Тропина А. А.,
учитель русского языка и литературы
моу ирмо «бутырская СОШ»
Воспитание родной литературой
Формирование нравственных понятий должно
осуществляться путём непосредственного сопоставления
литературы и жизненного опыта учителя и учащихся.
Е.Н.Ильин
Проблема детского чтения является актуальной в современном мире. Литературное образование больше подвержено влиянию разрушительных внешних факторов, которые особенно активно проявили себя в последнее десятилетие. В связи с развитием информационных технологий происходит падение интереса к литературе, книге печатного формата. Дети перестают читать, а значит, страдают и грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание.
Огромный вклад в разработку вопросов в области детского чтения внес известный педагог-новатор Евгений Николаевич Ильин, рассматривавший данную проблему с позиций педагогики сотрудничества, столь актуальной в условиях реализации концепции Федеральных государственных образовательных стандартов, направленной на повышение эффективности уроков литературы.
Школьный предмет «
Литература» должен прививать подростку этические и эстетические взгляды, гражданскую позицию, патриотизм, гуманизм, нравственность. И обязательно — любовь к чтению: без этого рассуждать о литературе бессмысленно.
Е.Н. Ильин руководствовался целью помочь обучающимся поверить в свои силы, разбудить в нем лучшие качества личности. Общение с книгой, с литературой должно звать к жизни, к познанию ее законов. Поэтому очень важна сочетаемость учебных знаний и нашего современного жизненного опыта.
Главное в уроке литературы - соединить человека с жизнью при помощи книги, сдружить человека с другим человеком, примирить его с самим собой, уважать человека в человеке.
"У человека нет и не может быть абсолютно благополучной судьбы. То правой, то левой рукой ищешь опоры. А их только две: близкий человек и книга. Благо, если сразу поддержат обе", - утверждал Е.Н.Ильин.
Система Евгения Николаевича Ильина помогает обучающимся понять, что литература с ее мудростью и духовностью не далекое прошлое, а самая актуальная современность, что именно она является хранительницей непреходящих духовных ценностей и дает простор не только работе ума, но и души.
Е.Н. Ильин придает великое значение в учебно-воспитательной работе общению учителя с учащимися. Главным фактором он считал духовный контакт, утверждая, что «необходимо строить новый тип отношений учителя с учеником, в основе которого лежит доброжелательность, мудрая простота, взаимный контакт и интерес».
«Учить и воспитывать – это как «молния» на куртке: обе стороны застегиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли», - говорит Е.Н. Ильин.
Достаточное количество идей, предложенных педагогом-новатором Е.Н.Ильиным, остаются актуальными в современном образовательном процессе.
Огромный воспитательный потенциал мы видим в новом предмете "Родная литература (русская)". Группой авторов (О.М.Александровой и др.) разработаны учебные пособия "Родная русская литература" для изучения предмета в 5-9 классах. В учебное пособие включены произведения русской литературы, в которых наиболее ярко выражено их национально-культурное своеобразие. Особенностью пособия является расширенный историко-культурный комментарий к произведениям.
Каждый из проблемно-тематических блоков ("Россия - родина моя", "Русские традиции", "Русский характер - русская душа") содержит ключевые понятия, отражающие духовную и материальную культуру русского народа в их исторической взаимосвязи. Работа с учебным пособием способствует приобщению к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России.
Цели изучения предмета «Родная литература (русская)»,
которые определяет Примерная рабочая программа по данному предмету:
• воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать
произведения родной русской литературы и обладающей гуманистическим
мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным
самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к
многонациональному народу России;
• формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание
ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского
народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и
приобщение к его культурному наследию;
• осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской
культуры;
• развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности в многонациональном российском государстве.
Задачи воспитания четко обозначены в Приказе Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования":
42.1. Личностные результаты освоения программы основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в
том числе в части:
42.1.1. Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в
жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли
различных социальных институтов в жизни человека; представление об
основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и
правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней).
42.1.2. Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому
и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране.
42.1.3. Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Основным средством, с помощью которого Е.Н.Ильин осуществляет принцип обучающего воспитания, является постановка вопросов-проблем. Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем. И, ставя перед учеником проблему-вопрос, он добивается возникновения у него катарсиса — эмоционального потрясения и внутреннего очищения, перерождения. И здесь у него были три помощника: прием, деталь, вопрос.
Предлагаю Вашему вниманию несколько вопросов, направленных на гражданское, патриотическое и духовно-нравственное воспитание обучающихся, которые я использую на уроках родной литературы.
Гражданское воспитание на уроках «Родной литературы (русской)».
5 класс.
Проблемно-тематический блок "Русский характер - русская душа".
Ю.Я.Яковлев "Сыновья Пешеходова".
- Были ли вы в театре? Что такое спектакль? Почему беседу детей со стариком писатель называет спектаклем, в котором "каждый хорошо знает свою роль"?
6 класс.
Проблемно-тематический блок "Русский характер - русская душа".
В. П. Астафьев "Бабушка с малиной".
- Догадайтесь, что предложил рыбак школьникам. Как понять слова рыбака «Хорошие ребята. Только догадка у них ещё слаба»?
7 класс.
Проблемно-тематический блок «Русские традиции».
Ф.А. Абрамов." Дом".
