СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание патриотизма у младших школьников посредством проектов краеведческой тематики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена рассмотрению вопроса воспитания патриотизма у младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание патриотизма у младших школьников посредством проектов краеведческой тематики»

Воспитание патриотизма у младших школьников посредством проектов краеведческой тематики


Аннотация.Статья посвящена рассмотрению вопроса воспитания патриотизма у младших школьников. Отмечена значимость и приоритетность этой работы в современной школе. Определены возможности применения в воспитании патриотизма младших школьников проектов краеведческой тематики. Установлены критерии определения тем, связанных с родным краем. Описана поэтапная технология реализации проектов.

Ключевые слова: патриотизм, воспитание, младшие школьники, проекты, краеведение.


Социально-политические изменения и трансформации последних лет актуализировали и вывели на первый план в системе образования задачу по воспитанию патриотизма. Значимость ее решения усиливают и требования Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России», Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ» и многие другие.

Воспитание патриотизма является ключевым направлением образовательно-воспитательной работы и в начальной школе. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) определяет, что деятельность учителя должна быть сосредоточена на развитии у младших школьников таких патриотических ценностей, как [2]:

- любовь к своему народу, малой и большой Родине;

- уважение к старшему поколению;

- уважение и принятие ценности семьи и общества;

- любознательность, активность и заинтересованность в познании истории и культуры своей Родины;

- чувство гордости за свою страну, народ;

- принятие ценностей многонационального российского государства;

- бережное и уважительное отношение к природе Родины.

Процесс воспитания патриотизма у младших школьников наиболее успешно происходит с применением краеведческого материала. Познание своего родно края обеспечивает в данном случае расширение кругозора учащихся, развитие познавательного и интеллектуального потенциала каждого ребенка, формирование эмоционально-чувственных отношений. Все это и позволяет проводить патриотическое воспитание достаточно эффективно.

По замечанию Д.С. Лихачева, с помощью познания истории, культуры, природы, социальных особенностей родного края дети осваивают огромный пласт духовной культуры, «врастают» в свой край, становясь настоящими гражданами и патриотами. «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой» [1, с. 14].

Освоение краеведческого материала и воспитание патриотизма предполагает не пассивное усвоение младшими школьниками сведений и освоение устоявшихся истин, а активные познавательные действия, позволяющие переживать яркие эмоции и чувства. Поэтому в свою работу в данном направлении мы выстраиванием в проектах.

Тематика проектов отбирается в соответствии со следующими критериями:

1) отражение уникальности истории, культуры, природы родного края;

2) возможность воздействовать на эмоционально-чувственную сферу учащихся, формировать позитивные впечатления;

3) соответствие интересам и возрастным особенностям познавательных процессов.

Поэтому мы проводим проекты по таким темам, как «Как рос и развивался наш город», «История ульяновских театров», «Горжусь подвигом своих земляков», «Мой город – Родина самого уникального самолета» и другие.

Успешность процесса воспитания патриотизма в реализации этих проектов во многом обусловлена четкому следованию основным этапам.

1 этап – организационно-подготовительный. Работа предусматривает формирование интереса и мотивации к работе по проекту у учащихся, а также на развитие их стремления разрешить возникшую проблему. Например, установить изменения в облике города в течение его истории. Учитывая возрастные возможности младших школьников, ведущая роль принадлежит учителю. Он определяет проблему и оказывает помощь в формулировании цели и составления плана познавательно-исследовательской работы.

2 этап – технологический (реализации проектной работы), на котором учащиеся осуществляют поисково-исследовательские действия: подбор нужных источников, их изучение и анализ, обобщение материала и пр. Учитель в данном случае выступает в роли помощника, советника, наставника, направляя поисково-познавательные действия младших школьников, помогая анализировать и обобщать информацию.

3 этап – обобщение результатов проекта, на котором систематизируются все сведения, собранные младшими школьниками, подводятся итоги познавательно-исследовательской деятельности и оформляются продукты проекта: альбомы, презентации, театрализованные представления и пр.

4 этап – презентация. На этом этапе учащиеся представляют свои результаты общественности: родителям, сверстникам из других классов и пр.

Работа с младшими школьниками по проектам краеведческой тематики показывает, что у них развивается достаточно устойчивый интерес к родному городу и положительное эмоционально-чувственное восприятие его культуры, истории и природы, проявляется чувство гордости за свой родной край.

Итак, проектную деятельность краеведческого тематики следует рассматривать как одно из эффективных средств воспитания патриотизма у младших школьников.


Список литературы

  1. Лихачев Д.С. Земля родная: книга для обучающихся / Д.С. Лихачев – М.: Просвещение, 1983. – 256 с.

  2. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/(дата обращения: 10.02.2024).