« Воспитание в семье»
«Стиль семейного воспитания – это установки и соответствующее поведение родителей, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение взрослых к детям вообще».
Г.М. Коджаспиров
«Стили воспитания детей в семье»
«Стили воспитания детей в семье»
«Стили воспитания детей в семье»
«Стили воспитания детей в семье»
«Стили воспитания детей в семье»
Стиль воспитательных отношений: АВТОРИТАРНЫЙ
Особенности воспитания:
- ограничение свободы, выбора, самостоятельности
- игнорирование нужд, желаний, потребностей,
- высокие требования;
- много обязанностей;
- отсутствие поддержки;
- жесткая система запретов, санкций, наказаний;
- жесткое обращение;
- деспотизм, тирания;
- эмоциональное отвержение.
Формирующиеся черты характера: чувство тревоги, одиночества, комплексы, неполноценности, вины за что-то, лживость, подобострастие, угодничество, забитость, пессимизм, демонстративность, бунтарство, мстительность, агрессивность, обида, нерешительность, озлобленность, безынициативность, недоверчивость, неуверенность, формирование невротических расстройств у подростков.
Девиз воспитания: «ДЕЛАЙ, КАК СКАЗАНО»
Роль ребенка в семье: ужасный ребенок, мучитель, забитый, Золушка, паинька
Стиль воспитательных отношений : ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ
Особенности воспитания:
- учет возрастных особенностей, потребностей, нужд, интересов и желаний ребенка;
- равноправие;
- взаимная забота и ответственность;
- поддержка, помощь и т.п.
Формирующиеся черты характера: доброжелательность, открытость, инициативность, воля, заботливость, ответственность, самостоятельность, уверенность, трудолюбие и т.п.
Девиз воспитания: «ВМЕСТЕ»
Роль ребенка в семье: РАВНОПРАВНЫЙ ЧЛЕН КОЛЛЕКТИВА
Стиль воспитательных отношений : либеральный
Слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка; безусловная родительская любовь. Отношения теплые. Открыты для общения с детьми, однако доминирующее направление коммуникации — от ребенка к родителям; детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей; родители не устанавливают каких-либо ограничений; дети буквально садятся на шею родителям. Вся жизнь родителя подчинена нуждам и потребностям ребенка, его прихотям, своей жизни родитель не имеет
Родители ─ либералы сознательно ставят себя на один уровень с детьми. Ребёнку предоставлена абсолютная свобода: ему следует всё постичь самому, без посторонней помощи, основываясь только на собственном опыте. Практически никаких ограничений на поведение детей не устанавливается. Реальную поддержку и помощь родители почти не оказывают. Но и больших успехов в жизни от своих детей либеральные родители не ожидают.
Со временем дети из либеральных становятся инфантильными, у них нередко наблюдается состояние тревожности и отсутствует чувство независимости. Став взрослыми, эти дети избегают брать на себя ответственность, а поведение их часто носит импульсивный характер
Это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями, или между родителями и бабушками, дедушками.
У родителей, особенно у матери не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми – от наказания, слез, ругани до умилительно ласковых проявлений, что приводит к потере родительского влияния на детей. Со временем ребенок становится неуправляемым, пренебрегающим мнением старших, родителей.
При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках.
Фрустрация — психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) препятствиями, возникающими на пути к достижению цели. Проявляется в виде гаммы эмоций: гнева, раздражения, тревожности, чувства вины и т. п.
Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.
При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.
Стиль воспитательных отношений : хаотический
Стиль воспитательных отношений : попустительский (индифферентный)
Особенности воспитания:
- отсутствие заботы о здоровье, нуждах, внешнем облике, успешности;
- игнорирование потребностей, желаний, интересов, нужд;
- эмоциональное равнодушие, холодность, отвержение;
- попустительство в сфере контроля за поведением;
- вседозволенность;
- жесткие требования; деспотизм, тирания;
- упреки во всех своих бедах.
Формирующиеся черты характера: самостоятельность, склонность к асоциальным формам поведения: воровство, праздность, бродяжничество, поиск удовольствий (токсины, алкоголь, наркотики, секс), грубость, гневность, раздражительность, агрессивность, мстительность, задиристость, озлобление, демонстративность (как попытка привлечь к себе внимание), жестокость, бесстрашие, отсутствие стыда, чувства вины, эгоизм, лживость, манипулирование (вызывает жалость, дает обещания, прикинется дурачком или обворожительным, красноречиво раскаивается) и т.д.
Девиз воспитания: «ЖИВИ, КАК ХОЧЕШЬ»
Роль ребенка: путающийся под ногами, мальчик для битья
«Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!».
Л. Н. Толстой