СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Воспитание интеллигентности как качества личности у младших школьников через краеведческую работу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данна статья освещает способы формирования такого качества как "интеллигентность" у детей младшего школьного возраста через краеведческую работу.

Просмотр содержимого документа
«"Воспитание интеллигентности как качества личности у младших школьников через краеведческую работу"»

«Воспитание интеллигентности как качества личности у младших школьников через краеведческую работу»

Все течет, все меняется. И современная система образования тоже не стоит на месте, выдвигая новые принципы и подходы в обучении и воспитании подрастающего поколения. Соответственно возникает вопрос. А какого человека следует формировать? Какие идеалы воспитания должны быть в наше время?

Никто не будет спорить с тем, что современное общество заинтересовано в людях нравственно-ориентированных, интеллектуально и духовной развитых, имеющих понятие о том, что такое честь, долг, совесть. Такой тип личности мы можем назвать понятием «интеллигент». Но на сегодняшний момент формированию именно интеллигентности уделяется не достаточно внимания.

Интеллигенция на протяжении всей истории человечества была как бы всегда ее стержнем, если можно сказать, совестью нации. Кто такие интеллигенты? Это люди, которые не равнодушны к тому, что происходит в обществе , у них очень сильно развито чувство справедливости. Еще писатели писатели Александр Исаевич Солженицын, Фазиль Абдулович Искандер, академик Дмитрий Сергеевич Лихачев говорили об интеллигентности, как исконно русском качестве личности. Считали, что интеллигентность -это сочетание образованности, культуры и нравственности. С чем безусловно нельзя не согласиться.

Еще Д.С. Лихачев писал, что воспитывать интеллигентов после окончания школы поздно. «...Интеллигентность создается в возрасте от 3 до 16-17 лет. Потом из неинтеллигентного человека сделать интеллигентного уже невозможно».

Следовательно, это качество нужно формировать еще со школьной скамьи. В жизни часто имеют влияние стереотипы, неверные представления о чем -либо. Также и происходит и с этим понятием. Большинство людей считают, что интеллигентный -это обязательно тот, который много читает и всего знает, имеет хорошее образование, да еще может быть и языками несколькими владеет. Но как показывает практика, можно всем этим обладать, и при этом быть неинтеллигентным, и наоборот, не имея должного образования, престижного статуса, но иметь внутреннюю интеллигентность. Таким образом напрашивается вывод, что уровень образования нельзя сопоставлять с интеллигентностью. Как правило, если мы говорим об интеллигентности в ученике, то вкладываем в это такие качества как широкий кругозор, постоянное стремление ко всему новому, уважение к мнению других людей, умение эффективно взаимодействовать.

Социально-культурная среда, искусство, традиции и обычай, семейный уклад жизни оказывают большое влияние на ученика в процессе его социализации. От учителей, воспитателей зависит тоже очень многое. Половину дня ребенок проводит в школе, не в кругу семьи. Никто не будет спорить с тем, что из семьи идет многое, это фундамент воспитания ребенка. Но школа является неким мостиком между семьей и взрослой жизнью. И здесь, главное, педагогу нужно попытаться взрастить то хорошее и прекрасное, что заложено в семье, и попытаться донести, привить то, что обходится стороной. В детях нужно учить видеть красоту, уметь слышать и слушать других, сопереживать за чужую боль, уметь делать добро, ценить прошлое своего народа.

Ведь интеллигентность заключается не только в знаниях, но в социально значимых качествах, которым человек обладает, от умения вести себя за столом, беречь природу, любить свой край до готовности всегда придти на помощь, умения сохранить порядочность в самой неприятной жизненной ситуации.

Основными направлениями по формированию интеллигентности в воспитательной работе могут быть такие как: развитие интеллекта и образованности,формирование общечеловеческих ценностей и культуры поведения, привитие толерантности, освоение культуры, в том числе истории и культуры своего края.

Погружение в культуру возможно не только через изучение истории и литературы, но и через занятия по краеведению. Изучение родного края просто необходимо уже на начальной ступени образования. Ведь именно в этом возрасте закладываются основные качества личности, в том числе и интеллигентности. Если ребенок будет понимать, что как важно то место, в котором он родился и живет, как важно любить свой город, его историю, достопримечательности, и не просто любить, но и беречь, гордиться, то у него уже будет закладываться такие качества как ответственность, гражданственность, уважение к прошлому. Элементарно, ребенок не позволит себе намусорить в общественном месте, нарисовать на памятнике,, сорвать цветок с клумбы, которая украшает улицу города и над которой трудились другие люди. Василий Шукшин сказал когда-то «Помни, мира не узнаешь, не зная края своего!». А что значит мир? Это не только наша планета с ее историей, но это и внутренний мир каждого человека с его ценностями.

Уже много лет со своими воспитанниками я занимаюсь краеведением. Данное направление позволяет моим ученикам шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории и культуры, почувствовать себя в ответе за тот мир, в которым они живут.

Краеведческая работа дает не только хорошее знание своей истории, но позволяет формировать у детей гражданскую позицию, патриотизм. А разве настоящий интеллигент может быть без этих качеств?












3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!