СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание патриотизма на уроках истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

как воспитать патриота

Просмотр содержимого документа
«Воспитание патриотизма на уроках истории»

Воспитание патриотизма на уроках истории

Курилкина И.В.

Известно, что в последнее время слово «патриотизм», потеряло своё первоначальное значение. То, чем гордились многие поколения – победы в войнах, талант великих полководцев, подвиги героев – стало рассматриваться с отрицательной стороны. Патриотизм стал никому не нужным элементом, мешающий строить новое демократическое общество. Произошла переоценка ценностей, изменилось отношение к труду, к своей роли в обществе, в истории своей страны. Российское общество оказалось слабым. Спасти его могла только национальная идея, благодаря которой общество могло бы объединиться. И власти поняли, что для русского человека патриотизм является его характерной чертой, и только прививая молодым людям любовь к Родине, гордость за свой народ, можно спасти нацию. Россия всегда славилась своими верными сынами, которые на первое место ставили и ставят интересы России. Эти люди всегда были примером для подражания. Сегодня появилась надежда на возрождение нашей Родины. Россия, наконец, вспоминает свою исконно русскую культуру, свою историю. Жизнь показала, что ценности, на которых воспитывается народ, нельзя исключать из воспитательного процесса. Без патриотизма невозможно построить новое сильное государство. Без уважения к собственной истории, невозможно вырастить морально здоровую молодежь. (3; с.247)

Сегодня государство заговорило о необходимо вернуть в образование важную составляющую воспитательной работы – патриотизм, основу которой должны составлять общечеловеческие ценности, нормы и традиции.

Воспитание патриотизма я всегда считала основной составляющей на уроках истории. Первое, что я должна привить своим детям – это любовь к своей истории, Родине, городу. Анализируя историю, приходим к выводу, что история России - это в значительной мере история войн, в которых россияне проявляли героизм и мужество, переносили тяготы и лишения. Поэтому, обучающимся необходимо рассказывать во имя чего совершались те или иные подвиги, почему наши предки рисковали жизнью во имя интересов Отечества. Очевидна необходимость использования новых подходов к определению основных принципов гражданского воспитания.

В современных условиях нет задачи важнее и сложнее, чем задача формирования патриотизма. Поэтому нужно пробуждать в молодом человеке дремлющий патриотизм. Именно пробуждать, но не навязывать. Ни полюбить, ни разлюбить Родину по приказу невозможно.
Необходимо учитывать, что люди приходят к пониманию патриотизма по-разному: один через природу или искусство родной страны, другой – через ее историю, третий – через религиозную веру, а кто-то через службу в армии. Наверное, сколько людей – столько путей.

Все вышеизложенное и определило актуальность и значимость данной проблемы.

Как учитель истории я считаю необходимым развитие духовных качеств личности на уроках истории, а также на внеклассных занятиях. Мною разработана система работы по гражданско-патриотическому воспитанию, ведётся работа над проектом «Музей училища – как центр патриотического воспитания», так как я являюсь руководителем музея училища «Барышский край».

Цель исследования - совершенствование духовно - патриотического развития обучающихся, формирование модели гражданина - патриота.

Для реализации своего плана я поставила следующие задачи:

- формирование гражданских чувств у подростков, духовность, нравственность, готовность и способность отдать силы и энергию на благо общества;

-поддержка социальных инициатив, направленных на распространение гуманизма, милосердия, человеколюбия и сострадания;

- развитие социальной активности детей и подростков;

-  активизировать целенаправленный процесс развития у детей и подростков заинтересованного отношения к отечественной истории и культуре;

Реализация моего плана позволяет мне вести работу по нескольким направлениям: 1. Работа на уроках истории и обществознания; 2. Работа на факультативных занятиях 3. Работа в историко-краеведческом музее «Барышский край» 4. Внеклассная деятельность.

Новизна моей работы состоит в следующем:

- раскрыта специфика патриотического воспитания в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин на материале истории;

- выявлены типичные трудности в патриотическом воспитании обучающихся;

- обоснованы активные формы работы («круглые столы», ролевые и деловые игры) и методы (репродуктивный, информационно-рецептивный, проблемный, исследовательский, метод «мозгового штурма», эвристическая беседа, анализ документов и др.) в урочной и внеурочной историко-краеведческой деятельности обучающихся как средства формирования патриотических чувств, убеждений, поступков;

Уроки истории призваны помочь обучающимся пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Это достигается, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в них чувства гордости. История - это могучая и вечно живая сила, которая растит Патриота.

Каждый период истории России дра­матичен и напряжен. Задача на уроках истории - рас­крыть и донести до сознания ребёнка преемственную связь времен и народов, поколений, связь между прошлым, насто­ящим и будущим. Повышению эффективности истори­ческого образования способствует исполь­зование разнообразных форм уроков героико-патриотической тематики: интегриро­ванных, проблемных, уроков-характерис­тик, уроков-размышлений, дискуссий, те­атрализованных, семинаров, лекций и т.д.

Для более полной реализации воспита­тельного потенциала содержания урока отечественной истории необходимо приме­нять комплекс приемов, которые могут усилить воспитательное воздействие на обучающихся. К этим приемам относится уста­новление интегративных связей истории с другими гуманитарными предметами, та­кими, например, как литература и музыка, либо проведение уроков в музее училища, где ярко рассматриваются такие исторические темы как: Революция 1917 года, Великая Отечественная война 1941-1945 г.г; Работа в тылу.

