СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание учащихся средствами народной культуры в рамках внеурочной деятельности

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлен собственный опыт работы.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание учащихся средствами народной культуры в рамках внеурочной деятельности»

Воспитание учащихся

средствами народной культуры в рамках внеурочной деятельности


В настоящее время среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания. Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем, которые, во-первых, многофункциональны по своему характеру; во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности; в-третьих, интересны детям; в-четвертых, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы.

Я считаю, что одним из таких средств воспитания является народная культура. Ребенок с раннего детства должен впитывать культуру своего народа и проникнуться уважением к самобытной культуре других народов, с которыми он общается в непосредственном окружении в быту, школе. Это особенно важно для дружеского общения и постоянного взаимодействия друг с другом.

Во все времена усвоение социального опыта своих предков оказывало особое влияние на человека, преобразовывало его внутренний мир. Поэтому особенно важно начинать воспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа и её освоение как можно раньше.

Важность приобщения учащихся к народному искусству определяется не только социальной значительностью, но и его национальной обусловлен­ностью. Через приобщение детей к устному, музыкальному фольклору народ продлевает себя, генерирует свой дух, характер, психологию. Поэтому есте­ственно стремление каждого народа сохранить и возродить свою исконную культуру.

В течение многих десятилетий под знаменем коммунистической идеологии произошло отчуждение различных народов от своей культуры, её традиций. И сейчас приходиться заново открывать для себя собственные потерянные ценности, обретать новое осмысление культуры и культурные ориентации, соизмерять уровень национальной культуры и национального самосознания с общечеловеческими ценностями, осуществлять более тесную связь между культурой, языком и образованием.

Б. Неменский говорил: «... необходимо привязать ребенка всеми чувствами к древу культуры», он рождается носителем этой культуры и готовым к ее присвоению. Семья, педагоги, окружающие взрослые должны создать благоприятные условия для приобщения детей к богатствам национальной куль­туры, окружающей среды и природы. Как утверждал К. Д. Ушинский, воспитание ребенка с самого раннего возраста необходимо осуществлять в особой «национальной среде», на родном языке, с применением народных обычаев, традиций, с «погружением в культуру народа» посредством разных форм общения, видов деятельности и творчества.

Народное искусство таит в себе огромные воспитательные возможности и позволяет решить проблемы учебно-воспитательного процесса наиболее гармонично. Оно учит искренности и бескорыстию, заинтересованности и красоте челове­ческого отношения к окружающей жизни, любви к родному краю и уважению к прошлому, помогает открыть нравственные ценности народа и обрести новые жизненные силы.

Народная культура имеет познавательную, развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции.

Воспитательная система нашей школы направлена на формирование человека-патриота, на развитие личности. Знакомство с историей, традициями своего народа, его культурой – это одно из направлений патриотического воспитания учащихся. Поэтому поиск путей и возможностей воспитания учащихся на материале народной культуры, считаю наиболее интересным и перспективным в современных условиях жизни нашего общества.

В практике своей работы воспитание учащихся посредством народной культуры я реализую через внеурочную деятельность, а именно, кружок «Праздники, традиции и ремесла русского народа». Эта внеурочная деятельность охватывает и начальные классы, и среднее звено.

Освоение программы по народной культуре проходит в доступных для школьников формах: играх, песнях, сказках, реальном освоении традиций, обычаев, ремесел, изучении предметов быта. Учащимся предоставляется возможность проявить себя в разных ролях и видах деятельности. Они пробуют петь, плясать, рисовать, мастерить, играть, - все это способствует гармоничному развитию личности ребёнка, а также формированию навыков межличностного общения.


В рамках названной программы учащиеся нашей школы знакомятся с русским фольклором, с традициями, обычаями и обрядами русского народа, с русскими промыслами, особенностями национального костюма, историей древних городов России и многим другим.

Моя работа по приобщению учащихся к музыкальной народной культуре ведется в следующих направлениях:

  • просветительско – ознакомительное;

  • поисково — собирательское;

  • креативно – созидательное.

  • исполнительско – репродуктивное.

Просветительско – ознакомительным направлением охватываются всевозможные виды деятельности, связанные с ознакомлением учащихся с основами народной культуры. На данном направлении у школьников преобладают, в основном, пассивные виды деятельности, такие как слушание, восприятие, сопереживание, эмоциональный отклик.

Одной из самых распространенных форм просветительско – ознакомительной деятельности являются беседы на самые разнообразные темы: «Песня — зеркало души русского человека», «Русский народный костюм», «Русская народная игрушка», «Наши предки в далеком прошлом», «Искусство скоморохов», «Древние города Московской губернии» и т.д.

