СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание гражданственности у обучающихся младшего школьного возраста на уроках окружающего мира. Автор статьи Бакланова Ютта Владимировна, студентка ГБПОУ КК КПК, научный руководитель Латкина Оксана Сергеевна

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процесс формирования гражданственности у обучающихся младшего школьного возраста начинается с целостного восприятия человеком мира и себя в нем. Содержание этого процесса составляет приобщение обучающихся младшего школьного возраста к нравственности как своей первооснове, то есть к добру, правде и истине.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание гражданственности у обучающихся младшего школьного возраста на уроках окружающего мира. Автор статьи Бакланова Ютта Владимировна, студентка ГБПОУ КК КПК, научный руководитель Латкина Оксана Сергеевна»

Бакланова Ютта Владимировна,

студентка ГБПОУ КК Краснодарский педагогический колледж

3 курса специальности 44.02.02 Преподавание

в начальных классах


научный руководитель

Латкина Оксана Сергеевна,

преподаватель ГБПОУ КК Краснодарский педагогический колледж


Воспитание гражданственности у обучающихся младшего школьного возраста на уроках окружающего мира


Укрепление социально-экономической базы, повышение благосостояния населения России, стабильность в политической обстановке, в своих истоках зависят от воспитания нового поколения, гражданственно образованного и гармонично развитого. В настоящее время согласно закону РФ «Об образовании» воспитание гражданственности и любви к Родине является одним из главных принципов государственной политики в области образования.

Гражданское воспитание понимается как совокупность интегрированных качеств личности обучающегося, проявляющихся в различных видах творческой деятельности и отношениях каждого индивида при выполнении основных социально-ролевых функций – осознанной законопослушности, патриотической преданности своему Отечеству, к нравственно-культурным ценностям при выполнении разнообразных функций в сферах семейно-бытовых, межнациональных и межличностных отношений. Конкретные задачи воспитания патриотизма, патриотических чувств и патриотического сознания у граждан России как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества определены в Государственной программе Правительства РФ «Патриотическое воспитание граждан РФ» [1].

На разных этапах развития гражданственность понималась по-разному. Кандидат психологических наук Кузнецова Л. В. рассматривает гражданственность, как интегративное качество, позволяющее человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. Это определение сейчас общепризнано [5].

В работах отечественного психолога Сластенина В. А. под гражданственностью понимается – интегративное качество личности, заключающееся в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения [12].

Профессор Гаязов А. С. писал, что гражданственность – это гармоническое сочетание патриотических, интернациональных чувств, нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувстве собственного достоинства, во внутренней дисциплинированности, уважении и доверии к другим гражданам страны,
к своему государству [4].

Гражданственность – это комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношениях и деятельности человека при выполнении им основных социально-ролевых функций – осознанной законопослушности, патриотической преданности в служении Родине и защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной приверженности к ориентациям на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-бытовых, межнациональных и межличностных отношений [12].

Воспитание гражданственности и его проявление на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. Во младшем школьном возрасте она способствует развитию у обучающихся любви к Родине, бережного отношения к окружающему миру, формированию системы знаний о символах государственности, ценностях и нормах демократического общества, чувства гордости за настоящее и прошлое своей Родины, сопричастности к событиям общественной жизни родного края и страны, уважения к другим гражданам.

По мнению С. Александровой, процесс гражданского воспитания обучающихся младшего школьного возраста имеет: «устойчивость и прочность взглядов и убеждений обучающихся младшего школьного возраста, и достигается только тогда, когда обеспечивается единство интеллектуально-эмоциональных переживаний и мышления» [11].

Формированию гражданственности у обучающихся во младшем школьном возрасте способствуют возрастные психологические особенности:

  • эмоционально-выразительная активность, впечатлительность;

  • интеллектуальная инициативность, подражательность;

  • способность и потребность в сенсорных новых впечатлениях,
    их воспроизведении, сохранении;

  • способность к включению всех этих форм психической активности
    в реальную социальную деятельность, поведение обучающихся младшего школьного возраста [13].

Данные особенности подтверждает Вороненко А. Г., определяя,
что сущность общечеловеческих аспектов процесса формирования гражданственности во младшем школьном возрасте заключается:

  • в формировании понимания единства и взаимозависимости мира, одинаковой значимости для всех народов сохранения мира и разоружения;

  • в защите и сохранении мировой художественной культуры;

  • в экономическом, научном, культурном сотрудничестве, а также общественной активности в деле разрешения глобальных противоречий;

  • в преданности Родине, чувстве ответственности за ее судьбу [7].

