Бакланова Ютта Владимировна,
студентка ГБПОУ КК Краснодарский педагогический колледж
3 курса специальности 44.02.02 Преподавание
в начальных классах
научный руководитель
Латкина Оксана Сергеевна,
преподаватель ГБПОУ КК Краснодарский педагогический колледж
Воспитание гражданственности у обучающихся младшего школьного возраста на уроках окружающего мира
Укрепление социально-экономической базы, повышение благосостояния населения России, стабильность в политической обстановке, в своих истоках зависят от воспитания нового поколения, гражданственно образованного и гармонично развитого. В настоящее время согласно закону РФ «Об образовании» воспитание гражданственности и любви к Родине является одним из главных принципов государственной политики в области образования.
Гражданское воспитание понимается как совокупность интегрированных качеств личности обучающегося, проявляющихся в различных видах творческой деятельности и отношениях каждого индивида при выполнении основных социально-ролевых функций – осознанной законопослушности, патриотической преданности своему Отечеству, к нравственно-культурным ценностям при выполнении разнообразных функций в сферах семейно-бытовых, межнациональных и межличностных отношений. Конкретные задачи воспитания патриотизма, патриотических чувств и патриотического сознания у граждан России как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества определены в Государственной программе Правительства РФ «Патриотическое воспитание граждан РФ» [1].
На разных этапах развития гражданственность понималась по-разному. Кандидат психологических наук Кузнецова Л. В. рассматривает гражданственность, как интегративное качество, позволяющее человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. Это определение сейчас общепризнано [5].
В работах отечественного психолога Сластенина В. А. под гражданственностью понимается – интегративное качество личности, заключающееся в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения [12].
Профессор Гаязов А. С. писал, что гражданственность – это гармоническое сочетание патриотических, интернациональных чувств, нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувстве собственного достоинства, во внутренней дисциплинированности, уважении и доверии к другим гражданам страны,
к своему государству [4].
Гражданственность – это комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношениях и деятельности человека при выполнении им основных социально-ролевых функций – осознанной законопослушности, патриотической преданности в служении Родине и защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной приверженности к ориентациям на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-бытовых, межнациональных и межличностных отношений [12].
Воспитание гражданственности и его проявление на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. Во младшем школьном возрасте она способствует развитию у обучающихся любви к Родине, бережного отношения к окружающему миру, формированию системы знаний о символах государственности, ценностях и нормах демократического общества, чувства гордости за настоящее и прошлое своей Родины, сопричастности к событиям общественной жизни родного края и страны, уважения к другим гражданам.
По мнению С. Александровой, процесс гражданского воспитания обучающихся младшего школьного возраста имеет: «устойчивость и прочность взглядов и убеждений обучающихся младшего школьного возраста, и достигается только тогда, когда обеспечивается единство интеллектуально-эмоциональных переживаний и мышления» [11].
Формированию гражданственности у обучающихся во младшем школьном возрасте способствуют возрастные психологические особенности:
эмоционально-выразительная активность, впечатлительность;
интеллектуальная инициативность, подражательность;
способность и потребность в сенсорных новых впечатлениях,
их воспроизведении, сохранении;
способность к включению всех этих форм психической активности
в реальную социальную деятельность, поведение обучающихся младшего школьного возраста [13].
Данные особенности подтверждает Вороненко А. Г., определяя,
что сущность общечеловеческих аспектов процесса формирования гражданственности во младшем школьном возрасте заключается:
в формировании понимания единства и взаимозависимости мира, одинаковой значимости для всех народов сохранения мира и разоружения;
в защите и сохранении мировой художественной культуры;
в экономическом, научном, культурном сотрудничестве, а также общественной активности в деле разрешения глобальных противоречий;
в преданности Родине, чувстве ответственности за ее судьбу [7].
В процессе самореализации проявляется гражданская позиция личности, способность человека сохранять ее в различных условиях, обладать определенным иммунитетом к воздействиям, противоречащим его личностным установкам, взглядам и убеждениям. Гражданская позиция – это характеристика личности, определяющая её общественное поведение, активность, уровень социальной зрелости. Она характеризует личность с точки зрения способа и характера взаимоотношений. Рассмотрим структурные компоненты гражданской позиции в таблице 1.
