СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание творческого читателя в библиотеке педколледжа.Из опыта работы

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Воспитание творческого читателя в библиотеке педколледжа.Из опыта работы»

Введение



В последние годы Россия изменилась. Она стала страной, в которой приоритеты и акценты сдвигаются в сторону личности, её самодостаточности. В условиях этих перемен происходит переосмысление задач образования и воспитания молодежи. Важными целями должно стать развитие у учащихся: самостоятельности и способности к самоорганизации; умения отстаивать свои права; высокого уровня культуры; готовности к сотрудничеству, способностей к созидательной деятельности; толерантности, терпимости к чужому мнению; умению вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. Вопрос интеллектуального и творческого развития школьников в условиях библиотеки актуален на сегодняшний день, так как падение интереса к чтению вызывает беспокойство во всём мире. Среди 32 стран мира Россия оказалась на 27 месте. Чтение всегда рассматривалось как средство учения и обучения, но в данной работе мы рассматриваем совместную реализацию привития интереса к чтению и развитие творческих способностей ребёнка. Перед нами встает задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Но, к сожалению, среди наших студентов не наблюдается стремления к чтению художественных произведений, стремления к реализации себя через литературное творчество. Среди молодежи теряется престиж и ценность книги. Творческие читатели необходимы и с точки зрения развития самой литературы. Об этом писали А.И. Герцен, В.Г Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Заботой о творческом читателе, способном воспринимать нравственно-эстетическое богатство литературы, пронизаны труды К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, Н.А. Рубакина, Л.С. Выготского, Н.К. Крупской, В.А. Сухомлинского, М.А. Рыбниковой, П.П. Блонского, А.М. Левидова. Немало интересных идей о творческом чтении высказано В.Ф. Асмусом, К.С. Станиславским, С.Я. Маршаком, С.В. Михалковым, К.И. Чуковским. Размышляя о роли талантливого читателя в литературном процессе, С.Я. Маршак писал: «Именно на них, на талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного слова. Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник читатель… Читатель тоже хочет и должен работать».

В последние годы все чаще и чаще библиотеки стали проявлять заботу о творческом чтении детей. Проходят конференции на эту тему, создаются “Школы талантливого чтения”, “Мастерские чтения”, разрабатываются программы развивающего и радостного чтения, любящие литературу дети привлекаются к участию в специальных студиях творческого чтения. Это и активная деятельность библиотечной Галереи детского творчества, и изучение читательских мнений и пристрастий в виде «Книжной почты», и конкурсы детского творчества, и «Защита читательского формуляра» и многое другое.

Все это актуализирует саму проблему творческой деятельности как читателя, так и библиотекаря, привлекает внимание к ней специалистов, заставляет задуматься о ее сущности. В центре внимания студентов – освоение проблем поддержки и стимулирования чтения детей. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, студенты потеряли интерес, как к чтению, так и к литературному творчеству. Именно эта проблема побудила меня к созданию проекта школа литературного творчества «Вдохновение».

Проект по привлечению к чтению обучающихся «Вдохновение» - это цикл библиотечных мероприятий, направленных на формирование и развитие читательского таланта ребенка как основы его интеллектуального, духовно-нравственного и творческого развития.

Цель проекта - привлечение к чтению студентов, развития творческого потенциала через лучшего друга - книгу, формирование устойчивого интереса к чтению.

Объект данного проекта - деятельность библиотекаря, направленная на развитие творческого потенциала читателей - студентов.

Предметом проекта - процесс формирования творческой личности читателей- студентов с разным уровнем развития под воздействием инновационных форм технологии библиотечной работы.

Гипотеза

Создание школы литературного творчества «Вдохновение» привлечет новых читателей в библиотеку, и образует своего рода зоны творчества читателей-студентов.

Задачи проекта

  • создать условия для формирования потребности студента реализовать себя в литературном творчестве;

  • Выявление начинающих авторов в среде студентов;

  • Проведение творческих конкурсов (конкурс творческих работ, конкурс чтецов, конкурс на лучшую презентацию любимой книги, на создание рекламного буклета по привлечению к чтению);

  • Налаживание связей с творческой интеллигенцией г. Дербента (организация встреч, круглых столов);

Участники

Участниками школы литературного творчества могут быть студенты всех курсов Дербентского профессионально-педагогического колледжа имени Казиахмедова Г.Б., проявляющие интерес к литературе, поэзии и литературному творчеству. В работе школы могут принимать участие преподаватели, сотрудники ДППК, проявляющие интерес к литературе.






  1. Условия формирования потребности студента в литературном творчестве.


Формирование социально ценной творческой личности начинается с формирования достаточно сильной социально-ценной потребности. Тренировка “творческого мышления”, “творческого труда” сопровождается воспитанием “эмоционально богатой” личности.