Одной из ведущих в памятниках русской средневековой письменности была идея защиты, а не захвата чужих земель. "Да не посрамим земли Русской!" - эти слова киевского князя Святослава могут быть девизом всей боевой истории Российской армии. С середины XIII века большое воспитательное значение играют уроки на тему: « Борьба с иноземными захватчиками». Особым интересом пользуется тема « Александр Невский», выдающийся древнерусский полко­водец и государственный деятель, под его предводительством русские воины отразили два военных похода немецких и шведских рыцарей. За военные подвиги и служение русскому народу Александр Невский был причислен Рус­ской православной церковью к лику святых.

На этих примерах воспиталось не одно поколение. Важно, чтоб здесь учащиеся сделали вывод: защита своего Отечества – долг гражданина. Необходимо вспомнить, что народ России благодарен великому полководцу и по праву в 2008 году Александр Невский стал именем России, это еще раз доказывает, что героические страницы своего прошлого мы помним, храним в памяти и гордимся своими предками.

В теме «История народов России XVI-XVIII вв.» урок «Патриотический подъем русского народа в борьбе против польско-литовских захватчиков» по­священ трагическим событиям Смутного времени в начале XVII века. Кризис об­щества и государства, Россия на краю по­тери независимости - эти проблемы являются довольно сложными для обучающихся, поэтому важен тщательный подход к их раскрытию. В работе с речью Кузьмы Минина учащиеся находят и выделяют патриоти­ческие идеи: «Не за свой город, не за Нижний один, а за все государство Мос­ковское подымать надо ополчение»; «Пришла пора помочь родимой Руси! Спасем нашу веру и нашу землю!».

Здесь обязательно нужно помнить, что день народного единения отмечается, именно 4 ноября в честь тех героических событий, что еще раз подчеркивает связь поколений. Именно в этот день проводится музейный урок «4 ноября – День народного единства».

Благодатным материалом для воспитания патриотизма является Отечественная война 1812 года. Героизм не только русской армии, умение и талант ее полководцев, а и мужество всего русского народа. Изучая документы, дополнительную литературу, составляя презентации, обсуждая спорные вопросы, важно прийти к выводу, что крепостные крестьяне защищали не себя, а независимость Отечества, свою землю и этим гордились.

В послеоктябрьский период развития нашей страны, слабее стала преемственность поколений, происходит отчуждение молодёжи от героических свершений и славы великих предков.

В то же время в ходе Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе нашего Отечества, народ и армия проявили небывалый по силе патриотизм, который явился основой духовно-нравственного превосходства над фашистской Германией.

При изучении темы Великой Отечественной войны я обязательно провожу музейный урок на тему: “ Моя семья в годы Великой Отечественной войны” К нему учащиеся готовятся заранее, разыскивая материал о своих родственниках – участниках войны или участниках трудового фронта. В музее училища огромное количество подлинных материалов, где учащиеся могут посмотреть фотографии, прочитать письма и периодику военных лет, посмотреть форму военного времени, награды участников войны. Учащимся предлагается посмотреть презентации об участниках Великой Отечественной войны жителей города Барыша.

Я говорю о том, что война затронула каждую советскую семью, в том числе и вашу, пришла в каждый дом. Заранее ознакомившись с материалом, я стараюсь расположить сообщения ребят в хронологическом порядке и на уроке кратко представляю каждое сообщение. Подобные уроки оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих близких - участников величайших событий истории и, надеюсь, заставляют гордиться подвигом Родины, спасшей мир от угрозы фашизма. (2;с.36)

Широко в преподавании истории можно использовать краеведческий материал музея училища. Работая над сбором экспонатов, обучающиеся проявляют элементы творческого поиска, что даёт импульс к изучению родного края. Местный материал, экспонаты музея вносят элемент новизны в изучение истории. Для расширения базовых знаний обучающихся организовываются экскурсии в близлежащие школьные музеи. Оригинальность этой работы состоит в том, что меняется обстановка, люди, излагаются новые материалы, обучающиеся видят другой мир. Во время экскурсий дети учатся мыслить, оценивать и применять на практике полученные знания.(1;с.63)
Хотя результаты патриотического воспитания может показать только жизнь, первые выводы можно сделать уже сегодня. Главный результат на сегодняшний день – это интерес детей к краеведению, к изучению родного края. Работа по краеведению разнообразна, это не только экскурсии по родному краю, достаточно внимательнее присмотреться к людям, живущим вокруг тебя, покопаться в подшивках старых газет, совершить небольшую пешую экскурсию по родному краю. И тогда малая родина откроет массу тайн, массу таких фактов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за ее историю и культуру. И тогда станет ясно, что без малой родины история России была бы не полной, что вся великая держава состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков. Тогда изменится само отношение к своей деревне, селу, городу.
Историческое и культурное прошлое страны неразрывно связано с подрастающим поколением, непосредственно влияет на его жизнь, помогает ему формировать собственную жизненную позицию. Уроки истории, организованные целенаправленно, с учетом вышеперечисленных подходов, играют важнейшую роль в формировании патриотического сознания обучающихся, переходящее в убеждения и становящееся качеством личности.


Вывод: Таким образом, используя все имеющиеся в моем распоряжении средства, я стараюсь привить учащимся чувство патриотизма, любви к Родине, своему родному краю, семье, воспитать из них Гражданина России. А без этого у нашего общества не может быть будущего.


Список литературы

1. Кудрявцева С.Ю. Школьный музей и его роль в становлении гражданственности школьников //Войны священные страницы в памяти людской/ МО, МРИО. - Саранск,2008.-С.63-64

2. Левкина Т. Патриотическое воспитание при изучении Отечественной истории // Воспитание школьников.-2007.-№10.-С.36-38.

3. Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005годы: государственная программа //Народное образование.-2001.-№7.-С.247








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!