СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический доклад "Воспитание и обучение детей в классе баяна на основе народной музыки"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методический доклад "Воспитание и обучение детей в классе баяна на основе народной музыки"»

МБОУ ДО «Золотухинская детская школа искусств»













Методический доклад на тему:


«Воспитание и обучение детей в классе баяна на основе народной музыки»







Панкратова Н.А., преподаватель


1 квалификационной категории


по классу баяна























п. Золотухино - 2021

Перемены, происходящие в общественной жизни нашей страны, в значительной степени затрагивают и систему образования и культуры. Принятие ФГТ внесли изменения в возрастные критерии обучающихся.

В настоящее время педагоги по классу баяна и аккор­деона столкнулись с проблемой обучения детей 6,5–7 лет­него возраста. Это связано с желанием родителей, обучать маленьких детей игре на таких инструментах, как баян и аккордеон. Так же народный инструмент (баян) внесен в основную часть программы ФГТ обучающихся отделения «Музыкальный фольклор».

Необходимой предпосылкой обучения игре на баяне (как, впрочем, и на любом другом инструменте), явля­ется музыкальность ребёнка: комплекс музыкальных спо­собностей, который включает музыкальный слух, чувство ритма и музыкальную память. Ещё не так давно, дети, поступа­ющие в музыкальную школу, выдерживали вступительный отбор, а то и конкурс. Но время и условия жизни общества вносят свои поправки: теперь стало почти нормой прини­мать учащихся, что называется «с улицы», часто со сла­быми музыкальными данными, а иногда и откровенно выраженными психо-эмоциональными проблемами, что вносит в работу педагога дополнительные проблемы и нагрузки.

Особого внимания учителя требуется самым младшим, начинающим ученикам. Ре­бёнок переступает школьный порог, переполненный впе­чатлениями и различного рода ожиданиями. К сожалению, редко, когда музыкальное образование строится на базе полноценной музыкальной подготовки в детском саду. Наш районный посёлок Золотухино небольшой, так же сюда родители привозят учиться своих детей из деревень. И что представляют собой в начале учебного года наши новые ученики: многие из них не были ни в театре, ни в филармонии, а некоторые — даже не по­сещали детский сад и с музыкой первый раз встречаются в школе на уроках.

Ведь всё же не показатели музыкальности являются главным критерием при обучении ребёнка. Преоблада­ющим фактором должны служить: интерес и желание за­ниматься музыкой. Преподавателю, необходимо создать такие условия, когда у ребят появляется желание заниматься на инструменте, когда дети начинают «хотеть» слушать музыку и пытаться постигнуть «тайну» творче­ства. Музыкальное образование и воспитание школь­ников находится в наших руках. Индивидуальный ха­рактер обучения в музыкальной школе определяет дифференцированный подход к каждому ребенку. Учи­тывая индивидуально-психологические особенности лич­ности и физические возможности учащегося нужно вы­бирать методы преподавания, соответствующие возрасту, интересам, способностям и характеру каждого ученика — важные составляющие успеха в работе.

Уроки специальности должны быть источником ра­дости, восторга и удивления от познания нового. Ведь именно в процессе занятий ученик познает музыку во всем ее многообразии, у него формируется навыки и привычки труда, воспитывается воля, чувства, развивается мыш­ление. Если учеба дает радость, ученик стремится закре­пить это состояние новыми достижениями, подчас безот­четно; если учеба приносит огорчения, он точно так же стремится лишь к одному — любым способом избежать неприятности. О средствах достижения цели младший школьник почти не задумывается. Было бы ему хорошо!

Содержание работы с учащимся в донотный период: слушание музыки (определение характера, жанра); со­знание ритмического своеобразия жанров; пение песен с поддержкой аккомпанемента и без него; определение количества звуков, мотивов; осознание понятие относи­тельной высоты звуков. Первые занятия с начинающим должны носить наглядно-демонстрационный характер. Исходя из опыта работы с обучающимися фольклорного и народного отделений, я пришла к выводу, что целесообразно опираться на традиционный музыкальный фольклор. Ведь в его основе лежит как песенность, так и танцевальность. На разных этапах обучения это приносит только пользу. В донотный период детям важно развивать слух, ритм, песенность. Недаром самые первые песни, которые слышит ребёнок, колыбельные – народные песни. Начинать игру на инструменте рекомендую с небольших попевок: «Андрей-воробей», «Барашеньки-крутороженьки», «Два кота», которые исполняются на 1-2 звуках. Дети играют и поют в удобном диапазоне сначала со словами, затем и названием нот. Обязательно следить за чистотой интонирования голоса, постепенно увеличивая диапазон и осваивать новые ноты на клавиатуре. Начинать обучение нужно с игры одним пальцем и от урока к уроку с каждой новой пьесой включать в ра­боту все пальцы. О развитии ручного аппарата стоит ска­зать особо. Учителю необходимо помнить, что у детей 6–8 лет мелкие мышцы рук ещё недостаточно развиты, поэтому в начальный период очень важно включать в про­цесс обучения специальную гимнастику для пальцев, рук, благодаря которой ребёнок осваивает «мышечную» аз­буку. Задача педагога заключается в подборе комплекса упражнений для каждого ученика с учётом его индивиду­альных особенностей (физическое развитие, координация, строение рук, с учётом проблем координации) Затем изучение попевок в объёме кварты и квинты: «Скок, скок, поскок», «Василек». Многократное повторение от разных нот вырабатывает вариабельную и позиционную технику, укрепляет игровой аппарат и развивает слух и ритм. На начальном этапе закладываются азы транспонирования и свободного движения по клавиатуре. Таким образом, происходит постепенный переход к исполнению произведений по нотам. Обучение нотной гра­моте должно быть постепенным, не форсированным, под­крепляемым практическими упражнениями на баяне.