Творчество долгое время связывали лишь с особо одаренными личностями. Однако это утверждение ныне признано ошибочным. Способностью творить в той или иной мере обладает каждый человек. Свой вид творчества определяет и чтение. В процессе чтения, в пространстве его свободы ребенок обогащается новыми впечатлениями, которые, соединяясь с опытом переживаний и знаний и одновременно с реальным миром, создают единственный в своем роде уникальный сплав образов, звуков, картин, идей.

Развитие каждого из них усиливает интерес к чтению. Пребывание в мире творчества само по себе способно давать радость читателю. Вспомним, как Тургенев в рассказе “Пунин и Бабурин” характеризует момент восприятия поэзии: “Невозможно передать чувство, которое я испытывал. Все вокруг исчезает... с нами поэзия, мы проникаемся, мы упиваемся ею, в нас происходит важное, великое, тайное дело”. Можно с уверенностью сказать, что “важное, великое, тайное дело”, о котором говорит тургеневский герой, и есть читательское творчество.

Проблемы творчества и творческой личности существовали ещё с древних времён. Сегодня проблема воспитания и формирования творческой личности приобретает исключительную актуальность. Личность, которая способна мыслить творчески, эффективнее решает задачи и преодолевает трудности, намечает новые цели, обеспечивает себе большую свободу выбора и действий, то есть в конечном итоге – успешней всего организует свою деятельность. В решении этой задачи особенная роль принадлежит воспитанию, в первую очередь – воспитанию интеллектуальных творческих способностей. Задание воспитания в этом смысле – не только сформировать условия качественной подготовки образованного человека, специалиста, но и сформировать человека-творца.

Воспитание рассматривается педагогикой как ведущий фактор, так как это специально организованная система воздействия на подрастающего человека для передачи накопленного общественного опыта.

В процессе воспитания хотелось бы предусмотреть такие пути, которые были бы обращены к различному уровню развития творческих способностей студентов и находили опору в различных сторонах жизни.

В образовательных учреждениях важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить и самое главное читать.

Воспитание творческой личности становится для современного общества насущной потребностью. Осознавая всю важность этой проблемы, мы пытаемся найти пути приобщения студентов к чтению, учитывая возрастные, индивидуальные особенности. Способность творчески мыслить, решать нестандартные задачи - это признак настоящего профессионала и гражданина. А человек творческий - это обязательно человек читающий. Как известно, любое дело, в том числе и обучение детей чтению, приносит больше плодов, если оно вызывает интерес.


  1. Проведение творческих конкурсов, как средство самореализации студентов в литературном творчестве.


Библиотеки существуют тысячи лет. С незапамятных времен они были хранителями духовных богатств общества, помощниками всех, кто ими пользовался. Со временем меняется человек; развивается наука и техника; усложняются школьные программы; другими становятся дети, но человечество так и не придумало лучшего способа для развития своего же интеллекта, чем чтение. Но сегодня книга уже перестала быть единственным источником знаний. Видео- и аудиоматериалы, компьютерные сети и программы разрушили её информационную монополию и все активнее внедряются во все области знаний.

В хорошо всем нам известной газете «Библиотека в школе» одна из статей начиналась словами: «Как «поэт в России больше, чем поэт» (Е. Евтушенко), так библиотека в школе больше, чем просто библиотека». И не только школьная, но и любая учебная библиотека. Это натолкнула на создание проекта литературного творчества – клуб «Вдохновение»

В литературный клуб объединились студенты, любящие творчество. На своих заседаниях они обсуждают написанные произведения, высказывают критические замечания, обмениваются впечатлениями о произведениях современных писателей.

 Но юные поэты и писатели решили объединиться не только, чтобы иметь возможность общаться друг с другом. В рамках клуба проходят литературные вечера, чтения, презентации книг, журналов, встречи с писателями и поэтами. 

План реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на один год


Время проведения

Мероприятия

январь

«…Звенящая, снежная даль» -святочные посиделки

февраль

Праздник «Веер устного народного творчества»

Защита проектов: «Моя сказка»,

«Моя колыбельная»

март

Интервью. Берем интервью у «Знаменитостей» нашего колледжа

апрель

Книжный аукцион- каждый участник представляет по одной ранее прочитанной книге так, что бы у присутствующих появилось желание ее прочесть. Выигрывает тот, кто набрал больше голосов участников

май

«Нас кружила вьюга фронтовая». Вечер-встреча ветеранов войны и тружеников тыла с молодым поколением

сентябрь

«По книге туда и обратно» (к 125 летию Агаты Кристи (Мэри Клариссы Миллер 1890-1976), английской писательницы)

октябрь

«Нам года не беда!» - вечер отдыха, посвященный Дню пожилого человека

ноябрь

«Душа природы» - творческая встреча

декабрь

«Моя минута славы» - бенефис участников школы литературного творчества (это комплексное мероприятие, направленное на укрепление авторитета лучших читателей библиотеки

Составили анкету, ответы, которых помогут выявить и раскрыть читателя-творца

Анкета школа литературного творчества «Вдохновение»

  1. Фамилия, имя, отчество. Домашний адрес, курс. Телефон.

