СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание детей в целостном педагогическом процессе ДОО.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание - одно из основных понятий педагогики. Это процесс специально организованной деятельности педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях образовательного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание детей в целостном педагогическом процессе ДОО.»

Воспитание детей  в целостном педагогическом процессе ДОО

Воспитание детей в целостном педагогическом процессе ДОО

Понятие «воспитание».  Особенности воспитания детей дошкольного возраста   Воспитание  - одно из основных понятий педагогики. Это процесс специально организованной деятельности педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях образовательного процесса. Цель воспитания в гуманистической педагогике - наиболее полное культурное развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации. Результат воспитания - личность, развивающаяся в гармонии с собой, природой и социумом, личность, ориентированная на ценности мировой и национальной культуры, на творческую самореализацию в мире этих ценностей, нравственную саморегуляцию и адаптацию в изменяющейся социокультурной среде.

Понятие «воспитание». Особенности воспитания детей дошкольного возраста

Воспитание - одно из основных понятий педагогики. Это процесс специально организованной деятельности педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях образовательного процесса.

Цель воспитания в гуманистической педагогике - наиболее полное культурное развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Результат воспитания - личность, развивающаяся в гармонии с собой, природой и социумом, личность, ориентированная на ценности мировой и национальной культуры, на творческую самореализацию в мире этих ценностей, нравственную саморегуляцию и адаптацию в изменяющейся социокультурной среде.

Понятие «воспитание». Особенности воспитания детей дошкольного возраста

Как общественное явление воспитание направлено на передачу накопленного человечеством исторического культурного опыта от поколения к поколению.

Воспитание всегда выражает историческую потребность общества в подготовке поколения , способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли.

Воспитательный процесс - это целенаправленное взаимодействие педагогов и детей , сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса.

Структура воспитательного процесса - взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов, средств и достигнутых результатов .

Центр воспитательного процесса - развивающее взаимодействие педагога и детей, основанное на их сотрудничестве и взаимном уважении.

Воспитание является долговременным, непрерывным процессом, переходящим в самовоспитание.

Воспитание дошкольников ориентируется как на общие закономерности воспитательного процесса , так и на своеобразие развития ребенка в период дошкольного детства.

Теоретические основы процесса воспитания дошкольников определяют следующие положения и идеи:

- самоценность дошкольного детства и его существенное значение для последующего развития личности;

- развитие личности ребенка как процесс социального наследования, активного присвоения доступного социально-культурного опыта, отраженного в предметах культуры, знаниях, умениях, ценностях и т. п.;

- амплификация развития ребенка как создание условий для разностороннего освоения культурного опыта и развития способностей (максимальное обогащение личностного развития на основе развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми);

- определяющая роль деятельности в воспитании (воспитание дошкольника происходит в системе взаимосвязанных видов детской деятельности при ведущей роли игры);

- развитие личности ребенка происходит в условиях проявления субъектной активности, субъектного опыта, становления субъектной позиции;

- обусловленность воспитания дошкольников взаимодействием всех субъектов воспитательного процесса , детского сада и семьи, школы и других социальных институтов;

- непрерывность воспитательного процесса, наличие единых линий развития и воспитания ребенка на всех ступенях дошкольного возраста и сохранение содержательной преемственности в воспитании при переходе на ступень младшего школьного возраста.

Особенности воспитания детей дошкольного возраста

Цель воспитания - ввести дошкольника в мир культуры , способствовать разностороннему развитию его способностей, психическому и физическому здоровью, стимулировать и сохранять индивидуальность .

Воспитание в дошкольном детстве направлено на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентации, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

Воспитание направлено на целостную личность ребенка (ее активность, самостоятельность, гуманистическую направленность), вхождение его в современный мир, приобщение к культуре .

Задача воспитания состоит в становлении у детей базиса личностной культуры, развитии в дошкольном детстве основ культурного отношения к природе, рукотворному миру, обществу, к собственной жизни . (это касается как ценностных ориентаций, так и средств познания, деятельности, общения.)

Обеспечить базис личностной культуры - значит помочь ребенку в присвоении ценностей (красота, добро, истина), способов взаимодействия с людьми и проявлении эмоционально-оценочного отношения к миру.

