СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание толерантности у детей с нарушением интеллекта посредством знакомства с национальной кухней и культурой народов

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье освещена проблема воспитания толерантности у детей с нарушением интеллекта. Обосновывается идея о   необходимости привития навыков приготовления блюд, в том числе национальных, в процессе чего воспитывается  уважение к представителям других наций и их культуре.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание толерантности у детей с нарушением интеллекта посредством знакомства с национальной кухней и культурой народов»

Воспитание толерантности у детей с нарушением интеллекта посредством знакомства с национальной кухней и культурой народов

Горохова Ольга Валерьевна, воспитатель

МОКУ АШ-И №28 г. Якутск

Аннотация. В данной статье освещена проблема воспитания толерантности у детей с нарушением интеллекта. Обосновывается идея о необходимости привития навыков приготовления блюд, в том числе национальных, в процессе чего воспитывается уважение к представителям других наций и их культуре. Выделяются и описываются характерные особенности детей с нарушениями интеллекта и особенности национальных кухонь разных народов (русская, якутская, бурятская, ингушская, китайская). Автором разработан проект «Кухня народов мира», где национальная кухня и блюда выбраны с учетом интересов и потребностей детей, их возможностей, уровня подготовки и владения практическими навыками. Этот проект ориентирован на воспитание толерантности посредством знакомства с национальной культурой и кухней народов. Кулинарные занятия дают основы знаний и умений приготовления пищи, соблюдения гигиены, культуры питания, как одного из направлений решения проблемы социальной адаптации. знания о способах приготовления разнообразных блюд, об истории национальной кухни расширяют культурный кругозор воспитанников, улучшают взаимоотношения друг с другом, развивают коммуникативные умения, повышают познавательный интерес к культуре других народов.

Ключевые слова: воспитание, толерантность, национальная кухня, национальное блюдо.

Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Толерантность предполагает не только понимание, но и принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны. При этом каждый этнос уникален и неповторим. Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы жизни. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Если человек знает чужую культуру, то он с уважением относится к ней [1, с.12].

В нашей школе-интернате обучаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей с нарушениями интеллекта по коррекционной программе 8 вида. Отставание в развитии обусловлено не индивидуальными особенностями, а болезнью, которая носит обобщенное название «нарушение интеллекта» или «умственная отсталость». Примерно 85% детей с нарушением интеллекта страдают легкой умственной отсталостью. У них наблюдаются некоторые задержки в развитии в дошкольном возрасте, но сам диагноз ставится после того, как ребенок идет в школу. Именно в начальных классах выявляются проблемы с успеваемостью или поведением. Дети с легкой умственной отсталостью охотно общаются со сверстниками. Они способны усваивать знания, хотя и не в полном объеме. Во взрослом возрасте люди с подобным диагнозом могут успешно работать и жить в обществе, хотя им может понадобиться некоторая помощь. В нашей школе-интернате обучаются и работают представители разных национальностей (русские, якуты, буряты, ингуши), поэтому мы воспитываем у детей чувство уважения друг к другу, интерес к обычаям, традициям и обогащение представлений о культуре разных народов; формируем толерантное отношение между собой, способствуем развитию у детей самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле; закладываем основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми через знакомство и приготовление национальных блюд. Это важно, так как большинство выпускников осваивают специальность повара. Дело в том, что дети, воспитывающиеся вне семьи, как правило, получают готовую пищу, не зная, как и из каких продуктов, она готовится, не имея практического опыта, элементарных знаний и умений, присущих детям из обычных семей.[4, с.15]. Вот поэтому возникла идея о необходимости привития навыков приготовления блюд, в том числе национальных, в процессе чего воспитывается уважение к представителям других наций и их культуре. Эти занятия дают основы знаний и умений приготовления пищи, соблюдения гигиены, культуры питания, как одного из направлений решения проблемы социальной адаптации.