Таблица 1 – Структурные компоненты гражданской позиции
Название компонента | Содержание Компонента |
Когнитивный компонент | включает в себя представления о гражданском долге и гражданской ответственности как результат процесса познания обучающегося отношений в коллективе, а представления о патриотизме – как результат изучения общественных отношений в социуме. |
Потребностно-мотивационный компонент | включает в себя социальные потребности, которые связаны с включением индивида в жизнедеятельность общества и необходимы для поддержания социальной активности. |
Эмоциональный компонент | выполняет мобилизирующую функцию, заключающуюся в подготовке организма к активности. Эмоциональные переживания, вызывая перестройку внутреннего мира личности, являются основой эмоциональной реакции на выполнение гражданского долга и гражданской ответственности. |
Поведенческий компонент | отражает действенный характер гражданской позиции, проявляющийся в активности обучающихся, в присвоении ценности гражданского долга и гражданской ответственности, и обнаруживается во взаимодействии обучающихся младшего школьного возраста с социальной средой. |
Процесс формирования гражданственности у обучающихся младшего школьного возраста начинается с целостного восприятия человеком мира и себя в нем. Содержание этого процесса составляет приобщение обучающихся младшего школьного возраста к нравственности как своей первооснове, то
есть к добру, правде и истине.
Один из основных путей воспитания гражданственности у обучающихся младшего школьного возраста – это ознакомление с концепцией гражданственности, понятиями «гражданин», «гражданственность», «общественный долг» и «права и обязанности граждан». Обучающиеся должны понять, что они не только индивидуальности, но и часть большой общности, и возложены на них некоторые обязанности перед своей страной и обществом.
Курс «Окружающий мир» занимает особое место в реализации гражданского воспитания обучающихся младшего школьника, так как
он призван обеспечить эффективность продолжительной работы
в последующие годы по намеченным выше направлениям. Именно в начальных классах объемно и предметно раскрывается структура понятия окружающий мир в единстве трех его составляющих: природа, культура и человек.
На уроках окружающего мира обучающиеся младшего школьного возраста изучают базовые понятия о родном государстве, его символах и традициях. Они учатся правильно воспринимать и понимать основные гражданские права и обязанности, уважать и соблюдать права других людей, а также развивают навыки конструктивного диалога и сотрудничества с другими людьми. При этом, обучающиеся младшего школьного возраста учатся ценить и беречь окружающую среду, развивая экологическую грамотность и ответственность за свои действия. Одна из основных целей уроков окружающего мира – развитие активной гражданской позиции [11].
Гражданственность на уроках окружающего мира помогает обучающимся младшего школьного возраста понять, что каждый из них является частью общества, и имеет роль, права и обязанности по отношению к нему. Обучающиеся учатся действовать в интересах общества, осознавать свои права и обязанности, уважать мнения и права окружающих, участвовать
в общественной жизни.
На уроках обучающиеся младшего школьного возраста изучают права человека, основные законы и положения своей страны. Они узнают о значимости выборов в жизни, праве на свободу и равенство, охране природы и окружающей среды, а также о других социально значимых вопросах. Это позволяет им понять, как влиять на общество, принимать активное участие в общественных делах.
Существуют различные классификации методов воспитания гражданственности, которые научно доказаны и обоснованы:
методы формирования сознания личности – методы воздействия на интеллектуальную сферу личности для формирования взглядов, понятий, установок, суждений, оценок
методы организации деятельности – пути воздействия на предметно-практическую сферу личности с целью выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации.
методы стимулирования деятельности и поведения – методы воздействия на мотивационную сферу личности, направленные на побуждение воспитанников к улучшению своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения [9].
Метод воспитания делом неотрывно связан с методом словесного обучения. Включение обучающихся в различные виды общественной деятельности создает необходимые условия для процесса социализации индивида, приводит к активному опыту гражданского поведения.
Наиболее эффективен на уроке метод наблюдения, при котором обучающийся младшего школьного возраста больше учится сам, чем его учат, развивают терпение, настойчивость и качества, которые необходимы для формирования гражданственности.
Из практических методов эффективными для решения задач
по гражданскому воспитанию на уроках окружающего мира являются практические работы, проводимые в классе или на пришкольном участке. Практические занятия обеспечивают включение обучающихся младшего школьного возраста в реальную, связанную с жизнью деятельность.
