СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Воспитание у учащихся с лёгкой умственной отсталостью любви к родному краю, к Родине средствами краеведческой работы»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование краеведческого материала на уроках - это один из методов повышения интереса к изучаемому материалу.

Просмотр содержимого документа
««Воспитание у учащихся с лёгкой умственной отсталостью любви к родному краю, к Родине средствами краеведческой работы»»


Воспитание у учащихся с лёгкой умственной

отсталостью любви к родному краю, к Родине средствами краеведческой работы.



Сегодня все чаще и серьезнее говорят о патриотическом воспитании подрастающего поколения, о воспитании любви к Родине.

А что же такое патриотизм?

Если следовать словарю, то нужно сделать вывод: «патриотизм – это любовь к Родине».

Родина в свою очередь – это Отечество, Отчизна, страна, в которой человек родился; более узко – чье-либо место рождения.

Следовательно, быть патриотом, значит любить свою малую Родину, свой дом, свой поселок, район, свой край, нашу Родину.

Воспитание патриотизма неотделимо от краеведения.

Краеведение – знание своего края, изучение местности, в которой человек живет.

Школьное краеведение – важный фактор нравственного, эстетического, экологического воспитания учащихся, оно способствует патриотическому воспитанию, расширяет кругозор, развивает познавательные интересы, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения.

Объектами краеведения являются природа, население, хозяйство, историческое прошлое, искусство, культура.

Наблюдения детьми сначала простейших, а затем и более сложных природных явлений , проникновение в их сущность В.А.Сухомлинский считал необходимыми шагами на пути формирования научного мировоззрения: «Я стремился к тому, чтобы все годы детства окружающий мир, природа постоянно питали сознание учащихся яркими образами, картинами, восприятиями, представлениями… чтобы чтение «Книги природы»…было началом активного мышления, теоретического познания мира, началом системы научных знаний».

Природное краеведение обеспечивает необходимую связь глобальных, национальных, региональных (местных) аспектов в изучении современных проблем экологии и охраны природы, помогает правильно организовать работу по экологическому воспитанию учащихся, формирует у них экологическую культуру, умения и навыки природоохранной деятельности.


Использование краеведческого материала на уроках - это один из методов повышения интереса к изучаемому материалу. Применение дополнительной информации в виде краеведческого материала создают условия для понимания и принятия учениками той истины, что жизнь в малой родине разнообразна и богата и связана со всеми процессами, происходящими в жизни и обществе.

Поэтому задачи использования краеведческого материала на уроках географии таковы:

  • повышение интереса к предмету,

  • формирование умения давать характеристику природных реалий,

  • научить ориентироваться в географии своего края,

  • обучить способам поиска и сбора информации по интересующему вопросу, ее систематизации,

  • проверки достоверности фактов на основе анализа и сопоставления с другими данными,

  • развитие творческого мышления,

  • формирование собственной позиции и умение аргументировать и отстаивать ее в ходе дискуссий,

  • побудить гордость за малую родину.

Формы краеведческой работы и условия ее эффективности.

1. Игры – путешествия.

2. Занятия исследования.

3. Экскурсии.

4 Праздники, связанные с народными традициями.

5. Практические занятия.

6. Поисковая работа

7. Встречи с интересными людьми.


В курсе географии важную роль играет региональный компонент (региональная история), который мы изучаем в 9 классе с помощью учебного пособия «Моя малая Родина». Его назначение – приблизить прошлое, сделать его понятным, дать ученику почувствовать себя участником большой истории страны. Работая с этим учебным пособием, учащиеся получают новые знания. Также мы выполняем много заданий творческого характера.

История только тогда становится понятной и интересной, когда она касается каждого из нас. Неслучайно обязательный минимум ее преподавания включает изучение жизни и традиций семьи, родословной, истории родного края, родного города, села или деревни. Это каждому доступно и близко. Через историю малой родины ученик осознает историю России.

Основным методом обучения является исследовательский метод. Он подразумевает проявление самостоятельности мышления учащихся, концентрирует в себе все, что сформировано и формируется системой активизации процесса обучения.

На уроках географии в 7 классе учащиеся узнают, что наш город – это часть Волгоградской области, а Волгоградская область - часть страны, которая называется Россией. Ребята рассматривают карту Котовского района, ищут место своего жительства. В 6 классе ученики работают по карте России, Волгоградской области.

Изучая геральдику, учащиеся включаются в поисковую работу: узнают о гербе города Котово, гимне, основателях нашего города, истории возникновения. С увлечением учащиеся совместно с родителями составляют герб своей семьи.

Детям очень нравится поисково-исследовательская работа. Много нового и интересного узнают они о городе и его улицах, водных ресурсах, растениях и животных.

Итогом исследований становятся творческие отчеты: фотовыставки, сочинения, буклеты, рисунки, устные выступления перед одноклассниками и перед учениками других классов школы.

В школе мы проводили конкурс рисунков «Моя малая Родина»,

фотоколлажи «Моя малая родина». Составили викторину по истории города Котово.

На уроках и на внеклассных мероприятиях по краеведению дети начинают понимать, что пути истории проходят через судьбу каждого из нас, через судьбы всех поколений семьи, а все мы – соучастники событий прошлого, настоящего и будущего.

Нравятся ученикам и встречи с интересными людьми. Затаив дыхание, ребята слушали рассказы ветеранов Великой Отечественной войны. Ребята сами готовили рассказы о том, как жили в годы Великой Отечественной войны прадедушки, прабабушки, соседи и родственники.

Об истории нашего города учащиеся узнают и на экскурсиях (обзорная экскурсия по городу, в музей, к памятникам города, в церковь и др.)

Воспитание любви к Родине начинается с воспитания любви к природе. Чтобы ребенок научился любить свою Родину, понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства, надо прививать эти чувства с раннего возраста. Учащиеся должны понимать и знать, что уже сейчас они могут многое сделать, оберегая те растения и тех животных, которых видят вокруг себя. Осенью провожу экскурсию с целью изучения растений города. Затем эту экскурсию оформили, как книжку. Ребята старших классов составили сборник рефератов «Животные Волгоградской области, занесённые в Красную книгу». Весной проводим рейд по очистке берега пруда от мусора.

Учащиеся 6 класса составили фотоальбом «Деревья и декоративные кустарники нашего города».

Для эколого-природоведческого краеведения важны и викторины, аукционы, познавательные игры о растениях и животных, которые провожу во внеурочное время.

Работа по социальному проекту «Знай и люби свой край».

В ходе реализации проекта учащиеся больше узнают о городе.

Мы узнали историю некоторых улиц, почему они так называются.

Провели акцию «Напиши письмо другу». В письмах учащиеся описали самые интересные места своего города. Организовали фотовыставку «Моя малая Родина» и выставку рисунков. Выходом стала презентация «7 чудес города Котова», которую мы презентовали учащимся других классов и используем на уроках географии.




4