Кухня каждого отдельного народа мира представляет собой отдельные кулинарные королевства, которые чрезвычайно интересно узнавать. Каждый проживающий на Земле народ имеет свои традиции и свою историю и, конечно же, свои особенности национальной кулинарии. Национальная кухня представляет собой набор блюд, которые постоянно готовят жители определенной территории или страны. Исторические предусловия являются особенностью любой национальной кухни. Большая часть блюд, которые относятся к национальным, в той или иной местности, готовили до этого несколько столетий назад. [3, с.5].

Нами разработан проект «Кухня народов мира», где национальная кухня и блюда выбраны с учетом интересов и потребностей детей, их возможностей, уровня подготовки и владения практическими навыками. Этот проект ориентирован на воспитание толерантности, так как он:

  • Знакомит с самобытностью национальных культур, с традициями и обычаями;

  • Расширяет представления о национальных кухнях разных стран;

  • Учащиеся овладевают этической, исторической культурой.

Участники: воспитанники 1 семейной группы в возрасте от 8 до 15 лет. Материалы и оборудование: планы-конспекты о культуре народов мира; презентации, рецепты приготовления блюд, ингредиенты для приготовления.


Табл.1 Темы занятий

Национальная кухня

Национальное блюдо

Якутская кухня

Русская кухня

Бурятская кухня

Ингушская кухня

Китайская кухня

Оладьи, кюерчэх

Блины, калачи

Буузы

Чапильги

Китайские пельмени, салаты


Кухня Бурятии. Буряты – народ кочевой, в связи с чем, у этого народа сложились свои традиции в питании. Образ жизни кочевников требует огромных энергетических затрат, поэтому кухня Бурятии отличается сытностью блюд и их калорийностью.

Китайская кухня. Блюда китайской кухни считаются одними из самых полезных и вкусных во всем мире. Этими качествами они обязаны 3000- летней истории развития Поднебесной.

Русская кухня – понятие очень широкое. В разных регионах нашей огромной страны пищевые привычки разнятся очень сильно. Но есть и незыблемые традиции, которые и отличают русскую кухню от всех других.

Якутская кухня очень своеобразна. Основным блюдом является второе (мясное или рыбное). Значительное место в питании занимает молочная пища: молоко, творог и блюда из них. Основные приемы тепловой обработки мяса – варка и жарение.

Ингушская кухня. Кухня ингушей очень простая и питательная. Состоит в основном из мучных и мясных блюд. Самое простое и питательное угощение ингушей – лепешки «сискал» и «чапильги» [2,с.152].

Вначале ведется ознакомление детей, в презентации наглядно представляем каждую национальную культуру: происхождение народа, своеобразие национального этикета, обрядов, быта, одежды, самобытности, искусства, праздников, особенное внимание уделяем блюдам национальной кухни. Выбираем конкретное блюдо, изучаем рецепт, распределяем функции в приготовлении блюда каждого воспитанника. Проводим инструктаж по ПБ, ТБ. Затем приступаем к приготовлению.

По результатам данного проекта воспитанницы узнали национальную культуру народов, их происхождение, особенности национальной кухни. Стали толерантнее по отношению к другим национальностям. Научились самостоятельно работать по рецептуре, с тестом.

Полученные знания помогут детям не только накормить в будущем себя, свою семью, гостей, но и сделать, быть может, первый шаг к выбору специальности. А знания о способах приготовления разнообразных блюд, об истории национальной кухни расширяют культурный кругозор воспитанников, улучшают взаимоотношения между ними, развивают коммуникативные умения, повышают познавательный интерес к культуре других народов.

Список литературы:

  1. Бим-Бад Б.М., Э.Д.Днепров, Г.Б. Корнетов.- Мудрость воспитания. - М.:Педагогика, 1987.-288с.

  2. Витковская С. Особенности кухни народов мира.- М.: Астрель, 2003г.- с.321

  3. Головков А. Кухня без секретов. - М.: 1991г.-320с.

  4. Иконников Г.Г. Социальная адаптация. Программа подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни. - Н.Новгород: НГЦ, 1998.-63с.