Кудряшова Н.Г., воспитатель ГПД
Воспитание патриотических чувств младших школьников в условиях ГПД: теоретический аспект
Патриотическое воспитание школьников младших классов в условиях современной школы приобретает особую актуальность и значимость, что является как частью общегражданской культуры, так и основой общегражданского воспитания, опирающаяся на общепринятые человеческие ценности (жизнь, здоровье, духовно-нравственное принципы человека и гражданина, права и свободы личности и др.). Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств.
Младший школьный возраст открывает большие возможности для систематического и последовательного воспитания в самом широком спектре: патриотического, нравственного, эстетического. О с новы, заложенные в характер и мировоззрение ребенка в этом возрасте, имеют прочную и устойчивую основу. Данный возраст характеризуется высокой восприимчивостью воздействий извне, верой в истинность только изучаемого, проговариваемого, в непреложность и значимость нравственных общепризнанных мерок.
Большой потенциал в патриотическом воспитании заключён во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Она понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Однако, несмотря на потенциал внеурочной деятельности в развитии младшего школьника, в частности в патриотическом воспитании, её возможности используются не в полной мере, отчасти это объясняется тем, что недостаточно разработано содержание внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию.
Из противоречия вытекает проблема исследования: как обеспечить эффективность патриотического воспитания детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности?
Патриотические чувства долга перед своей Родиной и Отечеством является одной из важнейших черт человека, в словаре С. И. Ожегова слово «патриотизм» связывается с Великой Французской революцией, что означало: «человек любящий свое отечество, преданный своему народу и готовый на жертвы по имя интересов соей Родины»[14, c. 296]. Законодательно основой патриотического воспитания на данный период времени является Федеральный Закон от 29.12.2012 N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Формирование чувств любви, уважения и преданности является одной из важнейших основ патриотизма.
Патриот – преданный человек с глубокими чувствами преданности и долга перед чем-нибудь и прежде всего перед своей Родиной и Отечеством. В словаре В.И. Даля значение этого слова трактуется так: «Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник». А в словаре русского языка С.И. Ожегова, «патриотизм – это преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу» [7, с. 56].
Патриотическое воспитание направлено на развитие и воспитание достойных граждан общества и настоящих патриотов своей страны, а так же данная деятельность включает в себя социальные, моральные, целевые, функциональные, организационные и множество других аспектов.
Патриотическое воспитание многогранно и обладает высоким уровнем комплексности, тем самым охватывает множество аспектов, как культурноисторического развития общества, так и новые черты современного общества. Данное воспитание охватывает и связывает самые разные поколения, проходит сквозь всю жизнь, как, с одной стороны, социальные, политические, экономические стороны, так и духовные и культурные. Многие авторы связывали процесс воспитания с воспитанием патриотизма: Ю. К. Бабанский, Х.Й. Лийметс, А. В. Мудрик и другие.
В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью служению Отечеству. Патриотическое воспитание выступает основополагающим социальным фактором укрепления российской государственности, консолидации российского общества, обеспечения национальной безопасности, достижения российской гражданской идентичности населением страны, что определяет стратегию инновационного развития России. Идеалы, ценности и смыслы российского патриотизма составляют основу разработки современных моделей и механизмов формирования у современных поколений граждан России опыта служения Отечеству и, прежде всего, готовности к его защите [45, с. 89].
Система патриотического воспитания граждан Российской Федерации представляет собой разноуровневое (федеральный, региональный, муниципальный уровни), взаимодействие его основных субъектов, имеющее устойчивые связи и отношения, построенные на принципах социального партнёрства и общественно-государственного управления. Субъектамипатриотического воспитания выступают органы государственного управления, образовательные организации, учреждения культуры, молодёжной политики, общественные организации. Объектами патриотического воспитания выступают различные возрастные категории населения Российской Федерации, учебные, производственные коллективы, творческие союзы, общественные организации и т.д.
Содержание проблемы патриотического воспитания граждан Российской Федерации заключается в том, что в условиях второго десятилетия XXI века дальнейшее ее развитие как системы и социального института должно способствовать консолидации российского общества, укреплению национальной безопасности и формированию российской гражданской идентичности как коренным задачам государственной политики ближайших десятилетий [21, с. 59].
Патриотическое воспитание направлено на развитие и воспитание достойных граждан общества и настоящих патриотов своей страны, а так же данная деятельность включает в себя социальные, моральные, целевые, функциональные, организационные и множество других аспектов.
Патриотическое воспитание многогранно и обладает высоким уровнем комплексности, тем самым охватывает множество аспектов, как культурноисторического развития общества, так и новые черты современного общества. Данное воспитание охватывает и связывает самые разные поколения, проходит сквозь всю жизнь, как, с одной стороны, социальные, политические, экономические стороны, так и духовные и культурные. По мнению выдающегося педагога Г. Песталоцци, патриотическое воспитание формирует «добродетельный характер и сочувственное отношение к людям», а так же, по его мнению, развитие чувства долга и ответственности является основным направлением патриотического воспитания, которое необходимо начинать с самого раннего детства [14, с. 63].
К.Д. Ушинский писал в своих трудах, что патриотизм и патриотические чувства являются очень важным элементом воспитания молодого поколения, а так же является одним из педагогических методов, с помощью которого можно донести необходимую информацию. Он писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».[26,c.160]
Высоко оценивал патриотическое воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра» [25, с. 96].
