Просмотр содержимого документа
«Воспитание нравственных качеств личности, приобщение учащихся к культурным ценностям на уроках русского языка в процессе реализации культурологического подхода»
ГУО “Средняя школа № 123 г. Минска”
Воспитание нравственных качеств личности, приобщение учащихся к культурным ценностям на уроках русского языка в процессе реализации культурологического подхода
Насковец Ирина Викторовна
учитель начальных классов
«Ребёнок не лотерейный билет, на который должен пасть выигрыш.
В каждом есть своя искра, способная зажигать костры счастья и истины».
Януш Корчак
Культурологический подход в преподавании русского языка способствует становлению духовно-нравственной личности, а для этого ребенку необходимо:
1) оценить богатство культурного наследия русского
народа;
2) осознать свою причастность к культурным ценностям
соотечественников;
3) сформировать убежденность в том, что русский «язык
есть самая живая, самая обильная и самая прочная связь,
соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения
в одно великое историческое, живое целое»
(К.Д.Ушинский);
4) приобрести опыт духовно-творческой личности,
способной научиться ориентироваться в современном
культурном пространстве.
Культурологический подход
- означает реализацию единства и взаимодействия языка, культуры и личности в процессе обучения; направленность содержания обучения на комплексное формирование у учащихся средствами русского языка познавательных способностей, воспитание духовных, нравственных качеств личности; приобщение учащихся к культурным ценностям, выработанным народом; осознания себя как личности, принадлежащей к определенному культурному и языковому сообществу.
Задача обучения в рамках лингвокультурологической компетенции:
- знакомство с элементами культуры и быта русского народа;
- обогащение речи учащихся лексикой, пословицами, поговорками, отражающими национальный колорит и мудрость народа;
- формирование ценностного отношения к русскому языку как хранителю культуры народа и духовного наследия всего человечества и одновременно воспитание уважения к культуре и языкам других национальностей;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных качеств личности средствами языка;
- развитие устойчивого интереса к изучению русского языка.
Лингвокультурологическая компетенция
- формируется через дидактический материал, в процессе работы с текстами различных жанров, в которых закреплены основные нравственные ценности народа и которые отражают историю и культуру русского и белорусского народов. Учащиеся осознают себя носителем языка, личностью, которая через язык усваивает систему общечеловеческих и национальных ценностей, культуру речевого общения и поведения.
Под духовно- нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно- нравственному становлению человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
- • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
- • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
- • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли)
Педагогическая мастерская
- Работа над рассказом Н.Носова «Огурцы»
Игровые методы
- Первое - это лингвистические. Сюда относятся грамматические, лексические, фонетические игры.
- Вторая форма игр - это сюжетно- ролевые, ситуативные игры.
Лингвистические игры
- объяснение фразеологизмов, разгадывание ребусов, правила в стихах
Игра с буквами «Оживи букву»
Рассказ Н.Носова “Огурцы”
- Групповая работа инсценировка отрывка
Введение новых словарных слов
Изучение словарных слов
Игра «Переводчики», ассоциативные цепочки слов
- сопоставление русских и белорусских слов, разгадывание ребусов
Сочинения-миниатюры
- «О доброте», «О милосердии», “Моя мама”, “Золотая осень”.
Проекты о временах года
- стихи, загадки , пословицы, народные приметы
Проекты и рисунки о маме, стихи, поделки
Проект и исследовательская работа о хлебе
- Культурные растения полей Хлеб войны
Проект «Откуда мой род»
- Беседа с родными и составление рассказов о дедушках и бабушках
Исследовательская работа
- История войны в истории семьи
Встреча с писательницей И.Токаревой
- Презентация новой книги для детей
Посещение выставка в Национальной библиотеке
Знакомство с экспонатами этнографического музея
- Знакомство с предметами быта и их названиями по-русски и по-белорусски
Спасибо за внимание