В переходе на нотную запись необходимо соблюдать принцип последовательности — от простого к сложному, учитывая индивидуальные особенности ученика в осво­ении нотного материала. «Теоретическое» не должно за­слонять «музыкальное», наиболее эффективно сначала что то выучить практически, а затем показать, как это вы­глядит в нотной записи.

Здесь возможно исполнение на инструменте народных песен типа «Я на горку шла». На народном песенном материале закладываются основы меховедения, ровного дыхания, как пения без «дырок». Слуховые и тактильные ощущения впоследствии дополняются зрительными, по мере изучения нотной грамоты.

С годами работы, у каждого преподавателя вырабаты­вается своя собственная методика, основанная на опыте работы, переосмысленная и дополненная разработ­ками других педагогов.

Данные методы позволяют не только повысить ре­зультативность обучения, но и сделать учащихся более раскованными и эмоциональными, при этом преподава­телю не нужно чрезмерно увлекаться большим объемом учебного материала, так как дети младшего школьного возраста, отличаются неустойчивостью внимания и памяти, быстрой утомляемостью, связанной с истощением нервных клеток. Именно поэтому им необ­ходимы смена заданий «разгрузочные» паузы. Это всевозможные пальчиковые и фольклорные игры. При тонком и бережном подходе учителя, применяя игровой характер методики преподавании «артистичность» учителя позво­ляют добиться обнадёживающих результатов. Решающая роль отводится созданию слушательского опыта, поэтому целесообразно начинать со знакомства ученика с инструментом, его возможностями. Для этого педагог должен сам владеть инструментом и уметь ис­полнить несколько известных произведений, различных по характеру и доступных восприятию ученика. Играя ре­бенку на инструменте, преподаватель решает сразу не­сколько первоначальных педагогических задач:

1)приобщает ученика к музыке (учит слу­шать музыку, прививает любовь к музыке);

2) используя принцип наглядности, пробу­ждает у ученика интерес к инструменту, желанию учиться исполнительству на инструменте;

3) постепенно вводит ученика в учебный процесс.

Индивидуальное занятие с учеником обязательно вклю­чает в себя элементы самоанализа деятельности, самокон­троль.

На более поздних этапах обучения целесообразно прослушивание произведений в интернете, в исполнении разных исполнителей. Сравнивая и анализируя игру, добиваться совершенства своего исполнения. Концертные вариации и обработки русских народных песен, не сложные аккомпанементы. Необходимо сознавать, что оценочный критерий очень важная составляющая в учёбе ребёнка, своеобразный стимул желания труда.

Формирование полноценной учебной деятельности у детей младшего возраста может происходить лишь на основе комплексных принципов совместной деятель­ности педагогов и родителей. Большое внимание в своей работе необходимо уделять налаживанию взаимодействия с родителями учеников. Мало провести с учеником занятие в классе, необходимо, чтобы ученик достаточно времени и усердия уделял закреплению пройденного материала в процессе домашней самопод­готовки. Потому что именно папы и мамы должны «за­разить» ребёнка любовью к музыке, проявить интерес к его занятиям и успехам, воспитывать у него настойчи­вость и любовь к труду.

Рассмотренные и предложенные способы обучения особенно полезны и результативны для маленьких по воз­расту учащихся, а также детей со слабыми и средними му­зыкальными данными, имеющие проблемы в интеллек­туальном развитии. Как правило, именно такие ученики подталкивают педагога к поиску новых, продуктивных способов и приёмов обучения.

Хотелось бы привести слова доктора пси­хологических наук В. Г. Ражникова: «Все дети талантливы настолько, чтобы безостановочно развиваться в своих возможностях. Проблема только в том, в каком качестве, с чьей помощью и каким способом они приобщались к ис­кусству».

В заключении хотелось бы сказать, что не смотря на то, что исполнительские возможности баяна выросли, существует много современных оригинальных обработок разных стилей и жанров, я считаю, что баян по своей природе есть и будет подлинно народным инструментом.