Особенности воспитания детей дошкольного возраста   Воспитательный процесс в детском саду активизирует механизмы саморазвития, самообучения, исследовательского поведения, инициативы и свободы самовыражения детей в разных видах деятельности и общении. Воспитание дошкольников имеет свои особенности: - определяющая роль взрослого в воспитании как транслятора ребенку культурного опыта; -необходимость постоянной опоры на чувства детей и наглядные примеры поведения, выполнения правил; -неустойчивость формируемых качеств и способов поведения, необходимость в связи с этим постоянного упражнения и закрепления их ребенком в разных жизненных ситуациях; -необходимость педагогического сопровождения и поддержки ребенка в воспитании с учетом индивидуальности и темпа развития.

Особенности воспитания детей дошкольного возраста

Воспитательный процесс в детском саду активизирует механизмы саморазвития, самообучения, исследовательского поведения, инициативы и свободы самовыражения детей в разных видах деятельности и общении.

Воспитание дошкольников имеет свои особенности:

- определяющая роль взрослого в воспитании как транслятора ребенку культурного опыта;

-необходимость постоянной опоры на чувства детей и наглядные примеры поведения, выполнения правил;

-неустойчивость формируемых качеств и способов поведения, необходимость в связи с этим постоянного упражнения и закрепления их ребенком в разных жизненных ситуациях;

-необходимость педагогического сопровождения и поддержки ребенка в воспитании с учетом индивидуальности и темпа развития.

Особенности воспитания детей дошкольного возраста Педагогическая позиция воспитателя постоянно меняется в зависимости от задач воспитания и уровня развития ребенка: - позиция прямой передачи опыта «Делай, как я», - позиция партнерства «Давай сделаем это вместе», - позиция обращения к опыту ребенка «Помоги мне, у меня не получается»,  - позиция выбора творческого решения «Кто придумает интереснее?»

Особенности воспитания детей

дошкольного возраста

Педагогическая позиция воспитателя постоянно меняется в зависимости от задач воспитания и уровня развития ребенка:

- позиция прямой передачи опыта «Делай, как я»,

- позиция партнерства «Давай сделаем это вместе»,

- позиция обращения к опыту ребенка «Помоги мне, у меня не получается»,

- позиция выбора творческого решения «Кто придумает интереснее?»

Особенности воспитания детей дошкольного возраста Осуществление воспитательного процесса требует соблюдения ряда педагогических условий : - личностно - ориентированное взаимодействие взрослых с детьми ; - предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств и пр.; - создание предметно-развивающей образовательной среды , способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Средством воспитания выступают разнообразные виды детской деятельности: - коммуникативная, - трудовая, - познавательно-исследовательская, - продуктивная, - музыкально-художественная, - конструктивная; - двигательная.  при ведущей роли игры .

Особенности воспитания детей

дошкольного возраста

Осуществление воспитательного процесса требует соблюдения ряда педагогических условий :

- личностно - ориентированное взаимодействие взрослых с детьми ;

- предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств и пр.;

- создание предметно-развивающей образовательной среды , способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности.

Средством воспитания выступают разнообразные виды детской деятельности:

- коммуникативная,

- трудовая,

- познавательно-исследовательская,

- продуктивная,

- музыкально-художественная,

- конструктивная;

- двигательная.

при ведущей роли игры .

В процессе воспитания дошкольник приобретает опыт организации и участия в самостоятельной индивидуальной и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. Самостоятельная деятельность детей - свободная деятельность дошкольников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая свободный выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Совместная деятельность взрослых и детей - деятельность двух и более участников (взрослых и воспитанников) по решению общих задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей). В ситуации совместной деятельности ребенок получает ценный личный опыт установления разнообразных форм контактов со сверстниками и взрослыми, проявляет нравственные качества.

В процессе воспитания дошкольник приобретает опыт организации и участия в самостоятельной индивидуальной и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.

Самостоятельная деятельность детей - свободная деятельность дошкольников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая свободный выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Совместная деятельность взрослых и детей - деятельность двух и более участников (взрослых и воспитанников) по решению общих задач на одном пространстве и в одно и то же время.

Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).

В ситуации совместной деятельности ребенок получает ценный личный опыт установления разнообразных форм контактов со сверстниками и взрослыми, проявляет нравственные качества.

Субъектная позиция - личностное образование, обеспечивающее ребенку применение освоенного социального опыта .

