СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание советского человека

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока, посвящена детским организациям советской эпохи: октябрятам, пионерам и комсомольцам с использованием экспонатов школьного музея

Просмотр содержимого документа
«Воспитание советского человека»


Автор материала


Кобелева Ольга Леонидовна

Должность

Учитель истории

Название материала

Конспект урока

Учебный предмет

История России XX века.

Класс (возраст)

10 (15-16 лет)

Тема урока

Воспитание советского человека

Тип урока

комбинированный урок (2 часа)

Форма урока

урок-практикум на основе материалов школьного музея.

Цель

Выявить позитивные и негативные стороны советского воспитания подрастающего поколения.

Задачи предметные 

  • Познакомиться с детскими организациями и их устройством и атрибутикой;

  • Заполнить сравнительную таблицу по детским организациям;

  • Выявить положительные и отрицательные моменты советского воспитания.

Планируемые результаты

  1. Личностные результаты - определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого; осуществляют рефлексию своего отношения к содержанию темы; формировать положительную мотивацию к обучению. систематизация информации в ходе проектной дея-

тельности, представление её результатов по отдельным тематическим блокам; расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

  1. Метапредметные результаты

  • регулятивные

- преобразовывают учебно-познавательную в практическую задачу;

умеют презентовать свою работу, анализировать, сопоставлять различные толкования исторических фактов, формулировать выводы, развитие умения вести конструктивный диалог планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; оценка правильности выполнения действий и заданий, полноты и обоснованности ответов и высказываний учащихся;

  • познавательные

- умеют результативно мыслить и работать с информацией общеучебные - поиск необходимой информации в стат. данных для выполнения учебных заданий; подбор сведений из первоисточников для заполнения таблицы; логические - анализ исторического документа с целью выделения информации, необходимой для создания творческого продукта деятельности (таблицы);

  • коммуникативные

умеют излагать свое мнение высказывания, содержащие оценку соответствия содержания ответов, учащихся или оценку их выступлений с сообщениями; изложение собственных мнений; защита своих позиций в пользу тех или иных точек зрения; осознанное слушание мнения партнеров; организация продуктивной совместной деятельности по решению общей задачи, основанной на корректности, взаимопонимании.


Оборудование урока

Материалы школьного музея, таблицы сравнительные, раздаточный материал (с музейными материалами: письмо к «Красным следопытам» 6А класса от Опекуновой А.И., от 10.03. 1967 года; Отчет о работе пионерской дружины №2 им. Олега Кошевого за 1955-1956 г. ;, газетная вырезка местного издания от 1958 года о делах пионерской дружины. Л.И. Синициной (Стефановской); Отчет о работе школы за 1953-1954 уч.г. , разделV о работе комсомольской и пионерской организаций; презентация, мультимедийное оборудование.

Ход урока


Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и приемы организации деятельности

  1. Актуализация знаний

5 мин

Кто из русских монархов XVIII века пытался сформировать новую породу людей? Суть этого воспитания?

В чем заключалось воспитание дворянина, купца?

Ответы учащихся на домашнее задание.

Диалог

  1. Выступление групп, учащихся с структурированным сообщением о детских организациях: октябрятах, пионерах, комсомольцах.

30-5

Коррекция и направление работы выступающих групп

Учащиеся воспринимают информацию

Презентация информации .

  1. По ходу выступления групп заполнение сравнительной таблицы.

30-35


Учащиеся оформляют полученную информацию в сравнительную таблицу.

оформление таблицы письменно

  1. Работа с музейным раздаточным материалом

10

Объявляет учебную задачу данного этапа урока

Знакомятся с текстами музейных материалов

Работают с текстами и маркером выделяют главные мысли

  1. Обсуждение видов деятельности пионеров и комсомольцев в отчетах

10-15

Организует беседу с учащимися

Обсуждение материалов музея

Беседа, диалог

  1. Подведение итогов урока. Выводы о положительных и отрицательных сторонах советского воспитания. Достоинства и недостатки современного школьного воспитания молодежи.

15

Учитель корректирует работу учащихся

Учащиеся формулируют выводы по теме урока

Формулирование выводов

  1. Рефлексия

1-2


Оценка учащимися продуктивности своей учебной деятельности

Оценка работы







Дополнительные материалы к уроку для учителя:

Значение понятия:

Воспитание-

  1. Навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни. (словарь Ожегова);

  2. Планомерное воздействие на умственное и физическое развитие детей, формирование их морального облика привитием им необходимых правил поведения. (толковый словарь Ефремовой)

Воспитание «новой породы людей» в XVIII веке:

Идеи Екатерины II разделял И. И. Бецкой, известный педагог и просветитель, получивший образование за границей. И.И.Бецкой считал, что посредством воспитания можно создать «новую породу людей». Главным условием формирования первого поколения таких людей является изоляция воспитанников от вредного влияния общества, предрассудков и пороков старого поколения.


В 1763 г. Бецкой представил Екатерине «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества». И.И.Бецкой выразил свои взгляды на всестороннее воспитание гуманных и справедливых дворян, а также купцов, промышленников, ремесленников, т.е. людей «третьего чина». С этой целью он предложил создать систему закрытых воспитательных учреждений сословного характера для детей с 5 — 6 и до 18 — 20 лет. Были открыты воспитательные дома сначала в Москве, а затем в Петербурге, Смольный институт благородных девиц с мещанским отделением, где серьезное внимание уделялось физическому развитию детей и приобщению к домашнему труду. Согласно уставам новых учреждений в них запрещалось применение телесных наказаний, использовался индивидуальный подход в оценке способностей каждого учащегося.


По плану И.И.Бецкова предусматривалось, например, что дети до 2 лет будут находиться на попечении нянек и кормилиц, затем до 7 лет будут приучаться к посильной работе, до 11 лет — ходить в школу, учиться чтению и Закону Божьему, осваивать различ­ные ремесла. Потом до 14 лет дети продолжат учебу на более высоком уровне (будут учиться считать, писать, рисовать, знакомиться с элементами географии, заниматься трудом).


Принципы дворянского воспитания:

  1. Чувство собственного достоинства

  2. Храбрость

  3. Физическая сила и ловкость

  4. Самообладание

  5. Забота о внешнем виде

  6. Умение «нравиться»

  7. Скромность

  8. Уместная, вежливая речь

Принципы купеческого воспитания:

  1. В первую очередь – послушание

  2. Учиться, но в меру

  3. Предопределенный путь




Литература и информационные источники:


  1. Ю.С. Рябцев, С.И. Козленко. История русской культуры XX века. Издательство «Владос» 2004 г. Учебное пособие.

  2. Словарики. Знание –сила. http://slovariki.org/tolkovyj-clovar-ozegova/3677

  3. Бецкой о воспитании новой породы людей https://studfile.net/preview/7510198/page:9/

  4. 9 принципов дворянского воспитания, которые актуальны в ХХI веке https://econet.ru/articles/143884-9-printsipov-dvoryanskogo-vospitaniya-kotorye-aktualny-v-hhi-veke

  5. Как воспитывались купеческие дети https://deti.mail.ru/article/kak-vospityvalis-kupecheskie-deti/

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!