  2. Ваши предложения по содержанию плана проекта: что бы Вы хотели узнать, услышать, посмотреть, с кем из интересных людей нашего города встретиться?

  3. Какая книга или книги сыграли существенную роль в Вашей жизни? Назовите их. Какие авторы? Обоснуйте.

  4. Пишите Вы стихи или прозу?

  5. Посещали ли ранее литературные объединения?

Ваши увлечения помимо литературы.

  1. Публиковались ли ранее Ваши произведения?

Ждем Ваших мнений и советов!!!

Анкету возвращать в библиотеку

Любишь книги? Много читаешь? Тогда именно ТЫ достоин звания «Самый Читающий Студент»!

Это мероприятие было нацелено на пропаганду и развитие литературного творчества студентов с использованием интерактивной формы.Конкурс проводился в три этапа – с ноября по апрель и включал в себя определение победителей трех номинаций «Лучший читатель», «Самый активный читатель» и «Лучшая презентация книги».

Для определения победителей в номинации «Лучший читатель» нами были проанализированы читательские формуляры и по количеству прочитанных книг за учебный год выявлены самые читающие студенты, которые и стали победителями этой номинации.



Победителями номинации «Самый активный читатель» стали студенты, принимавшие активное участие во всех мероприятиях, конкурсах и акциях библиотеки. Награждением победителей третьей номинации «Лучшая презентация книги» завершился первый этап конкурса. Были созданы критерии, предъявляемые к проектам этой номинации. Второй этап конкурса предполагал определение победителя в номинации «Победитель-«Книгочей» и главного победителя всего конкурса «Самый читающий студент».

Такая форма позволяет развивать творческие способности студентов, возможность поделиться впечатлениями о прочитанном, выделяя яркие образы своих героев на экране.

Волшебный мир поэзии…Можно ли разгадать его тайные, чарующие силы? Поэзия, это, что создано человеком его мыслью, чувством, воображением. Древние греки называли поэзией искусство человеческой речи вообще, имея в виду прозу и стихи, театральную декламацию, философский спор или поздравление.

Кто поэзию не знает.

Красоты не понимает.

С днем поэзии тебя

Поздравляем мы, любя!

Эти слова стали эпиграфом вечера, посвященного Дню Поэзии.



На мероприятии были приглашены известные табасаранские поэты Эльмира Ашурбекова – руководитель табасаранского литературного объединения «ГЬЕВЕС», Абдурагим Абдурахманов, а также начинающий поэт Гюльмагомед Расулов. Студентка педколледжа Исаева Залина стала победительницей конкурса этого литературного объединения, ее стихи опубликованы в журнале «Соколенок» на табасаранском языке. Выступили и студенты, которые тоже увлекаются поэзией, сами сочиняют, даже печатаются в газетах и журналах. Студентка курса Джульета Велибекова уже печаталась в республиканской газете «Лезги газет»,свои стихи она пишет на русском и лезгинском языках.

Юля Еремченко студентка выпускного курса – творческий человек во всех смыслах этого слова: пишет стихи, любит музыку, танцы, так же все то, что связано с искусством фотографии. Неджефов Мейлан студент выпускного курса пишет стихи и прозу на родном табасаранском языке. На этот путь наставил его дедушка, который тоже любит поэзию и играет на чонгуре.


Не всякий, кто в детстве и юности пишет стихи, встанет впоследствии поэтом, но он обязательно станет хорошим читателем.

Созданию особой творческой атмосферой способствуют включение театрально-кукольных постановок из художественных произведений и сказок.

Вспомогательную роль в процессе воспитания читателя может оказать кукольный театр. Студенты будут исполнять роли, читать пьесы, а для этого необходимы только внимание и поддержка библиотекаря. Самодеятельные театральные подмостки придают значимость участникам, будоражат фантазию и заставляют невольно читать произведения, предложенные библиотекарем. Занимаясь художественным творчеством, учащиеся попадают в творческую атмосферу, которая открывает им возможность участия в конкурсах, театральных фестивалях, что повышает их самооценку. Они окунаются в мир хороших литературных произведений, читают классику, не страшась ее, и через героев этих книг читатели идут к пониманию автора, к чтению без принуждения.

Центральным звеном в работе по развитию творческих проявлений являются организация литературных игр и литературных праздников, литературных викторин, «стилизованных» игр ("Брейн-ринг", "Поле чудес", "Умники и умницы", "Сильное звено", "Пойми меня", "Счастливый случай").Литературные игры — игры, построенные на словесном материале: игры и упражнения поразвитию речи, литературные головоломки, игры со словами (кроссворды, чайнворды и т.