В целях формирования человека-гражданина, необходимо в процессе обучения и воспитания создавать проблемные ситуации на уроках окружающего мира, требующие от обучающихся младшего школьного возраста умения анализировать непростые явления, определять и защищать свои позиции, конструктивно взаимодействовать с другими позициями. Для решения задач
по воспитанию гражданственности в логико-мыслительной деятельности более эффективны проблемные и исследовательские методы обучения.
Существуют также методы организации деятельности обучающихся младшего школьного возраста, которые наиболее приемлемые для осуществления воспитания гражданственности:
метод приучения - в его основе находится практическая деятельность обучающихся младшего школьного возраста, результатом которой становятся умения и навыки гражданского поведения.
метод поручения опирается на задания учителя и выполнения их обучающимися способствует развитию у них положительных качеств личности: ответственность, целеустремлённость, дисциплинированность.
метод требования при следующих условиях: требование должно быть выполнимым и непременно выполненным, в требованиях должно соблюдаться единство, требования должны поддерживаться коллективом и осознаваться обучающимися как общественные.
метод убеждения: основывается не просто на повествовании на тему, а происходит рассказ, раскрывающий сущность проблемы, ее актуализация достигается при помощи примеров и сформулированного отношения к каким-либо предметам, явлениям, действиям, берущих свое начало с какого-либо образца: родители, близкие люди, политики, литературные деятели, учителя.
Кроме основных методов воспитания гражданственности на уроках окружающего мира используются дополнительные методы стимулирования, которые направленны на стимулирование деятельности обучающихся с помощью положительной оценки их поведения. Поощрять их можно одобрительным отношением к его поступкам, похвалой за что-либо, благодарностью, которую лучше выражать публично и разного рода наградами. Наказание осуществляется через порицание, предупреждение, лишение почетных обязанностей по классу.
Таким образом, воспитание гражданственности у обучающихся младшего школьного возраста на уроках окружающего мира является важной задачей образовательной системы. Воспитание гражданственности направлено
на формирование осознанного и ответственного отношения ребенка к своей родине, к себе как гражданину и к другим людям. В процессе уроков окружающего мира обучающиеся младшего школьного возраста узнают о своей стране, ее истории, символах и традициях, изучают права и обязанности гражданина, основные принципы демократии и справедливости,
что способствует воспитанию активной гражданской позиции.
В результате использования таких методов, как организация обсуждений, объяснительно-иллюстративный, практическая деятельность, формирование сознания личности, использование активных методов и методов стимулирования, на уроках окружающего мира формируется гражданственность у обучающихся младшего школьного возраста, что способствует их успешной адаптации и активному участию в жизни общества. Полученные знания и навыки помогут обучающимся стать ответственными, справедливыми и активными гражданами, способными вносить изменения в окружающую среду.
Список использованной литературы
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2021. – 160 с.
Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте /
под ред. Васильевой З. И. – М.: Просвещение, 2020. – 154 с.
Гаязов, А. С. Общество, государство: воспитание гражданина. –
М.: Педагогика, 2018. – 90 с.
Кузнецова, Л. В. Становление и развитие гражданского воспитания школьников в России: Цели, ценности, эффективность. − М.: МГОПУ
им. М. А. Шолохова, 2019. – 316 с.
Лебедева, О. В. Гражданское образование и воспитание в России. –
М.: Академия, 2018. – 138 с.
Марьенко, И. С. Основы процесса гражданского воспитания школьников: Учеб. пособие для пед. училищ. – М.: Просвещение, 2019. – 183 с.
Полищук, И. А. Гражданско-патриотическое воспитание школьников в музейно-образовательной среде / под ред. Полищук И. А. – М.: Политиздат, 2019. – 188 с.
Фрумин, И. Д. Пособие по гражданскому образованию учащихся / под ред. Воскресенской Н. М., Фрумина И. Д. – М.: АПК и ПРО, 2019. – 271 с.
Щукина, Г. И. Роль деятельности в учебном процессе / под ред. Щукина Г. И. – М.: Просвещение, 2021. – 144 с.
Александрова, С. Методика развития гражданственности младших школьников // Патриотизм в школе. – 2019. – № 2 – С. 22-24
Филонов, Г. Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития // Педагогика. – 2019. – № 8 – С. 45-52.
Макарова, Л. И. Психолого-педагогические особенности младшего школьника как фактор воспитания гражданской позиции // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2022. – № 4 – С. 247-248.
3