанная на общегражданских ценностях с учетом индивидуальных склонностей, интересов и способностей каждого учащегося».

Прийти в класс к незнакомым подросткам и найти общий язык -совсем непросто. Первые два – три месяца самые сложные с точки зрения адаптации к новым условиям учебной жизни. Приходилось начинать с азов. Как классный руководитель первейшую свою задачу я видела в создании благоприятного морально – психологического климата в коллективе. Изучала личностные особенности ребят, создавала ситуации, закрепляющие навыки общения. Классные часы «Расскажи мне о себе» «А я умею» , «Что в имени моем?» способствовали сближению ребят.

Огромна, бесценна помощь родителей. Помимо общих собраний, а их за I-е полугодие было проведено четыре, где обсуждался учебный план элективных курсов на базе учебного центра, выявлялись причины слабой успеваемости отдельных детей, участившиеся пропуски, рассматривалась проблема «второстепенных» предметов и недостаточности прилежания в их изучении. Приглашались учителя предметники. В такой деятельности мы сумели выработать совместные требования, способствующие правильному пониманию обучающими свой задачи.

Индивидуальные беседы с родителями - замечательная форма работы.

Я узнавала сильные и слабые стороны наших детей, их увлечения, интересы, что их радует, что огорчает, с кем общаются, имеют ли по дому поручения, кто из родителей более влияет на становление характера. Так шаг за шагом шло узнавание ребят. Это очень помогло в сплочении ребят.

Но ничего так не объединяет коллектив учащихся, как коллективное дело, где каждый должен почувствовать свою значимость.

Таким делом для учащихся стал социальный проект «Беспокойные сердца», в реализации которого приняли участие ребята первого профильного набора. Наш профильный класс, в силу сложившихся условий, привнесли новое направление в деятельности - волонтерское.

Мне повезло в том, что в профильный полицейский класс вошли дети, с которыми мы прожили уже 4 года( с 5-9 класс) Опорой в разработке и проведении мероприятий явились те 7 человек, что сохранили традиции класса, те, кого отличала умение убеждать, твердость характера, те, кто ощущал потребность в активности, в реализации своих организаторских способностей, в общественном признании. Эти учащиеся к 10-му классу входили в состав городских, общешкольных клубов: Нормова Юлия – член городского клуба старшеклассников, президент школьного детского объединения «Созвездие»,

Пантелеева Юлия - участница студенческого городского отряда «Энергия лета», член совета старшеклассников по спортивно-массовой работе.

В рамках социального проекта Пантелеевой Юлии разработаны познавательно - занимательные программы, пропагандирующие здоровый образ жизни для учащихся школы. Следует отметить превосходное умение этой ученицы вести заинтересованный разговор с учащимися разного возраста: «Здоровым быть здорово» для параллели 10 классов. Использовали потенциал параллельного профильного биолого - химического класса, учащиеся которого выступали с исследованиями о вреде курения, наркотиков, алкоголя на организм человека

Для учащихся первых классов-«Здоровое питание». «В здоровом теле – здоровый дух»- для учащихся 3-4 классов. «Вредным привычкам – нет!»- для девятиклассников.

Группа учащихся милицейского класса: Нормова Ю., Пантелеева Ю., Никифоров А., Цицилин А., Иптышева Н., Локонцева К., посчитали своим долгом представить команду школы в муниципальном конкурсе «Будущее принадлежит молодым» по избирательному праву, заняли 1 место.

Щербаков А., Пантелеева Ю. – признанные ведущие всех общешкольных праздников, провели конференцию матерей «Мы славим женщину - мать», «День учителя», «День пожилого человека».

Курсы при агентстве «Хакас.ру» по основам цифровой фотографии помогли Нормовой Юле в организации презентаций на общешкольных праздниках. Она активный участник общешкольного проекта «Электронная газета», возглавляемого учителем информатики Бородатовой. Н.Ю.

Отмечены статьи Юлии, посвященные показательным выступлениям подразделениям МВД и истории Российского парламентаризма.

Иптышева Настя представляла школу в муниципальном конкурсе электронных презентаций «Российскому парламентаризму – 105 лет».

Она же инициатор и разработчик программы для учащихся 10-11 классов «Новогодний коллейдоскоп».

К проведению этого мероприятия уже была вовлечено большинство ребят из нашего класса. Это и постановка танца, юморески, презентация «Истории празднования Нового года в России». Это и приготовление традиционного блюда в новом году россиянами.

Формированию активной гражданской позиции, нравственной, устойчивой, цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как честность, порядочность, добросовестность способствовали посещение учебных занятий, музея МВД, чествование защитников правопорядка, погибших при исполнении профессионального долга.

Занятия в учебном центре МВД направлены на ознакомление с основами профессиональных знаний, необходимых для дальнейшего обучения в средних и высших учебных заведениях, на подготовку физически здоровых, выносливых людей.

Как показывает анкетирование, проведенное в конце полугодия, все элективные курсы: огневая подготовка, основы криминалистики, строевая, специальная физическая подготовка ,- оправдали ожидания обучающихся.

Занятия проходят интересно, полезны с точки зрения профессиональной подготовки .

Продуктивность работы обучающихся подтверждается успешными отметками преподавателей

Неизгладимое впечатление у учащихся оставили показательные выступления подразделений МВД на стадионе «Шахтер» в Черногорске, куда были приглашены обучающиеся и нашей МБОУ «СОШ № 25» и двадцатой школы г. Абакана . Показательные выступления кинологов, кавалеристов, отряда специального назначения ОМОН - по существу, первый урок высокого профессионализма сотрудников МВД, который, безусловно, способствовал развитию чувств гордости за выбранную профессию, страстного желания походить на этих мужественных людей, побуждал активной жизненной позиции , направленной на служение Родине.

Незабываемой стала торжественная церемония посвящения в курсанты слушателей полицейского класса, которая состоялась накануне Нового года.

Присягу на верность Родине, гражданского долга приняли 24 человека в музее МВД по РХ.

В присутствии гостей, родителей, администрации школы, руководства МВД учащиеся обещали прилежно учиться, закалять волю и свое тело.

Не допускать самому и удерживать товарищей от недостойных поступков, уважительно относиться к равным, старшим и младшим.

Вести себя с достоинством, честью и благородством. Всегда следовать девизу: Честь и верность во славу Отчизны. Слова клятвы ко многому обязывают.

В рамках реализации школьного проекта «Беспокойные сердца» родился девиз волонтерской деятельности:

Возьми свое сердце,

Зажги его смело,

Отдай его людям,

Чтоб вечно горело.


Четыре года мы общаемся с ветераном Великой Отечественной войны, бывшим летчиком Ивановым Гурием Андриановичем. Встреча с ним, его рассказы о фронтовых буднях, о товарищах - сослуживцах, о первых полетах после окончания Летной школы не могут оставить равнодушными ни взрослых, а тем более юных впечатлительных ребят.

Я видела, как меняются они на глазах, становятся серьезнее, ответственнее, добрее.

В канун дня Защитника Отечества, после праздника песни и строя, мы вновь напросились в гости к Гурию Андриановичу.

Я хотела, чтобы он увидел ребят в полицейской форме, чтобы состоялась то единение, преемственность двух поколений, чтобы пожатием руки передалось молодым и верность слову, и мужественность, и стойкость, словом, совокупность ценностей, составляющих феномен гражданственности старшего поколения.