Важной просветительской формой массовой внеклассной работы являются экскурсии по изучению народной культуры нашей страны. Эта форма в педагогическом отношении очень эффективна, потому что она дает возможность учащимся погрузиться в мир народной культуры, в том числе и музыкальной. Экскурсия является одним из важнейших средств активизации познавательной деятельности учащихся.

Учащиеся нашей школы довольно часто выезжают на экскурсии. Ребята посетили экскурсию в Александровской слободе (г. Александров), резиденцию Ивана Грозного, краеведческий музей г. Владимира.

Главным отличием поисково-собирательского направления от предыдущего является то, что дети вовлекаются в активное участие по получению знаний о народной культуре. Дети с удовольствием откликаются на призыв наблюдать и собирать фольклорный материал. При этом важно выделить различные направления этой работы:

  • собирание текстов фольклора может осуществляться с использованием средств массовой информации – телевидение, радио (общероссийские, специальные и местные каналы);

  • поиск фольклорных произведений с помощью интернета;

  • общение с носителями традиционной народной культуры;

  • постижение фольклорного наследия с использованием учебников, детской литературы, нотных сборников.

Учащиеся с удовольствием собирают тексты частушек, колыбельных, жанровых народных песен, закличек, прибауткок, поговорок. Собранные образцы фольклора творчески оформляют соответствующими рисунками, аппликациями и делают сообщение на занятиях внеурочной деятельности.

В рамках креативно – созидательного направления предполагается приобщение детей к творческой деятельности. При соответствующей «педагогической инструментовке» народное творчество может выступить мощным фактором духовно – творческого самостроительства растущей личности. В этом направлении на внеурочных занятиях я применяю следующие виды деятельности:

  • инсценировки песен, народных сказок;

  • пластическое интонирование;

  • импровизационное сочинение сказок, загадок, частушек, закличек.

  • творческие проекты и конкурсы.

Работа в исполнительско – репродуктивном направлении реализуется посредством развития разнообразных форм художественной самодеятельности.

Важное значение в реализации данного направления имеет система конкурсов: классных, общешкольных, областных. С большим желанием дети участвуют в вокальных конкурсах народной песни. Учащиеся нашей школы не раз становились лауреатами и дипломантами вокальных конкурсов исполнителей народной песни. Такие конкурсы являются огромным стимулом в работе и для учащихся и для меня.

Считаю, что важное значение в реализации данного направления имеют народные праздники и обряды. Они играют огромную роль в приобщении учащихся к музыкальному фольклору. Именно праздник, являясь частью национальной культуры, помогает в наиболее успешном и активном освоении этой культуры. Праздник – это, прежде всего, радость, новые яркие впечатления, красочность, творчество. Участие в нем – это не выступление на публику, это соучастие, сопричастность какому – либо важному событию.

Смысл и красота праздников, обрядов, обычаев, остающихся неизменными из века в век, раскрыт И.С.Шмелевым так ярко и талантливо именно на основе своих детских воспоминаний. Хотелось бы, чтобы и у современных детей тоже остались на всю жизнь незабываемые, положительные воспоминания о Рождественских огоньках, блинах и чаепитии на Масленицу, Пасхальной весенней радости.

Учащиеся нашей школы с удовольствием участвуют в подготовке и реализации таких праздников, как «Кузьминки», «Капустные посиделки», «Покров Пресвятой Богородицы», «Рождество», «Масленица», «Пасха». Сегодня мы представляем вашему вниманию фольклорный обрядовый праздник «Свадьба на Руси», в котором собран поэтический, песенный и игровой фольклор. В этой театрализации показаны основные этапы свадебного обряда: смотрины, рукобитие, девичник, выкуп, гуляние и свадебный пир. В празднике приняли участие учащиеся и начальных классов и среднего звена.

Вся работа по развитию и воспитанию школьников средствами народной культуры в условиях современной школы дает хорошие результаты, так как:

  • дети с интересом воспринимают материал;

  • у учащихся появляется устойчивый интерес к народной культуре и к истории народа, чувство гордости за свое Отечество, уважительное отношение к коренным жителям края, где они родились;

Работа в этом направлении ориентирует детей на самостоятельное добывание знаний об истории и культуре народа.

Результативность опыта проявляется в стремлении детей воспринимать изучаемый материал на творческом уровне, что проявляется в выполнении детьми различных творческих работ.

Приобщая детей к духовному наследию своего народа важно, чтобы дети не просто получили знания о народной культуре, а осмыслили ее значение для себя как источника нравственных ценностей и донесли это до родителей. Ведь народные традиции уже сами по себе содержат гуманистические основы воспитания, стремление жить по высокому нравственному закону.

Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа помогает воспитать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие учащихся, раскрывает творческие способности каждого, формирует общую духовную культуру.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!