В процессе самореализации проявляется гражданская позиция личности, способность человека сохранять ее в различных условиях, обладать определенным иммунитетом к воздействиям, противоречащим его личностным установкам, взглядам и убеждениям. Гражданская позиция – это характеристика личности, определяющая её общественное поведение, активность, уровень социальной зрелости. Она характеризует личность с точки зрения способа и характера взаимоотношений. Рассмотрим структурные компоненты гражданской позиции в таблице 1.

Таблица 1 – Структурные компоненты гражданской позиции

Название компонента

Содержание

Компонента

Когнитивный компонент

включает в себя представления о гражданском долге и гражданской ответственности как результат процесса познания обучающегося отношений в коллективе, а представления о патриотизме – как результат изучения общественных отношений в социуме.

Потребностно-мотивационный компонент

включает в себя социальные потребности, которые связаны с включением индивида в жизнедеятельность общества и необходимы для поддержания социальной активности.

Эмоциональный компонент

выполняет мобилизирующую функцию, заключающуюся в подготовке организма к активности. Эмоциональные переживания, вызывая перестройку внутреннего мира личности, являются основой эмоциональной реакции на выполнение гражданского долга и гражданской ответственности.

Поведенческий компонент

отражает действенный характер гражданской позиции, проявляющийся в активности обучающихся, в присвоении ценности гражданского долга и гражданской ответственности, и обнаруживается во взаимодействии обучающихся младшего школьного возраста с социальной средой.


Процесс формирования гражданственности у обучающихся младшего школьного возраста начинается с целостного восприятия человеком мира и себя в нем. Содержание этого процесса составляет приобщение обучающихся младшего школьного возраста к нравственности как своей первооснове, то
есть к добру, правде и истине.

Один из основных путей воспитания гражданственности у обучающихся младшего школьного возраста – это ознакомление с концепцией гражданственности, понятиями «гражданин», «гражданственность», «общественный долг» и «права и обязанности граждан». Обучающиеся должны понять, что они не только индивидуальности, но и часть большой общности, и возложены на них некоторые обязанности перед своей страной и обществом.

Курс «Окружающий мир» занимает особое место в реализации гражданского воспитания обучающихся младшего школьника, так как
он призван обеспечить эффективность продолжительной работы
в последующие годы по намеченным выше направлениям. Именно в начальных классах объемно и предметно раскрывается структура понятия окружающий мир в единстве трех его составляющих: природа, культура и человек.

На уроках окружающего мира обучающиеся младшего школьного возраста изучают базовые понятия о родном государстве, его символах и традициях. Они учатся правильно воспринимать и понимать основные гражданские права и обязанности, уважать и соблюдать права других людей, а также развивают навыки конструктивного диалога и сотрудничества с другими людьми. При этом, обучающиеся младшего школьного возраста учатся ценить и беречь окружающую среду, развивая экологическую грамотность и ответственность за свои действия. Одна из основных целей уроков окружающего мира – развитие активной гражданской позиции [11].

Гражданственность на уроках окружающего мира помогает обучающимся младшего школьного возраста понять, что каждый из них является частью общества, и имеет роль, права и обязанности по отношению к нему. Обучающиеся учатся действовать в интересах общества, осознавать свои права и обязанности, уважать мнения и права окружающих, участвовать
в общественной жизни.

На уроках обучающиеся младшего школьного возраста изучают права человека, основные законы и положения своей страны. Они узнают о значимости выборов в жизни, праве на свободу и равенство, охране природы и окружающей среды, а также о других социально значимых вопросах. Это позволяет им понять, как влиять на общество, принимать активное участие в общественных делах.

Существуют различные классификации методов воспитания гражданственности, которые научно доказаны и обоснованы:

  • методы формирования сознания личности – методы воздействия на интеллектуальную сферу личности для формирования взглядов, понятий, установок, суждений, оценок

  • методы организации деятельности – пути воздействия на предметно-практическую сферу личности с целью выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации.

  • методы стимулирования деятельности и поведения – методы воздействия на мотивационную сферу личности, направленные на побуждение воспитанников к улучшению своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения [9].

Метод воспитания делом неотрывно связан с методом словесного обучения. Включение обучающихся в различные виды общественной деятельности создает необходимые условия для процесса социализации индивида, приводит к активному опыту гражданского поведения.

Наиболее эффективен на уроке метод наблюдения, при котором обучающийся младшего школьного возраста больше учится сам, чем его учат, развивают терпение, настойчивость и качества, которые необходимы для формирования гражданственности.

Из практических методов эффективными для решения задач
по гражданскому воспитанию на уроках окружающего мира являются практические работы, проводимые в классе или на пришкольном участке. Практические занятия обеспечивают включение обучающихся младшего школьного возраста в реальную, связанную с жизнью деятельность.