Способность к самостоятельному целеполаганию и мотивации детской деятельности, умение оперировать освоенными способами ее осуществления, самостоятельно контролируя и оценивая результаты, дают возможность ребенку выходить за пределы заданной ситуации и вариативно разрешать элементарные житейские проблемы, возникающие в семье и детском саду при взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

Особую роль в воспитании дошкольников играет общение .

Эмоциональное, деловое, познавательное и личностное общение ребенка с воспитателем и сверстниками дает ребенку ценную социальную практику коммуникации и взаимопонимания с людьми.

Успех воспитательного влияния зависит

  • от умения педагога пробудить коммуникативную активность детей в общении,
  • от развитой педагогической рефлексии воспитателя,
  • способности строить отношение с ребенком по модели субъект-субъектного взаимодействия, на основе педагогической диагностики особенностей его развития, поведения и деятельности.

Дети раннего и дошкольного возраста особенно нуждаются в материнском отношении и эмоциональной поддержке воспитателя.

Ребенок как субъект педагогического взаимодействия  проявляет себя следующим образом: - он открыт педагогическому взаимодействию, проявляет доверие и интерес к воспитателю; - охотно принимает цели и задачи, поставленные воспитателем; - проявляет активность, самостоятельность, сотрудничество в совместной деятельности и общении с воспитателем; - охотно делится своими мыслями, выражает свое мнение, желания,  готовность к со-деятельности и разнообразному общению с воспитателем. Такое поведение дошкольника свидетельствует педагогу о том, что воспитание как процесс установления взаимодействия педагога и ребенка для решения определенных задач осуществляется правильно.

Ребенок как субъект педагогического взаимодействия проявляет себя следующим образом:

- он открыт педагогическому взаимодействию, проявляет доверие и интерес к воспитателю;

- охотно принимает цели и задачи, поставленные воспитателем;

- проявляет активность, самостоятельность, сотрудничество в совместной деятельности и общении с воспитателем;

- охотно делится своими мыслями, выражает свое мнение, желания, готовность к со-деятельности и разнообразному общению с воспитателем.

Такое поведение дошкольника свидетельствует педагогу о том, что воспитание как процесс установления взаимодействия педагога и ребенка для решения определенных задач осуществляется правильно.

Закладывая культурный фундамент личностного развития, воспитание обеспечивает гармонию взаимодействия ребенка с окружающим миром, создает у растущего человека ощущение психологического комфорта и физического здоровья. Воспитательный процесс в детском саду охватывает важнейшие сферы физического, психического и личностного развития дошкольника и предусматривает обеспечение полноценного физического развития, охрану и укрепление физического и психического здоровья ребенка, разностороннее развитие познавательных, коммуникативных, художественных способностей, социально-ценностных представлений, опыта нравственного поведения и культуры общения. Содержание воспитания связано с образовательными областями современного дошкольного образования: физическое, познавательное, речевое, художественно-эстетическое социально-коммуникативное развитие детей.

Закладывая культурный фундамент личностного развития, воспитание обеспечивает гармонию взаимодействия ребенка с окружающим миром, создает у растущего человека ощущение психологического комфорта и физического здоровья.

Воспитательный процесс в детском саду охватывает важнейшие сферы физического, психического и личностного развития дошкольника и предусматривает обеспечение полноценного физического развития, охрану и укрепление физического и психического здоровья ребенка, разностороннее развитие познавательных, коммуникативных, художественных способностей, социально-ценностных представлений, опыта нравственного поведения и культуры общения.

Содержание воспитания связано с образовательными областями современного дошкольного образования:

  • физическое,
  • познавательное,
  • речевое,
  • художественно-эстетическое
  • социально-коммуникативное развитие детей.
 Детский коллектив - это очень важная для личностного развития дошкольников социокультурная среда.  Общество сверстников , в котором ребенок общается «на равных», побуждает дошкольников проявлять инициативу, самостоятельность, саморегуляцию своих действий и поступков, добиваться взаимопонимания, регулировать взаимоотношения на основе общих правил .

Детский коллектив - это очень важная для личностного развития дошкольников социокультурная среда.

Общество сверстников , в котором ребенок

общается «на равных», побуждает дошкольников проявлять инициативу,

самостоятельность,

саморегуляцию своих действий и поступков, добиваться взаимопонимания,

регулировать взаимоотношения на основе общих правил .

