СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание нравственных качеств личности, приобщение учащихся к культурным ценностям на уроках русского языка в процессе реализации культурологического подхода

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к выступлению на РМО

 

«Ребёнок не лотерейный билет, на который должен пасть выигрыш.

В каждом есть своя искра, способная зажигать костры счастья и истины».

Януш Корчак

Просмотр содержимого документа
«Воспитание нравственных качеств личности, приобщение учащихся к культурным ценностям на уроках русского языка в процессе реализации культурологического подхода»

ГУО “Средняя школа № 123 г. Минска” Воспитание нравственных качеств личности, приобщение учащихся к культурным ценностям на уроках русского языка в процессе реализации культурологического подхода Насковец Ирина Викторовна учитель начальных классов

ГУО “Средняя школа № 123 г. Минска”

Воспитание нравственных качеств личности, приобщение учащихся к культурным ценностям на уроках русского языка в процессе реализации культурологического подхода

Насковец Ирина Викторовна

учитель начальных классов

«Ребёнок не лотерейный билет, на который должен пасть выигрыш. В каждом есть своя искра, способная зажигать костры счастья и истины». Януш Корчак

«Ребёнок не лотерейный билет, на который должен пасть выигрыш.

В каждом есть своя искра, способная зажигать костры счастья и истины».

Януш Корчак

   Культурологический подход в преподавании русского языка способствует становлению духовно-нравственной личности, а для этого ребенку необходимо:     1) оценить богатство культурного наследия русского  народа;  2) осознать свою причастность к культурным ценностям  соотечественников;  3) сформировать убежденность в том, что русский «язык  есть самая живая, самая обильная и самая прочная связь,  соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения  в одно великое историческое, живое целое»  (К.Д.Ушинский);  4) приобрести опыт духовно-творческой личности,  способной научиться ориентироваться в современном  культурном пространстве.

Культурологический подход в преподавании русского языка способствует становлению духовно-нравственной личности, а для этого ребенку необходимо:

1) оценить богатство культурного наследия русского

народа;

2) осознать свою причастность к культурным ценностям

соотечественников;

3) сформировать убежденность в том, что русский «язык

есть самая живая, самая обильная и самая прочная связь,

соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения

в одно великое историческое, живое целое»

(К.Д.Ушинский);

4) приобрести опыт духовно-творческой личности,

способной научиться ориентироваться в современном

культурном пространстве.

 Культурологический подход    означает реализацию единства и взаимодействия языка, культуры и личности в процессе обучения; направленность содержания обучения на комплексное формирование у учащихся средствами русского языка познавательных способностей, воспитание духовных, нравственных качеств личности; приобщение учащихся к культурным ценностям, выработанным народом; осознания себя как личности, принадлежащей к определенному культурному и языковому сообществу.

Культурологический подход

  • означает реализацию единства и взаимодействия языка, культуры и личности в процессе обучения; направленность содержания обучения на комплексное формирование у учащихся средствами русского языка познавательных способностей, воспитание духовных, нравственных качеств личности; приобщение учащихся к культурным ценностям, выработанным народом; осознания себя как личности, принадлежащей к определенному культурному и языковому сообществу.
  Задача обучения в рамках лингвокультурологической компетенции:    знакомство с элементами культуры и быта русского народа; обогащение речи учащихся лексикой, пословицами, поговорками, отражающими национальный колорит и мудрость народа; формирование ценностного  отношения к русскому языку как хранителю культуры народа и духовного наследия всего человечества и одновременно воспитание уважения к культуре и языкам других национальностей; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных качеств личности средствами языка; развитие устойчивого интереса к изучению русского языка.