"Неделя детской книги"- традиционный праздник школьников. Цель этого мероприятия широкая пропаганда книг среди юных читателей, повышение их интереса к книгам и самостоятельному чтению, выявлению их запросов.

Подготовка к мероприятию "Неделя детской книги" проходит в течение всего учебного года. Используются различные формы работы с книгой: литературные беседы, викторины, игры, разнообразные книжные выставки, посвященные юбилярам детских писателей и книгам-юбилярам. Праздник "Неделя Детской книги" проводился викториной любимых сказок.

Эти праздники с использованием электронных документов делают мероприятие более ярким и запоминаются читателям надолго, а самым главным результатом таких встреч является их повышенный интерес к книге.

С огромным желанием пробуют они свои силы в составлении игровых заданий для одноклассников (викторины, кроссворды)

Тематические выставки иллюстрируют почти все мероприятия, позволяя наглядно повысить уровень образовательного, воспитательного, информационного, эстетического и познавательного потенциала учащихся.

Включение в творческий процесс помогают разные формы работы:

  • Нетрадиционные выставки:

  • Выставка-акция «Будем читать!»

  • Выставка-признание «Звезда по имени…Высоцкий».

  • Выставка-реклама «Читать эти книги престижно!»,

«Книги, о которых спорят».

  • Выставка-викторина «Из каких мы книг!».

  • Звуковая выставка «Книга под настроение»

  • Закладки – рекомендации «Время читать» (и др.)


  • Разного рода акции:

  • «Книга по кругу»(«запускается» новая книга, передается из рук в руки,

обсуждается…)

  • «Перекресток мнений», или «Читатель рекомендует».

Организуя, выставки книг для учащихся, книги подбираются по темам доступных их пониманию. На выставке библиотекарь может познакомить читателей не только с книгами на определенную тему, но и с материалами периодических изданий. Очень важно, чтобы структура выставки, расположение книг на ней были столько ясны, чтобы читатель мог самостоятельно в ней ориентироваться. Чтобы выставка была популярна, она

должна быть яркой, привлекательной.

Книжные выставки помогают привлечь внимание читателей, заинтересовать его, удовлетворить читательский интерес или информационную потребность.



Заключение


Формирование личности человека - это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст.

Воспитание социально ценной творческой личности начинается с формирования достаточно сильной социально-ценной потребности. Тренировка “творческого мышления”, “творческого труда” сопровождается воспитанием “эмоционально богатой” личности.

В процессе обучения хотелось бы предусмотреть такие пути, которые были бы обращены к различному уровню развития творческих способностей студентов и находили опору в различных сторонах жизни.

В образовательных учреждениях важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить и самое главное читать.

Поэтому необходимо направлять весь педагогический коллектив и работников библиотеки в частности на поиски самых разнообразных путей и приемов поддержания творческих интересов студентов в любом виде их деятельности, любом направлении.

Успешная организация учебно-воспитательного процесса складывается из многих факторов. Одним из них является и школьная библиотека, которая сегодня должна стать основным звеном обеспечения необходимой информацией как учителей, так и учащихся.

Пик творческой активности молодежи, как правило, приходится именно на студенческие годы. Чаще всего этот период свободной и уже достаточно осмысленной жизни становится самым богатым на оригинальные идеи и смелые литературные эксперименты, требующие скорейшей оценки – признания и критики. Литературный клуб выступает в роли основной творческой лаборатории и главной опытной площадки: именно с первых публикаций многие молодые авторы начинают свое участие в формировании новейшей русской словесности.

Литературное творчество студента определяет его будущую активную жизнедеятельность, является основой для успешной социализации в обществе и эффективного функционирования на рынке труда, выступает в качестве критерия его конкурентоспособности, поскольку доказано, что интеллектуально-творческая личность быстро адаптируется в реалиях постоянно изменяющегося современного мира. Поэтому в Республиканском профессионально-педагогическом колледже должны быть созданы разнообразные условия для развития литературного творчества.

Исследование актуально и имеет следующие перспективы для развития:

- методическое насыщение и реализация различных форм работы, активизирующих развитие творческого мышления студентов посредством цикла библиотечных мероприятий, направленных на формирование и развитие их читательского таланта.

- освоение проблем поддержки и стимулирования чтения детей.

























ПРОЕКТ

на тему:

«Воспитание творческого читателя в библиотеке пед колледжа:

из опыта работы»





Выполнила:

Атлуханова Х.Г. зав. библиотекой

Дербентского профессионально-педагогического

колледжа имени Г.Б. Казиахмедова






Дербент, 2019