МКОУ Шелеховская СОШ
Воспитание в современной школе: традиции и инновации .
Васюкова Вера Владимировна
учитель начальных классов
выступление из опыта
на методическом совещании по теме:
«Воспитание в условиях личностно-ориентированного образования»
25.03. 2022г
Проведённый Институтом стратегии образования анализ состояния воспита-ния в школах России показал наличие серьёзных проблем, вот две из них:
- Во-первых, это имитация воспитания- его подмена массовыми мероприяти-ями или профилактическими беседами.
- Во- вторых, это проблема бюрократиза-ции воспитания. Речь идёт об излишне большом объёме документов.
Традиционное противостояние в воспитании: «дело или формализм»
«Типичным проявлением формализма в воспитании можно считать:
… дробление воспитательного процесса, воспитательная
работа планируется как сумма обособленных разделов и мероприятий;
… погоня за количеством воспитательных воздействий
по принципу: чем больше разделов и мероприятий, тем лучше;
… показной характер воспитательной работы;
… сведение воспитательной работы к мероприятиям для воспитанников…»
Несколько важных вопросов:
- Когда работа педагога становится воспитательной?
- Когда ценностно-ориентированное общение педагогов и школьников становится результативным?
- Когда отношения между педагогами ишкольниками становятся доверительными?
Результативность воспитания зависит от:
Интересная
деятельность
Ценностно-ориентированное
общение
Доброжелательные
отношения
Воспитание – это повседневная скрупулёзная работа,
а не мероприятия по плану.
Предпосылка результативного воспитания- знание современного ребёнка
Поколение «А» ?
серьёзную информацию с
серьёзным видом (ценят
юмор и игру)
- Хотят знать «как устроено?»,
но важен притягательно «упакованный» материал
окружающему миру
(«Зачем мне это?»)
прислушивались, уважали и воспринимали как равных
- Не могут долго удерживать
- Их больше мотивируют не рейтинги
внимание (3-5мин.- как посты в соцсетях или ролики на Тик-Токе)
и оценки, а похвала и эмоциональный
заряд
1 шаг. В отношениях – стремиться к доминированию доверительных межличностных отношений над функциональными
- позволит педагогам сплотить вокруг себя детей, стать значимыми взрослыми
- придаст детям уверенности в себе, поможет бороться со страхами и стрессом
- будет способствовать профилактике насилия в школе и за её приделами
ть
2 шаг . В деятельности – стараться вовлекать школьников в постоянные интересные деятельности, а не в разрозненные мероприятия
Курсы внеурочной
деятельности
Самоуправление
Ключевые
дела
Классное руководство
Школьные
медиа
Профориентация
Экскурсии,
походы
И т.д.
Детские
общественные
объединения
Школьный
урок
3 шаг . В общении – стремиться к паритету ценностно – ориентированного и знание- ориентированного общения.
- важно учить не только считать, но и не обсчитывать стараться избегать морализации и назидательности ребёнок – не пассивный потребитель ценностного контента
- важно учить не только считать, но и не обсчитывать стараться избегать морализации и назидательности ребёнок – не пассивный потребитель ценностного контента
- важно учить не только считать, но и не обсчитывать стараться избегать морализации и назидательности ребёнок – не пассивный потребитель ценностного контента
- важно учить не только считать, но и не обсчитывать стараться избегать морализации и назидательности ребёнок – не пассивный потребитель ценностного контента
- важно учить не только считать, но и не обсчитывать
- стараться избегать морализации и назидательности
- ребёнок – не пассивный потребитель ценностного контента
Воспитание пронизывает все сферы школьной жизни, все виды деятельности школьников –
учёбу, игру, труд, общение .
Если педагоги хотят сделать свои уроки
личностно развивающими, воспитывающим, то для решения этой задачи им необходимо реализовать следующие действия:
- установить уважительные и доверительные
отношения со своими учениками;
- увлечь ребят совместной деятельностью на
уроке;
- Наполнить коммуникацию на уроке
ценностно-ориентированным содержанием.
Воспитывающими наши уроки
становятся тогда …
- … когда они интересны школьникам, и те
с удовольствием включаются в организуемую
учителем деятельность;
- … когда они побуждают школьников
задуматься о ценностях, нравственных вопросах,
жизненных проблемах;
- … когда время от времени на них используются
игры, дискуссии и другие парные или групповые
формы работы
Спасибо за внимание