ТРАДИЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ: ВОСПИТАНИЕ ТАЛАНТЛИВОЙ ЛИЧНОСТИ
СПЕЦСЕМИНАР
ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА
Автор презентации
педагог дополнительного образования
МБУДО Карачевский
Дом детского творчества
Доронина Татьяна Геннадьевна
Что значит пускать талант в оборот?
«Каждый из нас, братия мои, - пишет он, - должен служить друг другу своими талантами, способностями, силами, своим служебным положением, имуществом, образованием, и не себе только угождать » (святой праведный Иоанн Кронштадтский).
Что здесь имеется ввиду?
«Мудр ты — дай совет немудрому; образован — научи невежду; силен — помоги бессильному; богат — помоги бедному» (он же). Другими словами, человек должен служить (пускать в оборот) свой талант(ы), всеми силами служить людям, одним словом, не лениться (не зарывать талант в землю). Здесь важно помнить, что Господь спросит с нас за свой ДАР нас точно так же, как в Евангельской притче.
ПРИТЧА О ТАЛАНТАХ (Мф. 25:14 -30).
Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;
точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпа́л, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпа́л; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то́, что́ имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Серебряная монета с изображением императора. Денежная единица, ее вес составлял – 24 кг. Серебра.
В Евангельской притче упоминаются эти монеты за образом которой стоит оДАРенность каждого человека ДАРами – талантами.
Каковы свойства талантливого человека?
Многие святые отцы единодушны в своих высказываниях, но самое главное это то, что талантливый человек:
- стремится к освобождению от своего «я»;
- способен к самоотдаче;
- обладает живой способностью на Божественные призывы;
- способен на укоры совестью;
- способен к молитве;
- способен к искреннему покаянию;
- способен к изменению себя (качественному изменению всех сил души – воли, ума, сердца(вместилища чувств);
- подлинная сила творчества, рождается не от человеческого лукавства, а от Божией правды , ибо не в силе Бог, а в правде.
«Мера постоянства и глубина погружения в молитвенное состояние свидетельствуют о том, насколько человек еще мертв и насколько он уже жив» (Преподобный Григорий Синаит).
Почему?
Сам Господь сказал:
Без мене не можете творить ничесоже
(Ин. 15, 5).
Что это означает?
Всякое дело освящать (начинать и заканчивать) молитвой.
Какое качество души самое главное у талантливого человека?
– способность противостоять силе зла, стремиться к добру даже тогда, когда все окружающее активно вовлекает его во зло.
Праведный Лот (ветхозаветная история в картинах).
Что делает человека неталантливым, бездарным (по утверждению святых отцов)?
- эгоизм;
- ложь. Любяй же неправду – ненавидит свою душу (Пс.10).
- Лицемерное отношение к жизни.
Почему?
Лицемерие приводит к пошлости, а пошлость иссушает душу и делает ее безблагодатной пустыней, в которой все живое уродуется и умирает. Человек с такой изуродованной душой не может породить ничего полноценногозначимого, здравого.
Что из этого следует?
Талантливый человек обязательно должен обладать нравственным опытом преодоления собственных пороков и страстей, потому что талант, испорченный порочной жизнью, обесценивается и даже становится чем-то противоположным таланту.
Чем отличается ПОДЛИНЫЙ талант от ПРИРОДНОГО ?
ПОДЛИННЫЙ
Приняв свое предназначение, талантливый человек открывает в себе иную, преображенную жизнь – приобщается к ней сначала сам, а потом открывает эту жизнь другим посредством своих произведений. Такому человеку не нужно ничего выдумывать – он просто описывает то, что созерцает, то, к чему приобщился, что реально пережил – это духовное творчество, в нем нет ничего от собственной самости.
ПРИРОДНЫЙ
Тот же, кто изобретает и измышляет что-то от себя, - занимается природным творчеством, - творчеством от своей падшей природы... Природа, однако, не может ничего родить того, что не является ей соприродной – она и рождает только природное, она реализует природные способности, то есть те способности, которые проистекают от пораженной природы: тленной, страстной и смертной.
ПОЭТОМУ
Подлинный талант не от природы, а от Бога, он соприроден не тленному естеству, а нетленному, преображенному. Чтобы человек мог дорастать до духовного творчества, ему необходимо изменять свою природу, преображать ее.
Что из этого следует?
Святитель Иоанн Златоуст библейский талант называл символом духовного дара человеку от Бога. Значит, в Евангелии речь идет именно о дарах духа и они, по словам апостола Павла , являются в слове мудрости, в слове знания, в пророчестве и чудотворении (1Кор.12,8-10). Эти дары у человека появляются не от природы, а от Бога по мере его духовного созревания. Вот это и есть тот идеал, которым можно измерять все другие таланты.
«Если взглянем на святых, то увидим, какой дивной славы и власти они сподоблялись: побеждали природу нравственною силою по благодати Божией: ходили по морю , яко по суху , были переносимы по воздоху божественною силою, им служили дикие звери, как кроткие ангелы, призывая в них своего владыку, молитвой своею они низводили дождь на землю и совершали другие дивные чудеса, перечислить кои невозможно».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
«…раскрытие зрения – до способности видеть далекое и сокрытое, слуха – до способности слышать и пение ангельское, обоняния – до способности обонять в вещи запах страсти, с которой она дана, движения – до способности быть в другом месте не выходя из своего, все сие и подобное…свидетельствует лишь о том, как умаленно в чести и славе нынешнее тело наше в обычном его состоянии».
Преподобный Никон Оптинский
Беседа преподобного Серафима Саровского с Николаем Мотовиловым
Тогда отец Серафим взял меня весьма крепко за плечи и сказал мне: – Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобою!.. Что же ты не смотришь на меня? Я отвечал: – Не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли!.. Отец Серафим сказал: – Не устрашайтесь, ваше Боголюбие! И вы теперь сами так же светлы стали, как я. Вы сами теперь в полноте Духа Божиего, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть. И приклонив ко мне свою голову, он тихонько на ухо сказал мне:
– Благодарите же Господа Бога за незреченную к вам милость Его. Вы видели, что я только в сердце моем мысленно Господу Богу и внутри себя сказал: Господи! Удостой его и телесными глазами видеть то сошествие Духа Твоего…
Преподобного Герасима за благочестие и смирение Господь наградил многими дар ами. Не только люди слушали его наставления, но и животные были ему послушны. Птицы и звери слушались Герасима так, как Адама в раю, когда душа не была загрязнена грехами.
Что необходимо для раскрытия таланта?
- самоуглубление, самопознание .
- Всякий талант – есть Дар Божий! Но очень важно осознавать, что всякий практический талант должен возрастать на фундаменте духовного.
- В Евангелии сказано: «кому дано, тому еще больше преумножится». Каждый человек несет ответственность за вверенный талант. Если ты зарываешь его, то он отнимается, если преумножаешь, то тебе еще больше дается – это нравственный закон. Поэтому необходимо вверенный талант использовать для достижения главной цели и для служения ближним во славу Бога и Отечества.
- Святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Да умножатся таланты Твои, Господи, собственной деятельностью каждого из нас».
Работа с одаренными детьми
Необходимо, чтобы дети знали и исполняли нравственные законы. Если этого не будет происходить, то различные научные открытия и разного рода достижения могут быть употреблены во вред обладателю таланта и всему человечеству.
Каждый должен знать, что главное – это ВНУТРЕННЕЕ сокровище (духовные таланты - добродетели).
Литература
- Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям Тихона Задонского. М., Самшит-издат, 2003.
- Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М., Самшит-издат, 1995.