- Какую роль в архитектуре русского дома играл конь (конек)? Что значит для человека дом?
- Подумайте, как поступит Петр со своим старым домом? Почему Петр решил отстроить дом?
Патриотическое воспитание на уроках «Родной литературы (русской)».
5 класс.
Проблемно-тематический блок «Россия - родина моя».
И.С.Соколов-Микитов "Русский лес".
- Природа - наше духовное богатство. Почему автор считал, что через любовь к природе воспитывается доброта, человечность, любовь к родине?
Проблемно-тематический блок «Русский характер - русская душа».
Модуль «Не до ордена. Была бы Родина».
Отечественная война 1812 года. Стихи Ф. Н. Глинки и Д. В. Давыдова.
- Славяне, по мнению историков, обладали поразительной жизнестойкостью. Почему? О чем напоминает воинам Ф.Н.Глинка в строках: "... Не ново нам с зарями / Бесстрашно в жаркий бой ходить,/ Стоять весь день богатырями /И кровь врагов, как воду, лить!"?
6 класс.
Проблемно-тематический блок «Русские традиции».
Модуль "Праздники русского мира". Масленица.
- Как вы празднуете Масленицу? Почему на Масленицу пекли именно блины?
А.П.Чехов "Блины".
- Пекут ли в вашем доме блины? Умеете ли вы печь блины? Только ли на Масленицу в России пекут блины? Знаете ли вы какой-либо рецепт блинов? Какие виды блинов вы знаете?
Тэффи "Блины".
- Как бы вы объяснили итальянцам, что такое блины? Как вы думаете, почему герои не поняли друг друга?
Проблемно-тематический блок «Русский характер - русская душа».
Модуль «Не до ордена. Была бы Родина».
Крымская война. Стихи А. Н. Апухтина, А. А. Фета и Рюрика Ивнева об обороне Севастополя.
- В Европе Крымскую войну 1853-1856 годов называли Восточной, а осаду Севастополя сравнивали с осадой Трои (Троя - древний город-крепость у побережья Эгейского моря), Севастополь называли Русской Троей. Почему?
7 класс.
Проблемно-тематический блок «Россия - родина моя».
Модуль "Города земли русской". Сибирью прирастает земля Русская.
- Согласны ли вы с мнением, что Сибирь - это "страна холода и мрака", "место изгнания, каторги и ссылки, лагерей и зоны", "край света, забытый Богом"? Или вы считаете, что Сибирь - "богатый, вольный край, земля обетованная"?
В.Г.Распутин "Сибирь, Сибирь..." (глава "Тобольск").
- К кому обращены и с чем связаны слова автора: "Что ждет тебя, Тобольск, громкая, славная старая столица Сибири?! Достанет ли у нас сил, мужества, убедительности, памяти и доброй воли, чтобы тебя отстоять?"
Проблемно-тематический блок «Русский характер - русская душа».
Модуль «Не до ордена. Была бы Родина».
На Первой мировой войне.
М.М. Пришвин «Голубая стрекоза».
- Сравните эти два описания: "...пуля пчёлкой жужжала ... стайки куропаток, летающих от батареи к батарее..." и "...над заводью кружилась голубая стрекоза... струйки ручья ... пели свою обычную прекрасную песенку". Что вас смущает, вызывает недоумение?
Духовно-нравственное направления воспитания
на уроках «Родной литературы (русской)».
5 класс.
Проблемно-тематический блок «Русский характер - русская душа».
Модуль «Загадки русской души».
К.Г.Паустовский "Похождения жука-носорога".
- "Дело не в пользе, а в памяти", - возразил Пётр товарищу. Почему Петру был очень дорог жук-носорог?
6 класс.
Проблемно-тематический блок «Россия - родина моя».
Е.Л. Шварц «Два брата».
- Объясните лексическое значение слова "покой". Подумайте, что может произойти, если близкому человеку крикнуть: "Оставь меня в покое!" А что произошло в сказке с братьями?
7 класс.
Проблемно-тематический блок «Русский характер - русская душа».
Модуль «Загадки русской души».
А.С. Игнатова «Джинн Сева».
- А какие бы вы загадали желания джинну Севе? Какую героиню из сказки В.П.Катаева напоминает вам Вика? Почему Вика считает себя хуже Жени?
"Школа – тот мир, где без человеческих симпатий, взаимопонимания, духовного равенства и контакта нельзя. Урок – прежде всего ВСТРЕЧА и уже потом – предмет, анализ, журнал, качество, успеваемость... Первые минуты – доверительный, домашний разговор. До поры, когда без книги нельзя. Тут-то и щелкнут замки дипломатов, сумок, портфелей, зашелестят страницы… И разговор о книге пойдет уже на уровне тех человечьих минут, что рождены встречей. Так постепенно сложился мой метод урока – ОБЩЕНИЕ. Нет, это не игра в хорошие отношения, а способ расковать ученика, чтобы тот учился в полную силу, легко и радостно читал", - заявлял Е.Н.Ильин.
Таким образом, обращение к педагогическому наследию педагога-новатора Е.Н. Ильина в 21 веке представляется особенно актуальным, поскольку автор оригинальной педагогической концепции литературного образования школьников предложил нам действенные и высоко результативные методы, приемы и подходы, важные для современного урока в процессе реализации ФГОС.