СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Воспитание как приоритетная составляющая образовательного процесса"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Воспитание как приоритетная составляющая образовательного процесса"»


ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа – интернат»









(педагогический совет)




Подготовила воспитатель Никулина С.И.















октябрь, 2024г.


Воспитание как приоритетная составляющая образовательного процесса

Воспитание - великое дело:

им решается участь человека.

В.Г. Белинский


Воспитание – это целенаправленное влияние на развитие человека в процессе его взросления и социализации, позволяющее привить ему определённые взгляды и ценностные установки, подготовить его к жизни и труду, обеспечить почву для дальнейшего самостоятельного развития.

В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:

- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников.

На 2024/25 учебный год в школе - интернате сформировано 14 общеобразовательных классов. Классные руководители и воспитатели 1 - 12 классов разработали планы воспитательной работы с классами в соответствии с рабочей программой воспитания и календарными планами воспитательной работы уровней образования.

В нашей школе разработаны и утверждены три программы воспитания. Воспитатели среднего звена строят свою работу согласно рабочей программы воспитания обучающихся ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа – интернат» на уровне основного общего образования. Работа осуществляется по модулям.

- Модуль «Основные общешкольные дела» это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Воспитателями среднего звена запланированы и проводятся мероприятия согласно направлениям воспитания: гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое, ценности научного познания:

- на данный момент большое внимание уделяется гражданскому и патриотическому воспитанию, по которым запланированы следующее общешкольные мероприятия: «Устав школы, правила для обучающихся», «Что мы знаем о Родине?», «Мои права и обязанности», «Непобедимая и легендарная Россия», «Мы помним! Мы гордимся!», «Мужество и отвага», «Память сильнее времени» и др.

- духовно – нравственное воспитание включает в себя формирование традиционных семейных ценностей, воспитание доброты, уважения к старшим. С этой целью запланированы различные акции, уроки нравственности, воспитательские недели: «Город, в котором я живу!», «В доброте и милосердии», «День добра и уважения», «Любите и берегите животных!», «Мой папа – самый лучший!», «Да здравствует семья!», «Мы едины! Мы непобедимы!», «Широкая Масленица».

- эстетическое воспитание это целенаправленный процесс развития у детей эстетических знаний, вкусов, интересов и потребностей. Для формирования у обучающихся воспитателями запланированы следующие мероприятия: «День знаний – в школу все идем!», «Сделаем наш дом уютней», «Гостеприимство – это не так просто», «Сияет осень красками», «Мир, как я вижу его», «Мастерская весны», «По космическим просторам», «Весна, Победа», «Моя любимая школа!».

- физическое воспитание направлено на формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, на гармоничное физическое и всестороннее развитие ребёнка. Для сохранения и укрепления физического здоровья обучающихся проводятся следующие занятия, дни здоровья: «Мы выбираем жизнь!» «Кожа как защитный медико-биологический барьер», «Жизнь без сигарет, наркотиков, алкоголя – поговорим о преимуществах», «Спорт любить – сильным быть!», «Мы любим спорт», «Здоровый я – здоровая страна», «Молодое поколение выбирает жизнь».

- направление трудового воспитания - это процесс организации и стимулирования разнообразной трудовой деятельности обучающихся. Он направлен на формирование у них добросовестного отношения к выполняемой работе, проявлению в ней инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов. Здесь запланированы такие мероприятия как: «Я в мире профессий», «О профессиях разных, нужных и важных», «Подари книге жизнь».

- экологическое направление воспитания направлено на формирование уважительного отношения к окружающей природе, её сохранение, развитие гармоничного взаимоотношения между ребёнком и окружающей средой. Педагогами запланировано и проводится ряд мероприятий на данную тему: «Земля – наш общий дом», «День леса», «Маленькие тайны большой природы», «Живи планета Земля!», «Природа не прощает ошибок», «Пожарные глазами детей».

- ценности научного познания направление воспитания, которое предполагает формирование у обучающихся стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей. Здесь проводятся следующие мероприятия: «На пульсе событий», «Знания границ не знают!», «За нами будущее», «Умники и умницы», «Он казал: Поехали!», «Электронные джунгли»

- Модуль «Работа с родителями» (законными представителями) обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Воспитателями запланированы беседы и консультации с родителями по вопросам воспитания и обучения.

- Модуль «Школьный урок», в программе воспитания школы направлен на реализацию воспитательного потенциала уроков. В связи с дистанционным обучением воспитателями самоподготовка проводится виртуальном формате.

- Модуль «Курсы внеурочной деятельности», задача модуля: вовлечение обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности. В школе широко представлена программа внеурочной деятельности. Воспитателями, проводятся следующие кружки, в данное время в онлайн - формате: «Волшебная кисточка», «Юный эколог», «Тайны природы», «Разноцветный мир», «Фантазеры.

- Модуль «Профориентация» направлен на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего. Занятия и мероприятия проводятся в виде викторин, бесед, онлайн - выставок рисунков: «Я в мире профессий» «Мир профессий», «Я и моя будущая профессия», «Хочу, могу, надо!», «В мире профессий», «Все профессии нужны, все профессии важны».

- Модули «Профилактика» и «Безопасность». Включает в себя развитие коммуникативных навыков детей, формирование здорового образа жизни, воспитание культуры поведения правила поведения в ЧС и т.п.: «Если ты попал в беду», «Крепко помните друзья, что с огнем шутить нельзя!», «ЗОЖ: нет - вредным привычкам!», «Помнить. Знать. Жить!», «Молодое поколение выбирает жизнь», «Дорога и мы», «Терроризм – зло против человечества».

- Модуль «Экскурсии», предполагает организацию для детей экскурсий и походов и реализацию их воспитательного потенциала. В связи с переходом на дистанционное обучение все запланированные экскурсии и внешкольные мероприятия проходят в виртуальном формате.

Все воспитательные мероприятия соответствуют поставленным целям и задачам рабочей программы воспитания. Большая часть обучающихся школы – интерната принимает активное участие в общешкольных мероприятиях (онлайн). Работа воспитателей осуществляется в соответствии поставленными целями и задачами воспитательной работы. Реализация рабочей программы воспитания осуществляется в соответствии с календарными планами воспитательной работы по уровням образования.