Принципы воспитания Принципы воспитания - это основные требования к эффективному построению воспитательного процесса; основополагающие идеи, которые определяют пути реализации закономерностей воспитания и соответственно организуют его содержание, формы, методы и средства. Принципы воспитания можно считать своего рода законами педагогической деятельности каждого воспитателя (Н. Ф. Голованова). Принцип целостности, единства всех компонентов воспитательного процесс. Принцип создания активной позиции ребенка в воспитательном процессе  Принцип создания перспектив движения к новым целям.  Принцип учета в воспитании возрастных, индивидуальных, поло-ролевых особенностей детей.  Принцип взаимодействия и сотрудничества педагогов и родителей воспитанников. Принцип гуманизации воспитания.  Принцип учета в воспитании возрастных, индивидуальных, поло-ролевых особенностей детей.  Принцип взаимодействия и сотрудничества педагогов и родителей воспитанников.

Принципы воспитания

Принципы воспитания - это

основные требования к эффективному построению воспитательного процесса;

основополагающие идеи, которые определяют пути реализации закономерностей воспитания и соответственно организуют его содержание, формы, методы и средства.

Принципы воспитания можно считать своего рода законами педагогической деятельности каждого воспитателя (Н. Ф. Голованова).

  • Принцип целостности, единства всех компонентов воспитательного процесс.
  • Принцип создания активной позиции ребенка в воспитательном процессе
  • Принцип создания перспектив движения к новым целям.
  • Принцип учета в воспитании возрастных, индивидуальных, поло-ролевых особенностей детей.
  • Принцип взаимодействия и сотрудничества педагогов и родителей воспитанников.
  • Принцип гуманизации воспитания.
  • Принцип учета в воспитании возрастных, индивидуальных, поло-ролевых особенностей детей.
  • Принцип взаимодействия и сотрудничества педагогов и родителей воспитанников.
Методы воспитания Методы воспитания - совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления взаимосвязанной деятельности взрослых и детей для достижения воспитательных целей. В состав метода воспитания входят методические приемы. По отношению к методу приемы носят частный характер и подчиняются основной задаче, которую реализует данный метод.

Методы воспитания

Методы воспитания - совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления взаимосвязанной деятельности взрослых и детей для достижения воспитательных целей.

В состав метода воспитания входят методические приемы.

По отношению к методу приемы носят частный характер и подчиняются основной задаче, которую реализует данный метод.

Выделяют несколько групп методов воспитания: Упражнение  в положительном поведении и поступках Приучение Методы организации опыта поведения и деятельности дошкольников.   Игровые методы воспитания Воспитывающие (воспитательные) ситуации

Выделяют несколько групп методов воспитания:

Упражнение

в положительном поведении и поступках

Приучение

  • Методы организации опыта поведения и

деятельности дошкольников.

Игровые

методы воспитания

Воспитывающие (воспитательные) ситуации

рассказ воспитателя на моральную тему разъяснение нравственных норм и требований  2. Методы осознания детьми опыта поведения и деятельности.  этические беседы обсуждение поступков литературных героев, героев мультфильмов, жизненных событий и ситуаций(в детском саду, семье, городе, стране). чтение художественной литературы

рассказ воспитателя

на моральную тему

разъяснение нравственных норм и требований

2. Методы осознания детьми

опыта поведения

и деятельности.

этические

беседы

обсуждение поступков литературных героев, героев мультфильмов, жизненных событий и ситуаций(в детском саду, семье, городе, стране).

чтение художественной литературы

3.Методы стимулирования опыта поведения

и деятельности детей

( побуждение детей к социально - одобряемому поведению).

Поощрение - выражение положительной

оценки поступков и действий воспитанников

Наказание

метод воспитания, направленный на сдерживание негативных действий и поступков, это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения.

Формы наказания дошкольников :

замечание,

предупреждение,

порицание,

индивидуальный разговор,

временное ограничение определенных прав или развлечений.

Метод наказания требует обдуманных действий, анализа причин проступка и выбора такой формы, которая не унижает достоинства ребенка и открывает ему путь исправления и улучшения поведения.

Отрицательная педагогическая оценка содержит суждение воспитателя о конкретном поступке или действии ребенка, но НЕ о его личности.

Цель - вызывать у ребенка позитивные эмоции и мотивы поведения, вселить веру в свои силы, закрепить положительные навыки и привычки, стимулировать стремление к социально- ценностным действиям и поступкам.

Методика поощрения рекомендует одобрять НЕ только результат, но мотив и способ деятельности , приучать детей ценить сам факт одобрения , а не его материальный вес.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!