В результате системной образовательной и воспитательной работы решаются задачи формирования экологически ответственного человека, который чутко воспринимает красоту окружающей природы. Мы убеждены, что ответственный человек в условиях любой производственной деятельности будет принимать решения, сообразные научным принципам целостности природы, т. к. он осознает цену "преобразований" природы и четко понимает приоритетное значение экологических проблем над экономическими.
Просмотр содержимого документа
«Воспитание экологически грамотной личности учащегося при изучении ОО Технология в 10-11 классе»
Воспитание экологически грамотной
личности учащегося при изучении ОО Технология в 10-11 классе
Экологическое образование и воспитание школьников является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с учащимися. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания.
Содержанием экологического воспитания являются базовые национальные ценности: природа, родная земля, заповедная природная, планета Земля, экологическое сознание. Важный аспект в экологическом воспитании – развитие гуманного отношения к природе, способность воспринимать и чувствовать её красоту, умение бережно относиться ко всем природным явлениям. Экологическое воспитание обеспечивает развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций [7].
Формирование безопасного поведения так же как и экологическое воспитание является элементом педагогического процесса. В процессе формирования безопасного поведения школьники осваивают правила безопасной жизнедеятельности, направленной на профилактику и минимизацию ущерба от вредных и опасных факторов. Школьники в процессе образовательной деятельности взаимодействуют с элементами культуры безопасности, суть которых заключается в том, что они содержат правила, нормы и правила поведения, а также информацию о самих элементах опасности в природе и обществе.
В широком аспекте формирование безопасного поведения – процесс формирования готовности к различным видам деятельности (познавательной, физической, коммуникативной и т.д.), к выполнению различных социальных функций (гражданина, производственника, потребителя и т.д.), присвоения школьниками разнообразных видов и фрагментов культуры (мировоззренческой, нравственной, эстетической и т.д.) [10, с.67].
В узком аспекте формирование безопасного поведения – присвоение школьниками фрагментов культуры, основная функция которых – обеспечение безопасности человека и общества, а также специальная теоретическая, психологическая и личностная подготовка школьника, которая осуществляется на материале подготовки к конкретным видам опасных ситуаций, вредным, опасным условиям деятельности, результаты которой имеют обобщенный характер и способствуют безопасности в разнообразных конкретных видах и условиях деятельности [10, с.68].
Таким образом, можно сделать вывод, что экологическое воспитание и образование – это целенаправленно организованный, планомерный и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими знаниями, умениями и навыками, с целью выработки социально-педагогических установок и активной гражданской позиции бережного отношения к природным и социальным благам. В процессе освоения элементов экологической культуры младшие школьники осваивают правила грамотного и безопасного поведения в природе и обществе.