В целях формирования человека-гражданина, необходимо в процессе обучения и воспитания создавать проблемные ситуации на уроках окружающего мира, требующие от обучающихся младшего школьного возраста умения анализировать непростые явления, определять и защищать свои позиции, конструктивно взаимодействовать с другими позициями. Для решения задач
по воспитанию гражданственности в логико-мыслительной деятельности более эффективны проблемные и исследовательские методы обучения.

Существуют также методы организации деятельности обучающихся младшего школьного возраста, которые наиболее приемлемые для осуществления воспитания гражданственности:

  • метод приучения - в его основе находится практическая деятельность обучающихся младшего школьного возраста, результатом которой становятся умения и навыки гражданского поведения.

  • метод поручения опирается на задания учителя и выполнения их обучающимися способствует развитию у них положительных качеств личности: ответственность, целеустремлённость, дисциплинированность.

  • метод требования при следующих условиях: требование должно быть выполнимым и непременно выполненным, в требованиях должно соблюдаться единство, требования должны поддерживаться коллективом и осознаваться обучающимися как общественные.

  • метод убеждения: основывается не просто на повествовании на тему, а происходит рассказ, раскрывающий сущность проблемы, ее актуализация достигается при помощи примеров и сформулированного отношения к каким-либо предметам, явлениям, действиям, берущих свое начало с какого-либо образца: родители, близкие люди, политики, литературные деятели, учителя.

Кроме основных методов воспитания гражданственности на уроках окружающего мира используются дополнительные методы стимулирования, которые направленны на стимулирование деятельности обучающихся с помощью положительной оценки их поведения. Поощрять их можно одобрительным отношением к его поступкам, похвалой за что-либо, благодарностью, которую лучше выражать публично и разного рода наградами. Наказание осуществляется через порицание, предупреждение, лишение почетных обязанностей по классу.

Таким образом, воспитание гражданственности у обучающихся младшего школьного возраста на уроках окружающего мира является важной задачей образовательной системы. Воспитание гражданственности направлено
на формирование осознанного и ответственного отношения ребенка к своей родине, к себе как гражданину и к другим людям. В процессе уроков окружающего мира обучающиеся младшего школьного возраста узнают о своей стране, ее истории, символах и традициях, изучают права и обязанности гражданина, основные принципы демократии и справедливости,
что способствует воспитанию активной гражданской позиции.

В результате использования таких методов, как организация обсуждений, объяснительно-иллюстративный, практическая деятельность, формирование сознания личности, использование активных методов и методов стимулирования, на уроках окружающего мира формируется гражданственность у обучающихся младшего школьного возраста, что способствует их успешной адаптации и активному участию в жизни общества. Полученные знания и навыки помогут обучающимся стать ответственными, справедливыми и активными гражданами, способными вносить изменения в окружающую среду.


Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2021. – 160 с.

  3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте /
    под ред. Васильевой З. И. – М.: Просвещение, 2020. – 154 с.

  4. Гаязов, А. С. Общество, государство: воспитание гражданина. –
    М.: Педагогика, 2018. – 90 с.

  5. Кузнецова, Л. В. Становление и развитие гражданского воспитания школьников в России: Цели, ценности, эффективность. − М.: МГОПУ
    им. М. А. Шолохова, 2019. – 316 с.

  6. Лебедева, О. В. Гражданское образование и воспитание в России. –
    М.: Академия, 2018. – 138 с.

  7. Марьенко, И. С. Основы процесса гражданского воспитания школьников: Учеб. пособие для пед. училищ. – М.: Просвещение, 2019. – 183 с.

  8. Полищук, И. А. Гражданско-патриотическое воспитание школьников в музейно-образовательной среде / под ред. Полищук И. А. – М.: Политиздат, 2019. – 188 с.

  9. Фрумин, И. Д. Пособие по гражданскому образованию учащихся / под ред. Воскресенской Н. М., Фрумина И. Д. – М.: АПК и ПРО, 2019. – 271 с.

  10. Щукина, Г. И. Роль деятельности в учебном процессе / под ред. Щукина Г. И. – М.: Просвещение, 2021. – 144 с.

  11. Александрова, С. Методика развития гражданственности младших школьников // Патриотизм в школе. – 2019. – № 2 – С. 22-24

  12. Филонов, Г. Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития // Педагогика. – 2019. – № 8 – С. 45-52.

  13. Макарова, Л. И. Психолого-педагогические особенности младшего школьника как фактор воспитания гражданской позиции // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2022. – № 4 – С. 247-248.


3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!