СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание у детей с нарушением зрения сознательного отношения к его охране

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание у детей сознательного отношения к проблемам своего зрения - важное направление профилактической работы образовательного учреждения.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание у детей с нарушением зрения сознательного отношения к его охране»

Воспитание у детей с нарушением зрения сознательного отношения к его охране

Воспитание у детей с нарушением зрения сознательного отношения к его охране

Воспитание у детей сознательного отношения к проблемам своего зрения – важное направление профилактической работы образовательного учреждения. Оно реализуется посредством приучения детей с раннего возраста к гигиеническому уходу за глазами, очками, к бережному обращению с оптикой. Формирования знаний у дошкольников и школьников о здоровом образе жизни, о рациональной организации зрительного труда, воспитания адекватного отношения к своим зрительным возможностям.
  • Воспитание у детей сознательного отношения к проблемам своего зрения – важное направление профилактической работы образовательного учреждения.
  • Оно реализуется посредством приучения детей с раннего возраста к гигиеническому уходу за глазами, очками, к бережному обращению с оптикой.
  • Формирования знаний у дошкольников и школьников о здоровом образе жизни, о рациональной организации зрительного труда, воспитания адекватного отношения к своим зрительным возможностям.
В их числе должен быть навык соблюдения гигиены глаз. С раннего дошкольного возраста детей приучают тщательно мыть руки и лицо. Необходимо, чтобы процедура ежедневного правильного ухода за глазами стала привычной для детей. Это же касается и ухода за очками, которые должны быть всегда чистыми. Необходимость в этом вызвана не только эстетическими требованиями, но и тем, что глаза – «слабое место» наших детей и любая грязь, в них попавшая, может стать источником инфекционного заболевания (например, коньюктивита); пользование же грязными, заляпанными очками затрудняет, искажает зрительное восприятие детей.
  • В их числе должен быть навык соблюдения гигиены глаз.
  • С раннего дошкольного возраста детей приучают тщательно мыть руки и лицо. Необходимо, чтобы процедура ежедневного правильного ухода за глазами стала привычной для детей.
  • Это же касается и ухода за очками, которые должны быть всегда чистыми. Необходимость в этом вызвана не только эстетическими требованиями, но и тем, что глаза – «слабое место» наших детей и любая грязь, в них попавшая, может стать источником инфекционного заболевания (например, коньюктивита); пользование же грязными, заляпанными очками затрудняет, искажает зрительное восприятие детей.
Дети должны также иметь представление о том, что вредно для зрения. Так им объясняют, что недопустимо рассматривание иллюстраций, чтение книг, выполнение графических заданий и т.п. при плохом освещении, рассматривание и чтение книг лежа, вредно также это делать в движущемся транспорте.  Дети должны знать, что длительное зрительное напряжение (рассматривание и чтение книг, просмотр телепередач, игры за компьютером и т.п.) приводит к переутомлению зрения, к снижению умственной работоспособности. Детям объясняют также, что нельзя допускать прямое попадание солнечного света и света яркой лампы в глаза, так как это приводит к снижению зрения.
  • Дети должны также иметь представление о том, что вредно для зрения. Так им объясняют, что недопустимо рассматривание иллюстраций, чтение книг, выполнение графических заданий и т.п. при плохом освещении, рассматривание и чтение книг лежа, вредно также это делать в движущемся транспорте.
  • Дети должны знать, что длительное зрительное напряжение (рассматривание и чтение книг, просмотр телепередач, игры за компьютером и т.п.) приводит к переутомлению зрения, к снижению умственной работоспособности.
  • Детям объясняют также, что нельзя допускать прямое попадание солнечного света и света яркой лампы в глаза, так как это приводит к снижению зрения.
СЛЕДУЕТ ПОЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С ПРАВИЛАМИ ОХРАНЫ ЗРЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ СЛЕДУЮЩЕЕ: Соблюдение правильной позы при выполнении графических работ, дидактических упражнений за партой, столом, а также при рассматривании картинок и чтении книг; Умение правильно пользоваться дополнительным (местным) освещением; Умение пользоваться вспомогательными средствами (лупами, подставками для книг); Соблюдение режима чередования зрительной работы с расслаблением зрения.

СЛЕДУЕТ ПОЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С ПРАВИЛАМИ ОХРАНЫ ЗРЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ СЛЕДУЮЩЕЕ:

