«Воспитание дошкольников и семья »
Выполнила:
Воспитатель
МБОУ Одинцовский лицей №2
дошкольное отделение - д/с №81, г. Одинцово
Белева Л.И.
Отец и мать- первые и самые любимые воспитатели своих детей. Они охраняют и берегут их жизнь, создают условия для полноценного развития
Актуальность
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей- матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры- не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании
На основе своих наблюдений Баумрид выделил три типа детей, характер которых соответствовал определенным методам воспитательной деятельности их родителей:
- Авторитетные родители -добрые, общительные, инициативные дети;
- Авторитарные родители - раздражительные склонные к конфликтам дети;
- Снисходительные родители - импульсивные, агрессивные дети;
В.И.Гарбузов выделил три типа неправильного воспитания:
Воспитание по типу А (неприятие,эмоциональное отвержение) - неприятие индивидуальных особенностей ребенка, сочетающееся с жестким контролем ;
Воспитание по типу В (гиперсоциализирующее) - выражается в тревожно-мнительной концепции родителей о состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе;
Воспитание по типу С
(эгоцентрическое) - культивирование внимания всех членов семьи на ребенке (кумир семьи) , иногда в ущерб детям или другим членам семьи;
По мнению Э.Арутюнянц, существует три варианта семьи:традиционная (патриархальная), детоцентрическая
В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших;педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Дети не инициативны, не гибки в общении, действуют исходя из представления о должном.
В детоцентрической семье главной задачей родителей считаетсяобеспечение «счастья ребенка». Семья существует только для ребенка. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный. Очень велик риск социальной дезадаптации и в частности учебной дезадаптации ребенка после поступления в школу.
Очень высоко оценивается супружеская (демократическая) семья . Цель в этой семье -взаимодоверие,принятие, автономность семьи.У этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям. Они плохо адаптируются в среде.Построенной по «вертикальному» принципу (т.е. практически- ко всем социальным институтам).
Влияние семьи осуществляется и проявляется следующим образом:
1.Семья как основа чувства безопасности;
2. Модели родительского поведения;
3. Семья и приобретение жизненного опыта;
4. Дисциплина и формирование поведения;
5. Общение в семье.
Семья
Семья- это определенный морально- психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складываются у ребенка представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства люви, долга, ответственности, дружбы, справедливости.
Пять негативных факторов семейного воспитания:
- приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека;
-бездуховность родителей, отссутствие стремления духовного развития детей;
- авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество;
- безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;
- отсутствие нормального психологического климата в семье;
- фанатизм в любых его проявлениях;
- безграмотность в психолого -педагогическом отношении;
- противоправное поведение взрослых.
Принципы семейного воспитания:
- дети должны расти и воспитываться в атмосфере любви, счастья и доброжелательности;
- родители должны понять и принять ребенка таким , каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;
- воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидууальных особенностей;
- диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;
- личность самих родителей - идеальная модель для подражания детей;
- воспитание должно строиться с опорой на положительное начало в растущем человеке;
- все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре.
Выводы:
Семья не только дарит человеку жизнь! В семье ребенок получает свой первый социальный опыт, делает первые шаги, говорит первые слова. На становление личности влияют не только мать и отец, но и другие члены семьи. Очень важно чтобы маленький человек воспитывался в доброжелательноцй атмосфере, чтобы в процессе воспитания у родителей не было разногласий по поводу методов его воспитания, чтобы ребенок не был свидетелем конфликтов. В противном случае он может вырасти в асоциальную личность, наносящую вред не только окружающим, но и себе.
Спасибо за внимание!