СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание и закрепление бытовых навыков у обучающихся общеобразовательных организаций с нарушением слуха

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучены особенности воспитания и закрепления бытовых навыков у детей с нарушениями слуха, обучающихся в обеобразовательных организациях.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание и закрепление бытовых навыков у обучающихся общеобразовательных организаций с нарушением слуха»

УДК 376.3


ВОСПИТАНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Воротынцева Д.А., Черных Л.В., Беседина И.Н.,

Кузьмина С.Г., Обрезанова Е.А.

ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная

школа-интернат №23», Белгород, Россия

darink1@yandex.ru


Изучены особенности воспитания и закрепления бытовых навыков у детей с нарушениями слуха, обучающихся в обеобразовательных организациях.

Ключевые слова: нарушения слуха, бытовые навыки, общеобразовательные организации


Одной из основных целей коррекционной школы-интернат является социализация детей с ограниченными возможностями здоровья. Поскольку дети находятся в интернатном учреждении круглосуточно, очень важно научить и закрепить у них различные бытовые навыки.

Воспитание и закрепление бытовых навыков происходит в рамках различных видов деятельности, а особенно – в рамках занятий по бытовому труду.

К числу специальных задач социально-бытовой ориентации, дающей возможность прививать учащимися навыки бытового труда, относятся:

  1. Обучение обучающихся этике поведения во время приёма пищи, при общении с людьми;

  2. Обучение детей сервировке стол сначала с помощью воспитателя, а затем самостоятельно, убирать посуду после приёма пищи.

  3. Обучение детей мытью посуды;

  4. Обучение детей отдельным операциям при уборке помещения (вытирание пыли, чистка ковра пылесосом);

  5. Обучение детей использованию бытовых приборов: утюга, электрочайника, пылесосом.

  6. Обучение детей уходу за комнатными растениями (правильный полив);

  7. Развитие гигиенических навыков: умение правильно умываться и мыть руки, чистить зубы, пользоваться полотенцем;

  8. Обучение содержанию в порядке своей одежды и обуви;

  9. Развитие умения работать, подчиняться общим требованиям, выполнять словесные инструкции педагога;

  10. Активизирование познавательного интереса;

  11. Обучение детей сюжетно – ролевым играм;

  12. Активизирование речи через практическую деятельность, обогащение словаря детей, развитие связной речи [1].

Некоторые воспитатели большое внимание обращают на формирование у детей навыков и умений самообслуживания. Воспитатель вводит правило: «Каждой вещи своё место» - и строго контролирует его выполнение. Постоянно на конкретных примерах педагог может показывать детям, как важно и необходимо соблюдать это правило: когда все вещи на месте, можно быстро одеться, вещами удобно пользоваться, и они лучше сохраняются.

С ранних лет нужно воспитывать у детей любовь и привычку к труду. Следует считать важнейшим правилом воспитания: «Не делай за ребёнка того, что он может сделать сам» [3].

Учащиеся более осознано должны относиться к выполнению правил личной гигиены: самостоятельно мыть руки с мылом, намыливать их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расчёской, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. Очень важно научив всему этому добиваться у детей привычки выполнять все эти правила ежедневно самостоятельно не только утром, но и вечером. Потому что в нашей школе в среднем и старшем звене существует эта проблема и все мы об этом знаем, когда некоторых учащихся не заставишь почистить зубы, постирать носки, делать зарядку и т. д.

В младших классах необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. В старших классах большое значение приобретают учебные мотивы. Однако для более успешного формирования и закрепления бытовых навыков на протяжении всего периода обучения целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные дидактические материалы, разнообразные сюжетные картинки [2].

Для закрепления бытовых навыков желательно давать детям различные поручения, например, назначить ответственных для систематической проверки у сверстников состояние ногтей, рук, одежды, содержания личных вещей в шкафу, порядка в спальне. Бытовые навыки быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто – то стал значительно опрятнее и т. д.).

Основные знания дети получают в процессе учения и трудовой деятельности (в школе и дома). Задача школы состоит в том, чтобы привести их в систему, помочь школьникам сформировать определённые взгляды и убеждения о профессиях.

Таким образом, правильно подумав и спланировав работу по воспитанию и закреплению бытовых навыков, основ профессионального труда можно добиться самостоятельного выполнения бытовых навыков и воспитать культурного человека нашего общества.


Список цитируемой литературы:

  1. Багрова, И.Г., Сурдопедагогика / И.Г. Багрова, Т.Г. Богданова, Е.А. Большакова – М., 2004. – 365 с.

  2. Девятова Т.А. Социально – бытовая ориентировка / Т.А. Девятова, Л.Л. Кочетова, А.Г. Петрикова, Н.М., Платонова, А.М. Щербаков. - М., 2005. – 216 с.

  3. Речицкая Е.Г. Развитие глухих детей в процессе внеклассной работы. / Е.Г. Речицкая. – СПб., 2007 г. – 187 с.


EDUCATION AND CONSOLIDATION OF HOUSEHOLD SKILLS IN STUDENTS OF GENERAL EDUCATION ORGANIZATIONS WITH HEARING IMPAIRMENTS

Vorotyntseva D.A., Chernykh L.V., Besedina I.N.,

Kuzmina S.G., Obrezanova E.A.

Belgorod Correctional Comprehensive Boarding School No. 23,

Belgorod, Russia

[email protected]


The features of education and consolidation of household skills in children with hearing impairments studying in educational organizations are studied.

Key words: hearing disorders, household skills, general education organizations





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!