В.Г. Белинский писал, что одной из основных задач воспитания развитие в детях чувства патриотизма: «Всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством... Любить свою родину — значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому»[32,c.488].
Патриотическое воспитание является многосторонним процессом, который связан с формированием невидимых связей взглядов человека со своим Отечеством. Педагог должен заботиться о том, чтобы в сознании ребенка, в его эмоциональной памяти запечатлелись детали окружающей природы, те любимые уголки, из которых постепенно складывается дорогой человеку мир.
В.А. Сухомлинский воспитывал в сознании и чувствах детей умение не только видеть окружающее, создавать новые ценности, но и умение защищать их от посягательств врага. Он рекомендовал использовать в воспитании молодого поколения героические примеры прошлого и настоящих дней. По мнению В.А. Сухомлинского при формировании патриотических чувств, необходимо начинать с воспитания любви к матери, отцу, т.е. с семьи, а потом любви к своей Родите и стране. Одним из инструментов данного процесса является игра, с помощью которой можно раскрыть и показать всю красоту окружающей нас природы, разные культурные черты и традиции, многогранность исторических событий [38,c.286].
Основной задачей морального воспитания молодого поколения, по мнению Е.И. Рериха, является полноценное воспитание личности, способности в ней совершить необходимый героический поступок в определенной экстремальной ситуации, так и в повседневной жизни. Образцом могут служить примеры из истории, в истории нашей страны таких примеров огромное количество, при изучении определенных очерков или героических поступков, можно развить интерес у молодого поколения к изучению различных наук и дисциплин. В дальнейшем данным прообраз может повлиять и на мировоззрение ребенка, сложить стремление построить свой жизненный путь в соответствии с этими образами.
По мнению Е.И. Рериха, гармонично развитую личность характеризуют не наличие отдельных нравственных качеств, а их согласованность, стройность в сочетании, совокупность качеств [19,c.59]
В.А. Сластенин, П.И. Пидкасистый и другие педагоги выделяют следующие направления в системе патриотического воспитания школьников[49, с.147]:
1. Духовно-нравственное. Постепенное осознание высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни.
2. Гражданско-патриотическое воспитание. Идея формирования гражданственности и причастности ребенка к основным событиям, происходящим в стране, а также формирование идеи гражданского долга.
3. Социально-патриотическое. Духовно-нравственные и культурноисторические аспекты, изучение опыта прошлого и истории, как своей страны, так и всеобщей истории.
4. Историко-краеведческое – это ряд мероприятий, направленных на познание истории, культуры и традиций своей страны, а также ее особые отличительные черты от других государств.
5. Военно-патриотическое. Данное направление патриотического воспитания направлено на постепенное формирование у молодого поколения чувства долга и идеи необходимости защиты своего Отечества в случае необходимости от любого посягательства, что может быть проиллюстрировано изучением русской военной истории и военных традиций.
6. Героическое. Героические примеры ,как красочная форма формирования патриотического чувства гордости за свою страну и стремление подражать героическому примеру.
7. Спортивно-патриотическое.Данное направление посвящено формированию морально- волевых качеств у молодого поколения.
Для формирования чувства патриотизма стоит учитывать не только теоретический аспект, но и также психологические и педагогические компоненты, к которым И.Ф. Харламов, относит [69,с.147]: когнитивный, эмоционально-чувственный, деятельностный.
Данные компоненты в своей совокупности определяют основу патриотического воспитания. Главную платформу патриотического воспитания составляют знания патриотического характера, на основе которых вырабатываются патриотические взгляды и убеждения. Убеждения являются проявлением моральных знаний и чувств человека, т.е. психологические компоненты сознания, как стимул поведения человека.
Р. Гера считает, что к задачам патриотического воспитания школьников относится [60 , с. 99]:
1. воспитывать у школьника чувство самоуважения через его добрые поступки, любовь и уважение к семье и друзьям, чувство уважения к старшим;
2. формировать представление об окружении человека, умение вести себя в обществе в соответствии с общепринятыми нормами;
3. воспитывать любовь к малой родине через интерес к семейной истории и ее традициям, уважение к ее прошлому страны, настоящему, а также воспитать чувство ответственности за ее будущее [9, с. 10].
Гражданское патриотическое воспитание позволяет формировать правильную гражданскую позицию, любовь и уважение к старшему поколению. Здесь так же важно участие семьи – ведь в истории практически каждой есть моменты, связанные с подвигом во время войны. Необходимо рассказывать детям о бабушках и дедушках, их участии в Великой отечественной войне, пересматривать фотографии – изучать историю своей семьи. По мнению В.С. Леднева, все это «тоже воспитывает в детях маленьких патриотов! Изучайте письма, дневники – это позволяет детям соприкасаться с историями людей, переживать их судьбы» [35, с. 65].
В современном обществе для человека является актуальным восстановление культурных и исторических связей с родным краем и своей малой родиной. Процесс формирования основ патриотизма и любви к своей Родине надо начинать с самого раннего детства, что неразрывно связанно с личностью самого ребенка и его семьи. Так как формирование ребенка, как личности происходит в его ближайшем окружении, то главную роль здесь играют родители. Постепенно знакомясь с биографией своих родителей, бабушек и дедушек, у детей постепенно складывается свое восприятие времени, прошлого и преемственности между разными поколениями, складывается свое имение на происходящие события и свою причастность к ним [8, с. 59].
9