СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Воспитание человека, гражданина и патриота начинается в семье."

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

«Лучшее средство привить детям любовь к отечеству

 состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов».

Шарль Монтескье

 

 

   Проблема патриотического (духовно- нравственного) воспитания детей – дошкольников приобрела в последнее время особенное значение. Это вызвано обновленным содержанием воспитательно – образовательного процесса в ДОУ.

Просмотр содержимого документа
«"Воспитание человека, гражданина и патриота начинается в семье."»

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Общеобразовательное Учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №173»

г. Воронеж, воспитатель I КК:

Марчукова Инна Федоровна, 2019 г.



Воспитание человека, гражданина и патриота начинается в семье.

«Лучшее средство привить детям любовь к отечеству

состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов».

Шарль Монтескье



Проблема патриотического (духовно- нравственного) воспитания детей – дошкольников приобрела в последнее время особенное значение. Это вызвано обновленным содержанием воспитательно – образовательного процесса в ДОУ.

В дошкольные годы формируются основные качества человека. Что заложено в человеке – то остается навсегда. Воспитание любви к Родине неотъемлемо связано с воспитанием у детей любви к своей семье, к самым близким людям : дедушке, бабушке, отцу, матери, братьям, сестрам и т.д. Это его корни, связывающие их с родным домом и ближайшим окружением. Многие впечатления ими еще глубоко не осознаны, но играют огромную роль в становлении личности будущего патриота. С ранних пор ребенок воспринимает родную речь, слушает народные сказки, стихи, былины – благодаря этому передаются из поколения в поколение такие понятия, как : дружба, добро, трудолюбие, смекалка, взаимопомощь, бескорыстие, альтруизм.

Воспитанию нравственных чувств всегда уделялось большое внимание такими педагогами : Белинским В.Г., Добролюбовым Н.А., Ушинским К.Д., Сухомлинским В.А. «Любовь к Отчизне и любовь к людям – это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма». (В.А.Сухомлинский).

Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников реализуется комплексным подходом к этой проблеме. Все это включает в себя огромный комплекс задач :

  • Формирование чувства собственного достоинства у детей, как представителей своего народа.

  • Воспитание любви и привязанности к семье, родному дому, ДОО, городу, улице.

  • Развитие интереса к традициям своего народа.

  • Расширение представлений о своей Родине – России, ее столице, знакомство с символами государства.

Дошкольники воспринимают окружающую их действительность сверх эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родному дому, к родной стране проявляются у них чувством восхищения своим городом, своей страной. Педагог обязан быть патриотом сам, иначе он не сможет взрастить в ребенке это чувство.

Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной должно проводиться педагогом систематически, в основном вне ООД. Формы этой работы могут быть различными : целевая прогулка, беседа, дидактическая игра, чтение художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций, видеофильмов, слайдов, документов и т.д.. Особенно полезны целевые прогулки и экскурсии с родителями, т.к. узнать и полюбить родной город только по иллюстрациям невозможно. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят вместе ежедневно.

Все это должно вызывать стремление детей к деятельности : нарисовать то, о чем услышал, рассказать родителям или друзьям что-то заинтересовавшее их, украсить свой дом, подъезд, соблюдать чистоту, помогать младшим детям и пожилым членам общества и т.д. Активно педагоги используют музыкальные произведения, изо.деятельность, ручной труд, ознакомление с окружающим, художественную литературу.

Два чувства близки нам –

В них обретает сердце пищу :

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

А.С.Пушкин.

Особую важнейшую роль играет ознакомление дошкольников с историей ВОВ. Приближается 76-годовщина освобождения г.Воронежа от фашистских захватчиков. У каждой семьи свои реликвии, ценности, традиции, передающиеся из поколения к поколению. Трагический след оставила эта война в истории каждой семьи. Одна из важнейших задач в сотрудничестве педагогов и семей дошкольников – помочь родителям приобщить детей к истории страны, связанной с войной, через историю своей семьи.

С этой целью педагогами был осуществлен долгосрочный проект, объединяющий детей и их родителей : «Мы помним – мы гордимся!» В ходе этого проекта были организованы в нашей группе различные мероприятия. Вот их некоторые темы :

  • Моя фамилия.

  • Мое родовое древо.

  • Герой войны – мой предок.

  • И дети приближали Победу.

  • Как восстанавливали родной Воронеж.

  • Памятные места Воронежа (ВОВ).

  • Заводы города ковали Победу.

В ходе проекта дети вместе с родителями посещали музеи, выставки, посвященные ВОВ.

  1. Памятник Славы на Московском проспекте.

  2. Площадь Победы.

  3. Чижовский плацдарм.

  4. Аллея Славы (Коминтерновское кладбище).

  5. Музей – диарама (Ленинский проспект, 94).

  6. Воинский мемориал (парк «Динамо»).

  7. Воинский некрополь (парк «Орленок»).

  8. Мемориал «Песчаный лог».

  9. Памятник в бывшем Саду пионеров (ул.Театральная).

  10. Памятник генералу И.Д.Черняховскому (площадь у вокзала).

  11. Их именами названы улицы нашего города (на Московском проспекте).

  12. Участие в ежегодной акции «Бессмертный полк».

  13. Памятный знак на месте формирования Воронежского добровольческого полка (Первомайский сад).

  14. Памятник «Ротонда».

  15. Памятник танкистам-защитникам Воронежа (проспект Патриотов).

  16. Самолет Ил-2 на постаменте (ул.Циолковского).

Проведение подобных проектов в нашем ДОО находит горячий отклик в детских сердцах и обогащает детей новыми знаниями.

Нравственно – патриотическое воспитание занимает одно из центральных мест воспитательной системы в семьях дошкольников и в ДОО. Благодаря разнообразию форм и методов работы в этом направлении – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России!



Список литературы:

  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Издание 3-е, исправленное и дополненное. Издательство МОЗАИКА СИНТЕЗ.2016г.

  2. Е.П.Арнаутова, Т.А.Котова «Расскажи детям о Победе», (мет.рекомендации), М.,»Русское слово», 2015г.

  3. Н.В.Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», , УЦ Перспектива, М.2008г.

  4. Л.П.Молодова «Беседы с детьми о нравственности и экологии», Минск, «Асар», 2002г.

  5. «Учебник для малышей – моя Родина – Россия», ООО «Издательство «Фламинго», 2007г.

  6. А.А. Козлов Отношение общественного сознания к проблеме воспитания. СпбГУ, 2000.

  7. Б.Т.Лихачев, Педагогика. М., 1992.

  8. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Материалы Всероссийского совещания работников образования. - М.: Высшая школа, 2000, с. 34-49.

  9. Программа развития воспитания в системе образования России на 2010 - 2020 годы.

  10. Сайт rusbiathlon.ru«Физическая культура и патриотическое воспитание».

  11. Сайт http://nsportal.ru «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры».

  12. Г.А. Ковалева «Воспитывая маленького гражданина». Москва. 2004 г.

  13. Под ред. Кондрыкинской Л. А. «Дошкольникам и защитникам отечества» Москва, 2005.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!