  • Соблюдение правильной позы при выполнении графических работ, дидактических упражнений за партой, столом, а также при рассматривании картинок и чтении книг;
  • Умение правильно пользоваться дополнительным (местным) освещением;
  • Умение пользоваться вспомогательными средствами (лупами, подставками для книг);
  • Соблюдение режима чередования зрительной работы с расслаблением зрения.
Очень важно научить детей приемам оказания помощи своему нарушенному зрению. Одним из таких приемов является умение правильно зрительно обследовать, т.е. рассматривать предметы и изображения последовательно, по определенному плану (от главного к второстепенному, от основных деталей к дополняющим и т.д.). Необходимо также учить детей быть очень внимательными, уметь слушать и запоминать словесные описания предметов и явлений, даваемые педагогом, соотносить их со своими зрительными образами, уметь дополнять свое нарушенное зрительное восприятие информацией об окружающем, полученной с помощью сохранных анализаторов.
  • Очень важно научить детей приемам оказания помощи своему нарушенному зрению.
  • Одним из таких приемов является умение правильно зрительно обследовать, т.е. рассматривать предметы и изображения последовательно, по определенному плану (от главного к второстепенному, от основных деталей к дополняющим и т.д.).
  • Необходимо также учить детей быть очень внимательными, уметь слушать и запоминать словесные описания предметов и явлений, даваемые педагогом, соотносить их со своими зрительными образами, уметь дополнять свое нарушенное зрительное восприятие информацией об окружающем, полученной с помощью сохранных анализаторов.
Детей старшего дошкольного возраста следует знакомить с играми и упражнениями, развивающими их зрительные функции, учить выполнять их самостоятельно. Эти игры и упражнения подбираются индивидуально с учетом особенностей зрительного заболевания каждого ребенка. Тифлопедагог и воспитатели используют в своей работе разнообразный наглядный и дидактический материал, демонстрирующий детям правила рационального использования своего зрения и его охраны . Например:  Карточки с изображением правильной и неправильной поз ребенка во время чтения книги, рисования и т.д.
  • Детей старшего дошкольного возраста следует знакомить с играми и упражнениями, развивающими их зрительные функции, учить выполнять их самостоятельно. Эти игры и упражнения подбираются индивидуально с учетом особенностей зрительного заболевания каждого ребенка.
  • Тифлопедагог и воспитатели используют в своей работе разнообразный наглядный и дидактический материал, демонстрирующий детям правила рационального использования своего зрения и его охраны . Например:
  • Карточки с изображением правильной и неправильной поз ребенка во время чтения книги, рисования и т.д.
Например : Карточки с изображением ребенка, читающего лежа. Карточки с изображением ребенка, читающего при свете настольной лампы - на одной и читающего в полумраке - на другой. Карточки, на одной из которых изображены очки с чистыми стеклами, а на другой – с грязными и т.п. Проводятся игры и упражнения, в которых уточняются и закрепляются сформированные у детей представления.
  • Например :
  • Карточки с изображением ребенка, читающего лежа.
  • Карточки с изображением ребенка, читающего при свете настольной лампы - на одной и читающего в полумраке - на другой.
  • Карточки, на одной из которых изображены очки с чистыми стеклами, а на другой – с грязными и т.п.
  • Проводятся игры и упражнения, в которых уточняются и закрепляются сформированные у детей представления.
ЗНАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ УХОДА ЗА ОЧКАМИ ВКЛЮЧАЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА: Очки должны храниться в футляре; Линзы очков должны протираться мягкой салфеткой; Не допускается класть очки линзами вниз на твердую поверхность; Не допускается прикладывать к очкам физических усилий; Надевать и снимать очки следует двумя руками, придерживая за заушники.

ЗНАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ УХОДА ЗА ОЧКАМИ ВКЛЮЧАЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА:

  • Очки должны храниться в футляре;
  • Линзы очков должны протираться мягкой салфеткой;
  • Не допускается класть очки линзами вниз на твердую поверхность;
  • Не допускается прикладывать к очкам физических усилий;
  • Надевать и снимать очки следует двумя руками, придерживая за заушники.
Обращайте внимание на то, когда дети снимают очки, то их зрительные возможности значительно падают, что осложняет ориентировочную и контролирующие функции зрения. В результате ребенок может допустить оплошность: положить очки на край стола, что приведет к их падению. С целью предупреждения таких ситуаций формируем у слабовидящих детей компенсаторный способ выполнения практических действий подобного рода: перед тем как положить на стол предмет, на его край положить руку (ладонь), а рядом с ней уже предмет. Можно использовать и другой прием: класть очки на цветной фон, контрастный поверхности стола.
  • Обращайте внимание на то, когда дети снимают очки, то их зрительные возможности значительно падают, что осложняет ориентировочную и контролирующие функции зрения.
  • В результате ребенок может допустить оплошность: положить очки на край стола, что приведет к их падению.
  • С целью предупреждения таких ситуаций формируем у слабовидящих детей компенсаторный способ выполнения практических действий подобного рода: перед тем как положить на стол предмет, на его край положить руку (ладонь), а рядом с ней уже предмет. Можно использовать и другой прием: класть очки на цветной фон, контрастный поверхности стола.
Детей дошкольного возраста знакомят со свойствами стекла: на нем могут оставаться царапины, оно бьется, на стекле остаются пятна от пальцев; с хрупкой конструкцией очков: их легко сломать, если с силой раздвигать дужки и т.п. Через эти знания и обучение детей практическим умениям воспитываем у них бережное отношение к очкам, приучаем следить за чистотой стекол, протирать их мягкой тряпочкой перед каждым занятием или уроком.
  • Детей дошкольного возраста знакомят со свойствами стекла: на нем могут оставаться царапины, оно бьется, на стекле остаются пятна от пальцев; с хрупкой конструкцией очков: их легко сломать, если с силой раздвигать дужки и т.п.
  • Через эти знания и обучение детей практическим умениям воспитываем у них бережное отношение к очкам, приучаем следить за чистотой стекол, протирать их мягкой тряпочкой перед каждым занятием или уроком.
Воспитательная работа по формированию у детей с нарушением зрения сознательного отношения к вопросам его охраны и развития должна строиться на комплексном подходе в реализации этого направления профилактической работы в коррекционном учреждении.
  • Воспитательная работа по формированию у детей с нарушением зрения сознательного отношения к вопросам его охраны и развития должна строиться на комплексном подходе в реализации этого направления профилактической работы в коррекционном учреждении.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА: Фомичева Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения. – Санкт-Петербург: КАРО, 2007 г. Гигиена детей и подростков \под ред. Г.Н.Сердюковской и А.Г.Сухарева. – М.: Медицина, 1986. Базарный В.Ф. Зрение у детей: проблемы развития. - Новосибирск: Наука СО, 1991.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  • Фомичева Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения. – Санкт-Петербург: КАРО, 2007 г.
  • Гигиена детей и подростков \под ред. Г.Н.Сердюковской и А.Г.Сухарева. – М.: Медицина, 1986.
  • Базарный В.Ф. Зрение у детей: проблемы развития. - Новосибирск: Наука СО, 1991.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!