Задача обучения в рамках лингвокультурологической компетенции:

  • знакомство с элементами культуры и быта русского народа;
  • обогащение речи учащихся лексикой, пословицами, поговорками, отражающими национальный колорит и мудрость народа;
  • формирование ценностного  отношения к русскому языку как хранителю культуры народа и духовного наследия всего человечества и одновременно воспитание уважения к культуре и языкам других национальностей;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных качеств личности средствами языка;
  • развитие устойчивого интереса к изучению русского языка.
  Лингвокультурологическая компетенция    формируется через дидактический материал, в процессе работы с текстами различных жанров, в которых закреплены основные нравственные ценности народа и которые отражают историю и культуру русского и белорусского народов. Учащиеся осознают себя носителем языка, личностью, которая через язык усваивает систему общечеловеческих и национальных ценностей, культуру речевого общения и поведения.

Лингвокультурологическая компетенция

  • формируется через дидактический материал, в процессе работы с текстами различных жанров, в которых закреплены основные нравственные ценности народа и которые отражают историю и культуру русского и белорусского народов. Учащиеся осознают себя носителем языка, личностью, которая через язык усваивает систему общечеловеческих и национальных ценностей, культуру речевого общения и поведения.
  Под духовно- нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно- нравственному становлению человека, формированию у него:    нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли)

Под духовно- нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно- нравственному становлению человека, формированию у него:

  • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
  • • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
  • • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
  • • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли)
Педагогическая мастерская Работа над рассказом Н.Носова «Огурцы»

Педагогическая мастерская

  • Работа над рассказом Н.Носова «Огурцы»
Игровые методы Первое - это  лингвистические. Сюда относятся грамматические, лексические, фонетические игры. Вторая  форма игр -   это сюжетно- ролевые, ситуативные игры.

Игровые методы

  • Первое - это  лингвистические. Сюда относятся грамматические, лексические, фонетические игры.
  • Вторая  форма игр -   это сюжетно- ролевые, ситуативные игры.
 Лингвистические игры    объяснение фразеологизмов, разгадывание ребусов, правила в стихах

Лингвистические игры

  • объяснение фразеологизмов, разгадывание ребусов, правила в стихах
Игра с буквами «Оживи букву»

Игра с буквами «Оживи букву»

 Рассказ Н.Носова “Огурцы”    Групповая работа инсценировка отрывка

Рассказ Н.Носова “Огурцы”

  • Групповая работа инсценировка отрывка
Введение новых словарных слов

Введение новых словарных слов

Изучение словарных слов Проекты детей

Изучение словарных слов

  • Проекты детей
Игра «Переводчики», ассоциативные цепочки слов сопоставление русских и белорусских слов, разгадывание ребусов

Игра «Переводчики», ассоциативные цепочки слов

  • сопоставление русских и белорусских слов, разгадывание ребусов
Сочинения-миниатюры «О доброте», «О милосердии», “Моя мама”, “Золотая осень”.

Сочинения-миниатюры

  • «О доброте», «О милосердии», “Моя мама”, “Золотая осень”.
 Проекты о временах года    стихи, загадки , пословицы, народные приметы

Проекты о временах года

  • стихи, загадки , пословицы, народные приметы
  Проекты  и рисунки о маме, стихи, поделки

Проекты  и рисунки о маме, стихи, поделки

Проект и исследовательская работа о хлебе Культурные растения полей Хлеб войны

Проект и исследовательская работа о хлебе

  • Культурные растения полей Хлеб войны
Проект «Откуда мой род» Беседа с родными и составление рассказов о дедушках и бабушках

Проект «Откуда мой род»

  • Беседа с родными и составление рассказов о дедушках и бабушках
  Исследовательская работа    История войны в истории семьи

Исследовательская работа

  • История войны в истории семьи
Встреча с писательницей И.Токаревой Презентация новой книги для детей

Встреча с писательницей И.Токаревой

  • Презентация новой книги для детей
Посещение выставка в Национальной библиотеке

Посещение выставка в Национальной библиотеке

Знакомство с экспонатами этнографического музея Знакомство с предметами быта и их названиями по-русски и по-белорусски

Знакомство с экспонатами этнографического музея

  • Знакомство с предметами быта и их названиями по-русски и по-белорусски
Спасибо за внимание

Спасибо за внимание